Актуальной проблемой современности является снижение познавательного интереса детей к обучению. Дети меньше интересуются учебными дисциплинами, а значит, не получают нужного количества знаний, умений и навыков, не осваивают необходимые компетенции для дальнейшего обучения и успешной адаптации в обществе в целом.
Человек не рождается с хорошо сформированным мышлением, способным на познавательную деятельность. Этот навык формируется и развивается в процессе всей жизнедеятельности человека. В большей степени на формирование и развитие познавательного интереса влияет школа, так как важнейшие этапы взросления проходят именно в школе.
В начальной школе важно замотивировать учеников на дальнейшее обучение и открытие новых знаний. Обучение в начальной школе закладывает «фундамент» всего образования человека и играет важную роль в дальнейшей адаптации человека в современном обществе.
Каждый учитель понимает, что младший школьник не сможет успешно, полно и глубоко усвоить пройденный на уроке материал, если у него не будет заинтересованности и если он будет равнодушно относиться к урокам и изучаемым дисциплинам в школе в целом. Это доказывает, что с первых дней нахождения ребенка в школе необходимо формировать и с каждым днем развивать у него познавательный интерес к обучению.
«Интерес – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [1].
Познавательный интерес – это непосредственное внутреннее и эмоциональное отношение к изучаемым дисциплинам в школе, он проявляется в желании более подробно и глубоко изучать школьные предметы и стремлении получать новые знания, умения и навыки. В область познавательного интереса входят: приобретение младшим школьником различных ЗУН; процесс овладения ЗУН и процесс обучения в целом.
Главной задачей каждого образовательного учреждения является организация учебного процесса детей. Начальная школа закладывает фундамент знаний для дальнейшего обучения в среднем и старшем звене. В начальной школе важно выстраивать образовательный процесс так, чтобы обучение детей было интересным и занимательным. Если дети проявляют интерес к обучению, то у них лучше усваивается полученная информация, повышается концентрация внимания на уроках и пребывание в школе становится желанным.
«С приходом в первый класс примерно у 90 % детей наблюдается высокий интерес к обучению, но к середине или концу учебного года примерно у половины детей этот интерес снижается или вовсе пропадает» [2]. Поэтому важно с первых дней заинтересовывать детей, использовать различные методы работы, игровые технологии и стараться уделять внимание каждому учащемуся. Обучение в школе должно быть направлено не только на усвоение новых знаний, но и на умение мыслить самостоятельно и концентрироваться на определенной задаче. Это будет способствовать повышению интереса к обучению и поможет легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям информационного общества.
Познавательный интерес формируется и развивается начиная с первого класса. Именно в период обучения в начальной школе выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.
Для поддержания познавательного интереса на уроках в начальной школе важна регулярная смена видов деятельности: игровые методики, проектные задания, экспериментальные работы. Это не только помогает детям эмоционально и умственно разгрузиться, но и помогает им осваивать учебный материал более полно и эффективно. Такой комплексный подход представляется необходимым условием для успешной адаптации младших школьников к систематическому образованию и развития личности ребенка как участника образовательного процесса.
Познавательный интерес напрямую связан с мыслительной активностью детей. Проявление интереса к учебному процессу развивает у ребенка критическое мышление и помогает проявить творческий подход к решению различных задач. «Открытое любопытство детей является двигателем обучения, помогает им легко усваивать новые знания и принципы, а также способствует формированию навыков самостоятельного получения информации» [3].
Приходя в первый класс, ребенок переживает значительные изменения в своей жизни. Меняется ведущий вид деятельности. В дошкольном учреждении это была игра, а с приходом в школу – учение. Такая смена видов деятельности требует больших усилий как от детей, так и от педагогов. Важно еще на начальном этапе пробудить у ребенка интерес к учению, но не все дети еще к этому готовы. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять.
Причины пониженного интереса младших школьников к обучению могут быть разнообразны. Их можно разделить на два вида: индивидуальные и внешние. К индивидуальным можно отнести уровень интеллекта, личные предпочтения ребенка, настроение, семейную обстановку, личную мотивацию и любознательность. Внешние причины охватывают методики преподавания, вовлеченность и квалификацию учителя, а также образовательную среду – наличие наглядных пособий, доступ к интерактивным ресурсам и технологиям.
