Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

Чичинина С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова»
Цель исследования – выявление возможности применения метода мозгового штурма в развитии креативного мышления у обучающихся 8 класса. Была проведена диагностика творческого мышления и личностных творческих характеристик с помощью следующих методик: креативный тест Фрэнка Вильямса, тест креативности Элиса Торренса и опросник Дэвида Джонсона. По результатам диагностики можно сделать вывод о невысоком развитии способности у исследуемых обучающихся давать ёмкие, осмысленные названия рисункам, гибкости и оригинальности мышления, а также способности долгое время концентрироваться на решении задачи, способности к решению сложных и комплексных задач. Метод мозгового штурма позволяет развивать способности обучающихся формулировать свои мысли в устной и письменной речи, концентрироваться на решении задач, не имеющих однозначного и общеизвестного решения, требующих поиска альтернативных существующим решений. Показана возможность применения данного метода на уроках, основная идея – решение творческих, эвристических задач в группах, парах или индивидуально. Метод мозгового штурма используется педагогами в области безопасности жизнедеятельности нечасто, однако тематика учебного предмета позволяет это делать, поскольку опасные ситуации ввиду изменённых условий зачастую имеют нешаблонные решения или требуют поиска альтернативных решений ввиду интенсивного развития общества и технологий. Это обусловливает возможность применения метода мозгового штурма на уроках по «Основам безопасности и защиты Родины».
креативность
креативное мышление
мозговой штурм
творческие задачи
обучающиеся
1. Туник ЕЕ. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: Питер, 2013. 320 с.
2. Миллер К.Ф., Савельева И.Н. Развитие творческого мышления учащихся при изучении курса химии в 9-х классах через домашние задания // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2021. № 1(35). С. 128-133.
3. Харитонов Е.В. Необходимость модернизации системы образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12 (часть 3). С. 452-453.
4. Шупик А.В. Основные подходы к творчеству и креативности // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 88-2. С. 149-151. DOI: 10.18411/trnio-08-2022-87.
5. Евдокимова Н.В. Креативное мышление в контексте современной психологии // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2024. № 2(50). С. 48-55.
6. Лебеденко О.А. Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 1(45). С. 168-173.
7. Сейдаметова З.С. Метода мозгового штурма при проектировании занятий // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2022. № 2(36). С. 67-72.
8. Ибрагимова Э.Э. Использование интерактивных методов в процессе подготовки бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 2019. № 5(12). С. 25-29.
9. Кузнецова Н.В., Гребенников В.С. Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном процессе по ОБЖ в условиях современной школы // Наука и Образование. 2019. Т. 2, № 4. С. 27. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/1159/1158 (дата обращения: 25.10.2024).

Введение

Инновации, интеллект, креативность – глобальные задачи современного общества, от решения которых зависит перспектива развития и эффективность социокультурных и экономических процессов. Общество динамично развивается, выдвигая новые требования к личности как субъекту социальной среды. Актуализировалась востребованность креативных личностей, способных принимать нестандартные решения, находить новые решения путём комбинации известных способов, переносить знания и умения в новую ситуацию.

Темпы научно-технического прогресса также оказывают влияние на актуальность формирования и развития креативного мышления. Стремительно развиваются новые технологии, внедряется искусственный интеллект, развиваются все сферы жизнедеятельности, существенно изменяются потребности рынка труда и требования к специалистам.

Подростковый возраст является одним из наиболее сенситивных периодов в развитии личности. Именно в этот период происходит формирование личностных качеств, стиля поведения человека, раскрытие потенциала личности. Поэтому важной задачей для социальных институтов, реализующих процессы воспитания и образования, в первую очередь для школы и семьи, является формирование и развитие способностей, в том числе способности к творчеству.

Изменение требований к образовательным результатам и условиям реализации образовательного процесса привело к модернизации методов и приёмов обучения, внедрению новых технологий в образовательный процесс. На смену традиционным методам обучения пришли активные и интерактивные методы, личностно ориентированные технологии. Одним из активных методов обучения, применяемых в образовательном процессе, стал метод мозгового штурма. Педагогические условия и методика реализации метода мозгового штурма на уроках способствуют активизации мышления, стимулируют обучающихся высказывать свои идеи, не боясь критики, позволяют генерировать новые идеи и находить новые пути решения задач.

Одной из актуальных задач является и развитие нестандартного мышления в рамках отдельных учебных предметов, в частности нового предмета «Основы безопасности и защиты родины» (ОБЗР), заменившего ранее базовый школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», формирующий умения безопасного поведения при определённых ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. Опасные ситуации не всегда имеют шаблонные решения, в изменённых условиях требуется быстрое и решительное принятие правильного нестандартного решения, способного спасти жизни и избежать серьёзных последствий. Поэтому применение инновационных педагогических технологий и методов позволит достичь и предметных результатов, и формирования нестандартных, креативных подходов.

Цель исследования – выявление возможности применения метода мозгового штурма в развитии креативного мышления у обучающихся 8 класса.

