В современном образовательном процессе актуальной задачей является развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Эффективным средством для достижения этой цели служит использование витагенного опыта, который представляет собой интеграцию жизненного и образовательного опыта. Настоящая статья посвящена теоретическому обоснованию педагогических условий, при которых витагенный опыт становится эффективным инструментом в образовательном процессе. Основываясь на современных исследованиях и теориях, мы рассмотрим ключевые аспекты, такие как практико-ориентированное обучение, активизация познавательного интереса через жизненный опыт и методы систематической диагностики витагенного опыта, способствующие когнитивному развитию детей.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и выявлении педагогических условий для эффективного использования витагенного опыта в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с целью развития и стимулирования их познавательного интереса
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования основаны на теоретическом анализе и агрегации педагогических условий, необходимых для успешного использования витагенного опыта в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с целью стимулирования их познавательного интереса. Материалы включают в себя литературный обзор, анализ учебных материалов и данных предыдущих исследований. Методы исследования включают анализ и сравнение, экспертные оценки, анализ учебных планов и программ, качественные исследования и сравнительный анализ данных. Эти методы направлены на обоснование теоретической основы и определение практической ценности внедрения витагенного опыта в образование младших школьников с учетом развития их познавательного интереса.
Результаты исследования и их обсуждение
Первое педагогическое условие – включение в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения.
Суть этого обучения заключается в создании таких возможностей, при которых развитие познавательного интереса младших школьников превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Это такой способ организации обучения, когда содержание и форма прямо направлены на развитие познавательного интереса ребенка, то есть на способы самостоятельного постижения знаний; на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления практической деятельности на основе витагенного опыта; на эмоциональное отношение к содержанию образования [1 с. 31].
С помощью витагенного опыта в ходе практико-ориентированного обучения как средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста активно формируются:
1. Учебная самостоятельность.
2. Проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных или практических задач.
3. Осуществление самоконтроля за ходом и результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов ее выполнения.
В процессе реализации технологии практико-ориентированного обучения учителю необходимо сочетать методы проверки теоретических знаний учащихся с практическими. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний используется устный опрос, письменная проверка, тестирование; для оценивания практических навыков – практическая работа и разнообразие ее форм.
Витагенный опыт как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в ходе практико-ориентированного обучения реализуется посредством:
− проведения самостоятельных работ, способствующих активизации учебной деятельности и познавательного интереса к ней;
− проведения творческих и контрольных форм самостоятельных работ;
− применения информационно-коммуникационных технологий и технологии проектной деятельности в самостоятельной учебной деятельности учащихся начальных классов.
Н.В. Микляева в своем исследовании приводит два способа обучения на основе витагенного опыта учащихся, связанных с самостоятельным решением детьми проблемных ситуаций, творческим поиском, самостоятельным планированием действий:
1) репродуктивный – путем передачи различных знаний от педагога к ребенку через применение пошаговых руководств, наглядный показ и объяснение (то есть минимальное использование творческой активности у детей);
2) продуктивный – путем самостоятельного изучения и получения детьми новых знаний через проведение исследований, наблюдений, анализа и последующего подведения итогов, а также путем выполнения совместных проектов и упражнений (то есть максимальное использование детьми познавательного опыта) [2].
Второе педагогическое условие – активизация познавательного интереса учащихся с опорой на их жизненный опыт и опыт педагогов.
Опора на жизненный опыт учащихся и педагогов дает возможность реализовать персонально личностный подход в познавательном развитии учащихся.
Данное условие осуществляется посредством использования различных приемов обучения:
1. Прием начальной актуализации жизненного опыта учащихся заключается в выявлении уже имеющихся знаний учеников перед предложением новой информации. Этот подход помогает оценить интеллектуальный уровень как отдельных учеников, так и класса в целом. Он способствует формированию мотивации к изучению нового материала и позволяет эффективно интегрировать уже известную информацию в процесс решения задач. Данный прием может реализовываться через различные формы активности учащихся [3, с. 6].
2. Метод «мозговой штурм» ориентирован на стимулирование коллективного творческого мышления учащихся для решения учебных задач и активизации их познавательного интереса. Он включает генерацию разнообразных идей в ответ на поставленную проблему в ограниченные временные рамки. В ходе мозгового штурма все предложения учеников фиксируются без оценок и критики, что способствует свободному течению мыслей и выявлению широкого спектра подходов к решению проблемы. Этот прием может эффективно использоваться как вводная часть занятия по новой теме, помогая учащимся ориентироваться в предметной области и развивать творческий потенциал.
3. Игровой прием подразумевает проведение на уроках и во внеурочной деятельности обучающих, воспитывающих и познавательных игр, опирающихся на жизненный опыт как учеников, так и педагогов.
Они проводятся в форме:
1) игр-соревнований: конкурса, турнира, эстафеты, дуэли, КВН, деловой игры, ролевой игры, викторины;
2) игр, опирающихся на фантазию: игра-сюрприз, игра-подарок;
3) игр, основанных на нетрадиционной организации учебного материала: игры-откровения, игры «дублер начинает действовать»;
4) игр, напоминающих публичные формы общения: игры «пресс-конференция», аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, «живая газета», устный журнал;
5) игр, основанных на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;
6) игр, основанных на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, игра-путешествие;
7) игр, основанных на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия.
