Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THEORETICAL JUSTIFICATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR USING VITA-GENIC EXPERIENCE AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Chumak E.M. 1 Shumakova A.V. 1
1 Stavropol State Pedagogical Institute
This scientific article provides a theoretical justification for the exceptional importance of pedagogical conditions associated with the use of vita-genic experience in the educational process of primary school-age children. The research focuses on the contemporary issue of education, specifically on establishing a connection between formal education and students’ life experiences. The main concept of the article revolves around integrating practical, real-life-oriented learning into the educational process. This allows children to gain a deeper understanding of the study material and recognize its practical applicability, thus promoting the development of their cognitive interest. The article discusses key pedagogical conditions necessary for the successful implementation of this approach, including practice-oriented education, activation of cognitive interest based on life experience, systematic diagnosis of vita-genic experience in cognitive activities, and the utilization of the vita-genic teaching method. This comprehensive pedagogical approach aims at fostering independent learning skills and creativity in children, with a focus on developing critical thinking through practical activities and emotional engagement in the learning process. The incorporation of vita-genic experience into the education of primary school children contributes to the formation of a profound understanding of the material and stimulates their motivation to learn, which is a crucial element of successful education and future professional growth.
vita-genic experience
cognitive interest
primary school age
pedagogical conditions
cognitive development
practice-oriented education
emotional involvement in learning

В современном образовательном процессе актуальной задачей является развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Эффективным средством для достижения этой цели служит использование витагенного опыта, который представляет собой интеграцию жизненного и образовательного опыта. Настоящая статья посвящена теоретическому обоснованию педагогических условий, при которых витагенный опыт становится эффективным инструментом в образовательном процессе. Основываясь на современных исследованиях и теориях, мы рассмотрим ключевые аспекты, такие как практико-ориентированное обучение, активизация познавательного интереса через жизненный опыт и методы систематической диагностики витагенного опыта, способствующие когнитивному развитию детей.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и выявлении педагогических условий для эффективного использования витагенного опыта в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с целью развития и стимулирования их познавательного интереса

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования основаны на теоретическом анализе и агрегации педагогических условий, необходимых для успешного использования витагенного опыта в образовательном процессе детей младшего школьного возраста с целью стимулирования их познавательного интереса. Материалы включают в себя литературный обзор, анализ учебных материалов и данных предыдущих исследований. Методы исследования включают анализ и сравнение, экспертные оценки, анализ учебных планов и программ, качественные исследования и сравнительный анализ данных. Эти методы направлены на обоснование теоретической основы и определение практической ценности внедрения витагенного опыта в образование младших школьников с учетом развития их познавательного интереса.

Результаты исследования и их обсуждение

Первое педагогическое условие – включение в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения.

Суть этого обучения заключается в создании таких возможностей, при которых развитие познавательного интереса младших школьников превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Это такой способ организации обучения, когда содержание и форма прямо направлены на развитие познавательного интереса ребенка, то есть на способы самостоятельного постижения знаний; на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления практической деятельности на основе витагенного опыта; на эмоциональное отношение к содержанию образования [1 с. 31].

С помощью витагенного опыта в ходе практико-ориентированного обучения как средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста активно формируются:

1. Учебная самостоятельность.

2. Проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных или практических задач.

3. Осуществление самоконтроля за ходом и результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов ее выполнения.

В процессе реализации технологии практико-ориентированного обучения учителю необходимо сочетать методы проверки теоретических знаний учащихся с практическими. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний используется устный опрос, письменная проверка, тестирование; для оценивания практических навыков – практическая работа и разнообразие ее форм.

Витагенный опыт как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в ходе практико-ориентированного обучения реализуется посредством:

− проведения самостоятельных работ, способствующих активизации учебной деятельности и познавательного интереса к ней;

− проведения творческих и контрольных форм самостоятельных работ;

− применения информационно-коммуникационных технологий и технологии проектной деятельности в самостоятельной учебной деятельности учащихся начальных классов.

