Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ANALYSIS OF REGULATORY AND LEGAL ACTS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE SPHERE OF EDUCATION IN PART OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS COMPLICATED WITH COMBINED DISORDERS

Erzholova Zh.A. 1 Bakmaganbetova B.N. 1 Zhukova А.А. 1 Sakaeva A.N. 1 Bobrova V.V. 1
1 Buketov Karaganda State University
The purpose of the study is to conduct a content analysis of normative legal acts in the Republic of Kazakhstan in the field of education with regard to the socialization of children with autism spectrum disorders, complicated by combined disorders. The article presents the experience of Kazakhstan in the integration and support of children with autism, including with combined impairments as beginning. There has been visible progress in the provision of corrective and development assistance through initiatives of various funds, thanks to a well-considered but still incomplete legislative framework. Inclusive education in kindergarten, which does not have its own methodological recommendations for children with autism, inclusive education in school, which has a number of advantages but still faces a shortage of staff, in the inability of teachers to adapt the program or create an individual program, the issues of inclusive education, which is just beginning in T&E organizations, but in accessible sources does not have a program of education for persons with autism, meeting their special educational needs. The authors of the article claim that the work with the family of the autistic child is not fully carried out, there is no interrelated work between the education and social protection authorities to integrate him into society. Consequently, there is no comprehensive approach to the further socialization of children with autism spectrum disorders. The article was prepared within the framework of grant funding from the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for 2023–2025. on the topic АР19678254 «Modeling the process of socialization of children with autism spectrum disorders, complicated by combined disorders, in conditions of special and inclusive education».
socialization
autism spectrum disorder
combined disorders
special education
inclusive education

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это первазивное расстройство развития, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. Основная симптоматика, характерная для детей с РАС: нарушение в использовании вербальных и невербальных средств коммуникации, трудности социального взаимодействия, отсутствие эмоциональной и социальной взаимности, поведенческие особенности и ограничение спектра интересов и деятельности [1, с. 247].

Изменения в структуре онтогенеза ведут за собой к изменениям вторичного и третичного порядка (Л.С. Выготский). У детей с расстройством аутистического спектра будут прослеживаться особенности становления процесса социализации [2, с. 225].

Социализация детей – это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными агентами социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.

Для ребенка с РАС социализация является сложным и комплексным процессом. Проблемы возникают вследствие поведенческих нарушений, игнорирования ребенком окружающей среды, нарушением у него способности к подражанию, эмоциональных реакций, принятию социальных моделей, коммуникации, невозможности совместного общения. В таком случае формируется личность, которая абстрагирована от окружающего социума.

Н.Н. Козак была проанализирована классификация детей с РАС английского доктора и исследователя Л. Винг по социальным возможностям вступления в контакт: одинокие (не вступающие в контакт); пассивные; активные, но нелепые [3, с. 23].

О.С. Никольская, доктор психологических наук, оценивая классификации своих коллег, сделала вывод, что предложенная Л. Винг классификация гармонично связывает характер социальной дезадаптации с прогнозом дальнейшего развития. О.С. Никольская утверждала, что существует возможность более точной психологической дифференциации таких детей в соответствии с глубиной их аутизма и степенью искажения психического развития [4, с. 17].

Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации детей с аутизмом. Необходимо организовывать психолого-педагогическую помощь семьям, имеющим детей с РАС, обеспечивать для детей социальное пространство, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут и реализовывать полноценную комплексную коррекционно- реабилитационную работу.

Цель исследования – провести контент-анализ нормативно-правовых актов Республики Казахстан в сфере образования в части социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовался контент-анализ нормативно-правовых актов Республики Казахстан.

Результаты исследования и их обсуждение

В Казахстане еще несколько лет назад родители детей с РАС сталкивались с дискриминацией в части получения адекватной коррекционно-развивающей помощи их детям. Специальные педагоги, психологи, дефектологи, логопеды не владели необходимыми практическими и теоретическими знаниями для оказания нужной помощи этой группе детей. Дети дошкольного возраста с РАС могли получать помощь в условиях кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров. Затем чаще всего они обучались в специальных школах-интернатах, в основном на дому. При этом коррекционно-развивающая помощь была направлена не на преодоление основного недостатка в развитии – нарушения общения и социального взаимодействия, а на коррекцию познавательной сферы. Последующая интеграция такого ребенка в общество не стояла во главе приоритетов.

