Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК

Мешенина Н.В. 1 Хлюпина Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Проблема совершенствования физического воспитания в вузе считается актуальной, так как здоровье человека связано с двигательной активностью. Для подготовки к выполнению норм ГТО особое внимание на занятиях физкультуры стало уделяться развитию физических качеств, способствующих успешному выполнению испытаний. Авторами разработана новая методика, включающая в себя элементы баскетбола и развитие скоростных качеств. В ходе педагогического эксперимента выяснилось, что результаты студенток в экспериментальной группе достоверно увеличились. Таким образом, время бега отрезка 10 м с ходу улучшилось на 0,1 с; скорость выполнения теппинг-теста стала лучше на 10,7 количества поставленных точек; время ведения баскетбольного мяча улучшилось на 0,03 с. По данной методике данный комплекс упражнений эффективнее применять в основной части занятия. Авторы рекомендуют чуть длиннее время разминки, применяя различные методы тренировки – повторный, интервальный, игровой, соревновательный. В статье рассматривается проблема повышения эффективности учебного процесса за счет применения различных средств и методов развития скоростных качеств студенток с элементами баскетбола, для подготовки к выполнению норм ГТО в процессе занятий физической культурой в вузе.
физическая культура
комплекс «Готов к труду и обороне»
скоростные способности
студенты
1. Хлюпина Е.Г., Сметанина Я.М. Значение физической культуры для девушек студенческого возраста // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 2 (33). С. 116–119.
2. Иванов В.Д. Возможности дифференцированного подхода в совершенствовании общей физической подготовки студентов вуза // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 4. С. 135–145.
3. Сергиенко В.Н. Дифференцированный контроль скоростных способностей студентов в процессе физического воспитания // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2013. № 2. С. 54–55.
4. Андриенко Е.В. Условия эффективного физического воспитания студентов специальных медицинских групп педагогического вуза // Культура физическая и здоровье. 2010. № 1. С. 67–71.
5. Баранова Л.Р., Мешенина Н.В., Хлюпина Е.Г., Шихова Н.А., Шихов В.И. Уровень физического развития студенток ВятГГУ и их готовность выполнению норм и требований ГТО // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч.-метод. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А.Г. Капустина, О.В. Анфилатовой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2016. С. 19–22.
6. Соснин В.П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18886 (дата обращения: 31.10.2023).
7. Беличева Т.В., Крестьянинова О.В., Шапков Ю.В., Шихова Н.А. Состояние физической подготовленности студентов в рамках требований обязательных нормативов ГТО // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч.-метод. ст. по итогам Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2016. С. 25–27.
8. Бондаренко И.Г. Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и методические индексы // Физическое воспитание студентов. 2011. № 2. С. 10–13.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2023 г. № 33 «О внесении изменений в положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс]. URL: https://user.gto.ru/files/uploads/documents/5ab92786ac80e.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
10. Киселева Н.В., Упшинская А.О. Комплексная оценка состояния здоровья студенток гуманитарных специальностей за девять лет // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2021. № 2 (37). С. 135–138.
11. Каменская П.И. Сравнительный анализ мотивационных аспектов, способствующих привлечению школьников старших и средних классов к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Культура физическая и здоровье. 2023. Т. 87, № 3. С. 46–51.
12. Петрова М.А., Парчиев М.А.А., Завалишина С.Ю., Правдов Д.М. Функциональные возможности юношей, сдавших нормы ГТО на серебряный знак отличия ВФСК ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 1. С. 5.
13. Мешенина Н.В. Динамика уровня физической подготовленности студенток с использованием скиппинга в вузе // Мир науки, культуры, образования. Секция: Науки о здоровье. 2022. № 6 (97). С. 44–46. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-697-44-46.

