Специалисты физической культуры активно занимаются вопросами повышения эффективности проведения занятий у студентов. Актуальность темы вытекает из развития современного общества. Современные условия жизни чаще всего приводят к недостатку двигательной активности, это и является главной причиной сниженной работоспособности, физической подготовленности у 60 % студентов. Е.Г. Хлюпина в исследованиях показала, что подготовленность и физическое развитие студенток снижаются по всем показателям. Результаты выше 1 балла показали лишь 65,7 % студентов. Низкую эффективность физического воспитания подтверждают результаты комплексной оценки физического состояния студентов педагогических специальностей. Соцопрос о мотивации и интересе студентов к физкультурным занятиям позволил выявить, что на первом месте стоит забота о здоровье, а причина, мешающая заниматься, – отсутствие интереса [1]. Здоровье зависит от времени, потраченного на активность в течение дня, и подготовленности человека. Среди молодежи занятия спортом являются практически единственным средством повышения двигательной активности. Они значимы для укрепления и сохранения здоровья молодежи. Студенты, активно занимающиеся спортом, отличаются лучшей памятью, уверенностью, стрессоустойчивостью в различных ситуациях [2]. На рост заболеваемости молодежи чаще всего влияет снижение интереса к физкультурным занятиям. Заболеваемость, физическое развитие и подготовленность являются показателями профпригодности студентов, которые влияют на работоспособность [3].
Некоторые авторы в комплексных исследованиях отмечают, что ухудшение здоровья влияет на эффективность физического воспитания [4–6]. Прослеживается взаимосвязь между двигательным режимом и морфофункциональными свойствами организма (костно-мышечная система, экскурсия грудной клетки, динамометрия, жизненная емкость легких). В вузы поступают до 38 % учеников с низким уровнем развития. Актуальная проблема здоровья связана с низкой физической активностью, поэтому это направление делает проблему развития физического воспитания в вузе еще более актуальной. Специализированные спортивные занятия у молодежи активизируют организм и min проявляются в любых дисфункциях. Это происходит в связи с постоянным воздействием в процессе нагрузок на опорно-двигательный аппарат, сосуды и сердце. В наше время – время физической активности, для молодых людей сдача норм ГТО («Готов к труду и обороне») является вариантом проверки своего физического состояния.
Внесенные в комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) изменения повлияли на планирование и проведение занятий физкультурой в учебных заведениях. Для успешного выполнения испытаний стали много внимания уделять развитию всех физических качеств, способствующих сдаче нормативов [7; 8]. В марте 2023 г. были введены новые нормативы и требования испытаний комплекса ГТО. Новый комплекс ГТО состоит из 18 возрастных ступеней [9]. В данной статье будет рассмотрена 7-я (18–19 лет) и 8-я ступени (20–24 лет), важные для студентов. В основу структуры испытаний входит принцип проверки конкретного физического качества, где дается на выбор несколько вариантов исполнения.
Цель исследования – влияние разработанной методики на подготовку испытаний норм ГТО («Готов к труду и обороне») в процессе занятий физической культурой в вузе.
Задачами исследования являются: разработка методики, способствующей улучшению развития быстроты и скоростных способностей для успешной сдачи нормативов ГТО.
Материалы и методы исследования
Педагогический эксперимент проводился на базе ВятГУ. В нем приняли участие 24 студентки первого и второго курсов (1-я контрольная группа, n = 12 чел.; 2-я экспериментальная, n = 12 чел.). Занятия в контрольной группе проводились в соответствии с требованиями Программы для высших учебных заведений; в экспериментальной группе в основную часть занятия были включены специально подобранные средства и методические приемы игры в баскетбол.
Эксперимент был проведен в три этапа. Первый этап (весна – осень 2022 г.) – анализ литературных источников для разработки методики эксперимента, апробация тестов. Второй этап (осень 2022 – весна 2023 г.) – экспериментальный, включающий сам эксперимент. Третий этап (весна 2023 г.) – завершающий – анализ и обсуждение результатов исследования. Занятия проводились 1 раз в неделю. Для экспериментальной и контрольной групп использовали следующие проверочные задания: на быстроту одиночного движения, бег 10 м (с хода), бег с ведением баскетбольного мяча (10 м), бег с высоким подниманием бедра на месте (5 с), скоростная передача баскетбольного мяча в стену с 3 м (10 с).
