Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАСОПРОВОЖДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТОГО ЧЕМПИОНАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ТАУ SKILLS ДЛЯ ЮНИОРОВ)

Кадошникова П.О. 1
1 ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления»
Цель исследования – рассмотреть особенности медиасопровождения мероприятий в высшем учебном заведении и описать его основные этапы (на примере мероприятия ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (ТАУ) – открытый чемпионат профессионального мастерства ТАУ SKILLS для юниоров). Использованы теоретические (анализ литературы) и эмпирические (описание особенностей данного мероприятия при медиасопровождении, определение каналов продвижения, создание медиаплана и публикации) методы. В рамках исследования автором были описаны основные элементы и этапы медиасопровождения мероприятий в высшем учебном заведении. Особое внимание уделено анализу различных каналов продвижения, включая интернет-маркетинг, прямой маркетинг, PR и связи с общественностью, которые могут быть эффективно использованы высшими учебными заведениями. Представлены особенности медиасопровождения мероприятий вуза. Отдельно отмечено, что до начала мероприятия в высшем учебном заведении необходимо: выделить ключевые задачи мероприятия; определить целевую аудиторию контента; определить оптимальные каналы коммуникации; разработать медиаплан. Автором описано, что нужно сделать на каждом этапе сопровождения мероприятия с учетом его содержательных и организационных особенностей. В заключение отмечено, что, несмотря на то что медиасопровождение мероприятий вуза имеет значительные особенности, главной его задачей является формирование положительного имиджа и узнаваемости учебного заведения.
медиа
медиасопровождение мероприятия
вуз
каналы продвижения
медиаплан
1. Старцева Е.Д. Теоретические подходы к определению понятия «медиасопровождение» // Медиасреда. 2023. № 2. С. 33-37. EDN: YINLCX.
2. Рудов М.В. Медиасопровождение социальных проектов студентов в рамках информационнообразовательной среды НФИ КемГУ // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2018. № 5(57). [Электронный ресурс]. URL: http://infed.ru/articles/667/ (дата обращения: 19.04.2025).
3. Ярославцев Р.О. Технологии медиа-сопровождения в процессе реализации эвент-проектов // Наука в мегаполисе SCIENCE IN A MEGAPOLIS. 2022. № 7 (42). № 5. EDN: ZRDPWQ.
4. Семирикова О.В., Матвеенко Я.А. Технологии медиасопровождения мероприятия «Посвящение в актеры» в детском театре «Дебют» // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: сборник материалов II Открытого регионального педагогического форума (г. Пермь, 5−7 декабря 2023 г.). Пермь, Пермский государственный институт культуры, 2023. С. 90-92. EDN: DHNKKG.
5. Светашова С.И., Мясников И.Ю. Каналы, инструменты и методы медийного сопровождения волонтерских проектов // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 7. С. 156-161. EDN: TVFFVP.
6. Гуреева А.Н. Медиакоммуникации высшей школы: учебное пособие для студентов // М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 2020. 144 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.journ.msu.ru/upload/iblock/73f/73fadd6145920cdbcf1980a1d17c6a51.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
7. Татаринов К.А. Развитие интернет-маркетинга и его инструментов // Известия высших учебных заведений. Серия: экономика, финансы и управление производством. 2022. № 1 (51). С. 54-61. EDN: TKDRHH.
8. Азарова С.П. Характеристика каналов продвижения в диджитал-маркетинге // Управленческие науки в современном мире: сборник докладов научной конференции. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2020. С. 431-436. EDN: ASBDKY.

Введение

В условиях стремительного развития цифровых технологий медиасопровождение мероприятий стало неотъемлемой частью их успеха. Особую актуальность этот вопрос приобретает для вузов, стремящихся привлечь внимание абитуриентов, укрепить свою репутацию и обеспечить эффективную коммуникацию с различными аудиториями.

Перед тем, как переходить к особенностям медиасопровождения мероприятий в высшем учебном заведении, нужно изучить понятие «медиасопровождение».

