Введение
Инновации, интеллект, креативность – глобальные задачи современного общества, от решения которых зависит перспектива развития и эффективность социокультурных и экономических процессов. Общество динамично развивается, выдвигая новые требования к личности как субъекту социальной среды. Актуализировалась востребованность креативных личностей, способных принимать нестандартные решения, находить новые решения путём комбинации известных способов, переносить знания и умения в новую ситуацию.
Темпы научно-технического прогресса также оказывают влияние на актуальность формирования и развития креативного мышления. Стремительно развиваются новые технологии, внедряется искусственный интеллект, развиваются все сферы жизнедеятельности, существенно изменяются потребности рынка труда и требования к специалистам.
Подростковый возраст является одним из наиболее сенситивных периодов в развитии личности. Именно в этот период происходит формирование личностных качеств, стиля поведения человека, раскрытие потенциала личности. Поэтому важной задачей для социальных институтов, реализующих процессы воспитания и образования, в первую очередь для школы и семьи, является формирование и развитие способностей, в том числе способности к творчеству.
Изменение требований к образовательным результатам и условиям реализации образовательного процесса привело к модернизации методов и приёмов обучения, внедрению новых технологий в образовательный процесс. На смену традиционным методам обучения пришли активные и интерактивные методы, личностно ориентированные технологии. Одним из активных методов обучения, применяемых в образовательном процессе, стал метод мозгового штурма. Педагогические условия и методика реализации метода мозгового штурма на уроках способствуют активизации мышления, стимулируют обучающихся высказывать свои идеи, не боясь критики, позволяют генерировать новые идеи и находить новые пути решения задач.
Одной из актуальных задач является и развитие нестандартного мышления в рамках отдельных учебных предметов, в частности нового предмета «Основы безопасности и защиты родины» (ОБЗР), заменившего ранее базовый школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», формирующий умения безопасного поведения при определённых ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. Опасные ситуации не всегда имеют шаблонные решения, в изменённых условиях требуется быстрое и решительное принятие правильного нестандартного решения, способного спасти жизни и избежать серьёзных последствий. Поэтому применение инновационных педагогических технологий и методов позволит достичь и предметных результатов, и формирования нестандартных, креативных подходов.
Цель исследования – выявление возможности применения метода мозгового штурма в развитии креативного мышления у обучающихся 8 класса.
Материал и методы исследования
Для выявления уровня развития креативного мышления среди обучающихся 8 класса была проведена диагностика, в которой на добровольной информированной основе приняли участие 25 человек.
Диагностический инструментарий был отобран с опорой на теоретическую базу: креативный тест Фрэнка Вильямса, ориентированный на диагностику дивергентного (творческого) мышления у детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет; тест креативности Элиса Торренса, направленный на диагностику развития креативности у детей старше 5 лет; опросник Дэвида Джонсона, выявляющий уровни развития творческого мышления у детей дошкольного и школьного возраста. Все тесты адаптированы Е.Е. Туник, представлены стандартизованные российские нормативы [1].
Базой для проведения исследования стала Бородинская средняя общеобразовательная школа Республики Хакасия.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов по тесту Вильямса показывает, что большая часть исследуемых обучающихся (8 человек, 40%) имеет средний уровень развития креативного (дивергентного) мышления, что отвечает нормативам возраста. 5 человек (25%) имеют уровень развития дивергентного мышления ниже среднего, 1 (5%) – низкий уровень, 4 (20%) – выше среднего, 2 человека (10%) – высокий уровень. В наибольшей степени у обучающихся развиты беглость и разработанность и в меньшей степени – гибкость, оригинальность и умение давать название. Большая часть ребят работает с большой продуктивностью (7 и более картинок завершили 15 человек, 75%). Анализ результатов обработки опросника развития творческих характеристик личности позволяет сделать вывод, что большая часть подростков имеет уровень развития творческих характеристик личности выше среднего, при этом в наибольшей степени развито воображение, а сложность, склонность к риску, любознательность развиты в меньшей степени.
Результаты, полученные по методике Джонсона, соотносятся с результатами методики Вильсона. Половина обучающихся (50%) имеет уровень развития креативности выше среднего, 15% – низкий уровень, 10% – высокий уровень.