В методику педагогического эксперимента были включены следующие средства для развития скоростных способностей (в основной части занятия): применение беговых средств – бег с низкого старта (5 раз по 25 м), бег 15 м с хода с max скоростью (3–4 повторения), челночный бег (10 м) с max скоростью; применялись подводящие упражнения с использованием бега с высоким подниманием бедра, бега с захлестыванием голени назад, многоскоки, «семенящего бега» по 20 м. Все элементы выполнялись в 3 серии по 3 повторения с интервалами отдыха в 1 мин. Для развития прыгучести использовали прыжки через скакалку с max скоростью (10 с), прыжки на правой и левой ноге поочередно на отрезке 20 м (3 серии), игровой метод – мини-футбол, баскетбол.
На занятиях использовался повторный метод, который характеризуется повторением одинаковых упражнений между интервалами отдыха, до полного восстановления. Интервальный метод применялся в основном для развития общей и специальной выносливости. Игровой метод позволяет совершенствовать качества координации, владения телом в пространстве, равновесие и способности студента, такие как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность. Высокая эффективность и вариативность метода объясняется положительным эмоциональным фоном, командообразованием, «чувством плеча» игрока в своей команде во время игры. Соревновательный метод применялся для проверки навыков и воспитания морально-волевых, физических качеств, для тактической подготовки к предстоящим состязаниям. В дополнение к обязательной разминочной части использовались спринтерские и прыжковые упражнения, игры с элементами ускорения и координации.
Достоверность различий рассчитывалась с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Физическая подготовка, как процесс и результат двигательной активности, которая обеспечивает формирование физических умений и навыков, развивает физические качества, повышает уровень работоспособности. При использовании разнообразных физических упражнений человек улучшает свое состояние и подготовленность, таким образом физически совершенствуясь. Физическую подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма в виде физических качеств. Наиболее распространено развитие физических качеств, таких как скоростно-силовые способности, гибкость, ловкость или выносливость. Уровень развития быстроты (в широком смысле) зависит не только от физиологической лабильности двигательного аппарата, сколько от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения [10].
При изучении показателей скоростных способностей в проведенном эксперименте выявлены относительно равные значения в обеих группах (табл. 1). В результате первого контрольного среза по теппинг-тесту выявлено, что разница между контрольной и экспериментальной группами составляет 0,1 с (164,8 и 164,7), при р > 0,05. По бегу на 10 м с ходу средние показатели абсолютно одинаковы (1,75 и 1,75 с). В беге с ведением баскетбольного мяча выявлена достоверная разница между средними показателями – 0,1 с (15,9 и 15,8 с). В беге на месте с высоким подниманием бедра средние показатели абсолютно одинаковы. И по передачам баскетбольного мяча в стену с трех метров разница составила 0,01 с (0,59 и 0,58 с), при р > 0,05. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экспериментальная и контрольная группы в начале исследования относительно одинаковы по подготовленности (табл. 1).
На быстроту влияют личностно-психологические факторы: мотивация, проявления воли, эмоции, которые зависят от наследственности (на 60–80 %). По данным авторов, занятия разными видами активностей положительно влияют на развитие скоростных способностей. Преимущество имеют специально тренирующиеся, на 20 %, и результаты могут расти до 25 лет [11].
Поэтому были использованы средства и методические приемы для развития скоростных способностей в результате проведения второго среза, где использовались эти же тесты (табл. 2). В экспериментальной группе после введения средств показатели незначительно улучшились. Показатели уменьшились во времени пробегания отрезка 10 м с ходу на 0,1 с, в исследовании теппинг-теста на 10,8 количества поставленных точек. В беге на месте с высоким подниманием бедра количество шагов за 5 с средний показатель увеличился на 0,23 раза. В технических упражнениях увеличилось время «ведения» баскетбольного мяча на 0,3 с, количество бросков баскетбольного мяча в стену увеличилось на 0,09 раза. После применения предлагаемых средств в основной части занятия, результаты в экспериментальной группе улучшились (табл. 2).
Различия являются достоверными в теппинг-тесте (р < 0,05), в беге на 10 м с ходу, в беге на месте с высоким подниманием бедра, в передаче мяча в стену. Недостоверность различий доказана в беге с ведением мяча, так как это упражнение в основном направлено на развитие координации. Студенты, сдавшие испытания ГТО, увеличили контрольные значения в упражнении на координацию, прыжки на скакалке до 74,1 %, и на 31,6 % меньше времени затрачено на челночный бег [12].
