Задача привлечения абитуриентов, имеющих хорошую подготовку и осознанно выбравших конкретный вуз, не теряет своей актуальности. Наоборот, в настоящее время она только приобретает особую остроту прежде всего для технических направлений подготовки, что вызвано следующими обстоятельствами.
Во-первых, относительно невысоким общим числом потенциальных абитуриентов. Сегодня в вузы стремятся поступать сразу после окончания школы или колледжа. Таким образом, на момент подачи заявлений о приеме основному контингенту абитуриентов 17…20 лет. Учитывая низкую рождаемость в 1998 – 2002 гг. и связанную с ней современную возрастную структуру населения (рис. 1), ожидать в 2019 г. значимого увеличения общего числа абитуриентов не следует.
Рис. 1. Возрастно-половая структура населения от первого года жизни до 30 лет на начало 2017 г. [1, с. 31]
Во-вторых, в связи с приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 190/1512, утвердившим с 22.12.2018 г. новый Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Согласно введенному Порядку участники ГИА должны до 01 февраля выбрать «уровень ЕГЭ по математике (базовый или профильный)» [2]. Таким образом, начиная с 2019 г., выпускник школы для получения аттестата о среднем образовании не может сдавать одновременно базовый и профильный ЕГЭ по математике. Однако ни для кого не секрет, что с момента разделения ЕГЭ по математике на два уровня (с 2015 г.) многие выпускники «для подстраховки» сдавали два экзамена – базовый и профильный. Учитывая это обстоятельство, в 2019 г. следует ожидать, что число участников ГИА, выбравших профильный ЕГЭ по математике, снизится, а следовательно, число абитуриентов технических вузов уменьшится. По имеющимся оценкам, «контингент потенциальных абитуриентов инженерных специальностей может сократиться на 15-20 %» [3].
Ясно, что в период проведения приемной кампании в вузы вести профориентационную работу с абитуриентами уже малоэффективно. Сегодня, когда поступающие могут подать заявление о приеме сразу в пять вузов, к началу приемной кампании они уже выстроили для себя приоритетный список образовательных учреждений, делая ставку на поступление в более «сильные вузы» на «престижные направления», при этом зачастую четко не осознавая специфику будущей специальности, особенностей учебных программ (перечень и содержание дисциплин, практик). Такой недостаточно осмысленный выбор впоследствии может привести к разочарованию, потере интереса и мотивации к обучению со всеми вытекающими отсюда последствиями [4].
Стремясь привлечь в вуз абитуриентов, осознанно выбравших направление подготовки, образовательные учреждения ведут профориентационную работу среди обучающихся средних общеобразовательных школ, а также учреждений системы среднего профессионального образования [4, 5]. Для выпускающих кафедр чрезвычайно важно иметь осведомляющую информацию, каким образом (из каких источников) узнали о вузе, направлении подготовки те, кто сегодня успешно обучается здесь. Это необходимо для того, чтобы правильно выстраивать и корректировать – в случае необходимости – работу по популяризации как направления подготовки, так и самой выпускающей кафедры и вуза в целом.
Цель работы: исследование основных источников информации абитуриентов 2014-2018 гг. о профиле подготовки «Инженерная защита окружающей среды» (направление «Техносферная безопасность») в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ).
Материалы и методы исследования
Исследование проведено в 2018 г. методом очного анкетирования обучающихся в МАДИ по профилю «Инженерная защита окружающей среды».
Таблица 1
Вопросы второго блока анкеты
Вопрос |
Варианты ответа |
1. Назовите источники, из которых Вы узнали о существовании профиля подготовки «Инженерная защита окружающей среды». |
1. Интернет 2. Родители, родственники, знакомые родителей и родственников 3. Ваши друзья, знакомые 4. Студенты МАДИ 5. Выпускники МАДИ 6. Учителя 7. Приемная комиссия 8. День открытых дверей МАДИ 9. «Университетские субботы» МАДИ 10. Другой ответ ………………………………. |
2. Если при ответе на вопрос 1, Вы выбрали как источник Интернет, то уточните, какой. |
1. Официальный сайт Минобрнауки России 2. Официальный сайт МАДИ (madi.ru) 3. Сайт кафедры eco-madi.ru 4. Социальные сети 5. Другой ответ ………………………… |
3. При поступлении Вы сначала выбирали …… |
1. вуз, а потом направление подготовки и профиль 2. профиль подготовки, а потом вуз |
Примечание к табл. 1. Вопросы № 1 и № 2 – поливариантные (можно указать несколько вариантов ответов, в том числе дать самостоятельный ответ). |
Разработанная авторами анкета (опросный лист) состояла из двух блоков. Первый блок служил для фиксации даты рождения и года поступления в МАДИ участника опроса. Второй блок содержал вопросы, позволяющие установить (табл. 1):
- источник получения информации о профиле подготовки «Инженерная защита окружающей среды»;
- приоритет первоначального выбора абитуриента: вуз или профиль подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение
В опросе приняли участие 85 обучающихся по профилю «Инженерная защита окружающей среды», поступивших в МАДИ в 2014-2018 гг. На момент зачисления на 1-й курс им было от 17 до 21 года, основная возрастная группа – 18-летние (табл. 2).
