Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

Ушаков А.А. 1 Сажина Н.М. 1 Окладникова М.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В современных средовых условиях цифровизации образования актуализируется поиск повышения эффективности и объективности оценки процесса профессионального саморазвития педагога и системы его социально-педагогической поддержки, необходимой в кризисные периоды профессионально-педагогической деятельности. В результате исследования определены критерии профессионального саморазвития, соответствующие компонентам данного процесса. Разработанная комплексная оценка профессионального саморазвития педагога включает диагностику как непосредственно результативности данного субъектно-смыслового процесса, так и эффективности его субъектно-интегративной социально-педагогической поддержки. Педагогическая диагностика основана на сравнении оценок саморазвивающихся педагогов, самооценки тьюторов и внешней экспертной независимой оценки. Такая диагностика имеет педагогический характер, так как связана с оценкой не только саморазвивающегося педагога как субъекта деятельности, но и внешнего формирующего воздействия. Также в результате исследования сформирован диагностический комплекс, который позволяет определять субъектную позицию педагога в профессиональном саморазвитии, выявлять кризисогенные факторы и факторы их успешного преодоления, что дает возможность повысить эффективность оказания внешней всесторонней социально-педагогической поддержки педагога как саморазвивающегося субъекта. Таким образом, критериально-диагностическое обеспечение комплексно решает проблему оценки результативности деятельности собственного развития педагога и его внешней поддержки. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.
саморазвитие
саморазвивающийся субъект
педагогическая диагностика
социально-педагогическая поддержка
критериально-диагностическое обеспечение саморазвития
комплексная оценка саморазвития
1. Ходякова Н.В. Оценка качества педагогической деятельности в вузе: методологические основания и технологии // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 149-156.
2. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: www.science-education.ru/118-13880 (дата обращения: 14.05.2023).
3. Соколов М.В. Диагностика готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: www.science-education.ru/117-13221 (дата обращения: 14.05.2023).
4. Соколова И.Ю., Иванова Т.В. Мониторинг качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура-докторантура // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 924-928.
5. Ильясова Э.Н. К вопросу о проектировании развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: интегративный подход // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 325-330.
6. Исаева Н.И. Психологические критерии оценки образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16751 (дата обращения: 14.05.2023).
7. Кандаурова А.В. Развитие субъектной позиции современного педагога в условиях изменений // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2018. № 1. С. 61-63.
8. Лушпа Л.Г., Душенина Т.В. Тьюторское сопровождение как условие профессионального саморазвития педагога // Нижегородское образование. 2016. № 4. С. 103-109.
9. Викторова Е.А., Скляренко Н.И. Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях региона. Белгород: Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения, 2020. 487 с.

Фундаментальное понятие педагогической диагностики представляет собой изучение, исследование и установление заданных признаков и свойств отдельных субъектов образовательного процесса для определения результативности обучения и воспитания, а также развития. Педагогическая диагностика проводится на основе диагностического комплекса, который включает критерии, уровни и соответствующие показатели исследуемых образовательно-воспитательных феноменов. Педагогическая диагностика осуществляется на основе базовых принципов системности и комплексности проведения контрольно-измерительных процедур. Если проводятся длительное и непрерывное наблюдение и отслеживание динамики педагогических процессов и явлений, то в этом случае целесообразно говорить о мониторинге. Такой мониторинг обеспечивает получение информации о состоянии субъектов и возникновении кризисных периодов их функционирования с превентивной целью предупреждения неблагополучия [1].

Профессиональное саморазвитие педагога как непрерывный процесс требует проведения диагностических процедур на различных этапах осуществления. Это позволяет отслеживать динамику индивидуальных изменений в саморазвитии и реализуемой профессионально развивающей траектории. В современной педагогике и образовательной практике отражены особенности проведения диагностики и мониторинга результативности саморазвивающихся субъектов, разработаны соответствующие данной цели диагностические методики [2-4]. Необходимо отметить, что критериально-диагностическое обеспечение профессионального саморазвития должно быть разработано с учетом динамично изменяющейся цифровой образовательной среды, интегративной по своей сущности [5, 6]. Кроме этого, в процессе собственного саморазвития педагоги как субъекты деятельности нуждаются в оказании внешней социально-педагогической поддержки, и степень необходимости такой помощи многократно возрастает в кризисные периоды профессиональной деятельности [7, 8]. Таким образом, актуализируется проблема проведения диагностики не только результативности процесса саморазвития педагога, но и системы его социально-педагогической поддержки. Педагогическая диагностика на данной основе должна строиться с учетом особенностей субъектной позиции педагога, а также выявлять кризисогенные факторы и факторы их преодоления, что позволило бы повысить эффективность оказания социально-педагогической поддержки саморазвивающихся субъектов.

