Введение
Настольные игры являются неотъемлемой частью культурного наследия человечества. На протяжении многих веков они служили не только источником развлечения, но и платформой для развития стратегического мышления, логики и социального взаимодействия. Среди множества вариаций настольных игр, таких как шахматы, го и различные виды шашек, существуют и менее распространенные, но не менее увлекательные. Одна из таких уникальных игр – шведские шашки, командная игра, которая сочетает в себе знакомые правила русских шашек с инновационной механикой обмена захваченными фигурами между партнерами. Однако, в отличие от большинства классических настольных игр, шведские шашки вводят элементы кооперации и управления динамическими ресурсами, что значительно усложняет анализ сыгранных партий и позиций. Существующие исследования по командным настольным играм, хотя они и немногочисленны, указывают на появление новых стратегических измерений. Эти исследования показывают, что успех в командных играх часто зависит не только от индивидуального мастерства, но и от способности команды функционировать как единое целое. Но, несмотря на уникальность шведских шашек, систематических академических исследований, посвященных этой конкретной игре, практически не существует. Большая часть информации о правилах и стратегиях циркулирует в неформальных сообществах игроков по всему миру. На сегодняшний день использование информационных технологий является важным фактором для достижения успеха в спорте [1; 2]. В интеллектуальных видах спорта, таких как шашки и шахматы, внедрению информационных технологий в тренировочный процесс спортсменов уделяется особое внимание. Шашисты должны знать специализированные сайты для игры в шашки в режиме онлайн. Также существуют программы с внедрением искусственного интеллекта для тщательного разбора партий, сыгранных под запись. Все это неотъемлемая часть теоретической и тактической подготовки шашистов для успешного выступления на соревнованиях.
На территории России шашки появились еще в III–IV вв. н. э., а письменные упоминания относятся к XI–XII вв. В 1803 г. в журнале «Вестник Европы» была опубликована первая статья о шашках в России. В этот период начинают формироваться различные национальные варианты шашек, наиболее известные из которых:
− русские шашки: доска 8x8, с боем назад и превращением в дамку;
− международные (польские): доска 10x10, с более сложными правилами взятия и ходов дамок;
− английские шашки (чекерес): доска 8x8, с другими правилами боя и без боя назад.
Ключевым моментом для развития шашек как международного вида спорта стало создание Всемирной федерации шашек (FMJD) в сентябре 1947 г. Эта организация взяла на себя функции регулирования правил, проведения международных соревнований и присвоения званий (таких как международный гроссмейстер).
В 1948 г. состоялся первый официальный чемпионат мира по международным (стоклеточным) шашкам, победителем которого стал П. Роозенбург из Нидерландов. Это событие ознаменовало окончательное признание шашек как полноценного интеллектуального вида спорта.
В настоящее время шашки продолжают развиваться, приспосабливаясь к новым технологиям:
− компьютерные программы: развитие искусственного интеллекта и компьютерных программ для игры в шашки (подобно шахматам) привело к созданию сильных шашечных движков, которые помогают анализировать партии и тренироваться с компьютером.
− онлайн-платформы: многочисленные онлайн-сайты и приложения позволяют игрокам со всего мира соревноваться друг с другом, участвовать в турнирах и совершенствовать свои навыки игры в шашки.
Шашки являются общепризнанным видом спорта, где, как и во всех других видах спорта, в ходе многолетней подготовки присутствует своя техническая и тактическая подготовка. По мнению многих специалистов [3; 4, с. 8–12; 5, с. 3–4], игра в шашки оказывает многогранное и исключительно положительное влияние на развитие ребенка. Это не просто способ провести время, а мощный инструмент для формирования ключевых навыков, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни: развитие логического и аналитического мышления; концентрация внимания и усидчивость; память и воображение; творческое мышление и нестандартное мышление, что характерно не только для спортсменов данного вида спорта, но и является ведущей компетенцией любого современного специалиста в различных направлениях профессиональной деятельности.
Важное место при этом отводится и игре в шашки, которая в отличие от шахмат более доступна, имеет сравнительно простые правила, но в то же время, как и шахматы, является прекрасным средством развития логического мышления, что очень важно для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и младшего школьного (7–10 лет) возрастов [6, с. 5–10].
Шашки как вид спорта включают в себя множество дисциплин. Кроме русских, международных, обратных, бразильских и множества других видов шашек существует такая дисциплина как шведские шашки. Федерация шашек России начиная с 2022 г. официально проводит соревнования по шведским шашкам с общим зачетом и с отдельным зачетом среди юниоров до 27 лет рамках Всероссийских соревнований памяти С.А. Овечкина.
На сегодняшний день шашисты не имеют возможности играть в шведские шашки в режиме онлайн, а на тренировках в шашечных школах все внимание уделяется русским и международным шашкам, в зависимости от единого календарного плана соревнований России и своего региона.
Шведские шашки являются одной из дисциплин вида спорта шашки. В них играют по правилам русских шашек. Также имеются дополнительные правила:
− играют 2 на 2, при этом напарники играют разным цветом;
− срубленные шашки соперника нужно передавать своему напарнику. Эти срубленные шашки напарник может ставить на любую игровую клетку, кроме дамочных полей соперника;
− партия считается оконченной, когда у одного из соперников заканчиваются шашки на доске, при этом неважно, имеет ли игрок срубленные шашки в запасе для постановки на доску или нет.
Из-за данных нововведений в игре с первых ходов присутствует динамика и энергичность, что важно для данного вида спорта.
Исходя из задач «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [7]: обеспечение доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий; улучшение качества создаваемого спортивного контента и его активная интеграция в информационное поле с целью популяризации занятий физической культурой и спортом; создание необходимых условий для проведения эффективной цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта; учет современных тенденций развития видов спорта, в том числе инновационных, и их адаптация под условия функционирования российского спорта, – можно сказать, что тема статьи является актуальной.
