Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОСЛОЖНЕННЫМИ СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ержолова Ж.А. 1 Бакмаганбетова Б.Н. 1 Жукова А.А. 1 Сакаева А.Н. 1 Боброва В.В. 1
1 Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова
Цель исследования – провести контент-анализ нормативно-правовых актов Республики Казахстан в сфере образования в части социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями. В статье представлен опыт Казахстана по интеграции и поддержке детей с аутизмом, в том числе с сочетанными нарушениями, как начинающийся. Отмечается видимый прогресс в оказании коррекционно-развивающей помощи за счет инициатив различных фондов, за счет продуманной, но все еще не совершенной законодательной базы. Рассматриваются вопросы инклюзивного образования в детском саду, которое не имеет собственных методических рекомендаций по помощи детям с аутизмом, вопросы инклюзивного образования в школе, которое имеет ряд преимуществ, но все еще сталкивается с нехваткой кадров, с неумением педагогами адаптировать программу или составлять индивидуальную программу, вопросы инклюзивного образования, которое в организациях ТиПО только зарождается, но в доступных источниках не имеет программы обучения для лиц с аутизмом, удовлетворяющих их особые образовательные потребности. Авторы статьи утверждают, что работа с семьей аутичного ребенка осуществляется не в полной мере, нет взаимосвязанной работы между органами образования и социальной защиты по интеграции его в обществе. Следовательно, в стране нет комплексного подхода к дальнейшей социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра. Статья подготовлена в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2023–2025 гг. по теме АР19678254 «Моделирование процесса социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями, в условиях специального и инклюзивного образования».
социализация
расстройство аутистического спектра
сочетанные нарушения
специальное образование
инклюзивное образование
1. Балашова В.П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 247–249.
2. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010.1008 с.
3. Козак Н.Н. Происхождение и психология аутизма. Научно-практическое исследование практик и методик социализации аутизма. М., 2016. 242 с.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 341 с.
5. Фонд Булата Утемуратова: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://utemuratovfund.org/content/about-the-foundation (дата обращения: 07.08.2023).
6. Нефедорова Е. Каждый ребенок достоин школы // Караван. Медиа портал. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.caravan.kz/gazeta/kazhdyjj-rebenok-dostoin-shkoly-431880/ (дата обращения: 07.08.2023).
7. Фонд «Дара»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://dara.kz/about/foundation-mission (дата обращения: 07.08.2023).
8. Матвиевский В.Я. Целостный функциональный подход к аутизму. Электронная книга. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://autismpobedim.kz/portfolio-items/tselostnyj-funktsionalnyj-podhod-k-autizmu (дата обращения: 07.08.2023).
9. Ерсарина А.К., Джангельдинова З.Б., Айтжанова Р.К. Специальная развивающая программа для детей с аутизмом. А.: ННПЦ КП, 2020.169 с.
10. Закон Республики Казахстан от 26 июня 2021 года № 56-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000056 (дата обращения: 07.08.2023).

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это первазивное расстройство развития, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. Основная симптоматика, характерная для детей с РАС: нарушение в использовании вербальных и невербальных средств коммуникации, трудности социального взаимодействия, отсутствие эмоциональной и социальной взаимности, поведенческие особенности и ограничение спектра интересов и деятельности [1, с. 247].

Изменения в структуре онтогенеза ведут за собой к изменениям вторичного и третичного порядка (Л.С. Выготский). У детей с расстройством аутистического спектра будут прослеживаться особенности становления процесса социализации [2, с. 225].

Социализация детей – это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными агентами социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.

Для ребенка с РАС социализация является сложным и комплексным процессом. Проблемы возникают вследствие поведенческих нарушений, игнорирования ребенком окружающей среды, нарушением у него способности к подражанию, эмоциональных реакций, принятию социальных моделей, коммуникации, невозможности совместного общения. В таком случае формируется личность, которая абстрагирована от окружающего социума.

Н.Н. Козак была проанализирована классификация детей с РАС английского доктора и исследователя Л. Винг по социальным возможностям вступления в контакт: одинокие (не вступающие в контакт); пассивные; активные, но нелепые [3, с. 23].

