Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Алешина Т.С. 1, 2 Кобазова Ю.В. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет»
2 МОУ СОШ № 2 имени М.К. Аммосова
В данной статье рассматривается проблема повышения интереса к учебному процессу у младших школьников на примере учащихся 3 класса. Повышение уровня познавательного интереса к учебному процессу у младших школьников является основной задачей учителя, образовательного учреждения и семьи в целом. С приходом в школу у детей наблюдается повышенный интерес к обучению, но ближе к середине или концу учебного года наблюдается снижение этого интереса. На этот фактор влияют самые разнообразные причины. Они могут иметь разный характер, индивидуальный или внешний, а могут и совмещать в себе их. Для того, чтобы познавательный интерес у детей поддерживался и повышался, необходимо вносить разнообразие в учебный процесс. То есть использовать различные методы, приемы, формы, подходы и стратегии ведения уроков. Важен и психологический климат в классе. Если он благоприятный, то и обучение будет проходить без напряжения. Исследовательская задача – оценить уровень познавательного интереса к учебному процессу с помощью таких диагностических методик, как методика Э.А. Баранова «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению», методика Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой ««Направленность на получение знаний» и методика Д.Е. Острова «Цветные лепестки».
познавательный интерес
повышение
учебный процесс
младшие школьники
методы
1. Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Педагогика сегодня: проблемы и решения. 2017. С. 9–14. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения: 22.10.2023).
2. Чугунова К.А. Формирование интереса к учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 825–828. URL: https://moluch.ru/archive/106/25301/ (дата обращения: 20.11.2023).
3. Одинцова С.А., Арабей О.В. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3–2. С. 284–287.
4. Алешина М.П. Роль и место познавательного интереса в структуре связанных с ним понятий // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31118 (дата обращения: 12.11.2023).
5. Гуссоева А.И., Качмазова И.Л., Тимошкина Н.В. Особенности развития познавательного интереса младших школьников // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19337 (дата обращения: 08.10.2023).
6. Сафонова О.В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 418–421. URL: https://moluch.ru/archive/206/50319/ (дата обращения: 16.11.2023).

Актуальной проблемой современности является снижение познавательного интереса детей к обучению. Дети меньше интересуются учебными дисциплинами, а значит, не получают нужного количества знаний, умений и навыков, не осваивают необходимые компетенции для дальнейшего обучения и успешной адаптации в обществе в целом.

Человек не рождается с хорошо сформированным мышлением, способным на познавательную деятельность. Этот навык формируется и развивается в процессе всей жизнедеятельности человека. В большей степени на формирование и развитие познавательного интереса влияет школа, так как важнейшие этапы взросления проходят именно в школе.

В начальной школе важно замотивировать учеников на дальнейшее обучение и открытие новых знаний. Обучение в начальной школе закладывает «фундамент» всего образования человека и играет важную роль в дальнейшей адаптации человека в современном обществе.

Каждый учитель понимает, что младший школьник не сможет успешно, полно и глубоко усвоить пройденный на уроке материал, если у него не будет заинтересованности и если он будет равнодушно относиться к урокам и изучаемым дисциплинам в школе в целом. Это доказывает, что с первых дней нахождения ребенка в школе необходимо формировать и с каждым днем развивать у него познавательный интерес к обучению.

«Интерес – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [1].

Познавательный интерес – это непосредственное внутреннее и эмоциональное отношение к изучаемым дисциплинам в школе, он проявляется в желании более подробно и глубоко изучать школьные предметы и стремлении получать новые знания, умения и навыки. В область познавательного интереса входят: приобретение младшим школьником различных ЗУН; процесс овладения ЗУН и процесс обучения в целом.

Главной задачей каждого образовательного учреждения является организация учебного процесса детей. Начальная школа закладывает фундамент знаний для дальнейшего обучения в среднем и старшем звене. В начальной школе важно выстраивать образовательный процесс так, чтобы обучение детей было интересным и занимательным. Если дети проявляют интерес к обучению, то у них лучше усваивается полученная информация, повышается концентрация внимания на уроках и пребывание в школе становится желанным.

«С приходом в первый класс примерно у 90 % детей наблюдается высокий интерес к обучению, но к середине или концу учебного года примерно у половины детей этот интерес снижается или вовсе пропадает» [2]. Поэтому важно с первых дней заинтересовывать детей, использовать различные методы работы, игровые технологии и стараться уделять внимание каждому учащемуся. Обучение в школе должно быть направлено не только на усвоение новых знаний, но и на умение мыслить самостоятельно и концентрироваться на определенной задаче. Это будет способствовать повышению интереса к обучению и поможет легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям информационного общества.

Познавательный интерес формируется и развивается начиная с первого класса. Именно в период обучения в начальной школе выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.

