Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Ushakov A.A. 1 Sazhina N.M. 1 Okladnikova M.G. 1
1 Kuban state University
In the modern environmental conditions of digitalization of education, the search for increasing the efficiency and objectivity of assessing the process of professional self-development of a teacher and the system of his socio-pedagogical support necessary in crisis periods of professional pedagogical activity is actualized. As a result of the study, the criteria of professional self-development corresponding to the components of this process were determined. The developed comprehensive assessment of the professional self-development of a teacher includes both diagnostics of the effectiveness of this subject-semantic process and the effectiveness of its subject-integrative socio-pedagogical support. Pedagogical diagnostics is based on a comparison of self-developing teachers’ assessments, tutors’ self-assessment and external expert independent assessment. Such a diagnosis has a pedagogical character, as it is associated with the assessment of not only a self-developing teacher as a subject of activity, but also an external formative influence. Also, as a result of the study, a diagnostic complex was determined that allows determining the subjective position of a teacher in professional self-development, identifying crisis factors and factors of their successful overcoming, which makes it possible to increase the effectiveness of providing external comprehensive socio-pedagogical support to a teacher as a self-developing subject. Thus, criterion-diagnostic support comprehensively solves the problem of evaluating the effectiveness of the teacher’s own development and his external support. The study was carried out with the financial support of the Kuban Scientific Foundation as part of the scientific project PPN-21.1/8.
self-development
self-developing subject
socio-pedagogical support
pedagogical diagnostics
criteria-diagnostic support of self-development
comprehensive assessment of self-development

Фундаментальное понятие педагогической диагностики представляет собой изучение, исследование и установление заданных признаков и свойств отдельных субъектов образовательного процесса для определения результативности обучения и воспитания, а также развития. Педагогическая диагностика проводится на основе диагностического комплекса, который включает критерии, уровни и соответствующие показатели исследуемых образовательно-воспитательных феноменов. Педагогическая диагностика осуществляется на основе базовых принципов системности и комплексности проведения контрольно-измерительных процедур. Если проводятся длительное и непрерывное наблюдение и отслеживание динамики педагогических процессов и явлений, то в этом случае целесообразно говорить о мониторинге. Такой мониторинг обеспечивает получение информации о состоянии субъектов и возникновении кризисных периодов их функционирования с превентивной целью предупреждения неблагополучия [1].

Профессиональное саморазвитие педагога как непрерывный процесс требует проведения диагностических процедур на различных этапах осуществления. Это позволяет отслеживать динамику индивидуальных изменений в саморазвитии и реализуемой профессионально развивающей траектории. В современной педагогике и образовательной практике отражены особенности проведения диагностики и мониторинга результативности саморазвивающихся субъектов, разработаны соответствующие данной цели диагностические методики [2-4]. Необходимо отметить, что критериально-диагностическое обеспечение профессионального саморазвития должно быть разработано с учетом динамично изменяющейся цифровой образовательной среды, интегративной по своей сущности [5, 6]. Кроме этого, в процессе собственного саморазвития педагоги как субъекты деятельности нуждаются в оказании внешней социально-педагогической поддержки, и степень необходимости такой помощи многократно возрастает в кризисные периоды профессиональной деятельности [7, 8]. Таким образом, актуализируется проблема проведения диагностики не только результативности процесса саморазвития педагога, но и системы его социально-педагогической поддержки. Педагогическая диагностика на данной основе должна строиться с учетом особенностей субъектной позиции педагога, а также выявлять кризисогенные факторы и факторы их преодоления, что позволило бы повысить эффективность оказания социально-педагогической поддержки саморазвивающихся субъектов.

Цель исследования: обоснование на теоретико-методологическом уровне и разработка критериально-диагностического обеспечения, позволяющего комплексно оценивать результативность как процесса профессионального саморазвития педагога, так и его социально-педагогической поддержки.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы процесса профессионального саморазвития педагога выступает субъектный подход.