Результаты методики Торренса соотносятся с результатами методик Вильямса и Джонсона. Около 40% обучающихся показали результат, соответствующий норме, по 10% – несколько ниже нормы, выше нормы и несколько выше нормы. Также было выявлено 2 человека с очень низким уровнем развития творческого мышления и 1 – с очень высоким уровнем развития творческого мышления.
Таким образом, показатели развития креативного мышления у исследуемых обучающихся находятся в пределах возрастных норм. Но были выявлены компоненты, развитые в меньшей степени: гибкость, оригинальность, сопротивление замыканию, склонность к решению сложных творческих задач и способность давать глубокие осмысленные названия.
Динамичность развития современного мира актуализирует формирование и развитие качеств, способствующих успешному функционированию личности в социуме. В настоящее время необходимы люди, способные генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, идти на разумный риск, преодолевать препятствия, переносить знания и умения в новую ситуацию с изменёнными условиями. Этим обусловливается интерес к таким личностным характеристикам, как способность к творчеству, креативность, креативное мышление [2].
Система образования должна гибко и своевременно меняться адекватно изменениям, происходящим в социуме. Образовательные организации выступают субъектами выполнения социального заказа на формирование и развитие личности, способной успешно функционировать в условиях современного общества. А потому изменения в социуме порождают и образовательные трансформации [3].
В литературных источниках приводятся различные определения понятий «творчество», «креативность», «креативное мышление», «развитие креативного мышления». Далее приведены определения данных понятий, которых автор будет придерживаться в ходе исследования:
– творчество – согласно теории К. Роджерса, характеризуется способностью генерировать уникальные идеи, результаты, способы решения всех жизненных проблем, относится к числу важнейших, связанных с оптимальной психологической зрелостью, характеристик полноценно функционирующего человека [4];
– креативность – в контексте положений теории Дж. Гилфорда рассматривается как структурный компонент интеллекта, общая творческая способность, основой которой являются дивергентность, преобразования, импликации (связи), а факторами проявления являются оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость и способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации [4];
– креативное мышление – в контексте положений теории Дж. Гилфорда включает конвергентное мышление (когда человеку необходимо решить задачу при помощи чёткого алгоритма действий) и дивергентное мышление (тип мышления, при котором человеку необходимо придумать множество разноплановых идей для решения одной проблемы) [5];
– развитие креативного мышления – поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности [5].
Следует отметить, что способность к творчеству формируется постепенно и складывается из ряда стадий: наглядно-действенной, причинной и эвристической [6]. Раньше других проявляются способности, связанные с творчеством на основе зрительных представлений – в 5 лет, в 6 лет – со словообразованием, в 9-10 лет – со способностью к аналогиям, в 10-11 лет – со способностью к образованию фраз, эвристическое мышление формируется к 12-14 годам.
Развитие эвристического мышления у обучающихся можно осуществлять через проблемные задания и ситуации. При этом формируются следующие умения: построение проблемной ситуации, определение вероятности разных исходов взаимодействия, выдвижение альтернативной гипотезы решения проблемной ситуации, гибкий переход от анализа одной гипотезы к другой, сравнение эффективности разных стратегий решения задачи, умение решать противоречия. Перечисленные умения могут выступать в качестве базовых при развитии креативного мышления подростков.
Для развития креативного мышления в педагогическом процессе необходимо использовать активные методы обучения. Одним из наиболее простых и эффективных методов активного обучения, применяемых в основной школе, является мозговой штурм.
Метод мозгового штурма был предложен А.Ф. Осборном, основателем института творческих методов обучения, и представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющий целью нахождение оригинальных и необычных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников [7].
Мозговой штурм состоит из следующих этапов: подготовка, генерация идей и выработка решений. На этапе подготовки происходит формирование цели, на этапе генерации идей – высказывание идей участниками. Все идеи фиксируются ведущим. Этап выработки решений предполагает выбор наиболее интересных идей, после чего происходит их обсуждение [7].
