Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИТАГЕННОГО ОПЫТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чумак Е.М. 1 Шумакова А.В. 1
1 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Научная статья представляет теоретическое обоснование исключительной важности педагогических условий, связанных с использованием витагенного опыта в образовательном процессе детей младшего школьного возраста. Исследование акцентирует внимание на актуальной проблеме современного образования, а именно на создании взаимосвязи между формальным обучением и жизненным опытом учащихся. Основная концепция статьи заключается в интеграции практического обучения, ориентированного на реальную жизнь, в процесс обучения. Это позволяет детям более глубоко понимать учебный материал и видеть его практическое применение, что способствует развитию их познавательного интереса. В статье рассматриваются ключевые педагогические условия, необходимые для успешной реализации данного подхода. В числе таких условий – практико-ориентированное обучение, активация познавательного интереса на основе жизненного опыта, систематическая диагностика витагенного опыта в когнитивной деятельности и использование витагенного метода обучения. Этот комплексный педагогический подход направлен на развитие навыков самостоятельного обучения и творчества у детей, с упором на развитие критического мышления через практическую деятельность и эмоциональное вовлечение в учебный процесс. Внедрение витагенного опыта в образование младших школьников способствует формированию глубокого понимания материала и стимулирует их мотивацию к обучению, что является ключевым элементом успешного обучения и будущего профессионального роста.
витагенный опыт
познавательный интерес
младший школьный возраст
педагогические условия
когнитивное развитие
практико-ориентированное обучение
эмоциональное вовлечение в обучение
1. Микляева Н.В. Познавательное развитие школьников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 208 c.
2. Чуприкова Н.И. Познавательный интерес, активность и память. М.: Московский психолого-социальный университет, 2018. 46 c.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: ИЦ «Академия», 2000. 192 с.
4. Кабкова Е.Е. Педагогические технологии в образовании детей. М.: ИЦ «Академия», 2011. 210 с.
5. Давидчук А.Н. Познавательное развитие школьников в игре: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2019. 96 c.
6. Новопавловская Ю.А. Сущность познавательного интереса и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей младшего школьного возраста // Педагогика. 2019. № 8. С. 46–48.
7. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. Изд. 4-е перераб. М.: Просвещение, 2015. 451 с.

В современном образовательном процессе актуальной задачей является развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Эффективным средством для достижения этой цели служит использование витагенного опыта, который представляет собой интеграцию жизненного и образовательного опыта. Настоящая статья посвящена теоретическому обоснованию педагогических условий, при которых витагенный опыт становится эффективным инструментом в образовательном процессе. Основываясь на современных исследованиях и теориях, мы рассмотрим ключевые аспекты, такие как практико-ориентированное обучение, активизация познавательного интереса через жизненный опыт и методы систематической диагностики витагенного опыта, способствующие когнитивному развитию детей.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и выявлении педагогических условий для эффективного использования витагенного опыта в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с целью развития и стимулирования их познавательного интереса

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования основаны на теоретическом анализе и агрегации педагогических условий, необходимых для успешного использования витагенного опыта в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с целью стимулирования их познавательного интереса. Материалы включают в себя литературный обзор, анализ учебных материалов и данных предыдущих исследований. Методы исследования включают анализ и сравнение, экспертные оценки, анализ учебных планов и программ, качественные исследования и сравнительный анализ данных. Эти методы направлены на обоснование теоретической основы и определение практической ценности внедрения витагенного опыта в образование младших школьников с учетом развития их познавательного интереса.

Результаты исследования и их обсуждение

Первое педагогическое условие – включение в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения.

Суть этого обучения заключается в создании таких возможностей, при которых развитие познавательного интереса младших школьников превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Это такой способ организации обучения, когда содержание и форма прямо направлены на развитие познавательного интереса ребенка, то есть на способы самостоятельного постижения знаний; на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления практической деятельности на основе витагенного опыта; на эмоциональное отношение к содержанию образования [1 с. 31].

С помощью витагенного опыта в ходе практико-ориентированного обучения как средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста активно формируются:

1. Учебная самостоятельность.

2. Проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных или практических задач.

3. Осуществление самоконтроля за ходом и результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов ее выполнения.