Данный подход позволяет исследовать процесс профессионального саморазвития педагога в двух аспектах:

– внутренняя позиция саморазвивающегося субъекта, находящегося в активной деятельности по собственному развитию на основе потребностей в изменениях (субъектно-смысловой регулятив);

– внешняя поддержка субъекта деятельности в процессе его саморазвития, степень необходимости в такой социально-педагогической помощи возрастает в кризисные периоды профессиональной деятельности (субъектно-интегративный регулятив).

Методами исследования являются: теоретический анализ, сравнительный анализ, разработка критериально-диагностического обеспечения, включающего анкетирование, тестирование, ранжирование и другие методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогическая диагностика процесса профессионального саморазвития педагога включает:

– в рамках субъектно-смыслового регулятива – оценку результативности непосредственно самого процесса профессионального саморазвития;

– субъектно-интегративный регулятив – является основой оценки результативности внешней поддержки профессионального саморазвития педагога.

Таким образом, технология комплексной оценки профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде предполагает мониторинг как непосредственно результативности данного процесса, так и его социально-педагогической поддержки (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты технологии комплексной оценки профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде

1.

Регулятивы субъектного подхода

Субъектно-смысловой регулятив

Субъектно-интегративный регулятив

2.

Содержание мониторинга

Мониторинг результативности процесса профессионального саморазвития педагога

Мониторинг социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития

3.

Критериально-диагностический комплекс

Критериально-диагностическое обеспечение профессионального саморазвития

Критерии результативности социально-педагогической поддержки

Критериально-диагностическое обеспечение саморазвития педагога основано на критериях результативности данного субъектно-смыслового процесса, включающего мотивы и ценности, целеполагание и проектирование деятельности по собственному развитию, технологию и достижение результатов, аналитическую деятельность и проведение рефлексии, самоорганизацию и саморегуляцию профессионального саморазвития. Такой подход позволяет комплексно и разносторонне оценивать результативность педагога в процессе его саморазвития, системно отслеживать происходящие изменения.

1. Критерий А (мотивы и ценности) – оценивает наличие мотивов для осуществления профессионально-педагогического саморазвития; смыслы предстоящей деятельности; потребность в различного рода изменениях; анализ имеющихся проблемных вопросов в саморазвитии; способность к процессу непрерывного развития как движения в будущее; осознание собственного развития как одной из высших ценностей.

2. Критерий В (постановка цели как проектирование) – способность ставить реальные цели и достигать их для повышения уровня собственного педагогического мастерства; уровень компетенций прогнозирования результатов профессионального саморазвития педагога; сформированность умений определять тактические и стратегические задачи саморазвивающегося субъекта, выбирать адекватные целям технологии саморазвития как личности и профессионала.

3. Критерий С (технология достижения результатов) – оценка способности реализовывать на практике проект собственного профессионального саморазвития, степени достижения целей как предполагаемых результатов саморазвивающегося субъекта, настойчивости в реализации целей собственного саморазвития.

4. Критерий D (анализ и рефлексия) – оценка аналитико-синтетических умений, уровня рефлексии результатов процесса профессионального саморазвития; умения сравнивать запланированные и достигнутые результаты; способности определять цель и задачи деятельности на основе выполненного анализа.

5. Критерий Е (самоорганизация и саморегуляция деятельности) – уровень сформированности умения регулировать и контролировать собственный процесс профессионального саморазвития в целях достижения его высоких результатов; настойчивость и самостоятельность в достижении поставленных целей; уровень волевых характеристик; способность корректировать результаты своего труда.

Каждый критерий профессионального саморазвития оценивается в соответствии с уровнями: оптимальный уровень, достаточный уровень, уровень ниже среднего, критический уровень.

Диагностическое обеспечение процесса профессионального саморазвития педагога представлено в таблице 2.