Эффективность метода мозгового штурма обусловлена рядом аспектов: синергетическим эффектом, многократно усиливающим результат поиска решений за счёт включения разностороннего опыта участников мозгового штурма; потенциалом творческого развития, возможностью перехода в увлекательную коллективную игровую деятельность; позитивностью формирующей обстановки, конструктивностью критики; направленностью на активизацию и развитие дивергентного (творческого) мышления.
Метод мозгового штурма использовался педагогами в области безопасности жизнедеятельности нечасто, однако тематика учебного предмета позволяет это делать, поскольку опасные ситуации ввиду изменённых условий зачастую имеют нешаблонные решения. Решение открытых, творческих заданий – основная идея мозгового штурма. Такой формат позволяет развивать креативное мышление в наибольшей степени. На уроках по безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать мозговой штурм при изучении вопросов разработки алгоритмов действий, систем мер защитного характера, моделей безопасного поведения [8; 9].
Важным условием для проектирования уроков с использованием метода мозгового штурма является чёткое планирование времени для проведения каждого этапа: подготовительного, этапа генерации идей и заключительного – оценки и выбора наиболее оптимальных решений. В классическом варианте мозговой штурм занимает 1,5-2 часа, однако количество часов, отведённых на изучение предмета ОБЗР в 8 классе, не позволяет проводить мозговой штурм такой продолжительности. Этап оценки и обсуждения идей может быть перенесён на следующий урок, в случае обширности тематики и целесообразности такого переноса, по решению учителя.
Основная идея учебного мозгового штурма на уроке ОБЗР – решение творческих, эвристических задач в группах, парах или индивидуально. Перед проведением мозгового штурма учителю необходимо провести инструктаж обучающихся. Главное правило на этапе генерации идей – никакой критики. Если мозговой штурм проводится в групповой форме, в каждой группе назначается руководитель и распределяются роли. Руководитель следит за выполнением правил, направляет поиск идей при необходимости, акцентирует внимание на недостаточно проработанных идеях, упущенных из виду. Помимо руководителя, в группе необходимо выбрать человека, следящего за временем, и секретаря, фиксирующего все идеи. Также можно выбрать спикера, который будет озвучивать идеи, наработанные группой. Учитель фиксирует основные моменты на доске, в том числе время, отведённое на отдельные этапы, идеи, высказанные в ходе обсуждения. Когда процесс генерации идей заходит в тупик, можно применить приёмы активизации мышления, например можно перевернуть каждую идею наоборот, скрестить различные идеи между собой и так далее.
Для дополнительной мотивации обучающихся можно организовать конкурс идей. В случае трудоёмкости поставленной для мозгового штурма проблемы класс можно разделить на три группы: одна группа – эксперты, и две группы будут генерировать идеи на ограниченную область из общей темы мозгового штурма. Если проблема вызовет интерес обучающихся и интенсивную мыслительную деятельность, по решению учителя третий этап (оценки, обсуждения и выбора оптимальных решений) может быть перенесён на следующий урок. Интерес к проведению мозгового штурма у обучающихся будет выше, если поставленная задача имеет большое количество возможных решений.
Для чёткого распределения ролей при групповой форме проведения мозгового штурма обучающимся можно выдать карточки-памятки с обязанностями участников и основными этапами работы группы. Целесообразно менять роли участников от урока к уроку для более равномерного формирования результатов.
В конце урока ОБЗР с использованием учебного мозгового штурма можно провести рефлексию, что также будет способствовать формированию умений обучающихся ясно и чётко формулировать и выражать свои мысли.
Заключение
Таким образом, метод мозгового штурма является одним из наиболее применяемых в современной образовательной практике методов активного обучения. Методика проведения мозгового штурма позволяет применять его в рамках почти каждого учебного предмета для достижения личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, в том числе развития креативного мышления. Тематика школьного курса ОБЗР разнопланова и многообразна, многие проблемы, изучаемые на уроках, не имеют решений или требуют поиска альтернативных решений ввиду интенсивного развития общества и технологий. Это обусловливает возможность применения метода мозгового штурма на уроках ОБЗР. Применение мозгового штурма на уроках ОБЗР будет способствовать развитию компонентов креативного мышления.