Так, исследователи С.И. Светашова и И.Ю. Мясников определяют понятие «медиасопровождение» как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа и повышение уровня узнаваемости компании (бренда, товара, услуги), что достигается посредством обеспечения ее максимально длительного присутствия в информационном поле» [1]. М.В. Рудов отмечает, что медиасопровождение – это процесс публикации информации в сети Интернет, а также разработка и создание различных медийных продуктов [2]. Р.О. Ярославцев утверждает, что медиасопровождение – это процесс продвижения мероприятия, который порождает взаимодействие с целевыми аудиториями за счет создания нужного образа и позволяет донести до них информацию о формате и особенностях проведения мероприятия [3]. О.В. Семирикова, Я.А. Матвеенко отмечают, что медиасопровождение – это процесс создания и распространения контента (изображений, видео, текстов), который помогает продвигать мероприятие в интернет-пространстве и привлекать к нему внимание [4]. На основании подходов исследователей можно сформулировать обобщенное определение понятия «медиасопровождение» – это процесс публикации информации о компании/товаре/услуге/мероприятии в сети Интернет, который включает в себя комплекс действий по разработке и продвижению медийных продуктов, направленных на формирование положительного имиджа и узнаваемости компании в информационном поле.

Цель исследования – рассмотреть особенности медиасопровождения мероприятий в высшем учебном заведении и описать его основные этапы (на примере мероприятия ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (ТАУ) – открытый чемпионат профессионального мастерства ТАУ SKILLS для юниоров (учащихся школ 14-17 лет города Тольятти)).

Материалы и методы исследования

Методологическую основу статьи составляют учебные пособия, научные публикации и труды, касающиеся рассматриваемой темы исследования. В качестве основных методов исследования в статье использованы как теоретический (литературный обзор и анализ существующей практики медийного сопровождения мероприятий), так и эмпирический подход (описание особенностей данного мероприятия при медиасопровождении, определение каналов продвижения, создание медиаплана и публикации). Перед тем, как переходить к материалу исследования, опишем основные элементы и этапы медийного сопровождения мероприятий. Так, к основным элементам медиасопровождения мероприятий [5], которые можно применить и в вузе, относятся: организация мероприятия, PR-структура материала, сотрудники медиа, медиа и массовая целевая аудитория.

В медиасопровождении мероприятий в вузе можно выделить три основных этапа [6]:

1. Подготовительный этап, на котором определяются каналы продвижения, разрабатывается контент в соответствии с фирменным стилем организации или мероприятия, разрабатываются анонсы и медиаплан мероприятия.

2. Медиасопровождение во время проведения мероприятия. На данном этапе проводится работа в соответствии с подготовленным медиапланом мероприятия: формируются тексты, производится фото- и видеосъемка по ходу мероприятия, и затем происходит публикация готового контента.

3. Заключительный этап, в рамках которого происходит подготовка пост-релиза о мероприятии: отбираются фото- и видеоматериалы, происходит сборка самых важных событий мероприятия в текст, и всё это публикуется в выбранных каналах.

В процессе медиасопровождения мероприятия каждая организация высшего образования может использовать различные каналы продвижения в зависимости от своих целей и задач. К основным цифровым каналам продвижения [7; 8] можно отнести:

• интернет-маркетинг (лендинг, контекстная, телевизионная реклама, цифровые СМИ, SMM, SEO и SMO);

• прямой маркетинг (рассылка информации о мероприятии посредством различных каналов связи: телефон, Интернет, электронная почта);

• PR и связи с общественностью (создание правильного имиджа организации, налаживание контактов с прессой и СМИ).