О.С. Никольская, доктор психологических наук, оценивая классификации своих коллег, сделала вывод, что предложенная Л. Винг классификация гармонично связывает характер социальной дезадаптации с прогнозом дальнейшего развития. О.С. Никольская утверждала, что существует возможность более точной психологической дифференциации таких детей в соответствии с глубиной их аутизма и степенью искажения психического развития [4, с. 17].

Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации детей с аутизмом. Необходимо организовывать психолого-педагогическую помощь семьям, имеющим детей с РАС, обеспечивать для детей социальное пространство, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут и реализовывать полноценную комплексную коррекционно- реабилитационную работу.

Цель исследования – провести контент-анализ нормативно-правовых актов Республики Казахстан в сфере образования в части социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовался контент-анализ нормативно-правовых актов Республики Казахстан.

Результаты исследования и их обсуждение

В Казахстане еще несколько лет назад родители детей с РАС сталкивались с дискриминацией в части получения адекватной коррекционно-развивающей помощи их детям. Специальные педагоги, психологи, дефектологи, логопеды не владели необходимыми практическими и теоретическими знаниями для оказания нужной помощи этой группе детей. Дети дошкольного возраста с РАС могли получать помощь в условиях кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров. Затем чаще всего они обучались в специальных школах-интернатах, в основном на дому. При этом коррекционно-развивающая помощь была направлена не на преодоление основного недостатка в развитии – нарушения общения и социального взаимодействия, а на коррекцию познавательной сферы. Последующая интеграция такого ребенка в общество не стояла во главе приоритетов.

В 2010 г. были изданы «Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования». Это была первая попытка помочь детям с РАС в Казахстане обучаться в специальных и общеобразовательных школах. Но и эти рекомендации не раскрывали всех особенностей детей с РАС и не учитывали все особые образовательные потребности. На сегодняшний день в стране имеется уникальный опыт взаимодействия частных структур, родительской общественности и государственного сектора в сфере поддержки детей с РАС.

Говоря об отечественном опыте социализации детей с РАС, оказании им коррекционно-развивающей помощи, необходимо отметить вклад частных организаций, благотворительных фондов страны. Наиболее успешный проект «Асыл Мирас» фонда Б. Утемуратова [5]. Фонд Б. Утемуратова с 2015 г. впервые в стране стал предоставлять коррекционно-развивающую помощь детям с РАС и их родителям с использованием методов прикладного анализа поведения. Кроме оказания непосредственной помощи детям, фонд организовывал международные семинары по проблемам аутизма. На сегодняшний день программа фонда реализуется уже в государственных центрах поддержки детей с аутизмом. В соответствии с типовыми правилами деятельности аутизм-центров методическую поддержку оказывает фонд Б. Утемуратова, всего таких центров (уже государственных) в стране девять.

Корпоративный фонд «Болашақ» с 2015 г. начал реализовывать программу «Каждый ребенок достоин школы» [6]. Идея программы заключалась в сопровождении детей с РАС в школах тьюторами. Основу этой помощи составлял метод прикладного анализа поведения (АВА-терапия). Далее фонд стал инициировать организацию кабинетов поддержки инклюзии (педагоги-ассистенты – АВА-терапия) в общеобразовательных школах. К 2023 г. фонд организовал работу 46 кабинетов поддержки по всей стране. Кроме этого, на постоянной основе организует курсы по АВА-терапии для специалистов и родителей. С целью просвещения населения и в знак поддержки детей с РАС фонд организует благотворительные забеги, а также мотивационные встречи с родителями.

Благотворительный фонд «Дара» реализует проект «Разные – равные!». Основная идея проекта заключается в содействии открытия и материальном оснащении кабинетов психолого-педагогической поддержки (далее КППК), методическом сопровождении специалистов. В КППК получают коррекционно-развивающую помощь дети всех категорий, в том числе с нарушением общения и социального взаимодействия. Далее фонд в 48 школах (данные на середину 2023 г.) организовал ресурсные центры инклюзивного образования, в условиях которых получают помощь и дети с РАС [7].

