Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PRACTICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN ART LESSONS

Ptitsyna E.V. 1 Koverskaya S.V. 1
1 Petrozavodsk State University
The introduction of a regional component into the educational programs of a modern school emphasizes the need to study and preserve the cultural heritage, traditions, natural, socio-cultural and economic characteristics of the region. An important task of the regional component implementation is the study and use of local folk crafts and crafts for educational purposes. The purpose of the article is to analyze the results of practical work on the implementation of the regional component in art lessons. In the context of the stated problem, the authors emphasize the importance of including a regional component in visual arts curricula as a valuable resource for forming a tolerant worldview of students, their personal growth and the development of society as a whole. The authors prove that the use of local history materials (the nature of the native land, the work of local artists and architects; household items; folk crafts and art) allows a comprehensive approach to the learning process, connect it with real life and make art lessons more informative and practically meaningful. The authors presented the results of the implementation of the regional component in art lessons at the Moscow State Educational Institution “Ilyinskaya Secondary School” of the Republic of Karelia. In the article, the authors conclude that the use of materials from the regional component in art lessons contributes to the expansion of horizons, the preservation of cultural traditions of the native land, the formation of citizenship and national identity of the younger generation.
regional component
local history
artistic traditions
culture
art lessons

Введение

Региональная составляющая охватывает множество аспектов национальной культуры: традиций, обычаев, фольклора и т.д. Внедрение национально-регионального компонента в программы общеобразовательных школ, разработка проектов, направленных на изучение культуры региона, организация конкурсов подчеркивают важность и необходимость сохранения культурного наследия, природных, социокультурных и экономических особенностей региона [1,2]. Включение регионального компонента в учебные программы способствует принятию культурных различий, формированию толерантного мировоззрения и оценке многообразия культур как ценного ресурса для личностного роста и развития общества в целом.

Практическая реализация регионального компонента на уроках изобразительного искусства включает изучение и рисование природных ландшафтов родного края, знакомство с народными ремеслами и промыслами, художниками и мастерами – ремесленниками [3,4]. Изучение краеведения на уроках изобразительного искусства, предоставляет обучающимся большой источник вдохновения для создания собственных творческих работ, что дает возможность им изучать, сравнивать и анализировать отличия и общие черты в художественных методах, что способствует осознанию многогранности искусства. Использование краеведческого материала позволяет комплексно подойти к образованию, связать обучение с реальной жизнью и сделать уроки изобразительного искусства более познавательными и практически значимыми.

Важное значение в программе «Изобразительное искусство» в современной школе занимает изучение культурного наследия [5, 6], уникальных традиций и обычаев народов, проживающих на территории региона, что позволяет обучающимся глубже понять многогранность и богатство национальной культуры, развивая в них чувство гордости и уважения к своим корням [7,8].

Цель статьи заключается в анализе результатов практических аспектов реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства.

Материалы и методы исследования

Авторами была проанализирована литературы по теме исследования. Проведено анкетирование 300 учителей общеобразовательных школ Республики Карелия и проведена опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства в МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа».

Результаты исследования и их обсуждение

Многофакторность национально-регионального компонента в образовательном процессе уроков изобразительного искусства реализована в программах, которые позволяют интегрировать культурные и исторические особенности конкретного региона. Наиболее известными программами изобразительного искусства в нашей стране являются программы Б.М. Неменского, В.С. Кузина и Т.Я. Шпикаловой. Так, в программе В.С. Кузина обучение декоративно-прикладному искусству, осуществляется в процессе выполнения творческих заданий и бесед, направленных на развитие интереса школьников к искусству. Программа Т.Я. Шпикаловой направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала школьников; а программа Б.Г. Неменского разработана как целостная система введения обучающихся в художественную культуру, где они постепенно открывают многообразие культур народов [9]. Таким образом, программы схожи между собой и позволяют использовать материал региональной направленности родного края в уроки изобразительного искусства.

В ходе исследования было проведено анкетирование 300 учителей общеобразовательных школ, с целью выявления их опыта реализации регионального компонента в школьную программу, определения их трудностей и потребностей в необходимом методическом обеспечении, а также сбора информации по улучшению данного направления в школьной работе. В анкетировании приняли участие учителя Республики Карелия (Петрозаводск, Олонецкий, Лахденпохский, Пряжский, Сортавальский районы).

Авторы интересовались, какие методы реализации регионального компонента используют учителя в школе. Большинство учителей (90%) интегрируют национально-региональный компонент в свои уроки. 60% из них используют проектные методы, 50% – презентации и видеометоды; 50% – рассказ и беседы. 50% респондентов реализуют региональный компонент через исследовательские методы, которые позволяют развивать у обучающихся навыки самостоятельного поиска информации и анализа данных, и визуализируют географические, исторические, культурные особенности родного края. 40 % респондентов используют игровые методы. Полученные данные свидетельствуют, что учителя общеобразовательных школ используют активные и интерактивные методы для реализации регионального компонента.

