Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FEATURES OF MEDIA SUPPORT FOR UNIVERSITY EVENTS (USING THE EXAMPLE OF THE TAU SKILLS OPEN PROFESSIONAL CHAMPIONSHIP FOR JUNIORS)

Kadoshnikova P.O. 1
1 Togliatti Academy of Management
2560 KB
The purpose of the study is to consider the features of media support for events in higher education institutions and describe its main stages (using the example of the event of the Togliatti Academy of Management (TAU) – the TAU SKILLS Open Professional Championship for juniors). Theoretical (literature analysis) and empirical (description of the features of this event in media support, identification of promotion channels, creation of a media plan and publications) methods were used. As part of the study, the author described the main elements and stages of media support for events in higher education institutions. Special attention is paid to the analysis of various promotion channels, including Internet marketing, direct marketing, PR and public relations, which can be effectively used by higher education institutions. The features of media support for university events are presented. It is separately noted that before the start of the event in a higher education institution, it is necessary to: identify the key objectives of the event; determine the target audience of the content; identify optimal communication channels; develop a media plan. The author describes what needs to be done at each stage of the event support, taking into account its substantive and organizational features. In conclusion, it was noted that despite the fact that the media coverage of university events has significant features, its main task is to create a positive image and recognition of the educational institution.
media
media support of the event
university
promotion channels
media plan

Введение

В условиях стремительного развития цифровых технологий медиасопровождение мероприятий стало неотъемлемой частью их успеха. Особую актуальность этот вопрос приобретает для вузов, стремящихся привлечь внимание абитуриентов, укрепить свою репутацию и обеспечить эффективную коммуникацию с различными аудиториями.

Перед тем, как переходить к особенностям медиасопровождения мероприятий в высшем учебном заведении, нужно изучить понятие «медиасопровождение».

Так, исследователи С.И. Светашова и И.Ю. Мясников определяют понятие «медиасопровождение» как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа и повышение уровня узнаваемости компании (бренда, товара, услуги), что достигается посредством обеспечения ее максимально длительного присутствия в информационном поле» [1]. М.В. Рудов отмечает, что медиасопровождение – это процесс публикации информации в сети Интернет, а также разработка и создание различных медийных продуктов [2]. Р.О. Ярославцев утверждает, что медиасопровождение – это процесс продвижения мероприятия, который порождает взаимодействие с целевыми аудиториями за счет создания нужного образа и позволяет донести до них информацию о формате и особенностях проведения мероприятия [3]. О.В. Семирикова, Я.А. Матвеенко отмечают, что медиасопровождение – это процесс создания и распространения контента (изображений, видео, текстов), который помогает продвигать мероприятие в интернет-пространстве и привлекать к нему внимание [4]. На основании подходов исследователей можно сформулировать обобщенное определение понятия «медиасопровождение» – это процесс публикации информации о компании/товаре/услуге/мероприятии в сети Интернет, который включает в себя комплекс действий по разработке и продвижению медийных продуктов, направленных на формирование положительного имиджа и узнаваемости компании в информационном поле.

Цель исследования – рассмотреть особенности медиасопровождения мероприятий в высшем учебном заведении и описать его основные этапы (на примере мероприятия ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (ТАУ) – открытый чемпионат профессионального мастерства ТАУ SKILLS для юниоров (учащихся школ 14-17 лет города Тольятти)).

Материалы и методы исследования

Методологическую основу статьи составляют учебные пособия, научные публикации и труды, касающиеся рассматриваемой темы исследования. В качестве основных методов исследования в статье использованы как теоретический (литературный обзор и анализ существующей практики медийного сопровождения мероприятий), так и эмпирический подход (описание особенностей данного мероприятия при медиасопровождении, определение каналов продвижения, создание медиаплана и публикации). Перед тем, как переходить к материалу исследования, опишем основные элементы и этапы медийного сопровождения мероприятий. Так, к основным элементам медиасопровождения мероприятий [5], которые можно применить и в вузе, относятся: организация мероприятия, PR-структура материала, сотрудники медиа, медиа и массовая целевая аудитория.

В медиасопровождении мероприятий в вузе можно выделить три основных этапа [6]:

1. Подготовительный этап, на котором определяются каналы продвижения, разрабатывается контент в соответствии с фирменным стилем организации или мероприятия, разрабатываются анонсы и медиаплан мероприятия.