Диагностика социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития в рамках субъектно-интегративного регулятива проводится в соответствии с критериями результативности данной поддержки. Оценка основана на сравнении оценок саморазвивающихся педагогов, самооценки тьюторов и внешней экспертной независимой оценки по 10-балльной шкале (табл. 3).

Таблица 2

Диагностическое обеспечение профессионального саморазвития педагога

Критерии процесса

саморазвития

Сущность и содержание

Диагностическое обеспечение

1. Критерий А

Мотивы и

ценности

1. Методика диагностики реализации потребности педагогов в активном саморазвитии (Л.Н. Бережнова, В.Л. Павлов).

2. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

2. Критерий В

Постановка цели как проектирование

1. Методика оценки базовых компетенций педагога

(В.Д. Шадриков).

2. Методика оценки проектировочных и конструктивных компетенций педагога

3. Критерий С

Технология достижения результатов

Анализ имеющихся практико-ориентированных продуктов, подтверждающих результативность саморазвития

4. Критерий D

Анализ и

рефлексия

1. Диагностика уровня саморазвития (А.Н. Бережнова).

2. Методика оценки аналитических компетенций по результатам саморазвития.

5. Критерий Е

Самоорганизация и саморегуляция деятельности

Психологический портрет педагога

(З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)

Таблица 3

Критерии и показатели результативности социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагогов

Критерии социально- педагогической поддержки

Микротехнологии социально- педагогической

поддержки

Показатели

для оценки

Оценки

Оценка педагогов

Самооценка тьюторов

Экспертная оценка

Средняя

оценка

1. Критерий А

Микротехнология инициирования процесса саморазвития

Мотивы и ценности

       

2. Критерий В

Микротехнология целеполагания как проектирования

Постановка цели как проектирование

       

3. Критерий С

Микротехнология реализации проекта саморазвития

Технология достижения результатов

       

4. Критерий D

Микротехнология рефлексии процесса саморазвития

Анализ и рефлексия

       

5. Критерий Е

Микротехнология самоменеджмента,

активизации самоорганизации и саморегуляции саморазвития

Самоорганизация и саморегуляция деятельности

       

Таблица 4

Уровни результативности социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагогов

Критерии социально-педагогической поддержки

Уровни

% от максимальной оценки

(10 баллов)

Количество баллов

(средняя оценка)

А, В, С, D, Е

Оптимальный

90–100%

9–10

Достаточный

70–89%

7–8,9

Ниже среднего

50–69%

5–6,9

Критический

до 49%

до 4,9

Среднее значение по всем критериям

Оптимальный

90–100%

9–10

Достаточный

70–89%

7–8,9

Ниже среднего

50–69%

5–6,9

Критический

до 49%

до 4,9

Определение уровней (высокого, среднего, низкого) осуществляется с помощью таблицы 4 для каждого критерия, а также вычисляется среднее значение по всем критериям социально-педагогической поддержки.

Исследование субъектной позиции показывает, что для педагогов саморазвитие – это естественный процесс, профессионально обусловленная потребность в его непрерывности в целях достижения высокого уровня педагогического мастерства [9]. Результаты проведенного исследования иллюстрируют, что 97,4% педагогов имеют низкий уровень наличия кризисогенных факторов, и только лишь по 1,3% соответственно – высокий и средний уровни наличия данных факторов. В целом 90,8% педагогов имеют высокий уровень представленности факторов успешного преодоления кризисов и только 9,2% – низкий уровень.

Заключение

Таким образом, оценка результативности процесса профессионального саморазвития педагога включает диагностику в соответствии с критериями и показателями как по субъектно-смысловому, так и по субъектно-интегративному регулятивам.

Результаты проведенного исследования воспроизводимы и могут быть использованы образовательными организациями для повышения эффективности социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагога. Перспективы дальнейшего исследования связаны с масштабным внедрением разработанной технологии в практическую деятельность образовательных организаций.