Для большинства респондентов (80%) преобладающим направлением, связанным с родным краем, является культура и традиции, это свидетельствует о важности и значимости сохранения и передачи культурных традиций. Также значимыми направлениями учителя указали: географию и природу (60%); известных людей (60%), подчеркивая интерес к природным особенностям региона и к выдающимся личностям, которые внесли свой вклад в его развитие. Это можно объяснить тем, что учителя стремятся привить любовь к природе родного края и показать на примере известных людей, что можно достичь успеха и реализоваться в родном регионе.

Была проанализирована готовность учителей к реализации регионального компонента. Наибольшая часть опрошенных (70%) отметили, что готовы реализовать региональный компонент на своих уроках, при этом большая часть учителей (60%) отметили удовлетворенность доступностью и количеством учебных материалов. Среди трудностей 40% респондентов отмечают низкую мотивацию обучающихся к изучению материалов регионального компонента. 30% учителей выделяют недостаток и нехватку ресурсов школы (учебные материалы, интернет, необходимая техника) для реализации регионального компонента. 20% называют недостаточную подготовку и квалификацию, это является важной задачей школы в организации специальных программ для повышения квалификации по вопросам регионального компонента. Важными площадками для изучения искусства региона являются художественные мастерские и музеи выставки, творческие встречи с местными художниками и мастерами, мастер-классы. 20% учителей отмечают низкий уровень взаимодействия школы с местными мастерами, музеями, заповедниками и недостаточное финансирование, что ограничивает возможности для организации выездных мероприятий.

80% учителей отмечают, что использование регионального компонента способствует развитию патриотизма обучающихся, любви к родному краю и гордости за свой народ и культурные традиции. 70% пишут, что региональный компонент помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, содействует развитию и улучшению диалога, что в свою очередь, является главным ориентиром в формировании толерантности и уважении к другим культурам, через понимание общих традиций и ценностей. Укрепление социальных связей обучающихся отметили 50% учителей. Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил высокую значимость реализации регионального компонента в образовательном процессе школ.

Авторами проведена опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства в МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» (таблица). Выбор данного образовательного учреждения обусловлен расположением в уникальном природном ландшафте, в непосредственной близости от Ладожского озера, что представляет широкие возможности для изучения местной культуры, истории и природы. Также в двадцати километрах от поселка Ильинский, располагается город Олонец (бывшая Олонецкая губерния), обладающий большим культурным значением в Карелии.

Изучение опыта в МКОУ «Ильинская СОШ» позволил нам выявить наиболее успешные формы и методы работы по реализации регионального компонента на уроках изобразительного искусства. Для успешного внедрения регионального компонента создавалась культуротворческая среда [10], способствующая более глубокому пониманию и усвоению материала о культурных традициях родного края.

Приведем примеры содержания некоторых вышеобозначенных форм и методов реализации регионального компонента.

1. Убранство карельской избы. Внешний вид карельской избы. Конструкция и материалы. Особенности карельской избы. Декоративные элементы карельской избы. Внутреннее устройство избы: основные помещения, русская печь, красный угол, мебель. Предметы быта и их назначение. Декоративное оформление карельской избы: вышивка, резьба по дереву, роспись. Виртуальная экскурсия по карельской избе.

2. Карельский народный костюм. История формирования карельского народного костюма. Основные элементы женского карельского костюма: рубаха, сарафан, передник, пояс, головной убор, украшения. Основные элементы мужского костюма: рубаха, порты, пояс, кафтан, шапка, обувь. Символика орнамента. Изображение мотивов орнамента и карельского костюма

3. Карельская роспись. История карельской росписи. Особенности орнаменты карельской росписи. Цветовая гамма карельской росписи. Материалы. Техники выполнения карельской росписи. Композиция росписи.

4. Бытовой натюрморт с предметами карельского быта. Знакомство с бытовым натюрмортом. Знакомство с предметами карельского быта: деревянная посуда, вышитые полотенца, глиняные горшки, берестяные изделия, самовар. Композиция натюрморта: центр композиции, законченность и цельность, равновесие, ритм, линия горизонта. Цветоведение в натюрморте. Светотень в натюрморте: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

5. Великие художники Карелии. Значение искусства в жизни человека и общества. Знакомство с биографиями художников: Суло Юнтунен, Александр Каштанов, Борис Поморцев, Валентин Чекмасов, Владимир Иваненко, Тамара Юфа, Татьяна Красовская, Сергей Саллинен. Анализ творчества художников: жанр, техника, композиция, цветовая гамма, особенности мазка. Анализ тематики произведений. Основные черты и различия в творчестве художников. Вклад художников в развитие искусства Карелии: оценка значения творчества художников для сохранения карельской культуры.