Н.В. Микляева в своем исследовании приводит два способа обучения на основе витагенного опыта учащихся, связанных с самостоятельным решением детьми проблемных ситуаций, творческим поиском, самостоятельным планированием действий:

1) репродуктивный – путем передачи различных знаний от педагога к ребенку через применение пошаговых руководств, наглядный показ и объяснение (то есть минимальное использование творческой активности у детей);

2) продуктивный – путем самостоятельного изучения и получения детьми новых знаний через проведение исследований, наблюдений, анализа и последующего подведения итогов, а также путем выполнения совместных проектов и упражнений (то есть максимальное использование детьми познавательного опыта) [2].

Второе педагогическое условие – активизация познавательного интереса учащихся с опорой на их жизненный опыт и опыт педагогов.

Опора на жизненный опыт учащихся и педагогов дает возможность реализовать персонально личностный подход в познавательном развитии учащихся.

Данное условие осуществляется посредством использования различных приемов обучения:

1. Прием начальной актуализации жизненного опыта учащихся заключается в выявлении уже имеющихся знаний учеников перед предложением новой информации. Этот подход помогает оценить интеллектуальный уровень как отдельных учеников, так и класса в целом. Он способствует формированию мотивации к изучению нового материала и позволяет эффективно интегрировать уже известную информацию в процесс решения задач. Данный прием может реализовываться через различные формы активности учащихся [3, с. 6].

2. Метод «мозговой штурм» ориентирован на стимулирование коллективного творческого мышления учащихся для решения учебных задач и активизации их познавательного интереса. Он включает генерацию разнообразных идей в ответ на поставленную проблему в ограниченные временные рамки. В ходе мозгового штурма все предложения учеников фиксируются без оценок и критики, что способствует свободному течению мыслей и выявлению широкого спектра подходов к решению проблемы. Этот прием может эффективно использоваться как вводная часть занятия по новой теме, помогая учащимся ориентироваться в предметной области и развивать творческий потенциал.

3. Игровой прием подразумевает проведение на уроках и во внеурочной деятельности обучающих, воспитывающих и познавательных игр, опирающихся на жизненный опыт как учеников, так и педагогов.

Они проводятся в форме:

1) игр-соревнований: конкурса, турнира, эстафеты, дуэли, КВН, деловой игры, ролевой игры, викторины;

2) игр, опирающихся на фантазию: игра-сюрприз, игра-подарок;

3) игр, основанных на нетрадиционной организации учебного материала: игры-откровения, игры «дублер начинает действовать»;

4) игр, напоминающих публичные формы общения: игры «пресс-конференция», аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, «живая газета», устный журнал;

5) игр, основанных на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;

6) игр, основанных на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, игра-путешествие;

7) игр, основанных на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия.

Третье педагогическое условие – систематическая диагностика уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности.

На подготовительном этапе педагогу необходимо тщательно продумывать свои действия, так как выполнение некоторых из них его учениками может выступить катализатором для предопределения дальнейшей успешности накопления и реализации витагенного опыта в познавательной деятельности. Для этого стоит методически подойти к выбору диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности, используя собственный витагенный опыт, а также опыт преподавания и интуицию педагога [4, с. 57].

Таким образом, перед педагогом стоит непростая задача по подбору таких методик исследования витагенного опыта у учеников. После решения данной проблемы педагогу необходимо также учесть уровень витагенной информированности учеников по изучаемой теме, ее целях и задачах.