В процессе реализации технологии практико-ориентированного обучения учителю необходимо сочетать методы проверки теоретических знаний учащихся с практическими. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний используется устный опрос, письменная проверка, тестирование; для оценивания практических навыков – практическая работа и разнообразие ее форм.

Витагенный опыт как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в ходе практико-ориентированного обучения реализуется посредством:

− проведения самостоятельных работ, способствующих активизации учебной деятельности и познавательного интереса к ней;

− проведения творческих и контрольных форм самостоятельных работ;

− применения информационно-коммуникационных технологий и технологии проектной деятельности в самостоятельной учебной деятельности учащихся начальных классов.

Н.В. Микляева в своем исследовании приводит два способа обучения на основе витагенного опыта учащихся, связанных с самостоятельным решением детьми проблемных ситуаций, творческим поиском, самостоятельным планированием действий:

1) репродуктивный – путем передачи различных знаний от педагога к ребенку через применение пошаговых руководств, наглядный показ и объяснение (то есть минимальное использование творческой активности у детей);

2) продуктивный – путем самостоятельного изучения и получения детьми новых знаний через проведение исследований, наблюдений, анализа и последующего подведения итогов, а также путем выполнения совместных проектов и упражнений (то есть максимальное использование детьми познавательного опыта) [2].

Второе педагогическое условие – активизация познавательного интереса учащихся с опорой на их жизненный опыт и опыт педагогов.

Опора на жизненный опыт учащихся и педагогов дает возможность реализовать персонально личностный подход в познавательном развитии учащихся.

Данное условие осуществляется посредством использования различных приемов обучения:

1. Прием начальной актуализации жизненного опыта учащихся заключается в выявлении уже имеющихся знаний учеников перед предложением новой информации. Этот подход помогает оценить интеллектуальный уровень как отдельных учеников, так и класса в целом. Он способствует формированию мотивации к изучению нового материала и позволяет эффективно интегрировать уже известную информацию в процесс решения задач. Данный прием может реализовываться через различные формы активности учащихся [3, с. 6].

2. Метод «мозговой штурм» ориентирован на стимулирование коллективного творческого мышления учащихся для решения учебных задач и активизации их познавательного интереса. Он включает генерацию разнообразных идей в ответ на поставленную проблему в ограниченные временные рамки. В ходе мозгового штурма все предложения учеников фиксируются без оценок и критики, что способствует свободному течению мыслей и выявлению широкого спектра подходов к решению проблемы. Этот прием может эффективно использоваться как вводная часть занятия по новой теме, помогая учащимся ориентироваться в предметной области и развивать творческий потенциал.

3. Игровой прием подразумевает проведение на уроках и во внеурочной деятельности обучающих, воспитывающих и познавательных игр, опирающихся на жизненный опыт как учеников, так и педагогов.

Они проводятся в форме:

1) игр-соревнований: конкурса, турнира, эстафеты, дуэли, КВН, деловой игры, ролевой игры, викторины;

2) игр, опирающихся на фантазию: игра-сюрприз, игра-подарок;

3) игр, основанных на нетрадиционной организации учебного материала: игры-откровения, игры «дублер начинает действовать»;

4) игр, напоминающих публичные формы общения: игры «пресс-конференция», аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, «живая газета», устный журнал;

5) игр, основанных на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;

6) игр, основанных на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, игра-путешествие;

7) игр, основанных на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия.

Третье педагогическое условие – систематическая диагностика уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности.

На подготовительном этапе педагогу необходимо тщательно продумывать свои действия, так как выполнение некоторых из них его учениками может выступить катализатором для предопределения дальнейшей успешности накопления и реализации витагенного опыта в познавательной деятельности. Для этого стоит методически подойти к выбору диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности, используя собственный витагенный опыт, а также опыт преподавания и интуицию педагога [4, с. 57].

Таким образом, перед педагогом стоит непростая задача по подбору таких методик исследования витагенного опыта у учеников. После решения данной проблемы педагогу необходимо также учесть уровень витагенной информированности учеников по изучаемой теме, ее целях и задачах.

