Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MAIN INFORMATION SOURCES FOR HIGHER SCHOOL ENTRANTS

Evstigneeva Yu.V. 1 Evstigneeva N.A. 1
1 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University
1060 KB
The task of attracting «high-quality» students who have consciously chosen their future specialty is a strategically important task for any university. Today in the context of existing demographic problems, reducing of the training level of graduates from secondary schools, introduction of new Rules of the state final attestation for educational programs of secondary education (December 22, 2018), competition between the universities for the number and «quality» of entrants is exacerbating. For the university as a whole and for graduate chair in particular, it is extremely important to have knowledge of the main information resources to which potential students apply. It is necessary to make full use of these resources for popularization of training direction and attracting entrants. The article presents the results of author’s sociological research about information sources of entrants (2014-2018) of profile «Environment Engineering» (training direction «Technosphere Safety»). The research was conducted in 2018 by questionnaire surveys of students who successfully study in MADI on the specified profile. On the basis of the received results recommendations for improving the effectiveness of the reception campaign are offered.
higher school
training direction
entrant
information source

Задача привлечения абитуриентов, имеющих хорошую подготовку и осознанно выбравших конкретный вуз, не теряет своей актуальности. Наоборот, в настоящее время она только приобретает особую остроту прежде всего для технических направлений подготовки, что вызвано следующими обстоятельствами.

Во-первых, относительно невысоким общим числом потенциальных абитуриентов. Сегодня в вузы стремятся поступать сразу после окончания школы или колледжа. Таким образом, на момент подачи заявлений о приеме основному контингенту абитуриентов 17…20 лет. Учитывая низкую рождаемость в 1998 – 2002 гг. и связанную с ней современную возрастную структуру населения (рис. 1), ожидать в 2019 г. значимого увеличения общего числа абитуриентов не следует.

evstig1.tif

Рис. 1. Возрастно-половая структура населения от первого года жизни до 30 лет на начало 2017 г. [1, с. 31]

Во-вторых, в связи с приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 190/1512, утвердившим с 22.12.2018 г. новый Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Согласно введенному Порядку участники ГИА должны до 01 февраля выбрать «уровень ЕГЭ по математике (базовый или профильный)» [2]. Таким образом, начиная с 2019 г., выпускник школы для получения аттестата о среднем образовании не может сдавать одновременно базовый и профильный ЕГЭ по математике. Однако ни для кого не секрет, что с момента разделения ЕГЭ по математике на два уровня (с 2015 г.) многие выпускники «для подстраховки» сдавали два экзамена – базовый и профильный. Учитывая это обстоятельство, в 2019 г. следует ожидать, что число участников ГИА, выбравших профильный ЕГЭ по математике, снизится, а следовательно, число абитуриентов технических вузов уменьшится. По имеющимся оценкам, «контингент потенциальных абитуриентов инженерных специальностей может сократиться на 15-20 %» [3].

Ясно, что в период проведения приемной кампании в вузы вести профориентационную работу с абитуриентами уже малоэффективно. Сегодня, когда поступающие могут подать заявление о приеме сразу в пять вузов, к началу приемной кампании они уже выстроили для себя приоритетный список образовательных учреждений, делая ставку на поступление в более «сильные вузы» на «престижные направления», при этом зачастую четко не осознавая специфику будущей специальности, особенностей учебных программ (перечень и содержание дисциплин, практик). Такой недостаточно осмысленный выбор впоследствии может привести к разочарованию, потере интереса и мотивации к обучению со всеми вытекающими отсюда последствиями [4].

Стремясь привлечь в вуз абитуриентов, осознанно выбравших направление подготовки, образовательные учреждения ведут профориентационную работу среди обучающихся средних общеобразовательных школ, а также учреждений системы среднего профессионального образования [4, 5]. Для выпускающих кафедр чрезвычайно важно иметь осведомляющую информацию, каким образом (из каких источников) узнали о вузе, направлении подготовки те, кто сегодня успешно обучается здесь. Это необходимо для того, чтобы правильно выстраивать и корректировать – в случае необходимости – работу по популяризации как направления подготовки, так и самой выпускающей кафедры и вуза в целом.

Цель работы: исследование основных источников информации абитуриентов 2014-2018 гг. о профиле подготовки «Инженерная защита окружающей среды» (направление «Техносферная безопасность») в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ).

Материалы и методы исследования

Исследование проведено в 2018 г. методом очного анкетирования обучающихся в МАДИ по профилю «Инженерная защита окружающей среды».

Таблица 1

Вопросы второго блока анкеты

Вопрос

Варианты ответа

1. Назовите источники, из которых Вы узнали о существовании профиля подготовки «Инженерная защита окружающей среды».

1. Интернет

2. Родители, родственники, знакомые родителей и родственников

3. Ваши друзья, знакомые

4. Студенты МАДИ

5. Выпускники МАДИ

6. Учителя

7. Приемная комиссия

8. День открытых дверей МАДИ

9. «Университетские субботы» МАДИ

10. Другой ответ ……………………………….