Опытно-экспериментальная работа в МКОУ «Ильинская СОШ»

Направление
работы, методы

Респонденты

Цель

Проведение уроков изобразительного искусства

Обучающиеся
Ильинской школы

(5 классы 37 чел.,

6 классы 28 чел.)

Внедрение национально- регионального компонента в уроки изобразительного искусства, что в свою очередь стимулирует всестороннее развитие личности обучающегося, посредством освоения художественной культуры и творческой деятельности, основанное на изучении и осмыслении художественного наследия родного края, его традиций, особенностей и связей с общечеловеческой культурой. Целью практических занятий является активное и осознанное освоение художественных техник, приемов и средств выразительности через создания обучающимися собственных работ, отражающих особенности культуры и природы родного края.

Проведение

внеурочных

занятий

Обучающиеся
Ильинской школы

(5 классы 37 чел.,

6 классы 28 чел.)

Расширение и углубление знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, развитие творческих способностей и формирование устойчивого интереса к искусству и культуре посредством активного взаимодействия с культурным и природным наследием родного края.

Участие в районном конкурсе «Слава
Отечеству»

6 класс (1 чел.)

Создание эстетичной графической работы, а также формирование у участника глубокого понимания истории и культуры своей страны, развитие творческих способностей и воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Методика
незаконченных
предложений

Обучающиеся
Ильинской школы

(5 классы 37 чел.,
6 классы 28 чел.)

Получение информации от обучающихся, позволяющей оценить успешность реализации национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства с учетом адаптации программы к потребностям и интересам обучающихся, созданием условий для их полноценного творческого развития и воспитания любви к родному краю.

Наблюдение

Обучающиеся
Ильинской школы

(5 классы 37 чел.,

6 классы 28 чел.)

Получение целостной и объективной информации о процессе освоения обучающимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, а также о личностном развитии школьников, их отношении к культуре и истории родного края, проявляющихся в его деятельности на уроках.

     

Источник: составлено авторами.

6. Карельский пейзаж. Природа и художник. Роль пейзажа в искусстве. Особенности карельской природы: рельеф, растительность, водные объекты, климат. Карельский пейзаж в творчестве художников. Приемы передачи пространства в пейзаже: линейная перспектива, воздушная перспектива, светотень. Приемы передачи освещения и цвета в пейзаже.

7. Пейзаж «Карельская осень». Пленэрный урок. Выбор мотива. Компоновка на листе: наметить линиями карандаша основные элементы композиции. Работа с цветом:подбор цветовой палитры, передача основных цветов и оттенков, прорисовка деталей, передача освещения.

8. О чем рассказывают гербы и эмблемы (Карелия, г. Олонец). Основные понятия геральдики: щит, фигуры, цвета, металлы, эмали. Герб Республики Карелия (описание герба, символика) Герб города Олонца (описание, история, символика) Правила составления гербов (основные принципы).

9. Выездная экскурсия в г. Олонец «По стопам предков». Посещение «Олонецкого национального музея карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина». В структуру музея входят – постоянная интерактивная экспозиция «Формула крепости» об истории Олонецкого края с периода неолита до XVIII века нашей эры и историко-этнографическая экспозиция «Карелы – ливвики». Знакомство народными костюмами, промыслом, с бытом и традициями карелов-ливвиков.

10. Выездная экскурсия на Ладожское озеро. Рассказ о важных исторических событиях, происходивших на Ладожском озере. Знакомство обучающихся с жанром пейзажа – марина. Знакомство с окружающей природой (цвет воды, форма берегов, игра света и тени, движение облаков) с помощью краеведческих материалов. Зарисовки Ладожского озера простыми материалами (карандаш, уголь, гелиевая черная ручка).

11. Интерактивная игра «Многонациональная Карелия – познавательное путешествие». Игра представляет собой викторину с вопросами об истории, культуре Карелии, о фактах, событиях, связанных с городами и районами республики.

Представленная работа является примером реализации регионального компонента в школьную образовательную программу.

Заключение

Таким образом, региональный компонент содержания уроков изобразительного искусства в современной школе способствует воспитанию гармоничной личности через изучение традиций родного края. Включение этого компонента в образовательную программу способствует развитию уважения школьников к традициям и культурному наследию, разнообразию культур, что в свою очередь обогащает восприятие искусства. Включение регионального компонента дает возможность использовать уникальные художественные традиции региона в процессе обучения изобразительному искусству, что позволяет обучающимся получить опыт соприкосновения с аутентичными произведениями. Это не только углубляет их художественное восприятие, но и помогает развивать чувство сопричастности к своей родной культуре.