В связи с этим педагогу необходимо проводить систематическую диагностику уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности. От степени и качества ее проведения напрямую зависит и результат изучения учениками новых знаний в разрезе витагенного опыта, степени следования ими той витагенной стратегии, которую педагог заложил изначально. То есть педагог должен выявить уровень сформированности витагенного опыта учеников и проанализировать его, выявив следующие параметры:

1) текущий усвоенный объем знаний (определяющийся по количеству суждений содержательного характера в ответе ученика на вопрос педагога);

2) степень усвоения витагенного опыта (уровень его осознанности);

3) степень значения полученного витагенного опыта для каждого ребенка в индивидуальном подходе (насколько для ученика близок этот опыт, получил ли он его сам или считает его второстепенным);

4) уровень достоверности полученных знаний с учебной точки зрения (по этому параметру педагог и ориентирует свои дальнейшие действия по изучаемому материалу) [5, с. 44–45].

Таким образом, определение текущей степени расхождения у ученика его витагенного опыта с учебными знаниями является еще одной задачей для педагога в ходе диагностики уровня сформированности витагенного опыта в познавательной деятельности, а также отправной точкой для дальнейшего анализа полученной информации – насколько адекватна оценка ребенком собственного витагенного опыта, где могут быть потенциальные точки расхождения и соприкосновения, что необходимо заранее доказать ученикам, в каких моментах подготовить контраргументы для возражений и т. д.

В ходе проведения систематической диагностики уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности целесообразно выделить следующие аспекты:

– умение педагога определить уровень витагенного опыта учеников;

– применение в организации образовательного процесса субъектной основы;

– поощрение применения и развития познавательного интереса;

– понимание учениками собственных пробелов в витагенном опыте;

– формирование у учеников навыков определения ценности знаний;

– формирование у учеников навыка корректировки витагенного опыта под влиянием адекватных причин;

– формирование у учеников навыка использовать различные субъекты процесса образования;

– формирование у учеников навыка соотнесения собственного витагенного опыта и научных знаний;

– создание педагогом успешных ситуаций для каждого из учащихся.

В целом результаты систематической диагностики уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности позволяют наметить пути использования витагенного опыта в образовательном процессе, что способствует дальнейшему акцентированию внимания учеников на новых учебных знаниях [6].

Четвертое педагогическое условие – использование технологии витагенного метода в преподавании (по А.С. Белкину).

Технология витагенного метода в образовательном процессе охватывает:

− Ретроспективный анализ жизненного опыта учащихся. Этот прием включает в себя оценку и связь личного опыта учащихся с образовательными задачами. Задача педагога – выявлять различия и противоречия между жизненными и образовательными знаниями учащихся, используя научные доказательства для подчеркивания образовательной ценности их личного опыта.

− Опережающая проекция преподавания. Заключается в интеграции образовательных целей в контексте жизненного опыта учащихся. Это требует от педагога использования развитых методических инструментов для создания учебного контента, который перекликается с реальным жизненным опытом учащихся.

− Дополнительное конструирование незавершенной образовательной модели. Направлено на стимулирование творческого потенциала и стремления к самореализации у учащихся. Этот прием помогает активизировать их внутренние ресурсы и креативность.

− Витагенное одухотворение объектов живой и неживой природы. Предполагает «очеловечивание» различных объектов, присваивая им человеческие качества и мотивы, что помогает раскрыть более глубокие образовательные связи и процессы.

− Технология творческого синтеза образовательных проекций. Объединяет различные образовательные идеи и методы в единый творческий подход, усиливающий обучающий эффект и способствующий более глубокому усвоению материала учащимися.

Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии – формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний [7, с. 241].

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология обучения с применением витагенного опыта учеников – это совместные действия педагога и учащихся по организации диалога, направленного на корректировку витагенных знаний ученика (то есть его жизненного опыта, мировоззрения и мироощущения), под влиянием даваемых педагогом подкрепленных фактами научных знаний. К педагогическим условиям использования витагенного опыта как средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста относятся:

1) включение в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения;

2) активизация познавательного интереса учащихся с опорой на их жизненный опыт и опыт педагогов;

3) систематическая диагностика уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности;

4) использование технологии витагенного метода в преподавании (по А.С. Белкину).


Библиографическая ссылка

Чумак Е.М., Шумакова А.В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИТАГЕННОГО ОПЫТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 1. – С. 34-38;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2524 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674