Значительным фактором пониженного познавательного интереса у младших школьников является их большое сходство с детьми дошкольного возраста, у которых главным видом деятельности является игра. На этапе перехода из дошкольного учреждения в школу некоторые дети недостаточно готовы эмоционально. «Эмоционально незрелые дети еще не наигрались, и процесс обучения для них дается тяжело, так как у них еще не сильны интересы к учебе» [4].
В вопросе о повышении познавательного интереса младших школьников к обучению большую роль играет семейная обстановка и поддержка со стороны родителей. Неотъемлемой причиной является еще и эмоциональный климат в классе, который включает отношения между одноклассниками и педагогом. Если климат в классе благоприятный, то и детям будет комфортно в нем находиться, что может значительно повлиять на желание учиться.
После возникновения интереса к результатам своего труда у младших школьников формируется и интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.
Цель исследования – оценить уровень познавательного интереса к учебному процессу у младших школьников.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе СОШ № 2 г. Нерюнгри в 3а классе. Участие в исследовании принимали 28 чел.
Первое исследование проходило по методике Э.А. Баранова «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению». Цель – изучение особенностей познавательного интереса в составе общей способности к учению. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается ситуация выбора двух мотивов – игрового и познавательного. На столе располагают определенные предметы и предлагают ребенку выбрать то, что ему более интересно. Дополнительно к общим критериям производится оценка по параметру мотивация: а) устойчиво познавательная (2 выбора познавательного предмета), б) неустойчивая (1 выбор познавательного предмета, в) устойчиво игровая.
Второе исследование проходило по методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на получение знаний». Цель – выявление у младших школьников направленности на получение знаний. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается бланк с определенными вопросами и вариантами ответов. Бланк содержит 12 вопросов. Ребенку необходимо ответить на вопросы.
Третье исследование проходило по методике Д.Е. Острова «Цветные лепестки». Цель – выявление отношения ученика к изучаемым предметам. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается сначала раскрасить полоску, разделенную на 10 частей, начиная с более любимого цвета, а заканчивая менее любимым. Затем ребенку предлагается раскрасить цветок, лепестки которого – это изучаемые в школе дисциплины, используя полоску раскрашенную ранее.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов по первой методике Э.А. Баранова «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению» показал, что 1-й уровень – 25–26 баллов набрали 8 % учеников; 2-й уровень – 17–24 балла набрали 15 % учеников; 3-й уровень – 12–16 баллов набрали 26 % учеников; 4-й уровень – 7–11 баллов набрали 43 %, 5-й уровень – 6 баллов и ниже – набрали 8 % учеников.
Анализ результатов по второй методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на получение знаний» показал, что высокий уровень направленности на получение знаний – 17–24 балла – присутствует у 16 % учащихся, средний уровень направленности на получение знаний – 9–16 баллов – присутствует у 33 % учащихся, низкий уровень направленности на получение знаний – 0–8 баллов – присутствует у 51 % учащихся.
По методике Д.Е. Острова «Цветные лепестки» анализ результатов показал, что большинство школьников всё также проявляют высокие познавательные интересы к таким учебным предметам, как ИЗО и технология. Средний уровень познавательного интереса дети проявляют к таким учебным предметам, как окружающий мир, музыка и физкультура. Низкий познавательный интерес у младших школьников к таким учебным предметам, как: русский и английский язык, литературное чтение и математика.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес у большинства обучающихся находится на низком уровне, а предметы, которые являются приоритетными, вызывают наименьший интерес у младших школьников. Данные результаты свидетельствуют о том, что необходимо проводить работу по повышению познавательного интереса детей.
Проанализировав литературу, авторы выявили методы и стратегии работы для повышения познавательного интереса в учебном процессе. Наиболее эффективными являются:
1. Игровые методы. Обучение через игру помогает детям легко перейти от забавы к освоению новых знаний, делая процесс естественным и менее напряженным.
2. Проектный подход. Работа над проектами вовлекает учащихся в практическую деятельность, повышает их автономность и ответственность за результат.