Специалисты физической культуры активно занимаются вопросами повышения эффективности проведения занятий у студентов. Актуальность темы вытекает из развития современного общества. Современные условия жизни чаще всего приводят к недостатку двигательной активности, это и является главной причиной сниженной работоспособности, физической подготовленности у 60 % студентов. Е.Г. Хлюпина в исследованиях показала, что подготовленность и физическое развитие студенток снижаются по всем показателям. Результаты выше 1 балла показали лишь 65,7 % студентов. Низкую эффективность физического воспитания подтверждают результаты комплексной оценки физического состояния студентов педагогических специальностей. Соцопрос о мотивации и интересе студентов к физкультурным занятиям позволил выявить, что на первом месте стоит забота о здоровье, а причина, мешающая заниматься, – отсутствие интереса [1]. Здоровье зависит от времени, потраченного на активность в течение дня, и подготовленности человека. Среди молодежи занятия спортом являются практически единственным средством повышения двигательной активности. Они значимы для укрепления и сохранения здоровья молодежи. Студенты, активно занимающиеся спортом, отличаются лучшей памятью, уверенностью, стрессоустойчивостью в различных ситуациях [2]. На рост заболеваемости молодежи чаще всего влияет снижение интереса к физкультурным занятиям. Заболеваемость, физическое развитие и подготовленность являются показателями профпригодности студентов, которые влияют на работоспособность [3].

Некоторые авторы в комплексных исследованиях отмечают, что ухудшение здоровья влияет на эффективность физического воспитания [4–6]. Прослеживается взаимосвязь между двигательным режимом и морфофункциональными свойствами организма (костно-мышечная система, экскурсия грудной клетки, динамометрия, жизненная емкость легких). В вузы поступают до 38 % учеников с низким уровнем развития. Актуальная проблема здоровья связана с низкой физической активностью, поэтому это направление делает проблему развития физического воспитания в вузе еще более актуальной. Специализированные спортивные занятия у молодежи активизируют организм и min проявляются в любых дисфункциях. Это происходит в связи с постоянным воздействием в процессе нагрузок на опорно-двигательный аппарат, сосуды и сердце. В наше время – время физической активности, для молодых людей сдача норм ГТО («Готов к труду и обороне») является вариантом проверки своего физического состояния.

Внесенные в комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) изменения повлияли на планирование и проведение занятий физкультурой в учебных заведениях. Для успешного выполнения испытаний стали много внимания уделять развитию всех физических качеств, способствующих сдаче нормативов [7; 8]. В марте 2023 г. были введены новые нормативы и требования испытаний комплекса ГТО. Новый комплекс ГТО состоит из 18 возрастных ступеней [9]. В данной статье будет рассмотрена 7-я (18–19 лет) и 8-я ступени (20–24 лет), важные для студентов. В основу структуры испытаний входит принцип проверки конкретного физического качества, где дается на выбор несколько вариантов исполнения.

Цель исследования – влияние разработанной методики на подготовку испытаний норм ГТО («Готов к труду и обороне») в процессе занятий физической культурой в вузе.

Задачами исследования являются: разработка методики, способствующей улучшению развития быстроты и скоростных способностей для успешной сдачи нормативов ГТО.

Материалы и методы исследования

Педагогический эксперимент проводился на базе ВятГУ. В нем приняли участие 24 студентки первого и второго курсов (1-я контрольная группа, n = 12 чел.; 2-я экспериментальная, n = 12 чел.). Занятия в контрольной группе проводились в соответствии с требованиями Программы для высших учебных заведений; в экспериментальной группе в основную часть занятия были включены специально подобранные средства и методические приемы игры в баскетбол.

Эксперимент был проведен в три этапа. Первый этап (весна – осень 2022 г.) – анализ литературных источников для разработки методики эксперимента, апробация тестов. Второй этап (осень 2022 – весна 2023 г.) – экспериментальный, включающий сам эксперимент. Третий этап (весна 2023 г.) – завершающий – анализ и обсуждение результатов исследования. Занятия проводились 1 раз в неделю. Для экспериментальной и контрольной групп использовали следующие проверочные задания: на быстроту одиночного движения, бег 10 м (с хода), бег с ведением баскетбольного мяча (10 м), бег с высоким подниманием бедра на месте (5 с), скоростная передача баскетбольного мяча в стену с 3 м (10 с).