Цель исследования: обоснование на теоретико-методологическом уровне и разработка критериально-диагностического обеспечения, позволяющего комплексно оценивать результативность как процесса профессионального саморазвития педагога, так и его социально-педагогической поддержки.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы процесса профессионального саморазвития педагога выступает субъектный подход.

Данный подход позволяет исследовать процесс профессионального саморазвития педагога в двух аспектах:

– внутренняя позиция саморазвивающегося субъекта, находящегося в активной деятельности по собственному развитию на основе потребностей в изменениях (субъектно-смысловой регулятив);

– внешняя поддержка субъекта деятельности в процессе его саморазвития, степень необходимости в такой социально-педагогической помощи возрастает в кризисные периоды профессиональной деятельности (субъектно-интегративный регулятив).

Методами исследования являются: теоретический анализ, сравнительный анализ, разработка критериально-диагностического обеспечения, включающего анкетирование, тестирование, ранжирование и другие методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогическая диагностика процесса профессионального саморазвития педагога включает:

– в рамках субъектно-смыслового регулятива – оценку результативности непосредственно самого процесса профессионального саморазвития;

– субъектно-интегративный регулятив – является основой оценки результативности внешней поддержки профессионального саморазвития педагога.

Таким образом, технология комплексной оценки профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде предполагает мониторинг как непосредственно результативности данного процесса, так и его социально-педагогической поддержки (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты технологии комплексной оценки профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде

1.

Регулятивы субъектного подхода

Субъектно-смысловой регулятив

Субъектно-интегративный регулятив

2.

Содержание мониторинга

Мониторинг результативности процесса профессионального саморазвития педагога

Мониторинг социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития

3.

Критериально-диагностический комплекс

Критериально-диагностическое обеспечение профессионального саморазвития

Критерии результативности социально-педагогической поддержки

Критериально-диагностическое обеспечение саморазвития педагога основано на критериях результативности данного субъектно-смыслового процесса, включающего мотивы и ценности, целеполагание и проектирование деятельности по собственному развитию, технологию и достижение результатов, аналитическую деятельность и проведение рефлексии, самоорганизацию и саморегуляцию профессионального саморазвития. Такой подход позволяет комплексно и разносторонне оценивать результативность педагога в процессе его саморазвития, системно отслеживать происходящие изменения.

1. Критерий А (мотивы и ценности) – оценивает наличие мотивов для осуществления профессионально-педагогического саморазвития; смыслы предстоящей деятельности; потребность в различного рода изменениях; анализ имеющихся проблемных вопросов в саморазвитии; способность к процессу непрерывного развития как движения в будущее; осознание собственного развития как одной из высших ценностей.

2. Критерий В (постановка цели как проектирование) – способность ставить реальные цели и достигать их для повышения уровня собственного педагогического мастерства; уровень компетенций прогнозирования результатов профессионального саморазвития педагога; сформированность умений определять тактические и стратегические задачи саморазвивающегося субъекта, выбирать адекватные целям технологии саморазвития как личности и профессионала.

3. Критерий С (технология достижения результатов) – оценка способности реализовывать на практике проект собственного профессионального саморазвития, степени достижения целей как предполагаемых результатов саморазвивающегося субъекта, настойчивости в реализации целей собственного саморазвития.

4. Критерий D (анализ и рефлексия) – оценка аналитико-синтетических умений, уровня рефлексии результатов процесса профессионального саморазвития; умения сравнивать запланированные и достигнутые результаты; способности определять цель и задачи деятельности на основе выполненного анализа.

5. Критерий Е (самоорганизация и саморегуляция деятельности) – уровень сформированности умения регулировать и контролировать собственный процесс профессионального саморазвития в целях достижения его высоких результатов; настойчивость и самостоятельность в достижении поставленных целей; уровень волевых характеристик; способность корректировать результаты своего труда.

