Введение
Региональная составляющая охватывает множество аспектов национальной культуры: традиций, обычаев, фольклора и т.д. Внедрение национально-регионального компонента в программы общеобразовательных школ, разработка проектов, направленных на изучение культуры региона, организация конкурсов подчеркивают важность и необходимость сохранения культурного наследия, природных, социокультурных и экономических особенностей региона [1,2]. Включение регионального компонента в учебные программы способствует принятию культурных различий, формированию толерантного мировоззрения и оценке многообразия культур как ценного ресурса для личностного роста и развития общества в целом.
Практическая реализация регионального компонента на уроках изобразительного искусства включает изучение и рисование природных ландшафтов родного края, знакомство с народными ремеслами и промыслами, художниками и мастерами – ремесленниками [3,4]. Изучение краеведения на уроках изобразительного искусства, предоставляет обучающимся большой источник вдохновения для создания собственных творческих работ, что дает возможность им изучать, сравнивать и анализировать отличия и общие черты в художественных методах, что способствует осознанию многогранности искусства. Использование краеведческого материала позволяет комплексно подойти к образованию, связать обучение с реальной жизнью и сделать уроки изобразительного искусства более познавательными и практически значимыми.
Важное значение в программе «Изобразительное искусство» в современной школе занимает изучение культурного наследия [5, 6], уникальных традиций и обычаев народов, проживающих на территории региона, что позволяет обучающимся глубже понять многогранность и богатство национальной культуры, развивая в них чувство гордости и уважения к своим корням [7,8].
Цель статьи заключается в анализе результатов практических аспектов реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства.
Материалы и методы исследования
Авторами была проанализирована литературы по теме исследования. Проведено анкетирование 300 учителей общеобразовательных школ Республики Карелия и проведена опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства в МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа».
Результаты исследования и их обсуждение
Многофакторность национально-регионального компонента в образовательном процессе уроков изобразительного искусства реализована в программах, которые позволяют интегрировать культурные и исторические особенности конкретного региона. Наиболее известными программами изобразительного искусства в нашей стране являются программы Б.М. Неменского, В.С. Кузина и Т.Я. Шпикаловой. Так, в программе В.С. Кузина обучение декоративно-прикладному искусству, осуществляется в процессе выполнения творческих заданий и бесед, направленных на развитие интереса школьников к искусству. Программа Т.Я. Шпикаловой направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала школьников; а программа Б.Г. Неменского разработана как целостная система введения обучающихся в художественную культуру, где они постепенно открывают многообразие культур народов [9]. Таким образом, программы схожи между собой и позволяют использовать материал региональной направленности родного края в уроки изобразительного искусства.
В ходе исследования было проведено анкетирование 300 учителей общеобразовательных школ, с целью выявления их опыта реализации регионального компонента в школьную программу, определения их трудностей и потребностей в необходимом методическом обеспечении, а также сбора информации по улучшению данного направления в школьной работе. В анкетировании приняли участие учителя Республики Карелия (Петрозаводск, Олонецкий, Лахденпохский, Пряжский, Сортавальский районы).
Авторы интересовались, какие методы реализации регионального компонента используют учителя в школе. Большинство учителей (90%) интегрируют национально-региональный компонент в свои уроки. 60% из них используют проектные методы, 50% – презентации и видеометоды; 50% – рассказ и беседы. 50% респондентов реализуют региональный компонент через исследовательские методы, которые позволяют развивать у обучающихся навыки самостоятельного поиска информации и анализа данных, и визуализируют географические, исторические, культурные особенности родного края. 40 % респондентов используют игровые методы. Полученные данные свидетельствуют, что учителя общеобразовательных школ используют активные и интерактивные методы для реализации регионального компонента.
Для большинства респондентов (80%) преобладающим направлением, связанным с родным краем, является культура и традиции, это свидетельствует о важности и значимости сохранения и передачи культурных традиций. Также значимыми направлениями учителя указали: географию и природу (60%); известных людей (60%), подчеркивая интерес к природным особенностям региона и к выдающимся личностям, которые внесли свой вклад в его развитие. Это можно объяснить тем, что учителя стремятся привить любовь к природе родного края и показать на примере известных людей, что можно достичь успеха и реализоваться в родном регионе.