Интересен и продуктивен опыт родительских объединений. Наиболее известные из которых проект «Аутизм победим!» добровольного общества «Милосердие». Данный проект начал работать с 2011 г., реализует комплексную методику на основе изучений Владимира Матвиевского [8], осуществляет программу для школьников «Образовательный проект», в целях привлечения внимания общественности и интеграции детей с РАС организует инклюзивные игры, уделяет особое внимание инклюзивному спорту. В Караганде и в Карагандинской области успешно функционирует ОФ «Арда – аутизм Караганда». Это объединение родителей детей с аутизмом, которые используют в своей практике идеи проекта «Аутизм – победим!» добровольного общества «Милосердие».

По мнению авторов, исходя из вышеизложенного можно сказать, что частные организации приносят положительные результаты своей деятельностью, помогают специалистам государственных организаций реализовывать помощь детям с РАС. Опыт частных организаций транслируется и используется в государственных организациях. В свою очередь, и в государственном секторе за последнее время произошел прорыв в сфере оказания помощи детям с РАС.

В нашей стране система инклюзивного и специального образования представлена следующим образом:

1. Обследование и консультирование: первой ступенью инклюзивного и специального образования являются психолого-медико-педагогические консультации (далее ПМПК). В деятельности ПМПК используются программы обследования и консультирования детей с РАС. Эти программы были разработаны «Национальным научно-практическим центром развития специального и инклюзивного образования» (ННПЦ РСИО). Программы позволяют стандартизировать обследования детей с РАС в условиях ПМПК, повышают качество диагностико-консультативной деятельности специалистов ПМПК, снижают риск гипердиагностики и т.д. Результатом обследования ПМПК является «заключение ПМПК, включающее оценку нарушений развития в соответствии с социально-педагогической классификацией детей с особыми образовательными потребностями».

Таким образом, в педагогике не используется медицинский диагноз «расстройство аутистического спектра», «ранний детский аутизм», а используются понятия социально-педагогической модели «трудности общения и социального взаимодействия», «нарушение общения и социального взаимодействия». Определив особые образовательные потребности ребенка, ПМПК выдает заключение в специальные организации образования либо для обучения в условиях инклюзивного обучения.

2. Оказание коррекционно-развивающей помощи в условиях специальных организаций образования:

А. С 2021 г. в стране стали работать государственные аутизм-центры. Как говорилось ранее, в нашей стране функционирует девять таких центров. В этих центрах оказывают психолого-педагогическую поддержку детям с аутизмом по образовательной программе «Аутизм. Мир один для всех». В условиях аутизм-центра дети, по заключению ПМПК, после обследования по методике ADOS-2, проходят шесть программ интервенции, направленных на устранение дефицитов социальных, речевых и бытовых навыков. Программы интервенции строятся на прикладном анализе поведения (АВА-терапии).

Б. Следующие специальные организации образования – это кабинеты психолого-педагогической коррекции (далее КППК) и реабилитационные центры (РЦ). В них, также по заключению ПМПК, реализуют индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы. Для детей с трудностями и нарушением общения и социального взаимодействия реализуется «Специальная развивающая программа для детей с аутизмом» [9, с. 4]. До этой программы коррекционная помощь этой группе детей носила неопределенный характер, исходила скорее из уровня квалификации специалиста КППК и РЦ.

В. Следующие специальные организации, где могли бы получать помощь дети с нарушением общения и социального взаимодействия, это специальные школы для детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения. Но на сегодняшний день такие школы в стране не открыты.

Г. Если говорить о начальном и основном образовании детей с РАС, то дети могут направляться по заключению ПМПК в специальные школы-интернаты в соответствии с уровнем их интеллектуального развития. В Карагандинской области представлены специальные школы для детей с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития.

Д. Дети дошкольного возраста могут обучаться и воспитываться в условиях специальных детских садов (специальных групп). Необходимо отметить, что в специальные ясли-сады и детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи могут направляться дети с РАС и аутизмом с первично сохранным интеллектуальным развитием, где им будет оказываться специальная помощь психолога по коррекции поведения и общения.