Материал и методы исследования

Для выявления уровня развития креативного мышления среди обучающихся 8 класса была проведена диагностика, в которой на добровольной информированной основе приняли участие 25 человек.

Диагностический инструментарий был отобран с опорой на теоретическую базу: креативный тест Фрэнка Вильямса, ориентированный на диагностику дивергентного (творческого) мышления у детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет; тест креативности Элиса Торренса, направленный на диагностику развития креативности у детей старше 5 лет; опросник Дэвида Джонсона, выявляющий уровни развития творческого мышления у детей дошкольного и школьного возраста. Все тесты адаптированы Е.Е. Туник, представлены стандартизованные российские нормативы [1].

Базой для проведения исследования стала Бородинская средняя общеобразовательная школа Республики Хакасия.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов по тесту Вильямса показывает, что большая часть исследуемых обучающихся (8 человек, 40%) имеет средний уровень развития креативного (дивергентного) мышления, что отвечает нормативам возраста. 5 человек (25%) имеют уровень развития дивергентного мышления ниже среднего, 1 (5%) – низкий уровень, 4 (20%) – выше среднего, 2 человека (10%) – высокий уровень. В наибольшей степени у обучающихся развиты беглость и разработанность и в меньшей степени – гибкость, оригинальность и умение давать название. Большая часть ребят работает с большой продуктивностью (7 и более картинок завершили 15 человек, 75%). Анализ результатов обработки опросника развития творческих характеристик личности позволяет сделать вывод, что большая часть подростков имеет уровень развития творческих характеристик личности выше среднего, при этом в наибольшей степени развито воображение, а сложность, склонность к риску, любознательность развиты в меньшей степени.

Результаты, полученные по методике Джонсона, соотносятся с результатами методики Вильсона. Половина обучающихся (50%) имеет уровень развития креативности выше среднего, 15% – низкий уровень, 10% – высокий уровень.

Результаты методики Торренса соотносятся с результатами методик Вильямса и Джонсона. Около 40% обучающихся показали результат, соответствующий норме, по 10% – несколько ниже нормы, выше нормы и несколько выше нормы. Также было выявлено 2 человека с очень низким уровнем развития творческого мышления и 1 – с очень высоким уровнем развития творческого мышления.

Таким образом, показатели развития креативного мышления у исследуемых обучающихся находятся в пределах возрастных норм. Но были выявлены компоненты, развитые в меньшей степени: гибкость, оригинальность, сопротивление замыканию, склонность к решению сложных творческих задач и способность давать глубокие осмысленные названия.

Динамичность развития современного мира актуализирует формирование и развитие качеств, способствующих успешному функционированию личности в социуме. В настоящее время необходимы люди, способные генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, идти на разумный риск, преодолевать препятствия, переносить знания и умения в новую ситуацию с изменёнными условиями. Этим обусловливается интерес к таким личностным характеристикам, как способность к творчеству, креативность, креативное мышление [2].

Система образования должна гибко и своевременно меняться адекватно изменениям, происходящим в социуме. Образовательные организации выступают субъектами выполнения социального заказа на формирование и развитие личности, способной успешно функционировать в условиях современного общества. А потому изменения в социуме порождают и образовательные трансформации [3].

В литературных источниках приводятся различные определения понятий «творчество», «креативность», «креативное мышление», «развитие креативного мышления». Далее приведены определения данных понятий, которых автор будет придерживаться в ходе исследования:

– творчество – согласно теории К. Роджерса, характеризуется способностью генерировать уникальные идеи, результаты, способы решения всех жизненных проблем, относится к числу важнейших, связанных с оптимальной психологической зрелостью, характеристик полноценно функционирующего человека [4];

– креативность – в контексте положений теории Дж. Гилфорда рассматривается как структурный компонент интеллекта, общая творческая способность, основой которой являются дивергентность, преобразования, импликации (связи), а факторами проявления являются оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость и способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации [4];

– креативное мышление – в контексте положений теории Дж. Гилфорда включает конвергентное мышление (когда человеку необходимо решить задачу при помощи чёткого алгоритма действий) и дивергентное мышление (тип мышления, при котором человеку необходимо придумать множество разноплановых идей для решения одной проблемы) [5];

– развитие креативного мышления – поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности [5].

Следует отметить, что способность к творчеству формируется постепенно и складывается из ряда стадий: наглядно-действенной, причинной и эвристической [6]. Раньше других проявляются способности, связанные с творчеством на основе зрительных представлений – в 5 лет, в 6 лет – со словообразованием, в 9-10 лет – со способностью к аналогиям, в 10-11 лет – со способностью к образованию фраз, эвристическое мышление формируется к 12-14 годам.

Развитие эвристического мышления у обучающихся можно осуществлять через проблемные задания и ситуации. При этом формируются следующие умения: построение проблемной ситуации, определение вероятности разных исходов взаимодействия, выдвижение альтернативной гипотезы решения проблемной ситуации, гибкий переход от анализа одной гипотезы к другой, сравнение эффективности разных стратегий решения задачи, умение решать противоречия. Перечисленные умения могут выступать в качестве базовых при развитии креативного мышления подростков.