Целью исследования является обоснование необходимости разработки сайта-тренажера для повышения интереса к занятиям по шведским шашкам.
Материалы и методы исследования
Были применены анализ научно-методической литературы, анкетирование, разработка программы для игры в шведские шашки.
В рамках исследования было проведено анкетирование студентов УдГУ г. Ижевска, а также шашистов Школы шашек им. А. Чижова на тему игры в шведские шашки. Общее количество респондентов составило 87 чел.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим анкету для шашистов Школы шашек им. А. Чижова, которая состояла из восьми вопросов:
1. Как вы предпочитаете проводить время со своей семьей (можете выбрать несколько вариантов ответа)?
2. Вы знаете игру шведские шашки?
3. Знаете ли вы, на каком сайте можно играть в шведские шашки онлайн?
4. Вы знаете правила игры в шведские шашки?
5. Если вы не знаете правила игры в шведские шашки, напишите, пожалуйста, как вы думаете, какие могут быть правила у этой игры (если правила вам известны, напишите «знаю»)?
6. Вы играете в шведские шашки в своей спортивной школе?
7. Вы хотели бы научиться играть в шведские шашки, если бы узнали, что в них играют 2 на 2 и можно ставить срубленные шашки на любую клетку?
8. Вы бы хотели, чтобы занятия по шведским шашкам проходили в вашей спортивной школе?
Обсудим результаты анкетирования.
Авторы выяснили, что более 95 % шашистов Школы шашек им. А. Чижова в возрастной категории от 14 до 17 лет заинтересованы в том, чтобы в их группах проходили занятия по шведским шашкам. Также авторы выяснили что более 50 % опрошенных студентов хотели бы принимать участие в тренировках по шведским шашкам.
В связи с результатами анкетирования была разработана программа для игры в шведские шашки на языке программирования Python (рис. 1). Она является прототипом для будущего сайта-тренажера по шведским шашкам для игры в режиме онлайн. Сайт-тренажер (интернет – тренажер, интерактивный тренажер) – это специализированная онлайн-платформа, разработанная для интерактивного обучения, закрепления навыков и систематической практики в определенной предметной области. Он функционирует как виртуальная образовательная среда, предоставляющая пользователям структурированный набор заданий, упражнений, тестов и симуляций, направленных на развитие конкретных компетенций. Сайты-тренажеры находят широкое применение в различных сферах: от изучения иностранных языков, программирования, математики и естественных наук до подготовки к стандартизированным экзаменам (например, ЕГЭ), освоения профессиональных навыков (слепая печать, работа с программным обеспечением) и развития когнитивных способностей. Они являются мощным инструментом для самостоятельного обучения и дополняют традиционные образовательные методики. Подобные тренажеры необходимо использовать в тренировочном процессе не только в шашках, но и в других видах спорта, так как они позволяют смоделировать соревновательную деятельность [8]. Также, с учетом развития фиджитал-спорта, данный сайт-тренажер для игры в шведские шашки будет оснащен искусственным интеллектом, похожим на тот, что используют такие сайты, как Lidraughts [1] и PlayOK[1], и с его помощью шашисты, в силу особенностей вида спорта, а также возраста и разряда, смогут осваивать новую дисциплину и готовиться к соревнованиям по шведским шашкам в домашних условиях. Это позволит не отвлекаться от основных тренировок в шашечной школе и подготавливаться к соревнованиям по шведским шашкам.
Рис. 1. Начальная позиция в шведских шашках Источник: составлено авторами
Рис. 2. Середина игры в шведских шашках Источник: составлено авторами
На рис. 1 и 2 изображены начало и середина игры в шведских шашках на примере приложения-прототипа, созданного авторами.
Начальная позиция в шведских шашках такая же, как в русских шашках, но напарники играют разным цветом. Данная расстановка позволяет передавать своему напарнику срубленные шашки нужного цвета.
Позиция, получившаяся на рис. 2, демонстрирует саму суть данной дисциплины, а также необходимость в нестандартном мышлении шашистов при игре в шведские шашки. В один момент на одной доске у каждого из соперников может находиться более 12 шашек, но дальнейший исход партии все так же будет зависеть от позиции на доске напарника.
Комбинационные удары в шведских шашках будут проходить по иному сценарию, нежели в русских шашках, за счет нового правила, связанного с постановкой срубленных шашек на доску. Данное нововведение будет способствовать развитию комбинаторного зрения шашистов [9; 10], что позитивно скажется на результатах соревнований.
Заключение
Шведские шашки являются увлекательной и динамичной игрой, которая предлагает новый взгляд на классические русские шашки. Командная работа, стратегическое планирование и уникальное правило передачи срубленных шашек делают каждую партию захватывающей и непредсказуемой. Освоив основные правила и развив командное взаимодействие, шашисты смогут развивать свои тактические и стратегические навыки.
Изучив особенности тренировочного процесса шашистов г. Ижевска и исходя из результатов анкетирования, можно сказать, что шведские шашки являются перспективными для внедрения данной дисциплины в тренировочный процесс шашистов. Также это поспособствует развитию шведских шашек на территории г. Ижевска. Данная статья подтверждает заинтересованность шашистов от 14 до 17 лет и молодежи г. Ижевска в тренировках по шведским шашкам. Исследование демонстрирует важность разнообразия тренировочного процесса в таком виде спорта, как шашки.
[1] Lidraughts – это бесплатное, с открытым исходным кодом, приложение и платформа для игры в шашки.
[2] PlayOK – это популярный веб-сайт, предлагающий онлайн-игры, в основном классические настольные и карточные игры, в которые можно играть в реальном времени против других игроков.