Таблица 2
Возрастная структура участвующих в опросе обучающихся на момент их зачисления на 1-й курс МАДИ
Возраст при зачислении на 1-й курс, лет |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Доля от общего числа участников опроса, % |
15 |
64 |
8 |
11 |
2 |
Определяющим источником информации о профиле подготовки для поступавших являлся Интернет (рис. 2 а, вариант ответа – «А»), в последние два года его роль в получении информации заметно возросла (табл. 3, вариант ответа – «А»).
а) б)
Рис. 2. Общие результаты анкетирования обучающихся: а) вопрос № 1, б) вопрос № 2
Основным интернет-источником информации участвовавшие в анкетировании указали официальный сайт МАДИ – http://www.madi.ru/, вторым по значимости – социальные сети (рис. 2 б, варианты ответа – «Б» и «Г» соответственно). Роль сайта вуза являлась главенствующей вне зависимости от года поступления в вуз (рис. 3, вариант ответа – «Б»). При этом в последние четыре года относительная значимость социальных сетей как источника информации о профиле подготовки снизилась (рис. 3, вариант ответа – «Г»).
Таблица 3
Распределение обучающихся по вариантам ответа на вопрос № 2, %
Год поступления |
Число участвовавших в |
Варианты ответа |
|||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
||
2014 |
17 |
47 |
24 |
0 |
0 |
0 |
18 |
0 |
24 |
0 |
0 |
2015 |
14 |
64 |
14 |
7 |
0 |
0 |
0 |
29 |
14 |
0 |
0 |
2016 |
18 |
28 |
33 |
0 |
0 |
11 |
0 |
17 |
11 |
0 |
0 |
2017 |
20 |
50 |
30 |
0 |
5 |
0 |
0 |
5 |
10 |
0 |
0 |
2018 |
16 |
81 |
13 |
13 |
19 |
0 |
0 |
0 |
13 |
0 |
0 |
Рис. 3. Распределение обучающихся по вариантам ответа на вопрос № 2 в зависимости от года поступления в вуз
Таблица 4
Распределение обучающихся по вариантам ответа на вопрос № 3, %
Год поступления |
Число участвовавших в опросе, чел. |
Варианты ответа |
||
А |
Б |
ответ не дан |
||
2014 |
17 |
71 |
29 |
0 |
2015 |
14 |
36 |
57 |
7 |
2016 |
18 |
72 |
28 |
0 |
2017 |
20 |
50 |
45 |
5 |
2018 |
16 |
75 |
25 |
0 |
2014-2018 |
85 |
61 |
37 |
2 |
Особо отметим, что ни один из опрошенных не указал как источник информации сайт кафедры «Техносферная безопасность» (http://eco-madi.ru/), существующий уже девять лет, перейти на который можно непосредственно с сайта Приемной комиссии МАДИ.
Проведенное исследование показало, что в своем выборе абитуриенты ориентировались прежде всего на вуз, а не на профиль подготовки (табл. 4, варианты ответа – «А» и «Б» соответственно).
Выводы
1. Главным источником информации о профиле подготовки «Инженерная защита окружающей среды» для современного поколения абитуриентов (основная возрастная категория – 18 лет) являются интернет-ресурсы.
2. В своем выборе абитуриенты прежде всего ориентируются на вуз, а не на профиль подготовки. Закономерно, что при этом ведущим интернет-источником информации о профиле подготовки является сайт МАДИ.
3. Сайт кафедры «Техносферная безопасность» (http://eco-madi.ru/), существующий на протяжении девяти лет, не известен абитуриентам.
4. В 2015-2018 гг. снизилась (относительно других источников) роль социальных сетей как источника информации абитуриентов о профиле подготовки кафедры.
5. Для повышения эффективности приемной кампании следует решить задачу внешнего продвижения информации о профиле подготовки кафедры через популярные у молодежи (17-21 год) социальные сети (ВКонтакте, YouTube, Instagram), а также посредством увеличения внешних ссылок на сайт кафедры на сторонних ресурсах интернет-пространства. Для реализации поставленной задачи целесообразно привлечь обучающихся по кафедре – в рамках педагогической практики, предусмотренной Учебным планом подготовки.
Библиографическая ссылка
Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-3. – С. 31-35;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1890 (дата обращения: 23.11.2024).