Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

САЙТ-ТРЕНАЖЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ПО ШВЕДСКИМ ШАШКАМ

Андреев А.А. 1 Петров П.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Данное исследование посвящено анализу заинтересованности шашистов Школы шашек им. А. Чижова и молодежи г. Ижевска в шведских шашках. Целью исследования является обоснование необходимости разработки сайта-тренажера с применением искусственного интеллекта для повышения интереса к занятиям по шведским шашкам. В исследовании описана проблема недостаточной популяризации шведских шашек на территории России. Были изучены особенности технической и тактической подготовки шашистов на тему внедрения шведских шашек. Для оценки заинтересованности респондентов в шведских шашках в работе представлены результаты анкетирования шашистов возрастной категории от 14 до 17 лет Школы шашек им. А. Чижова, а также студентов Института физической культуры и спорта Удмуртского государственного университета. Полученные результаты исследования подтвердили заинтересованность шашистов от 14 до 17 лет и молодежи Ижевска в шведских шашках. На основе результатов анкетирования создан прототип сайта-тренажера по шведским шашкам на языке программирования Python, который позволит повысить интерес к данной шашечной дисциплине, разнообразит тренировочный процесс шашистов, а также окажет положительное влияние на улучшение комбинаторного мышления.
шашки
шведские шашки
тренировочный процесс
искусственный интеллект в спорте
прототип сайта-тренажера
1. Шапсигов М.М., Попова Л.С., Бгашх Н.Н. Особенности использования информационных технологий в области физической культуры и спорта. 2016. 8 с. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-oblasti-fizicheskoy-kultury-i-sporta/viewer (дата обращения: 05.02.2025).
2. Рего Е.В., Евтропкова Д.С. Применение технологий искусственного интеллекта в тренировочном процессе в интеллектуальных видах спорта на примере игры го // Научное обозрение. Педагогические науки. 2024. № 4. С. 16–20. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2540 (дата обращения: 10.07.2025). DOI: 10.17513/srps.2540.
3. Грязнов В.Г., Камынин В.А., Разумовский Д.А. Русские шашки как цифровая технология воспитания и подготовки кадров для национальных стратегических проектов // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции (Москва, 7–8 февраля 2019 г.). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2019. С. 197–206. [Электронный ресурс]. URL: https://keldysh.ru/future/2019/18.pdf (дата обращения: 05.02.2025). DOI: 10.20948/future-2019-18.
4. Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. М.: «Russian CHESS House / Русский шахматный дом» 2019. 320 с. Электронный ресурс. URL: https://www.klex.ru/kip (дата обращения: 05.02.2025). ISBN 978-5-94693-254-7.
5. Тансыккужина Т.М., Чижов А.Р., Шайбаков А.Р., Зубов Е.В., Черток Ю.В. Учебник шашечной игры. М.: «Графпресс», 2013. 240 с. Электронный ресурс. URL: https://www.klex.ru/1t9z (дата обращения: 05.02.2025). ISBN 978-5-906216-05-2.
6. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2013. 1048 с. Электронный ресурс. URL: https://www.csp-ugra.ru/upload/dok/1sergienko_l_p_sportivnyy_otbor_teoriya_i_praktika.pdf (дата обращения: 05.02.2025). ISBN 978-5-9718-0458-1.
7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/activity/strategy/ (дата обращения: 05.02.2025).
8. Исламова С.Ю. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе. Виды развивающих игр // Перспективы развития строительного комплекса. 2018. № 12. С. 396–399. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36904718 (дата обращения: 05.02.2025). EDN: YWBUFV.
9. Петров П.К., Торохова С.П. Цифровые информационные технологии в отборе и подготовке юных шашистов // Вестник Удмуртского университета. 2020. Вып. 1. С. 69–75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-informatsionnye-tehnologii-v-otbore-i-podgotovke-yunyh-shashistov (дата обращения: 05.02.2025).
10. Алексеева К.А. «Игра-диалог» как форма социокультурной коммуникации (на примере шашечной игры) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13716 (дата обращения: 10.05.2025).