Третье педагогическое условие – систематическая диагностика уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности.
На подготовительном этапе педагогу необходимо тщательно продумывать свои действия, так как выполнение некоторых из них его учениками может выступить катализатором для предопределения дальнейшей успешности накопления и реализации витагенного опыта в познавательной деятельности. Для этого стоит методически подойти к выбору диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности, используя собственный витагенный опыт, а также опыт преподавания и интуицию педагога [4, с. 57].
Таким образом, перед педагогом стоит непростая задача по подбору таких методик исследования витагенного опыта у учеников. После решения данной проблемы педагогу необходимо также учесть уровень витагенной информированности учеников по изучаемой теме, ее целях и задачах.
В связи с этим педагогу необходимо проводить систематическую диагностику уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности. От степени и качества ее проведения напрямую зависит и результат изучения учениками новых знаний в разрезе витагенного опыта, степени следования ими той витагенной стратегии, которую педагог заложил изначально. То есть педагог должен выявить уровень сформированности витагенного опыта учеников и проанализировать его, выявив следующие параметры:
1) текущий усвоенный объем знаний (определяющийся по количеству суждений содержательного характера в ответе ученика на вопрос педагога);
2) степень усвоения витагенного опыта (уровень его осознанности);
3) степень значения полученного витагенного опыта для каждого ребенка в индивидуальном подходе (насколько для ученика близок этот опыт, получил ли он его сам или считает его второстепенным);
4) уровень достоверности полученных знаний с учебной точки зрения (по этому параметру педагог и ориентирует свои дальнейшие действия по изучаемому материалу) [5, с. 44–45].
Таким образом, определение текущей степени расхождения у ученика его витагенного опыта с учебными знаниями является еще одной задачей для педагога в ходе диагностики уровня сформированности витагенного опыта в познавательной деятельности, а также отправной точкой для дальнейшего анализа полученной информации – насколько адекватна оценка ребенком собственного витагенного опыта, где могут быть потенциальные точки расхождения и соприкосновения, что необходимо заранее доказать ученикам, в каких моментах подготовить контраргументы для возражений и т. д.
В ходе проведения систематической диагностики уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности целесообразно выделить следующие аспекты:
– умение педагога определить уровень витагенного опыта учеников;
– применение в организации образовательного процесса субъектной основы;
– поощрение применения и развития познавательного интереса;
– понимание учениками собственных пробелов в витагенном опыте;
– формирование у учеников навыков определения ценности знаний;
– формирование у учеников навыка корректировки витагенного опыта под влиянием адекватных причин;
– формирование у учеников навыка использовать различные субъекты процесса образования;
– формирование у учеников навыка соотнесения собственного витагенного опыта и научных знаний;
– создание педагогом успешных ситуаций для каждого из учащихся.
В целом результаты систематической диагностики уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности позволяют наметить пути использования витагенного опыта в образовательном процессе, что способствует дальнейшему акцентированию внимания учеников на новых учебных знаниях [6].
Четвертое педагогическое условие – использование технологии витагенного метода в преподавании (по А.С. Белкину).
Технология витагенного метода в образовательном процессе охватывает:
− Ретроспективный анализ жизненного опыта учащихся. Этот прием включает в себя оценку и связь личного опыта учащихся с образовательными задачами. Задача педагога – выявлять различия и противоречия между жизненными и образовательными знаниями учащихся, используя научные доказательства для подчеркивания образовательной ценности их личного опыта.
− Опережающая проекция преподавания. Заключается в интеграции образовательных целей в контексте жизненного опыта учащихся. Это требует от педагога использования развитых методических инструментов для создания учебного контента, который перекликается с реальным жизненным опытом учащихся.
− Дополнительное конструирование незавершенной образовательной модели. Направлено на стимулирование творческого потенциала и стремления к самореализации у учащихся. Этот прием помогает активизировать их внутренние ресурсы и креативность.
− Витагенное одухотворение объектов живой и неживой природы. Предполагает «очеловечивание» различных объектов, присваивая им человеческие качества и мотивы, что помогает раскрыть более глубокие образовательные связи и процессы.
− Технология творческого синтеза образовательных проекций. Объединяет различные образовательные идеи и методы в единый творческий подход, усиливающий обучающий эффект и способствующий более глубокому усвоению материала учащимися.
Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии – формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний [7, с. 241].
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология обучения с применением витагенного опыта учеников – это совместные действия педагога и учащихся по организации диалога, направленного на корректировку витагенных знаний ученика (то есть его жизненного опыта, мировоззрения и мироощущения), под влиянием даваемых педагогом подкрепленных фактами научных знаний. К педагогическим условиям использования витагенного опыта как средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста относятся:
1) включение в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения;
2) активизация познавательного интереса учащихся с опорой на их жизненный опыт и опыт педагогов;
3) систематическая диагностика уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности;
4) использование технологии витагенного метода в преподавании (по А.С. Белкину).