2. Медиасопровождение во время проведения мероприятия. На данном этапе проводится работа в соответствии с подготовленным медиапланом мероприятия: формируются тексты, производится фото- и видеосъемка по ходу мероприятия, и затем происходит публикация готового контента.

3. Заключительный этап, в рамках которого происходит подготовка пост-релиза о мероприятии: отбираются фото- и видеоматериалы, происходит сборка самых важных событий мероприятия в текст, и всё это публикуется в выбранных каналах.

В процессе медиасопровождения мероприятия каждая организация высшего образования может использовать различные каналы продвижения в зависимости от своих целей и задач. К основным цифровым каналам продвижения [7; 8] можно отнести:

• интернет-маркетинг (лендинг, контекстная, телевизионная реклама, цифровые СМИ, SMM, SEO и SMO);

• прямой маркетинг (рассылка информации о мероприятии посредством различных каналов связи: телефон, Интернет, электронная почта);

• PR и связи с общественностью (создание правильного имиджа организации, налаживание контактов с прессой и СМИ).

Таким образом, можно сказать, что медиасопровождение мероприятий в вузе включает общепринятые элементы и этапы, но в то же время можно выделить ряд особенностей:

1. Многогранность аудитории. Вуз взаимодействует с разными аудиториями: потенциальными абитуриентами (учащимися школ и колледжей), студентами, преподавателями, родителями, потенциальными работодателями и общественностью в целом. Каждая группа требует индивидуального подхода в коммуникации, в том числе в различных каналах продвижения (социальные сети, сайт вуза, СМИ, имейл-рассылки и т.д.).

2. Ограниченный бюджет: необходимость эффективного распределения ресурсов и выбора оптимальных каналов коммуникации с учетом имеющегося бюджета.

3. Ограниченность временных и человеческих ресурсов: множество параллельно проходящих мероприятий, часто требующих медиасопровождения, не всегда может быть обеспечено достаточным количеством опытных специалистов. Это вынуждает вузы привлекать студентов, чьи навыки и опыт ограниченны. Такой подход требует дополнительных временных затрат на обучение студентов. При этом студенты могут активно участвовать в медиасопровождении, например как фотографы, видеографы, журналисты.

4. Образовательный контекст: все коммуникации должны соответствовать стратегии и принципам вуза. Также медиасопровождение должно быть интегрировано с другими коммуникационными стратегиями вуза, такими как рекламные кампании, имейл-маркетинг и работа с общественностью. Информация во всех медиаматериалах должна быть достоверной, четкой, доступной и создана в едином стиле.

Перед медиасопровождением мероприятия вуза необходимо: выделить ключевые задачи мероприятия, его особенности в соответствии с планом мероприятия; определить целевую аудиторию контента, который планируется к публикации; исходя из бюджета, человеческих ресурсов (медиасотрудников), целевой аудитории, определить оптимальные каналы коммуникации; подготовить первичный контент (анонсы) и разработать медиаплан.

Так, 13-14 февраля 2025 года в ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» был организован чемпионат профессионального мастерства ТАУ SKILLS. Основными участниками чемпионата стали школьники 14-17 лет города Тольятти, которые в свою очередь являются потенциальными абитуриентами Академии. Соревнования проходили по девяти компетенциям (на каждой было не более семи участников): интернет-маркетинг, веб-технологии, графический дизайн, 3D-дизайн и анимации, робототехника, управление беспилотником, обработка данных беспилотников, разработка виртуальных миров, промышленный дизайн. Данное мероприятие имело ряд содержательных и организационных особенностей, которые были отражены и при медиасопровождении данного мероприятия.

Во-первых, чемпионат проводился совместно с партнерами (колледжами, частными центрами образования, а также департаментом образования города Тольятти).

Во-вторых, чемпионат проводился не на территории Академии, а на территории партнерской школы города Тольятти – Образовательный центр «Галактика».

В-третьих, программа чемпионата включала два формата мероприятий для учащихся школ: соревнования по компетенциям и мастер-классы.

Все эти особенности требовали при медиасопровождении демонстрации целостности мероприятия для аудитории с акцентом на том, что главным организатором и инициатором мероприятия является Тольяттинская академия управления. Учитывая данные особенности, каждый этап медиасопровождения чемпионата выстраивали особым образом.