Для поддержания познавательного интереса на уроках в начальной школе важна регулярная смена видов деятельности: игровые методики, проектные задания, экспериментальные работы. Это не только помогает детям эмоционально и умственно разгрузиться, но и помогает им осваивать учебный материал более полно и эффективно. Такой комплексный подход представляется необходимым условием для успешной адаптации младших школьников к систематическому образованию и развития личности ребенка как участника образовательного процесса.

Познавательный интерес напрямую связан с мыслительной активностью детей. Проявление интереса к учебному процессу развивает у ребенка критическое мышление и помогает проявить творческий подход к решению различных задач. «Открытое любопытство детей является двигателем обучения, помогает им легко усваивать новые знания и принципы, а также способствует формированию навыков самостоятельного получения информации» [3].

Приходя в первый класс, ребенок переживает значительные изменения в своей жизни. Меняется ведущий вид деятельности. В дошкольном учреждении это была игра, а с приходом в школу – учение. Такая смена видов деятельности требует больших усилий как от детей, так и от педагогов. Важно еще на начальном этапе пробудить у ребенка интерес к учению, но не все дети еще к этому готовы. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять.

Причины пониженного интереса младших школьников к обучению могут быть разнообразны. Их можно разделить на два вида: индивидуальные и внешние. К индивидуальным можно отнести уровень интеллекта, личные предпочтения ребенка, настроение, семейную обстановку, личную мотивацию и любознательность. Внешние причины охватывают методики преподавания, вовлеченность и квалификацию учителя, а также образовательную среду – наличие наглядных пособий, доступ к интерактивным ресурсам и технологиям.

Значительным фактором пониженного познавательного интереса у младших школьников является их большое сходство с детьми дошкольного возраста, у которых главным видом деятельности является игра. На этапе перехода из дошкольного учреждения в школу некоторые дети недостаточно готовы эмоционально. «Эмоционально незрелые дети еще не наигрались, и процесс обучения для них дается тяжело, так как у них еще не сильны интересы к учебе» [4].

В вопросе о повышении познавательного интереса младших школьников к обучению большую роль играет семейная обстановка и поддержка со стороны родителей. Неотъемлемой причиной является еще и эмоциональный климат в классе, который включает отношения между одноклассниками и педагогом. Если климат в классе благоприятный, то и детям будет комфортно в нем находиться, что может значительно повлиять на желание учиться.

После возникновения интереса к результатам своего труда у младших школьников формируется и интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.

Цель исследования – оценить уровень познавательного интереса к учебному процессу у младших школьников.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе СОШ № 2 г. Нерюнгри в 3а классе. Участие в исследовании принимали 28 чел.

Первое исследование проходило по методике Э.А. Баранова «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению». Цель – изучение особенностей познавательного интереса в составе общей способности к учению. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается ситуация выбора двух мотивов – игрового и познавательного. На столе располагают определенные предметы и предлагают ребенку выбрать то, что ему более интересно. Дополнительно к общим критериям производится оценка по параметру мотивация: а) устойчиво познавательная (2 выбора познавательного предмета), б) неустойчивая (1 выбор познавательного предмета, в) устойчиво игровая.

Второе исследование проходило по методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на получение знаний». Цель – выявление у младших школьников направленности на получение знаний. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается бланк с определенными вопросами и вариантами ответов. Бланк содержит 12 вопросов. Ребенку необходимо ответить на вопросы.

Третье исследование проходило по методике Д.Е. Острова «Цветные лепестки». Цель – выявление отношения ученика к изучаемым предметам. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается сначала раскрасить полоску, разделенную на 10 частей, начиная с более любимого цвета, а заканчивая менее любимым. Затем ребенку предлагается раскрасить цветок, лепестки которого – это изучаемые в школе дисциплины, используя полоску раскрашенную ранее.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов по первой методике Э.А. Баранова «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению» показал, что 1-й уровень – 25–26 баллов набрали 8 % учеников; 2-й уровень – 17–24 балла набрали 15 % учеников; 3-й уровень – 12–16 баллов набрали 26 % учеников; 4-й уровень – 7–11 баллов набрали 43 %, 5-й уровень – 6 баллов и ниже – набрали 8 % учеников.

Анализ результатов по второй методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на получение знаний» показал, что высокий уровень направленности на получение знаний – 17–24 балла – присутствует у 16 % учащихся, средний уровень направленности на получение знаний – 9–16 баллов – присутствует у 33 % учащихся, низкий уровень направленности на получение знаний – 0–8 баллов – присутствует у 51 % учащихся.

По методике Д.Е. Острова «Цветные лепестки» анализ результатов показал, что большинство школьников всё также проявляют высокие познавательные интересы к таким учебным предметам, как ИЗО и технология. Средний уровень познавательного интереса дети проявляют к таким учебным предметам, как окружающий мир, музыка и физкультура. Низкий познавательный интерес у младших школьников к таким учебным предметам, как: русский и английский язык, литературное чтение и математика.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес у большинства обучающихся находится на низком уровне, а предметы, которые являются приоритетными, вызывают наименьший интерес у младших школьников. Данные результаты свидетельствуют о том, что необходимо проводить работу по повышению познавательного интереса детей.