3. Использование цифровых технологий. Мультимедийные презентации, образовательные приложения и онлайн-платформы делают изучаемый материал более наглядным и интерактивным.
4. Элементы соревнования. Здоровая конкуренция мотивирует детей к усвоению нового материала, стимулирует желание быть лучше.
5. Кросс-курикулярная интеграция: Интеграция предметов помогает показать межпредметные связи, делая обучение более глубоким и систематизированным.
Эти методы способствуют развитию интеллектуального любопытства у детей и созданию благоприятной атмосферы для активного освоения знаний.
Ролевые игры и интерактивные методы обучения оказывают значительное влияние на увлеченность младших школьников учебой. «Используя драматизацию и имитационные игры, учителя помогают детям более глубоко погружаться в изучаемый материал, активно применяя творческие и аналитические навыки» [5]. Вводя элементы игры в образовательный процесс, можно стимулировать любознательность и содействовать лучшему усвоению знаний. Ролевая игра предполагает временное «принятие» учениками определенных ролей – от исторических фигур до природных объектов или абстрактных понятий. Это не только развивает эмпатию и коммуникативные способности, но также помогает осознать социальные связи и закономерности.
«Интерактивные методы, такие как групповые проекты, обсуждение или использование цифровых инструментов для создания собственных проектов, позволяют школьникам быть более самостоятельными в поиске информации и ее представлении» [6]. Подход основан на взаимодействии между учениками, что повышает мотивацию к изучению нового за счет чувства командного духа.
Заключение
Оценка эффективности методов увеличения познавательного интереса играет ключевую роль в образовательной стратегии для младших школьников. Для оценивания применяются различные подходы, включая наблюдение за поведением учащихся, анализ их обратной связи, результаты тестирований и самооценки. Особое внимание уделяется изменению отношения к предмету или теме после введения инновационных методик.
Эффективность может быть измерена через уровень активности и участия детей в образовательном процессе, например через количество заданных вопросов, желание выполнять домашние задания или проявление инициативы в изучении нового материала. Также прогресс может отслеживаться через рост оценок или повышение успеваемости по конкретным предметам.
Применяемые методы должны стимулировать любознательность и самостоятельное осмысление информации. К таким методам можно отнести игровые техники, использование интерактивных обучающих программ, проведение практических экспериментов и проектную работу.
Важно также сопоставлять краткосрочные успехи с долгосрочными результатами для выявления наиболее эффективных способов поддержания интереса. Родительский фидбэк и мониторинг социального поведения ребенка могут служить дополнительными индикаторами успешности выбранной методики.
Для поддержания познавательного интереса важна постоянная смена видов деятельности: игровые методики, проектные задания, экспериментальные работы. Это не только развлекает детей, но и помогает им осваивать учебный материал более глубоко и эффективно. Такой комплексный подход представляется необходимым условием для успешной адаптации младших школьников к систематическому образованию и развития личности ребенка как активного участника образовательного процесса.
Такой подход к обучению делает его более живым и динамичным, что способствует повышению познавательного интереса младших школьников.
Положительное отношение младшего школьника к предмету, школе, учителю в целом проявляется в его настроении, самочувствии, благодаря которому учение переживается как продуктивная и эмоционально положительная деятельность.
Проявление познавательного интереса заключается в стремлении узнавать что-то новое и неизвестное. Познавательный интерес тесно связан со всеми видами психических процессов, а значит, является неотъемлемой частью деятельности человека и его адаптации в обществе.
Познавательный труд требует взаимодействия всех психических процессов человека и его интеллектуальных способностей, что является довольно непростой работой, которую нужно формировать у человека с самого детства, а в дальнейшем и на протяжении всей жизни.
Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что существует немало средств, направленных на формирование познавательного интереса в школьном обучении. Наиболее распространенными являются различные творческие задания, дидактические игры и проблемные задания. Все эти средства помогают участникам образовательного процесса сделать обучение более интересным, а значит, и помогают в формировании познавательного интереса у младших школьников к учебному процессу в целом.
Библиографическая ссылка
Алешина Т.С., Кобазова Ю.В. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 58-62;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2513 (дата обращения: 12.02.2025).