Каждый критерий профессионального саморазвития оценивается в соответствии с уровнями: оптимальный уровень, достаточный уровень, уровень ниже среднего, критический уровень.

Диагностическое обеспечение процесса профессионального саморазвития педагога представлено в таблице 2.

Диагностика социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития в рамках субъектно-интегративного регулятива проводится в соответствии с критериями результативности данной поддержки. Оценка основана на сравнении оценок саморазвивающихся педагогов, самооценки тьюторов и внешней экспертной независимой оценки по 10-балльной шкале (табл. 3).

Таблица 2

Диагностическое обеспечение профессионального саморазвития педагога

Критерии процесса

саморазвития

Сущность и содержание

Диагностическое обеспечение

1. Критерий А

Мотивы и

ценности

1. Методика диагностики реализации потребности педагогов в активном саморазвитии (Л.Н. Бережнова, В.Л. Павлов).

2. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

2. Критерий В

Постановка цели как проектирование

1. Методика оценки базовых компетенций педагога

(В.Д. Шадриков).

2. Методика оценки проектировочных и конструктивных компетенций педагога

3. Критерий С

Технология достижения результатов

Анализ имеющихся практико-ориентированных продуктов, подтверждающих результативность саморазвития

4. Критерий D

Анализ и

рефлексия

1. Диагностика уровня саморазвития (А.Н. Бережнова).

2. Методика оценки аналитических компетенций по результатам саморазвития.

5. Критерий Е

Самоорганизация и саморегуляция деятельности

Психологический портрет педагога

(З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)

Таблица 3

Критерии и показатели результативности социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагогов

Критерии социально- педагогической поддержки

Микротехнологии социально- педагогической

поддержки

Показатели

для оценки

Оценки

Оценка педагогов

Самооценка тьюторов

Экспертная оценка

Средняя

оценка

1. Критерий А

Микротехнология инициирования процесса саморазвития

Мотивы и ценности

       

2. Критерий В

Микротехнология целеполагания как проектирования

Постановка цели как проектирование

       

3. Критерий С

Микротехнология реализации проекта саморазвития

Технология достижения результатов

       

4. Критерий D

Микротехнология рефлексии процесса саморазвития

Анализ и рефлексия

       

5. Критерий Е

Микротехнология самоменеджмента,

активизации самоорганизации и саморегуляции саморазвития

Самоорганизация и саморегуляция деятельности

       

Таблица 4

Уровни результативности социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагогов

Критерии социально-педагогической поддержки

Уровни

% от максимальной оценки

(10 баллов)

Количество баллов

(средняя оценка)

А, В, С, D, Е

Оптимальный

90–100%

9–10

Достаточный

70–89%

7–8,9

Ниже среднего

50–69%

5–6,9

Критический

до 49%

до 4,9

Среднее значение по всем критериям

Оптимальный

90–100%

9–10

Достаточный

70–89%

7–8,9

Ниже среднего

50–69%

5–6,9

Критический

до 49%

до 4,9

Определение уровней (высокого, среднего, низкого) осуществляется с помощью таблицы 4 для каждого критерия, а также вычисляется среднее значение по всем критериям социально-педагогической поддержки.

Исследование субъектной позиции показывает, что для педагогов саморазвитие – это естественный процесс, профессионально обусловленная потребность в его непрерывности в целях достижения высокого уровня педагогического мастерства [9]. Результаты проведенного исследования иллюстрируют, что 97,4% педагогов имеют низкий уровень наличия кризисогенных факторов, и только лишь по 1,3% соответственно – высокий и средний уровни наличия данных факторов. В целом 90,8% педагогов имеют высокий уровень представленности факторов успешного преодоления кризисов и только 9,2% – низкий уровень.

Заключение

Таким образом, оценка результативности процесса профессионального саморазвития педагога включает диагностику в соответствии с критериями и показателями как по субъектно-смысловому, так и по субъектно-интегративному регулятивам.

Результаты проведенного исследования воспроизводимы и могут быть использованы образовательными организациями для повышения эффективности социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагога. Перспективы дальнейшего исследования связаны с масштабным внедрением разработанной технологии в практическую деятельность образовательных организаций.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А., Сажина Н.М., Окладникова М.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 4. – С. 38-42;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2495 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674