2. Если при ответе на вопрос 1,

Вы выбрали как источник Интернет, то уточните, какой.

1. Официальный сайт Минобрнауки России

2. Официальный сайт МАДИ (madi.ru)

3. Сайт кафедры eco-madi.ru

4. Социальные сети

5. Другой ответ …………………………

3. При поступлении Вы сначала выбирали ……

1. вуз, а потом направление подготовки и профиль

2. профиль подготовки, а потом вуз

Примечание к табл. 1. Вопросы № 1 и № 2 – поливариантные (можно указать несколько вариантов ответов, в том числе дать самостоятельный ответ).

Разработанная авторами анкета (опросный лист) состояла из двух блоков. Первый блок служил для фиксации даты рождения и года поступления в МАДИ участника опроса. Второй блок содержал вопросы, позволяющие установить (табл. 1):

- источник получения информации о профиле подготовки «Инженерная защита окружающей среды»;

- приоритет первоначального выбора абитуриента: вуз или профиль подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение

В опросе приняли участие 85 обучающихся по профилю «Инженерная защита окружающей среды», поступивших в МАДИ в 2014-2018 гг. На момент зачисления на 1-й курс им было от 17 до 21 года, основная возрастная группа – 18-летние (табл. 2).

Таблица 2

Возрастная структура участвующих в опросе обучающихся на момент их зачисления на 1-й курс МАДИ

Возраст при зачислении на 1-й курс, лет

17

18

19

20

21

Доля от общего числа участников опроса, %

15

64

8

11

2

Определяющим источником информации о профиле подготовки для поступавших являлся Интернет (рис. 2 а, вариант ответа – «А»), в последние два года его роль в получении информации заметно возросла (табл. 3, вариант ответа – «А»).

evstig2a.tif evstig2b.tif

а) б)

Рис. 2. Общие результаты анкетирования обучающихся: а) вопрос № 1, б) вопрос № 2

Основным интернет-источником информации участвовавшие в анкетировании указали официальный сайт МАДИ – http://www.madi.ru/, вторым по значимости – социальные сети (рис. 2 б, варианты ответа – «Б» и «Г» соответственно). Роль сайта вуза являлась главенствующей вне зависимости от года поступления в вуз (рис. 3, вариант ответа – «Б»). При этом в последние четыре года относительная значимость социальных сетей как источника информации о профиле подготовки снизилась (рис. 3, вариант ответа – «Г»).

Таблица 3

Распределение обучающихся по вариантам ответа на вопрос № 2, %

Год поступления

Число участвовавших в

Варианты ответа

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

2014

17

47

24

0

0

0

18

0

24

0

0

2015

14

64

14

7

0

0

0

29

14

0

0

2016

18

28

33

0

0

11

0

17

11

0

0

2017

20

50

30

0

5

0

0

5

10

0

0

2018

16

81

13

13

19

0

0

0

13

0

0

evstig3.tif

Рис. 3. Распределение обучающихся по вариантам ответа на вопрос № 2 в зависимости от года поступления в вуз

Таблица 4

Распределение обучающихся по вариантам ответа на вопрос № 3, %

Год поступления

Число участвовавших в опросе, чел.

Варианты ответа

А

Б

ответ не дан

2014

17

71

29

0

2015

14

36

57

7

2016

18

72

28

0

2017

20

50

45

5

2018

16

75

25

0

2014-2018

85

61

37

2

Особо отметим, что ни один из опрошенных не указал как источник информации сайт кафедры «Техносферная безопасность» (http://eco-madi.ru/), существующий уже девять лет, перейти на который можно непосредственно с сайта Приемной комиссии МАДИ.

Проведенное исследование показало, что в своем выборе абитуриенты ориентировались прежде всего на вуз, а не на профиль подготовки (табл. 4, варианты ответа – «А» и «Б» соответственно).

Выводы

1. Главным источником информации о профиле подготовки «Инженерная защита окружающей среды» для современного поколения абитуриентов (основная возрастная категория – 18 лет) являются интернет-ресурсы.

2. В своем выборе абитуриенты прежде всего ориентируются на вуз, а не на профиль подготовки. Закономерно, что при этом ведущим интернет-источником информации о профиле подготовки является сайт МАДИ.

3. Сайт кафедры «Техносферная безопасность» (http://eco-madi.ru/), существующий на протяжении девяти лет, не известен абитуриентам.

4. В 2015-2018 гг. снизилась (относительно других источников) роль социальных сетей как источника информации абитуриентов о профиле подготовки кафедры.

5. Для повышения эффективности приемной кампании следует решить задачу внешнего продвижения информации о профиле подготовки кафедры через популярные у молодежи (17-21 год) социальные сети (ВКонтакте, YouTube, Instagram), а также посредством увеличения внешних ссылок на сайт кафедры на сторонних ресурсах интернет-пространства. Для реализации поставленной задачи целесообразно привлечь обучающихся по кафедре – в рамках педагогической практики, предусмотренной Учебным планом подготовки.