Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

INCREASING THE LEVEL OF COGNITIVE INTEREST IN THE EDUCATIONAL PROCESS AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Aleshina T.S. 1, 2 Kobazova Yu.V. 1
1 Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University
2 M.K. Ammosov Secondary School № 2
This article discusses the problem of increasing interest in the educational process among younger schoolchildren on the example of 3rd grade students. Increasing the level of cognitive interest in the educational process among younger schoolchildren is the main task of the teacher, the educational institution and the family as a whole. When children come to school, there is an increased interest in learning, but closer to the middle or end of the school year, there is a decrease in this interest. This factor is influenced by a variety of reasons. They may have a different character, individual or external, or they may combine them. In order for the cognitive interest of children to be maintained and increased, it is necessary to introduce diversity into the educational process. That is, to use various methods, techniques, forms, approaches and strategies for conducting lessons. The psychological climate in the classroom is also important. If it is favorable, then the training will take place without strain. As a research task, the authors set out to assess the level of cognitive interest in the educational process using such diagnostic techniques as E.A. Baranov’s methodology «A comprehensive system for diagnosing cognitive interest in the structure of general learning ability», E.P. Ilyin and N.A. Kurdyukova’s methodology «Orientation to knowledge acquisition» and D.E.’s methodology. Islands «Colored petals».
cognitive interest
increased
educational process
junior schoolchildren
methods

Актуальной проблемой современности является снижение познавательного интереса детей к обучению. Дети меньше интересуются учебными дисциплинами, а значит, не получают нужного количества знаний, умений и навыков, не осваивают необходимые компетенции для дальнейшего обучения и успешной адаптации в обществе в целом.

Человек не рождается с хорошо сформированным мышлением, способным на познавательную деятельность. Этот навык формируется и развивается в процессе всей жизнедеятельности человека. В большей степени на формирование и развитие познавательного интереса влияет школа, так как важнейшие этапы взросления проходят именно в школе.

В начальной школе важно замотивировать учеников на дальнейшее обучение и открытие новых знаний. Обучение в начальной школе закладывает «фундамент» всего образования человека и играет важную роль в дальнейшей адаптации человека в современном обществе.

Каждый учитель понимает, что младший школьник не сможет успешно, полно и глубоко усвоить пройденный на уроке материал, если у него не будет заинтересованности и если он будет равнодушно относиться к урокам и изучаемым дисциплинам в школе в целом. Это доказывает, что с первых дней нахождения ребенка в школе необходимо формировать и с каждым днем развивать у него познавательный интерес к обучению.

«Интерес – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [1].

Познавательный интерес – это непосредственное внутреннее и эмоциональное отношение к изучаемым дисциплинам в школе, он проявляется в желании более подробно и глубоко изучать школьные предметы и стремлении получать новые знания, умения и навыки. В область познавательного интереса входят: приобретение младшим школьником различных ЗУН; процесс овладения ЗУН и процесс обучения в целом.

Главной задачей каждого образовательного учреждения является организация учебного процесса детей. Начальная школа закладывает фундамент знаний для дальнейшего обучения в среднем и старшем звене. В начальной школе важно выстраивать образовательный процесс так, чтобы обучение детей было интересным и занимательным. Если дети проявляют интерес к обучению, то у них лучше усваивается полученная информация, повышается концентрация внимания на уроках и пребывание в школе становится желанным.

«С приходом в первый класс примерно у 90 % детей наблюдается высокий интерес к обучению, но к середине или концу учебного года примерно у половины детей этот интерес снижается или вовсе пропадает» [2]. Поэтому важно с первых дней заинтересовывать детей, использовать различные методы работы, игровые технологии и стараться уделять внимание каждому учащемуся. Обучение в школе должно быть направлено не только на усвоение новых знаний, но и на умение мыслить самостоятельно и концентрироваться на определенной задаче. Это будет способствовать повышению интереса к обучению и поможет легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям информационного общества.

Познавательный интерес формируется и развивается начиная с первого класса. Именно в период обучения в начальной школе выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.

Для поддержания познавательного интереса на уроках в начальной школе важна регулярная смена видов деятельности: игровые методики, проектные задания, экспериментальные работы. Это не только помогает детям эмоционально и умственно разгрузиться, но и помогает им осваивать учебный материал более полно и эффективно. Такой комплексный подход представляется необходимым условием для успешной адаптации младших школьников к систематическому образованию и развития личности ребенка как участника образовательного процесса.