В методику педагогического эксперимента были включены следующие средства для развития скоростных способностей (в основной части занятия): применение беговых средств – бег с низкого старта (5 раз по 25 м), бег 15 м с хода с max скоростью (3–4 повторения), челночный бег (10 м) с max скоростью; применялись подводящие упражнения с использованием бега с высоким подниманием бедра, бега с захлестыванием голени назад, многоскоки, «семенящего бега» по 20 м. Все элементы выполнялись в 3 серии по 3 повторения с интервалами отдыха в 1 мин. Для развития прыгучести использовали прыжки через скакалку с max скоростью (10 с), прыжки на правой и левой ноге поочередно на отрезке 20 м (3 серии), игровой метод – мини-футбол, баскетбол.

На занятиях использовался повторный метод, который характеризуется повторением одинаковых упражнений между интервалами отдыха, до полного восстановления. Интервальный метод применялся в основном для развития общей и специальной выносливости. Игровой метод позволяет совершенствовать качества координации, владения телом в пространстве, равновесие и способности студента, такие как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность. Высокая эффективность и вариативность метода объясняется положительным эмоциональным фоном, командообразованием, «чувством плеча» игрока в своей команде во время игры. Соревновательный метод применялся для проверки навыков и воспитания морально-волевых, физических качеств, для тактической подготовки к предстоящим состязаниям. В дополнение к обязательной разминочной части использовались спринтерские и прыжковые упражнения, игры с элементами ускорения и координации.

Достоверность различий рассчитывалась с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

Физическая подготовка, как процесс и результат двигательной активности, которая обеспечивает формирование физических умений и навыков, развивает физические качества, повышает уровень работоспособности. При использовании разнообразных физических упражнений человек улучшает свое состояние и подготовленность, таким образом физически совершенствуясь. Физическую подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма в виде физических качеств. Наиболее распространено развитие физических качеств, таких как скоростно-силовые способности, гибкость, ловкость или выносливость. Уровень развития быстроты (в широком смысле) зависит не только от физиологической лабильности двигательного аппарата, сколько от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения [10].

При изучении показателей скоростных способностей в проведенном эксперименте выявлены относительно равные значения в обеих группах (табл. 1). В результате первого контрольного среза по теппинг-тесту выявлено, что разница между контрольной и экспериментальной группами составляет 0,1 с (164,8 и 164,7), при р > 0,05. По бегу на 10 м с ходу средние показатели абсолютно одинаковы (1,75 и 1,75 с). В беге с ведением баскетбольного мяча выявлена достоверная разница между средними показателями – 0,1 с (15,9 и 15,8 с). В беге на месте с высоким подниманием бедра средние показатели абсолютно одинаковы. И по передачам баскетбольного мяча в стену с трех метров разница составила 0,01 с (0,59 и 0,58 с), при р > 0,05. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экспериментальная и контрольная группы в начале исследования относительно одинаковы по подготовленности (табл. 1).

На быстроту влияют личностно-психологические факторы: мотивация, проявления воли, эмоции, которые зависят от наследственности (на 60–80 %). По данным авторов, занятия разными видами активностей положительно влияют на развитие скоростных способностей. Преимущество имеют специально тренирующиеся, на 20 %, и результаты могут расти до 25 лет [11].

Поэтому были использованы средства и методические приемы для развития скоростных способностей в результате проведения второго среза, где использовались эти же тесты (табл. 2). В экспериментальной группе после введения средств показатели незначительно улучшились. Показатели уменьшились во времени пробегания отрезка 10 м с ходу на 0,1 с, в исследовании теппинг-теста на 10,8 количества поставленных точек. В беге на месте с высоким подниманием бедра количество шагов за 5 с средний показатель увеличился на 0,23 раза. В технических упражнениях увеличилось время «ведения» баскетбольного мяча на 0,3 с, количество бросков баскетбольного мяча в стену увеличилось на 0,09 раза. После применения предлагаемых средств в основной части занятия, результаты в экспериментальной группе улучшились (табл. 2).

Различия являются достоверными в теппинг-тесте (р < 0,05), в беге на 10 м с ходу, в беге на месте с высоким подниманием бедра, в передаче мяча в стену. Недостоверность различий доказана в беге с ведением мяча, так как это упражнение в основном направлено на развитие координации. Студенты, сдавшие испытания ГТО, увеличили контрольные значения в упражнении на координацию, прыжки на скакалке до 74,1 %, и на 31,6 % меньше времени затрачено на челночный бег [12].