Была проанализирована готовность учителей к реализации регионального компонента. Наибольшая часть опрошенных (70%) отметили, что готовы реализовать региональный компонент на своих уроках, при этом большая часть учителей (60%) отметили удовлетворенность доступностью и количеством учебных материалов. Среди трудностей 40% респондентов отмечают низкую мотивацию обучающихся к изучению материалов регионального компонента. 30% учителей выделяют недостаток и нехватку ресурсов школы (учебные материалы, интернет, необходимая техника) для реализации регионального компонента. 20% называют недостаточную подготовку и квалификацию, это является важной задачей школы в организации специальных программ для повышения квалификации по вопросам регионального компонента. Важными площадками для изучения искусства региона являются художественные мастерские и музеи выставки, творческие встречи с местными художниками и мастерами, мастер-классы. 20% учителей отмечают низкий уровень взаимодействия школы с местными мастерами, музеями, заповедниками и недостаточное финансирование, что ограничивает возможности для организации выездных мероприятий.
80% учителей отмечают, что использование регионального компонента способствует развитию патриотизма обучающихся, любви к родному краю и гордости за свой народ и культурные традиции. 70% пишут, что региональный компонент помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, содействует развитию и улучшению диалога, что в свою очередь, является главным ориентиром в формировании толерантности и уважении к другим культурам, через понимание общих традиций и ценностей. Укрепление социальных связей обучающихся отметили 50% учителей. Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил высокую значимость реализации регионального компонента в образовательном процессе школ.
Авторами проведена опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства в МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» (таблица). Выбор данного образовательного учреждения обусловлен расположением в уникальном природном ландшафте, в непосредственной близости от Ладожского озера, что представляет широкие возможности для изучения местной культуры, истории и природы. Также в двадцати километрах от поселка Ильинский, располагается город Олонец (бывшая Олонецкая губерния), обладающий большим культурным значением в Карелии.
Изучение опыта в МКОУ «Ильинская СОШ» позволил нам выявить наиболее успешные формы и методы работы по реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства. Для успешного внедрения регионального компонента создавалась культуротворческая среда [10], способствующая более глубокому пониманию и усвоению материала о культурных традициях родного края.
Приведем примеры содержания некоторых вышеобозначенных форм и методов реализации регионального компонента.
1. Убранство карельской избы. Внешний вид карельской избы. Конструкция и материалы. Особенности карельской избы. Декоративные элементы карельской избы. Внутреннее устройство избы: основные помещения, русская печь, красный угол, мебель. Предметы быта и их назначение. Декоративное оформление карельской избы: вышивка, резьба по дереву, роспись. Виртуальная экскурсия по карельской избе.
2. Карельский народный костюм. История формирования карельского народного костюма. Основные элементы женского карельского костюма: рубаха, сарафан, передник, пояс, головной убор, украшения. Основные элементы мужского костюма: рубаха, порты, пояс, кафтан, шапка, обувь. Символика орнамента. Изображение мотивов орнамента и карельского костюма
3. Карельская роспись. История карельской росписи. Особенности орнаменты карельской росписи. Цветовая гамма карельской росписи. Материалы. Техники выполнения карельской росписи. Композиция росписи.
4. Бытовой натюрморт с предметами карельского быта. Знакомство с бытовым натюрмортом. Знакомство с предметами карельского быта: деревянная посуда, вышитые полотенца, глиняные горшки, берестяные изделия, самовар. Композиция натюрморта: центр композиции, законченность и цельность, равновесие, ритм, линия горизонта. Цветоведение в натюрморте. Светотень в натюрморте: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
5. Великие художники Карелии. Значение искусства в жизни человека и общества. Знакомство с биографиями художников: Суло Юнтунен, Александр Каштанов, Борис Поморцев, Валентин Чекмасов, Владимир Иваненко, Тамара Юфа, Татьяна Красовская, Сергей Саллинен. Анализ творчества художников: жанр, техника, композиция, цветовая гамма, особенности мазка. Анализ тематики произведений. Основные черты и различия в творчестве художников. Вклад художников в развитие искусства Карелии: оценка значения творчества художников для сохранения карельской культуры.