Познавательный интерес напрямую связан с мыслительной активностью детей. Проявление интереса к учебному процессу развивает у ребенка критическое мышление и помогает проявить творческий подход к решению различных задач. «Открытое любопытство детей является двигателем обучения, помогает им легко усваивать новые знания и принципы, а также способствует формированию навыков самостоятельного получения информации» [3].

Приходя в первый класс, ребенок переживает значительные изменения в своей жизни. Меняется ведущий вид деятельности. В дошкольном учреждении это была игра, а с приходом в школу – учение. Такая смена видов деятельности требует больших усилий как от детей, так и от педагогов. Важно еще на начальном этапе пробудить у ребенка интерес к учению, но не все дети еще к этому готовы. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять.

Причины пониженного интереса младших школьников к обучению могут быть разнообразны. Их можно разделить на два вида: индивидуальные и внешние. К индивидуальным можно отнести уровень интеллекта, личные предпочтения ребенка, настроение, семейную обстановку, личную мотивацию и любознательность. Внешние причины охватывают методики преподавания, вовлеченность и квалификацию учителя, а также образовательную среду – наличие наглядных пособий, доступ к интерактивным ресурсам и технологиям.

Значительным фактором пониженного познавательного интереса у младших школьников является их большое сходство с детьми дошкольного возраста, у которых главным видом деятельности является игра. На этапе перехода из дошкольного учреждения в школу некоторые дети недостаточно готовы эмоционально. «Эмоционально незрелые дети еще не наигрались, и процесс обучения для них дается тяжело, так как у них еще не сильны интересы к учебе» [4].

В вопросе о повышении познавательного интереса младших школьников к обучению большую роль играет семейная обстановка и поддержка со стороны родителей. Неотъемлемой причиной является еще и эмоциональный климат в классе, который включает отношения между одноклассниками и педагогом. Если климат в классе благоприятный, то и детям будет комфортно в нем находиться, что может значительно повлиять на желание учиться.

После возникновения интереса к результатам своего труда у младших школьников формируется и интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.

Цель исследования – оценить уровень познавательного интереса к учебному процессу у младших школьников.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе СОШ № 2 г. Нерюнгри в 3а классе. Участие в исследовании принимали 28 чел.

Первое исследование проходило по методике Э.А. Баранова «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению». Цель – изучение особенностей познавательного интереса в составе общей способности к учению. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается ситуация выбора двух мотивов – игрового и познавательного. На столе располагают определенные предметы и предлагают ребенку выбрать то, что ему более интересно. Дополнительно к общим критериям производится оценка по параметру мотивация: а) устойчиво познавательная (2 выбора познавательного предмета), б) неустойчивая (1 выбор познавательного предмета, в) устойчиво игровая.

Второе исследование проходило по методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на получение знаний». Цель – выявление у младших школьников направленности на получение знаний. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается бланк с определенными вопросами и вариантами ответов. Бланк содержит 12 вопросов. Ребенку необходимо ответить на вопросы.

Третье исследование проходило по методике Д.Е. Острова «Цветные лепестки». Цель – выявление отношения ученика к изучаемым предметам. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается сначала раскрасить полоску, разделенную на 10 частей, начиная с более любимого цвета, а заканчивая менее любимым. Затем ребенку предлагается раскрасить цветок, лепестки которого – это изучаемые в школе дисциплины, используя полоску раскрашенную ранее.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов по первой методике Э.А. Баранова «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению» показал, что 1-й уровень – 25–26 баллов набрали 8 % учеников; 2-й уровень – 17–24 балла набрали 15 % учеников; 3-й уровень – 12–16 баллов набрали 26 % учеников; 4-й уровень – 7–11 баллов набрали 43 %, 5-й уровень – 6 баллов и ниже – набрали 8 % учеников.

Анализ результатов по второй методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на получение знаний» показал, что высокий уровень направленности на получение знаний – 17–24 балла – присутствует у 16 % учащихся, средний уровень направленности на получение знаний – 9–16 баллов – присутствует у 33 % учащихся, низкий уровень направленности на получение знаний – 0–8 баллов – присутствует у 51 % учащихся.

По методике Д.Е. Острова «Цветные лепестки» анализ результатов показал, что большинство школьников всё также проявляют высокие познавательные интересы к таким учебным предметам, как ИЗО и технология. Средний уровень познавательного интереса дети проявляют к таким учебным предметам, как окружающий мир, музыка и физкультура. Низкий познавательный интерес у младших школьников к таким учебным предметам, как: русский и английский язык, литературное чтение и математика.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес у большинства обучающихся находится на низком уровне, а предметы, которые являются приоритетными, вызывают наименьший интерес у младших школьников. Данные результаты свидетельствуют о том, что необходимо проводить работу по повышению познавательного интереса детей.