Проанализировав литературу, авторы выявили методы и стратегии работы для повышения познавательного интереса в учебном процессе. Наиболее эффективными являются:

1. Игровые методы. Обучение через игру помогает детям легко перейти от забавы к освоению новых знаний, делая процесс естественным и менее напряженным.

2. Проектный подход. Работа над проектами вовлекает учащихся в практическую деятельность, повышает их автономность и ответственность за результат.

3. Использование цифровых технологий. Мультимедийные презентации, образовательные приложения и онлайн-платформы делают изучаемый материал более наглядным и интерактивным.

4. Элементы соревнования. Здоровая конкуренция мотивирует детей к усвоению нового материала, стимулирует желание быть лучше.

5. Кросс-курикулярная интеграция: Интеграция предметов помогает показать межпредметные связи, делая обучение более глубоким и систематизированным.

Эти методы способствуют развитию интеллектуального любопытства у детей и созданию благоприятной атмосферы для активного освоения знаний.

Ролевые игры и интерактивные методы обучения оказывают значительное влияние на увлеченность младших школьников учебой. «Используя драматизацию и имитационные игры, учителя помогают детям более глубоко погружаться в изучаемый материал, активно применяя творческие и аналитические навыки» [5]. Вводя элементы игры в образовательный процесс, можно стимулировать любознательность и содействовать лучшему усвоению знаний. Ролевая игра предполагает временное «принятие» учениками определенных ролей – от исторических фигур до природных объектов или абстрактных понятий. Это не только развивает эмпатию и коммуникативные способности, но также помогает осознать социальные связи и закономерности.

«Интерактивные методы, такие как групповые проекты, обсуждение или использование цифровых инструментов для создания собственных проектов, позволяют школьникам быть более самостоятельными в поиске информации и ее представлении» [6]. Подход основан на взаимодействии между учениками, что повышает мотивацию к изучению нового за счет чувства командного духа.

Заключение

Оценка эффективности методов увеличения познавательного интереса играет ключевую роль в образовательной стратегии для младших школьников. Для оценивания применяются различные подходы, включая наблюдение за поведением учащихся, анализ их обратной связи, результаты тестирований и самооценки. Особое внимание уделяется изменению отношения к предмету или теме после введения инновационных методик.

Эффективность может быть измерена через уровень активности и участия детей в образовательном процессе, например через количество заданных вопросов, желание выполнять домашние задания или проявление инициативы в изучении нового материала. Также прогресс может отслеживаться через рост оценок или повышение успеваемости по конкретным предметам.

Применяемые методы должны стимулировать любознательность и самостоятельное осмысление информации. К таким методам можно отнести игровые техники, использование интерактивных обучающих программ, проведение практических экспериментов и проектную работу.

Важно также сопоставлять краткосрочные успехи с долгосрочными результатами для выявления наиболее эффективных способов поддержания интереса. Родительский фидбэк и мониторинг социального поведения ребенка могут служить дополнительными индикаторами успешности выбранной методики.

Для поддержания познавательного интереса важна постоянная смена видов деятельности: игровые методики, проектные задания, экспериментальные работы. Это не только развлекает детей, но и помогает им осваивать учебный материал более глубоко и эффективно. Такой комплексный подход представляется необходимым условием для успешной адаптации младших школьников к систематическому образованию и развития личности ребенка как активного участника образовательного процесса.

Такой подход к обучению делает его более живым и динамичным, что способствует повышению познавательного интереса младших школьников.

Положительное отношение младшего школьника к предмету, школе, учителю в целом проявляется в его настроении, самочувствии, благодаря которому учение переживается как продуктивная и эмоционально положительная деятельность.

Проявление познавательного интереса заключается в стремлении узнавать что-то новое и неизвестное. Познавательный интерес тесно связан со всеми видами психических процессов, а значит, является неотъемлемой частью деятельности человека и его адаптации в обществе.

Познавательный труд требует взаимодействия всех психических процессов человека и его интеллектуальных способностей, что является довольно непростой работой, которую нужно формировать у человека с самого детства, а в дальнейшем и на протяжении всей жизни.

Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что существует немало средств, направленных на формирование познавательного интереса в школьном обучении. Наиболее распространенными являются различные творческие задания, дидактические игры и проблемные задания. Все эти средства помогают участникам образовательного процесса сделать обучение более интересным, а значит, и помогают в формировании познавательного интереса у младших школьников к учебному процессу в целом.


Библиографическая ссылка

Алешина Т.С., Кобазова Ю.В. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 6. – С. 58-62;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2513 (дата обращения: 22.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674