3. Инклюзивное образование. Инклюзивное образование признано в мировом сообществе весьма действенным механизмом интеграции людей с особенностями развития в общество. В 2021 г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» [10]. Реализация государственной политики в сфере инклюзивного образования в нашей стране подкреплена нормативно-правовыми актами, как в сфере образования, так и в сфере здравоохранения, социальной защиты и т.д. По наблюдениям ПМПК сейчас все больше родителей выбирают не специальное образование, а инклюзию, с надеждой на интеграцию и социальную адаптацию своего ребенка с особенностями.

Рассмотрим некоторые аспекты инклюзивного образования детей с РАС в условиях дошкольного (ДО) и школьного обучения. В дошкольных организациях предусматривается воспитание и обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями с учетом интересов родителей (законных представителей): в возрастных группах (не более трех воспитанников) по учебной программе дошкольного воспитания и обучения, в том числе сокращенной или индивидуальной. Имея нарушения общения и социального взаимодействия чаще всего, ребенок нуждается в сопровождении педагога-ассистента, но на сегодняшний день ставка педагога-ассистента отсутствует в типовых штатах ДО. Кроме этого, если в условиях школы уже функционируют ресурсные центры, центры поддержки инклюзии и т.д., то в условиях садов таких центров пока нет. Говоря о методическом оснащении коррекционно-развивающего процесса в детских садах, следует отметить, что и в этом плане сады существенно отстают от школ.

Говоря об инклюзивной практике в школах, необходимо напомнить, что вышеописанный вклад частных фондов «Дара» и «Болашақ» в виде кабинетов поддержки инклюзии, ресурсных центров дает преимущество специалистам, проходившим обучение на базе этих фондов. Но в то же время школы больших городов, несомненно, выигрывают, так как чаще в них фонды располагают свои кабинеты. А школы малых городов и сел страдают как от нехватки специалистов, так и от нехватки материально-технического обеспечения и методического сопровождения. Говоря в общем о проблеме осуществления инклюзии в школах, необходимо признать, что есть еще несовершенства в нормативно-правовых актах, также наблюдается нехватка специалистов служб сопровождения.

Заключение

Таким образом, опыт нашей страны по интеграции и поддержке детей с аутизмом, в том числе с сочетанными нарушениями, можно охарактеризовать как начинающийся. На сегодняшний день есть видимый прогресс оказания коррекционно-развивающей помощи за счет инициатив различных фондов, за счет продуманной, но все еще не совершенной законодательной базы. При том, что идет увеличение количества специальных организаций образования: КППК, РЦ, аутизм-центров, в то же время увеличивается число детей с аутизмом, что ведет к продолжительной очередности в получении помощи. Инклюзивное образование в детском саду не имеет собственных методических рекомендаций по помощи детям с аутизмом, службы их сопровождения зачастую не укомплектованы, отсутствуют педагоги-ассистенты. Инклюзивное обучение в школе, хоть и имеет ряд преимуществ перед инклюзивным образованием в дошкольных организациях, но все еще сталкивается с нехваткой кадров, с неумением педагогов адаптировать программу или составлять индивидуальную программу. Специальных школ-интернатов не хватает. Инклюзивное обучение в организациях ТиПО только зарождается, но в доступных источниках авторы не находят программ обучения для лиц с аутизмом, удовлетворяющих их особые образовательные потребности.

Кроме этого, не в полной мере осуществляется работа с семьей аутичного ребенка, также требует особого внимания помощь в раннем возрасте. Даже при наличии инвалидности у ребенка с аутизмом нет взаимосвязанной работы между органами образования и социальной защиты по интеграции его в обществе. На данный момент в стране нет комплексного подхода к дальнейшей социализации такого ребенка. Да, ему оказывается коррекционно-развивающая помощь, его обучают, но что с ним происходит потом? Как он адаптируется в обществе, может ли он заниматься общественно полезным доступным ему трудом в будущем? Авторы считают, что это те актуальные вопросы, которые необходимо будет решать в ближайшее время.


Библиографическая ссылка

Ержолова Ж.А., Бакмаганбетова Б.Н., Жукова А.А., Сакаева А.Н., Боброва В.В. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОСЛОЖНЕННЫМИ СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 4. – С. 27-31;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2493 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674