Таким образом, можно сказать, что медиасопровождение мероприятий в вузе включает общепринятые элементы и этапы, но в то же время можно выделить ряд особенностей:

1. Многогранность аудитории. Вуз взаимодействует с разными аудиториями: потенциальными абитуриентами (учащимися школ и колледжей), студентами, преподавателями, родителями, потенциальными работодателями и общественностью в целом. Каждая группа требует индивидуального подхода в коммуникации, в том числе в различных каналах продвижения (социальные сети, сайт вуза, СМИ, имейл-рассылки и т.д.).

2. Ограниченный бюджет: необходимость эффективного распределения ресурсов и выбора оптимальных каналов коммуникации с учетом имеющегося бюджета.

3. Ограниченность временных и человеческих ресурсов: множество параллельно проходящих мероприятий, часто требующих медиасопровождения, не всегда может быть обеспечено достаточным количеством опытных специалистов. Это вынуждает вузы привлекать студентов, чьи навыки и опыт ограниченны. Такой подход требует дополнительных временных затрат на обучение студентов. При этом студенты могут активно участвовать в медиасопровождении, например как фотографы, видеографы, журналисты.

4. Образовательный контекст: все коммуникации должны соответствовать стратегии и принципам вуза. Также медиасопровождение должно быть интегрировано с другими коммуникационными стратегиями вуза, такими как рекламные кампании, имейл-маркетинг и работа с общественностью. Информация во всех медиаматериалах должна быть достоверной, четкой, доступной и создана в едином стиле.

Перед медиасопровождением мероприятия вуза необходимо: выделить ключевые задачи мероприятия, его особенности в соответствии с планом мероприятия; определить целевую аудиторию контента, который планируется к публикации; исходя из бюджета, человеческих ресурсов (медиасотрудников), целевой аудитории, определить оптимальные каналы коммуникации; подготовить первичный контент (анонсы) и разработать медиаплан.

Так, 13-14 февраля 2025 года в ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» был организован чемпионат профессионального мастерства ТАУ SKILLS. Основными участниками чемпионата стали школьники 14-17 лет города Тольятти, которые в свою очередь являются потенциальными абитуриентами Академии. Соревнования проходили по девяти компетенциям (на каждой было не более семи участников): интернет-маркетинг, веб-технологии, графический дизайн, 3D-дизайн и анимации, робототехника, управление беспилотником, обработка данных беспилотников, разработка виртуальных миров, промышленный дизайн. Данное мероприятие имело ряд содержательных и организационных особенностей, которые были отражены и при медиасопровождении данного мероприятия.

Во-первых, чемпионат проводился совместно с партнерами (колледжами, частными центрами образования, а также департаментом образования города Тольятти).

Во-вторых, чемпионат проводился не на территории Академии, а на территории партнерской школы города Тольятти – Образовательный центр «Галактика».

В-третьих, программа чемпионата включала два формата мероприятий для учащихся школ: соревнования по компетенциям и мастер-классы.

Все эти особенности требовали при медиасопровождении демонстрации целостности мероприятия для аудитории с акцентом на том, что главным организатором и инициатором мероприятия является Тольяттинская академия управления. Учитывая данные особенности, каждый этап медиасопровождения чемпионата выстраивали особым образом.

Результаты исследования и их обсуждение

Перейдем к результатам исследования и рассмотрению основных этапов медиасопровождения мероприятий в вузе (на примере открытого чемпионата профессионального мастерства ТАУ SKILLS для юниоров). Так, на подготовительном этапе были определены каналы продвижения (группа чемпионата в социальной сети «ВКонтакте», сайт чемпионата, сайты, социальные сети ТАУ и партнеров, а также имейл-рассылки), подготовлены и опубликованы анонсы (рис. 1), разработаны шаблоны креативов в соответствии с фирменным стилем чемпионата, разработан медиаплан и организована работа со студенческой медиагруппой Академии.