Введение

Настольные игры являются неотъемлемой частью культурного наследия человечества. На протяжении многих веков они служили не только источником развлечения, но и платформой для развития стратегического мышления, логики и социального взаимодействия. Среди множества вариаций настольных игр, таких как шахматы, го и различные виды шашек, существуют и менее распространенные, но не менее увлекательные. Одна из таких уникальных игр – шведские шашки, командная игра, которая сочетает в себе знакомые правила русских шашек с инновационной механикой обмена захваченными фигурами между партнерами. Однако, в отличие от большинства классических настольных игр, шведские шашки вводят элементы кооперации и управления динамическими ресурсами, что значительно усложняет анализ сыгранных партий и позиций. Существующие исследования по командным настольным играм, хотя они и немногочисленны, указывают на появление новых стратегических измерений. Эти исследования показывают, что успех в командных играх часто зависит не только от индивидуального мастерства, но и от способности команды функционировать как единое целое. Но, несмотря на уникальность шведских шашек, систематических академических исследований, посвященных этой конкретной игре, практически не существует. Большая часть информации о правилах и стратегиях циркулирует в неформальных сообществах игроков по всему миру. На сегодняшний день использование информационных технологий является важным фактором для достижения успеха в спорте [1; 2]. В интеллектуальных видах спорта, таких как шашки и шахматы, внедрению информационных технологий в тренировочный процесс спортсменов уделяется особое внимание. Шашисты должны знать специализированные сайты для игры в шашки в режиме онлайн. Также существуют программы с внедрением искусственного интеллекта для тщательного разбора партий, сыгранных под запись. Все это неотъемлемая часть теоретической и тактической подготовки шашистов для успешного выступления на соревнованиях.

На территории России шашки появились еще в III–IV вв. н. э., а письменные упоминания относятся к XI–XII вв. В 1803 г. в журнале «Вестник Европы» была опубликована первая статья о шашках в России. В этот период начинают формироваться различные национальные варианты шашек, наиболее известные из которых:

− русские шашки: доска 8x8, с боем назад и превращением в дамку;

− международные (польские): доска 10x10, с более сложными правилами взятия и ходов дамок;

− английские шашки (чекерес): доска 8x8, с другими правилами боя и без боя назад.

Ключевым моментом для развития шашек как международного вида спорта стало создание Всемирной федерации шашек (FMJD) в сентябре 1947 г. Эта организация взяла на себя функции регулирования правил, проведения международных соревнований и присвоения званий (таких как международный гроссмейстер).

В 1948 г. состоялся первый официальный чемпионат мира по международным (стоклеточным) шашкам, победителем которого стал П. Роозенбург из Нидерландов. Это событие ознаменовало окончательное признание шашек как полноценного интеллектуального вида спорта.

В настоящее время шашки продолжают развиваться, приспосабливаясь к новым технологиям:

− компьютерные программы: развитие искусственного интеллекта и компьютерных программ для игры в шашки (подобно шахматам) привело к созданию сильных шашечных движков, которые помогают анализировать партии и тренироваться с компьютером.

− онлайн-платформы: многочисленные онлайн-сайты и приложения позволяют игрокам со всего мира соревноваться друг с другом, участвовать в турнирах и совершенствовать свои навыки игры в шашки.

Шашки являются общепризнанным видом спорта, где, как и во всех других видах спорта, в ходе многолетней подготовки присутствует своя техническая и тактическая подготовка. По мнению многих специалистов [3; 4, с. 8–12; 5, с. 3–4], игра в шашки оказывает многогранное и исключительно положительное влияние на развитие ребенка. Это не просто способ провести время, а мощный инструмент для формирования ключевых навыков, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни: развитие логического и аналитического мышления; концентрация внимания и усидчивость; память и воображение; творческое мышление и нестандартное мышление, что характерно не только для спортсменов данного вида спорта, но и является ведущей компетенцией любого современного специалиста в различных направлениях профессиональной деятельности.