Проанализировав литературу, авторы выявили методы и стратегии работы для повышения познавательного интереса в учебном процессе. Наиболее эффективными являются:

1. Игровые методы. Обучение через игру помогает детям легко перейти от забавы к освоению новых знаний, делая процесс естественным и менее напряженным.

2. Проектный подход. Работа над проектами вовлекает учащихся в практическую деятельность, повышает их автономность и ответственность за результат.

3. Использование цифровых технологий. Мультимедийные презентации, образовательные приложения и онлайн-платформы делают изучаемый материал более наглядным и интерактивным.

4. Элементы соревнования. Здоровая конкуренция мотивирует детей к усвоению нового материала, стимулирует желание быть лучше.

5. Кросс-курикулярная интеграция: Интеграция предметов помогает показать межпредметные связи, делая обучение более глубоким и систематизированным.

Эти методы способствуют развитию интеллектуального любопытства у детей и созданию благоприятной атмосферы для активного освоения знаний.

Ролевые игры и интерактивные методы обучения оказывают значительное влияние на увлеченность младших школьников учебой. «Используя драматизацию и имитационные игры, учителя помогают детям более глубоко погружаться в изучаемый материал, активно применяя творческие и аналитические навыки» [5]. Вводя элементы игры в образовательный процесс, можно стимулировать любознательность и содействовать лучшему усвоению знаний. Ролевая игра предполагает временное «принятие» учениками определенных ролей – от исторических фигур до природных объектов или абстрактных понятий. Это не только развивает эмпатию и коммуникативные способности, но также помогает осознать социальные связи и закономерности.

«Интерактивные методы, такие как групповые проекты, обсуждение или использование цифровых инструментов для создания собственных проектов, позволяют школьникам быть более самостоятельными в поиске информации и ее представлении» [6]. Подход основан на взаимодействии между учениками, что повышает мотивацию к изучению нового за счет чувства командного духа.

Заключение

Оценка эффективности методов увеличения познавательного интереса играет ключевую роль в образовательной стратегии для младших школьников. Для оценивания применяются различные подходы, включая наблюдение за поведением учащихся, анализ их обратной связи, результаты тестирований и самооценки. Особое внимание уделяется изменению отношения к предмету или теме после введения инновационных методик.

Эффективность может быть измерена через уровень активности и участия детей в образовательном процессе, например через количество заданных вопросов, желание выполнять домашние задания или проявление инициативы в изучении нового материала. Также прогресс может отслеживаться через рост оценок или повышение успеваемости по конкретным предметам.

Применяемые методы должны стимулировать любознательность и самостоятельное осмысление информации. К таким методам можно отнести игровые техники, использование интерактивных обучающих программ, проведение практических экспериментов и проектную работу.

Важно также сопоставлять краткосрочные успехи с долгосрочными результатами для выявления наиболее эффективных способов поддержания интереса. Родительский фидбэк и мониторинг социального поведения ребенка могут служить дополнительными индикаторами успешности выбранной методики.

Для поддержания познавательного интереса важна постоянная смена видов деятельности: игровые методики, проектные задания, экспериментальные работы. Это не только развлекает детей, но и помогает им осваивать учебный материал более глубоко и эффективно. Такой комплексный подход представляется необходимым условием для успешной адаптации младших школьников к систематическому образованию и развития личности ребенка как активного участника образовательного процесса.

Такой подход к обучению делает его более живым и динамичным, что способствует повышению познавательного интереса младших школьников.

Положительное отношение младшего школьника к предмету, школе, учителю в целом проявляется в его настроении, самочувствии, благодаря которому учение переживается как продуктивная и эмоционально положительная деятельность.

Проявление познавательного интереса заключается в стремлении узнавать что-то новое и неизвестное. Познавательный интерес тесно связан со всеми видами психических процессов, а значит, является неотъемлемой частью деятельности человека и его адаптации в обществе.

Познавательный труд требует взаимодействия всех психических процессов человека и его интеллектуальных способностей, что является довольно непростой работой, которую нужно формировать у человека с самого детства, а в дальнейшем и на протяжении всей жизни.

Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что существует немало средств, направленных на формирование познавательного интереса в школьном обучении. Наиболее распространенными являются различные творческие задания, дидактические игры и проблемные задания. Все эти средства помогают участникам образовательного процесса сделать обучение более интересным, а значит, и помогают в формировании познавательного интереса у младших школьников к учебному процессу в целом.