На этапе медиасопровождения мероприятия была организована работа со студенческой медиагруппой Академии в соответствии с медиапланом (рис. 2), который был разработан с учетом программы чемпионата. Группа студентов осуществляла подготовку и публикацию текстов в определенных каналах коммуникации, разработку фото- и видеосопровождения мероприятий чемпионата во все дни его проведения. Медиаплан чемпионата имел определенную структуру и наполнение:

• дата, время и такты публикации – в зависимости от событий программы чемпионата в медиаплане были определены такты, которые требовали медиасопровождения. Для каждого такта было определено время публикации. При этом публикация материала про один такт происходила параллельно с подготовкой материала по следующему событию программы. Таким образом, медиасопровождение мероприятия происходило своевременно;

• формат публикации – в данном столбце медиаплана указан формат подготавливаемого материала. Это мог быть информатив (фактическое изложение событий), или нарратив (описание в стиле повествования), или аналитика (аналитика происходящих событий);

• краткое описание описываемого такта – в столбце «про что пишем» была указана краткая информация про то, на что сделать акцент при подготовке медиаматериала в каждом такте;

• ответственный за сборку материала – так как медиасопровождением чемпионата занималась группа студентов, то очень важно было отметить, кто именно отвечает за подготовку материала по каждому такту медиаплана;

• ответственный за фото – в данном столбце указывались ответственные за фото- и видеосопровождение каждого такта.

missing image file

Рис. 1. Пример анонса в группе ТАУ SKILLS в социальной сети «ВКонтакте» Источник: группа чемпионата в сети «ВКонтакте» https://vk.com/taomskills

На заключительном этапе осуществлялась подготовка пост-релиза о чемпионате, в рамках которого были подведены итоги мероприятия. В рамках подготовки пост-релиза были отсмотрены публикации за все дни чемпионата, затем выделены ключевые элементы чемпионата, которые отражали его значимость, масштабность, актуальность и были отражены в пост-релизе, например: даты и место проведения чемпионата, количество участников, перечисление организаторов и партнеров мероприятия, описание компетенций соревновательной части чемпионата и его дополнительных мероприятий (игры и мастер-классы), благодарность организаторам, волонтерам, подробное описание итогов, результатов чемпионата и задел на будущее – приглашение к участию в следующем году.

Также были отобраны содержательные фото- и видеоматериалы со всех дней и мероприятий чемпионата. После подготовки пост-релиз был размещен в группе чемпионата в социальной сети «ВКонтакте», на сайте чемпионата, сайтах и в социальных сетях ТАУ, партнеров, а также в СМИ (рис. 3).

missing image file

Рис. 2. Фрагмент медиаплана ТАУ SKILLS Источник: составлено автором

missing image file

Рис. 3. Примеры пост-релизов про ТАУ SKILLS Источник: группа чемпионата в сети «ВКонтакте» https://vk.com/wall-216943048_184, сайт чемпионата https://taomskills.ru/#rec509738070

Заключение

Таким образом, можно сказать, что медиасопровождение мероприятий в высшем учебном заведении включает общепринятые элементы и этапы, но в то же время оно имеет значительные содержательные и организационные особенности на каждом этапе медиасопровождения. Начиная от необходимости индивидуального подхода к каждому типу аудитории, с которым вуз взаимодействует и выбора соответствующих каналов продвижения, до ограниченности денежных и человеческих ресурсов. Также медиасопровождение вузовских мероприятий требует некой интеграции с другими коммуникационными стратегиями вуза и стратегиями организаций-партнеров в случае, если мероприятие проводится совместно с другими организациями.

При этом главной задачей медиасопровождения мероприятий вуза остается формирование положительного имиджа и узнаваемости высшего учебного заведения в информационном поле, в первую очередь среди его целевых аудиторий, таких как учащиеся школ и колледжей, студенты, преподаватели, родители, потенциальные работодатели и др.


Библиографическая ссылка

Кадошникова П.О. ОСОБЕННОСТИ МЕДИАСОПРОВОЖДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТОГО ЧЕМПИОНАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ТАУ SKILLS ДЛЯ ЮНИОРОВ) // Научное обозрение. Педагогические науки. 2025. № 3. С. 32-37;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2580 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/srps.2580