Важное место при этом отводится и игре в шашки, которая в отличие от шахмат более доступна, имеет сравнительно простые правила, но в то же время, как и шахматы, является прекрасным средством развития логического мышления, что очень важно для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и младшего школьного (7–10 лет) возрастов [6, с. 5–10].

Шашки как вид спорта включают в себя множество дисциплин. Кроме русских, международных, обратных, бразильских и множества других видов шашек существует такая дисциплина как шведские шашки. Федерация шашек России начиная с 2022 г. официально проводит соревнования по шведским шашкам с общим зачетом и с отдельным зачетом среди юниоров до 27 лет рамках Всероссийских соревнований памяти С.А. Овечкина.

На сегодняшний день шашисты не имеют возможности играть в шведские шашки в режиме онлайн, а на тренировках в шашечных школах все внимание уделяется русским и международным шашкам, в зависимости от единого календарного плана соревнований России и своего региона.

Шведские шашки являются одной из дисциплин вида спорта шашки. В них играют по правилам русских шашек. Также имеются дополнительные правила:

− играют 2 на 2, при этом напарники играют разным цветом;

− срубленные шашки соперника нужно передавать своему напарнику. Эти срубленные шашки напарник может ставить на любую игровую клетку, кроме дамочных полей соперника;

− партия считается оконченной, когда у одного из соперников заканчиваются шашки на доске, при этом неважно, имеет ли игрок срубленные шашки в запасе для постановки на доску или нет.

Из-за данных нововведений в игре с первых ходов присутствует динамика и энергичность, что важно для данного вида спорта.

Исходя из задач «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [7]: обеспечение доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий; улучшение качества создаваемого спортивного контента и его активная интеграция в информационное поле с целью популяризации занятий физической культурой и спортом; создание необходимых условий для проведения эффективной цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта; учет современных тенденций развития видов спорта, в том числе инновационных, и их адаптация под условия функционирования российского спорта, – можно сказать, что тема статьи является актуальной.

Целью исследования является обоснование необходимости разработки сайта-тренажера для повышения интереса к занятиям по шведским шашкам.

Материалы и методы исследования

Были применены анализ научно-методической литературы, анкетирование, разработка программы для игры в шведские шашки.

В рамках исследования было проведено анкетирование студентов УдГУ г. Ижевска, а также шашистов Школы шашек им. А. Чижова на тему игры в шведские шашки. Общее количество респондентов составило 87 чел.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим анкету для шашистов Школы шашек им. А. Чижова, которая состояла из восьми вопросов:

1. Как вы предпочитаете проводить время со своей семьей (можете выбрать несколько вариантов ответа)?

2. Вы знаете игру шведские шашки?

3. Знаете ли вы, на каком сайте можно играть в шведские шашки онлайн?

4. Вы знаете правила игры в шведские шашки?

5. Если вы не знаете правила игры в шведские шашки, напишите, пожалуйста, как вы думаете, какие могут быть правила у этой игры (если правила вам известны, напишите «знаю»)?

6. Вы играете в шведские шашки в своей спортивной школе?

7. Вы хотели бы научиться играть в шведские шашки, если бы узнали, что в них играют 2 на 2 и можно ставить срубленные шашки на любую клетку?

8. Вы бы хотели, чтобы занятия по шведским шашкам проходили в вашей спортивной школе?

Обсудим результаты анкетирования.

Авторы выяснили, что более 95 % шашистов Школы шашек им. А. Чижова в возрастной категории от 14 до 17 лет заинтересованы в том, чтобы в их группах проходили занятия по шведским шашкам. Также авторы выяснили что более 50 % опрошенных студентов хотели бы принимать участие в тренировках по шведским шашкам.