Таблица 1

Сравнительные показатели уровня развития скоростных способностей в начале эксперимента

Тесты

Группа эксперимента

М1±m1

Группа контроля

M2±m2

t

P

Исследование нервной системы (кол-во точек)

164,7±3,9

164,8±3,6

0,02

> 0,05

Бег 10 м с ведением мяча (с)

15,9±0,12

15,8±0,7

0,14

> 0,05

Передача мяча в стену за 10 с (раз)

0,59±0,03

0,58±0,02

0,25

> 0,05

Примечание: М1, М2 – средние значения тестирования, р > 0,05 – достоверность различий.

Таблица 2

Сравнение показателей скоростных способностей экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента

Тесты

Группа эксперимента

M1±m1

Группа контроля

M2±m2

t

P

Исследование нервной системы (кол-во точек)

175,0±2,8

164,9±3,0

2,7

< 0,05

Бег 10 м с ведением мяча (с)

15,6±0,10

15,8±0,07

1,6

> 0,1

Передача мяча в стену за 10 с (раз)

0,68±0,01

0,60±0,03

2,5

< 0,05

Примечание: М1, М2 – средние значения тестирования, р > 0,05 – достоверность различий.

Результаты студенток в экспериментальной группе улучшились, так как были учтены индивидуальные особенности, сложность, новизна упражнений, техника и величина нагрузки. Так, для бега на отрезке 10 м с ходу средние показатели улучшились на 0,1 с. В контрольной группе на 0,02 с (р > 0,05); в теппинг-тесте больше поставлено точек на 10,7. В контрольной группе 0,1 (р > 0,05); время бега отрезка 10 м с ведением баскетбольного мяча увеличилось на 0,3 с относительно контрольной группы. В техническом упражнении количество передач баскетбольного мяча в стену увеличилось на 0,09 раз, относительно контрольной группы на 0,02 раз (р > 0,05).

При анализе результатов выполнения контрольных нормативов физической подготовленности в вузе и нормативов комплекса ГТО (7–8 ступени) можно увидеть, что на золотой знак отличия могут сдать примерно 10 %, на серебряный – около 27 %, на бронзовый – около 28 % девушек. Получается, что физически готовы сдать на любые знаки отличия всего 65 % студентов. Наши исследования подтверждаются преподавателями в 2022 г. – применение разнообразных элементов на занятиях доступно, вариативно, повышает мотивацию и интерес девушек к предмету «Физическая культура» [13]. Анализ различий между группами показал, что студентки экспериментальной группы, занимающиеся по разработанной методике, улучшили развитие быстроты и других физических качеств относительно своих сверстниц из контрольной группы, занимающихся по общепринятой программе.

Заключение

Проблема развития скоростных способностей у девушек 17–19 лет состоит в том, что сенситивный период развития быстроты приходится на более ранний возраст (до 16 лет). Задача развития скоростных качеств девушек может быть решена с помощью применения специально подобранных средств и методических приемов.

Авторами разработана новая методика, направленная на увеличение количества и качества выполнения испытаний ГТО. Она включает в себя выполнение упражнений по времени, числу повторений, количества серий, интервалов и характера отдыха, что является результатом непрерывного педагогического воздействия. По новой методике на занятиях эффективнее применять повторный, интервальный, соревновательный методы, и их разновидности. Это подтверждено данными контрольного исследования в экспериментальной группе.

Таким образом, авторами разработана и апробирована методика включения элементов скоростной направленности и баскетбола в процесс занятий. Это подтверждается достоверными изменениями у испытуемых до и после тестирования. Результаты стали лучше во всех контрольных тестах. Время бега отрезка (10 м с ходу) стало меньше, на 0,1 с; в теппинг-тесте поставлено больше точек на 10,7; в беге 10 м с ведением баскетбольного мяча время уменьшилось на 0,3 с.

Педагогический эксперимент доказал, что систематическое применение определенных упражнений совершенствует деятельность всех систем и развивает физическую подготовленность.


Библиографическая ссылка

Мешенина Н.В., Хлюпина Е.Г. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 73-77;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2516 (дата обращения: 22.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674