Для развития креативного мышления в педагогическом процессе необходимо использовать активные методы обучения. Одним из наиболее простых и эффективных методов активного обучения, применяемых в основной школе, является мозговой штурм.

Метод мозгового штурма был предложен А.Ф. Осборном, основателем института творческих методов обучения, и представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющий целью нахождение оригинальных и необычных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников [7].

Мозговой штурм состоит из следующих этапов: подготовка, генерация идей и выработка решений. На этапе подготовки происходит формирование цели, на этапе генерации идей – высказывание идей участниками. Все идеи фиксируются ведущим. Этап выработки решений предполагает выбор наиболее интересных идей, после чего происходит их обсуждение [7].

Эффективность метода мозгового штурма обусловлена рядом аспектов: синергетическим эффектом, многократно усиливающим результат поиска решений за счёт включения разностороннего опыта участников мозгового штурма; потенциалом творческого развития, возможностью перехода в увлекательную коллективную игровую деятельность; позитивностью формирующей обстановки, конструктивностью критики; направленностью на активизацию и развитие дивергентного (творческого) мышления.

Метод мозгового штурма использовался педагогами в области безопасности жизнедеятельности нечасто, однако тематика учебного предмета позволяет это делать, поскольку опасные ситуации ввиду изменённых условий зачастую имеют нешаблонные решения. Решение открытых, творческих заданий – основная идея мозгового штурма. Такой формат позволяет развивать креативное мышление в наибольшей степени. На уроках по безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать мозговой штурм при изучении вопросов разработки алгоритмов действий, систем мер защитного характера, моделей безопасного поведения [8; 9].

Важным условием для проектирования уроков с использованием метода мозгового штурма является чёткое планирование времени для проведения каждого этапа: подготовительного, этапа генерации идей и заключительного – оценки и выбора наиболее оптимальных решений. В классическом варианте мозговой штурм занимает 1,5-2 часа, однако количество часов, отведённых на изучение предмета ОБЗР в 8 классе, не позволяет проводить мозговой штурм такой продолжительности. Этап оценки и обсуждения идей может быть перенесён на следующий урок, в случае обширности тематики и целесообразности такого переноса, по решению учителя.

Основная идея учебного мозгового штурма на уроке ОБЗР – решение творческих, эвристических задач в группах, парах или индивидуально. Перед проведением мозгового штурма учителю необходимо провести инструктаж обучающихся. Главное правило на этапе генерации идей – никакой критики. Если мозговой штурм проводится в групповой форме, в каждой группе назначается руководитель и распределяются роли. Руководитель следит за выполнением правил, направляет поиск идей при необходимости, акцентирует внимание на недостаточно проработанных идеях, упущенных из виду. Помимо руководителя, в группе необходимо выбрать человека, следящего за временем, и секретаря, фиксирующего все идеи. Также можно выбрать спикера, который будет озвучивать идеи, наработанные группой. Учитель фиксирует основные моменты на доске, в том числе время, отведённое на отдельные этапы, идеи, высказанные в ходе обсуждения. Когда процесс генерации идей заходит в тупик, можно применить приёмы активизации мышления, например можно перевернуть каждую идею наоборот, скрестить различные идеи между собой и так далее.

Для дополнительной мотивации обучающихся можно организовать конкурс идей. В случае трудоёмкости поставленной для мозгового штурма проблемы класс можно разделить на три группы: одна группа – эксперты, и две группы будут генерировать идеи на ограниченную область из общей темы мозгового штурма. Если проблема вызовет интерес обучающихся и интенсивную мыслительную деятельность, по решению учителя третий этап (оценки, обсуждения и выбора оптимальных решений) может быть перенесён на следующий урок. Интерес к проведению мозгового штурма у обучающихся будет выше, если поставленная задача имеет большое количество возможных решений.

Для чёткого распределения ролей при групповой форме проведения мозгового штурма обучающимся можно выдать карточки-памятки с обязанностями участников и основными этапами работы группы. Целесообразно менять роли участников от урока к уроку для более равномерного формирования результатов.

В конце урока ОБЗР с использованием учебного мозгового штурма можно провести рефлексию, что также будет способствовать формированию умений обучающихся ясно и чётко формулировать и выражать свои мысли.

Заключение

Таким образом, метод мозгового штурма является одним из наиболее применяемых в современной образовательной практике методов активного обучения. Методика проведения мозгового штурма позволяет применять его в рамках почти каждого учебного предмета для достижения личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, в том числе развития креативного мышления. Тематика школьного курса ОБЗР разнопланова и многообразна, многие проблемы, изучаемые на уроках, не имеют решений или требуют поиска альтернативных решений ввиду интенсивного развития общества и технологий. Это обусловливает возможность применения метода мозгового штурма на уроках ОБЗР. Применение мозгового штурма на уроках ОБЗР будет способствовать развитию компонентов креативного мышления.


Библиографическая ссылка

Чичинина С.В. ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 6. – С. 40-44;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2557 (дата обращения: 05.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674