Опытно-экспериментальная работа в МКОУ «Ильинская СОШ»
Направление |
Респонденты |
Цель |
Проведение уроков изобразительного искусства |
Обучающиеся (5 классы 37 чел., 6 классы 28 чел.) |
Внедрение национально- регионального компонента в уроки изобразительного искусства, что в свою очередь стимулирует всестороннее развитие личности обучающегося, посредством освоения художественной культуры и творческой деятельности, основанное на изучении и осмыслении художественного наследия родного края, его традиций, особенностей и связей с общечеловеческой культурой. Целью практических занятий является активное и осознанное освоение художественных техник, приемов и средств выразительности через создания обучающимися собственных работ, отражающих особенности культуры и природы родного края. |
Проведение внеурочных занятий |
Обучающиеся (5 классы 37 чел., 6 классы 28 чел.) |
Расширение и углубление знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, развитие творческих способностей и формирование устойчивого интереса к искусству и культуре посредством активного взаимодействия с культурным и природным наследием родного края. |
Участие в районном конкурсе «Слава |
6 класс (1 чел.) |
Создание эстетичной графической работы, а также формирование у участника глубокого понимания истории и культуры своей страны, развитие творческих способностей и воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности. |
Методика |
Обучающиеся (5 классы 37 чел., |
Получение информации от обучающихся, позволяющей оценить успешность реализации национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства с учетом адаптации программы к потребностям и интересам обучающихся, созданием условий для их полноценного творческого развития и воспитания любви к родному краю. |
Наблюдение |
Обучающиеся (5 классы 37 чел., 6 классы 28 чел.) |
Получение целостной и объективной информации о процессе освоения обучающимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, а также о личностном развитии школьников, их отношении к культуре и истории родного края, проявляющихся в его деятельности на уроках. |
Источник: составлено авторами.
6. Карельский пейзаж. Природа и художник. Роль пейзажа в искусстве. Особенности карельской природы: рельеф, растительность, водные объекты, климат. Карельский пейзаж в творчестве художников. Приемы передачи пространства в пейзаже: линейная перспектива, воздушная перспектива, светотень. Приемы передачи освещения и цвета в пейзаже.
7. Пейзаж «Карельская осень». Пленэрный урок. Выбор мотива. Компоновка на листе: наметить линиями карандаша основные элементы композиции. Работа с цветом:подбор цветовой палитры, передача основных цветов и оттенков, прорисовка деталей, передача освещения.
8. О чем рассказывают гербы и эмблемы (Карелия, г. Олонец). Основные понятия геральдики: щит, фигуры, цвета, металлы, эмали. Герб Республики Карелия (описание герба, символика) Герб города Олонца (описание, история, символика) Правила составления гербов (основные принципы).
9. Выездная экскурсия в г. Олонец «По стопам предков». Посещение «Олонецкого национального музея карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина». В структуру музея входят – постоянная интерактивная экспозиция «Формула крепости» об истории Олонецкого края с периода неолита до XVIII века нашей эры и историко-этнографическая экспозиция «Карелы – ливвики». Знакомство народными костюмами, промыслом, с бытом и традициями карелов-ливвиков.
10. Выездная экскурсия на Ладожское озеро. Рассказ о важных исторических событиях, происходивших на Ладожском озере. Знакомство обучающихся с жанром пейзажа – марина. Знакомство с окружающей природой (цвет воды, форма берегов, игра света и тени, движение облаков) с помощью краеведческих материалов. Зарисовки Ладожского озера простыми материалами (карандаш, уголь, гелиевая черная ручка).
11. Интерактивная игра «Многонациональная Карелия – познавательное путешествие». Игра представляет собой викторину с вопросами об истории, культуре Карелии, о фактах, событиях, связанных с городами и районами республики.
Представленная работа является примером реализации регионального компонента в школьную образовательную программу.
Заключение
Таким образом, региональный компонент содержания уроков изобразительного искусства в современной школе способствует воспитанию гармоничной личности через изучение традиций родного края. Включение этого компонента в образовательную программу способствует развитию уважения школьников к традициям и культурному наследию, разнообразию культур, что в свою очередь обогащает восприятие искусства. Включение регионального компонента дает возможность использовать уникальные художественные традиции региона в процессе обучения изобразительному искусству, что позволяет обучающимся получить опыт соприкосновения с аутентичными произведениями. Это не только углубляет их художественное восприятие, но и помогает развивать чувство сопричастности к своей родной культуре.
Библиографическая ссылка
Птицына Е.В., Коверская С.В. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. 2025. № 3. С. 22-26;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2577 (дата обращения: 02.07.2025).