В связи с результатами анкетирования была разработана программа для игры в шведские шашки на языке программирования Python (рис. 1). Она является прототипом для будущего сайта-тренажера по шведским шашкам для игры в режиме онлайн. Сайт-тренажер (интернет – тренажер, интерактивный тренажер) – это специализированная онлайн-платформа, разработанная для интерактивного обучения, закрепления навыков и систематической практики в определенной предметной области. Он функционирует как виртуальная образовательная среда, предоставляющая пользователям структурированный набор заданий, упражнений, тестов и симуляций, направленных на развитие конкретных компетенций. Сайты-тренажеры находят широкое применение в различных сферах: от изучения иностранных языков, программирования, математики и естественных наук до подготовки к стандартизированным экзаменам (например, ЕГЭ), освоения профессиональных навыков (слепая печать, работа с программным обеспечением) и развития когнитивных способностей. Они являются мощным инструментом для самостоятельного обучения и дополняют традиционные образовательные методики. Подобные тренажеры необходимо использовать в тренировочном процессе не только в шашках, но и в других видах спорта, так как они позволяют смоделировать соревновательную деятельность [8]. Также, с учетом развития фиджитал-спорта, данный сайт-тренажер для игры в шведские шашки будет оснащен искусственным интеллектом, похожим на тот, что используют такие сайты, как Lidraughts [1] и PlayOK[1], и с его помощью шашисты, в силу особенностей вида спорта, а также возраста и разряда, смогут осваивать новую дисциплину и готовиться к соревнованиям по шведским шашкам в домашних условиях. Это позволит не отвлекаться от основных тренировок в шашечной школе и подготавливаться к соревнованиям по шведским шашкам.

Рис. 1. Начальная позиция в шведских шашках Источник: составлено авторами

Рис. 2. Середина игры в шведских шашках Источник: составлено авторами

На рис. 1 и 2 изображены начало и середина игры в шведских шашках на примере приложения-прототипа, созданного авторами.

Начальная позиция в шведских шашках такая же, как в русских шашках, но напарники играют разным цветом. Данная расстановка позволяет передавать своему напарнику срубленные шашки нужного цвета.

Позиция, получившаяся на рис. 2, демонстрирует саму суть данной дисциплины, а также необходимость в нестандартном мышлении шашистов при игре в шведские шашки. В один момент на одной доске у каждого из соперников может находиться более 12 шашек, но дальнейший исход партии все так же будет зависеть от позиции на доске напарника.

Комбинационные удары в шведских шашках будут проходить по иному сценарию, нежели в русских шашках, за счет нового правила, связанного с постановкой срубленных шашек на доску. Данное нововведение будет способствовать развитию комбинаторного зрения шашистов [9; 10], что позитивно скажется на результатах соревнований.

Заключение

Шведские шашки являются увлекательной и динамичной игрой, которая предлагает новый взгляд на классические русские шашки. Командная работа, стратегическое планирование и уникальное правило передачи срубленных шашек делают каждую партию захватывающей и непредсказуемой. Освоив основные правила и развив командное взаимодействие, шашисты смогут развивать свои тактические и стратегические навыки.

Изучив особенности тренировочного процесса шашистов г. Ижевска и исходя из результатов анкетирования, можно сказать, что шведские шашки являются перспективными для внедрения данной дисциплины в тренировочный процесс шашистов. Также это поспособствует развитию шведских шашек на территории г. Ижевска. Данная статья подтверждает заинтересованность шашистов от 14 до 17 лет и молодежи г. Ижевска в тренировках по шведским шашкам. Исследование демонстрирует важность разнообразия тренировочного процесса в таком виде спорта, как шашки.

[1] Lidraughts – это бесплатное, с открытым исходным кодом, приложение и платформа для игры в шашки.

[2] PlayOK – это популярный веб-сайт, предлагающий онлайн-игры, в основном классические настольные и карточные игры, в которые можно играть в реальном времени против других игроков.


Библиографическая ссылка

Андреев А.А., Петров П.К. САЙТ-ТРЕНАЖЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ПО ШВЕДСКИМ ШАШКАМ // Научное обозрение. Педагогические науки. 2025. № 5. С. 5-9;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2589 (дата обращения: 21.10.2025).