В связи с этим педагогу необходимо проводить систематическую диагностику уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности. От степени и качества ее проведения напрямую зависит и результат изучения учениками новых знаний в разрезе витагенного опыта, степени следования ими той витагенной стратегии, которую педагог заложил изначально. То есть педагог должен выявить уровень сформированности витагенного опыта учеников и проанализировать его, выявив следующие параметры:

1) текущий усвоенный объем знаний (определяющийся по количеству суждений содержательного характера в ответе ученика на вопрос педагога);

2) степень усвоения витагенного опыта (уровень его осознанности);

3) степень значения полученного витагенного опыта для каждого ребенка в индивидуальном подходе (насколько для ученика близок этот опыт, получил ли он его сам или считает его второстепенным);

4) уровень достоверности полученных знаний с учебной точки зрения (по этому параметру педагог и ориентирует свои дальнейшие действия по изучаемому материалу) [5, с. 44–45].

Таким образом, определение текущей степени расхождения у ученика его витагенного опыта с учебными знаниями является еще одной задачей для педагога в ходе диагностики уровня сформированности витагенного опыта в познавательной деятельности, а также отправной точкой для дальнейшего анализа полученной информации – насколько адекватна оценка ребенком собственного витагенного опыта, где могут быть потенциальные точки расхождения и соприкосновения, что необходимо заранее доказать ученикам, в каких моментах подготовить контраргументы для возражений и т. д.

В ходе проведения систематической диагностики уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности целесообразно выделить следующие аспекты:

– умение педагога определить уровень витагенного опыта учеников;

– применение в организации образовательного процесса субъектной основы;

– поощрение применения и развития познавательного интереса;

– понимание учениками собственных пробелов в витагенном опыте;

– формирование у учеников навыков определения ценности знаний;

– формирование у учеников навыка корректировки витагенного опыта под влиянием адекватных причин;

– формирование у учеников навыка использовать различные субъекты процесса образования;

– формирование у учеников навыка соотнесения собственного витагенного опыта и научных знаний;

– создание педагогом успешных ситуаций для каждого из учащихся.

В целом результаты систематической диагностики уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности позволяют наметить пути использования витагенного опыта в образовательном процессе, что способствует дальнейшему акцентированию внимания учеников на новых учебных знаниях [6].

Четвертое педагогическое условие – использование технологии витагенного метода в преподавании (по А.С. Белкину).

Технология витагенного метода в образовательном процессе охватывает:

− Ретроспективный анализ жизненного опыта учащихся. Этот прием включает в себя оценку и связь личного опыта учащихся с образовательными задачами. Задача педагога – выявлять различия и противоречия между жизненными и образовательными знаниями учащихся, используя научные доказательства для подчеркивания образовательной ценности их личного опыта.

− Опережающая проекция преподавания. Заключается в интеграции образовательных целей в контексте жизненного опыта учащихся. Это требует от педагога использования развитых методических инструментов для создания учебного контента, который перекликается с реальным жизненным опытом учащихся.

− Дополнительное конструирование незавершенной образовательной модели. Направлено на стимулирование творческого потенциала и стремления к самореализации у учащихся. Этот прием помогает активизировать их внутренние ресурсы и креативность.

− Витагенное одухотворение объектов живой и неживой природы. Предполагает «очеловечивание» различных объектов, присваивая им человеческие качества и мотивы, что помогает раскрыть более глубокие образовательные связи и процессы.

− Технология творческого синтеза образовательных проекций. Объединяет различные образовательные идеи и методы в единый творческий подход, усиливающий обучающий эффект и способствующий более глубокому усвоению материала учащимися.

Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии – формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний [7, с. 241].

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология обучения с применением витагенного опыта учеников – это совместные действия педагога и учащихся по организации диалога, направленного на корректировку витагенных знаний ученика (то есть его жизненного опыта, мировоззрения и мироощущения), под влиянием даваемых педагогом подкрепленных фактами научных знаний. К педагогическим условиям использования витагенного опыта как средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста относятся:

1) включение в учебный процесс технологии практико-ориентированного обучения;

2) активизация познавательного интереса учащихся с опорой на их жизненный опыт и опыт педагогов;

3) систематическая диагностика уровня сформированности у учащихся витагенного опыта в познавательной деятельности;

4) использование технологии витагенного метода в преподавании (по А.С. Белкину).