Таблица 1
Сравнительные показатели уровня развития скоростных способностей в начале эксперимента
Тесты |
Группа эксперимента М1±m1 |
Группа контроля M2±m2 |
t |
P |
Исследование нервной системы (кол-во точек) |
164,7±3,9 |
164,8±3,6 |
0,02 |
> 0,05 |
Бег 10 м с ведением мяча (с) |
15,9±0,12 |
15,8±0,7 |
0,14 |
> 0,05 |
Передача мяча в стену за 10 с (раз) |
0,59±0,03 |
0,58±0,02 |
0,25 |
> 0,05 |
Примечание: М1, М2 – средние значения тестирования, р > 0,05 – достоверность различий.
Таблица 2
Сравнение показателей скоростных способностей экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента
Тесты |
Группа эксперимента M1±m1 |
Группа контроля M2±m2 |
t |
P |
Исследование нервной системы (кол-во точек) |
175,0±2,8 |
164,9±3,0 |
2,7 |
< 0,05 |
Бег 10 м с ведением мяча (с) |
15,6±0,10 |
15,8±0,07 |
1,6 |
> 0,1 |
Передача мяча в стену за 10 с (раз) |
0,68±0,01 |
0,60±0,03 |
2,5 |
< 0,05 |
Примечание: М1, М2 – средние значения тестирования, р > 0,05 – достоверность различий.
Результаты студенток в экспериментальной группе улучшились, так как были учтены индивидуальные особенности, сложность, новизна упражнений, техника и величина нагрузки. Так, для бега на отрезке 10 м с ходу средние показатели улучшились на 0,1 с. В контрольной группе на 0,02 с (р > 0,05); в теппинг-тесте больше поставлено точек на 10,7. В контрольной группе 0,1 (р > 0,05); время бега отрезка 10 м с ведением баскетбольного мяча увеличилось на 0,3 с относительно контрольной группы. В техническом упражнении количество передач баскетбольного мяча в стену увеличилось на 0,09 раз, относительно контрольной группы на 0,02 раз (р > 0,05).
При анализе результатов выполнения контрольных нормативов физической подготовленности в вузе и нормативов комплекса ГТО (7–8 ступени) можно увидеть, что на золотой знак отличия могут сдать примерно 10 %, на серебряный – около 27 %, на бронзовый – около 28 % девушек. Получается, что физически готовы сдать на любые знаки отличия всего 65 % студентов. Наши исследования подтверждаются преподавателями в 2022 г. – применение разнообразных элементов на занятиях доступно, вариативно, повышает мотивацию и интерес девушек к предмету «Физическая культура» [13]. Анализ различий между группами показал, что студентки экспериментальной группы, занимающиеся по разработанной методике, улучшили развитие быстроты и других физических качеств относительно своих сверстниц из контрольной группы, занимающихся по общепринятой программе.
Заключение
Проблема развития скоростных способностей у девушек 17–19 лет состоит в том, что сенситивный период развития быстроты приходится на более ранний возраст (до 16 лет). Задача развития скоростных качеств девушек может быть решена с помощью применения специально подобранных средств и методических приемов.
Авторами разработана новая методика, направленная на увеличение количества и качества выполнения испытаний ГТО. Она включает в себя выполнение упражнений по времени, числу повторений, количества серий, интервалов и характера отдыха, что является результатом непрерывного педагогического воздействия. По новой методике на занятиях эффективнее применять повторный, интервальный, соревновательный методы, и их разновидности. Это подтверждено данными контрольного исследования в экспериментальной группе.
Таким образом, авторами разработана и апробирована методика включения элементов скоростной направленности и баскетбола в процесс занятий. Это подтверждается достоверными изменениями у испытуемых до и после тестирования. Результаты стали лучше во всех контрольных тестах. Время бега отрезка (10 м с ходу) стало меньше, на 0,1 с; в теппинг-тесте поставлено больше точек на 10,7; в беге 10 м с ведением баскетбольного мяча время уменьшилось на 0,3 с.
Педагогический эксперимент доказал, что систематическое применение определенных упражнений совершенствует деятельность всех систем и развивает физическую подготовленность.