Результаты исследования и их обсуждение

Перейдем к результатам исследования и рассмотрению основных этапов медиасопровождения мероприятий в вузе (на примере открытого чемпионата профессионального мастерства ТАУ SKILLS для юниоров). Так, на подготовительном этапе были определены каналы продвижения (группа чемпионата в социальной сети «ВКонтакте», сайт чемпионата, сайты, социальные сети ТАУ и партнеров, а также имейл-рассылки), подготовлены и опубликованы анонсы (рис. 1), разработаны шаблоны креативов в соответствии с фирменным стилем чемпионата, разработан медиаплан и организована работа со студенческой медиагруппой Академии.

На этапе медиасопровождения мероприятия была организована работа со студенческой медиагруппой Академии в соответствии с медиапланом (рис. 2), который был разработан с учетом программы чемпионата. Группа студентов осуществляла подготовку и публикацию текстов в определенных каналах коммуникации, разработку фото- и видеосопровождения мероприятий чемпионата во все дни его проведения. Медиаплан чемпионата имел определенную структуру и наполнение:

• дата, время и такты публикации – в зависимости от событий программы чемпионата в медиаплане были определены такты, которые требовали медиасопровождения. Для каждого такта было определено время публикации. При этом публикация материала про один такт происходила параллельно с подготовкой материала по следующему событию программы. Таким образом, медиасопровождение мероприятия происходило своевременно;

• формат публикации – в данном столбце медиаплана указан формат подготавливаемого материала. Это мог быть информатив (фактическое изложение событий), или нарратив (описание в стиле повествования), или аналитика (аналитика происходящих событий);

• краткое описание описываемого такта – в столбце «про что пишем» была указана краткая информация про то, на что сделать акцент при подготовке медиаматериала в каждом такте;

• ответственный за сборку материала – так как медиасопровождением чемпионата занималась группа студентов, то очень важно было отметить, кто именно отвечает за подготовку материала по каждому такту медиаплана;

• ответственный за фото – в данном столбце указывались ответственные за фото- и видеосопровождение каждого такта.

missing image file

Рис. 1. Пример анонса в группе ТАУ SKILLS в социальной сети «ВКонтакте» Источник: группа чемпионата в сети «ВКонтакте» https://vk.com/taomskills

На заключительном этапе осуществлялась подготовка пост-релиза о чемпионате, в рамках которого были подведены итоги мероприятия. В рамках подготовки пост-релиза были отсмотрены публикации за все дни чемпионата, затем выделены ключевые элементы чемпионата, которые отражали его значимость, масштабность, актуальность и были отражены в пост-релизе, например: даты и место проведения чемпионата, количество участников, перечисление организаторов и партнеров мероприятия, описание компетенций соревновательной части чемпионата и его дополнительных мероприятий (игры и мастер-классы), благодарность организаторам, волонтерам, подробное описание итогов, результатов чемпионата и задел на будущее – приглашение к участию в следующем году.

Также были отобраны содержательные фото- и видеоматериалы со всех дней и мероприятий чемпионата. После подготовки пост-релиз был размещен в группе чемпионата в социальной сети «ВКонтакте», на сайте чемпионата, сайтах и в социальных сетях ТАУ, партнеров, а также в СМИ (рис. 3).

missing image file

Рис. 2. Фрагмент медиаплана ТАУ SKILLS Источник: составлено автором

missing image file

Рис. 3. Примеры пост-релизов про ТАУ SKILLS Источник: группа чемпионата в сети «ВКонтакте» https://vk.com/wall-216943048_184, сайт чемпионата https://taomskills.ru/#rec509738070

Заключение

Таким образом, можно сказать, что медиасопровождение мероприятий в высшем учебном заведении включает общепринятые элементы и этапы, но в то же время оно имеет значительные содержательные и организационные особенности на каждом этапе медиасопровождения. Начиная от необходимости индивидуального подхода к каждому типу аудитории, с которым вуз взаимодействует и выбора соответствующих каналов продвижения, до ограниченности денежных и человеческих ресурсов. Также медиасопровождение вузовских мероприятий требует некой интеграции с другими коммуникационными стратегиями вуза и стратегиями организаций-партнеров в случае, если мероприятие проводится совместно с другими организациями.

При этом главной задачей медиасопровождения мероприятий вуза остается формирование положительного имиджа и узнаваемости высшего учебного заведения в информационном поле, в первую очередь среди его целевых аудиторий, таких как учащиеся школ и колледжей, студенты, преподаватели, родители, потенциальные работодатели и др.