В 2010 г. были изданы «Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования». Это была первая попытка помочь детям с РАС в Казахстане обучаться в специальных и общеобразовательных школах. Но и эти рекомендации не раскрывали всех особенностей детей с РАС и не учитывали все особые образовательные потребности. На сегодняшний день в стране имеется уникальный опыт взаимодействия частных структур, родительской общественности и государственного сектора в сфере поддержки детей с РАС.

Говоря об отечественном опыте социализации детей с РАС, оказании им коррекционно-развивающей помощи, необходимо отметить вклад частных организаций, благотворительных фондов страны. Наиболее успешный проект «Асыл Мирас» фонда Б. Утемуратова [5]. Фонд Б. Утемуратова с 2015 г. впервые в стране стал предоставлять коррекционно-развивающую помощь детям с РАС и их родителям с использованием методов прикладного анализа поведения. Кроме оказания непосредственной помощи детям, фонд организовывал международные семинары по проблемам аутизма. На сегодняшний день программа фонда реализуется уже в государственных центрах поддержки детей с аутизмом. В соответствии с типовыми правилами деятельности аутизм-центров методическую поддержку оказывает фонд Б. Утемуратова, всего таких центров (уже государственных) в стране девять.

Корпоративный фонд «Болашақ» с 2015 г. начал реализовывать программу «Каждый ребенок достоин школы» [6]. Идея программы заключалась в сопровождении детей с РАС в школах тьюторами. Основу этой помощи составлял метод прикладного анализа поведения (АВА-терапия). Далее фонд стал инициировать организацию кабинетов поддержки инклюзии (педагоги-ассистенты – АВА-терапия) в общеобразовательных школах. К 2023 г. фонд организовал работу 46 кабинетов поддержки по всей стране. Кроме этого, на постоянной основе организует курсы по АВА-терапии для специалистов и родителей. С целью просвещения населения и в знак поддержки детей с РАС фонд организует благотворительные забеги, а также мотивационные встречи с родителями.

Благотворительный фонд «Дара» реализует проект «Разные – равные!». Основная идея проекта заключается в содействии открытия и материальном оснащении кабинетов психолого-педагогической поддержки (далее КППК), методическом сопровождении специалистов. В КППК получают коррекционно-развивающую помощь дети всех категорий, в том числе с нарушением общения и социального взаимодействия. Далее фонд в 48 школах (данные на середину 2023 г.) организовал ресурсные центры инклюзивного образования, в условиях которых получают помощь и дети с РАС [7].

Интересен и продуктивен опыт родительских объединений. Наиболее известные из которых проект «Аутизм победим!» добровольного общества «Милосердие». Данный проект начал работать с 2011 г., реализует комплексную методику на основе изучений Владимира Матвиевского [8], осуществляет программу для школьников «Образовательный проект», в целях привлечения внимания общественности и интеграции детей с РАС организует инклюзивные игры, уделяет особое внимание инклюзивному спорту. В Караганде и в Карагандинской области успешно функционирует ОФ «Арда – аутизм Караганда». Это объединение родителей детей с аутизмом, которые используют в своей практике идеи проекта «Аутизм – победим!» добровольного общества «Милосердие».

По мнению авторов, исходя из вышеизложенного можно сказать, что частные организации приносят положительные результаты своей деятельностью, помогают специалистам государственных организаций реализовывать помощь детям с РАС. Опыт частных организаций транслируется и используется в государственных организациях. В свою очередь, и в государственном секторе за последнее время произошел прорыв в сфере оказания помощи детям с РАС.

В нашей стране система инклюзивного и специального образования представлена следующим образом:

1. Обследование и консультирование: первой ступенью инклюзивного и специального образования являются психолого-медико-педагогические консультации (далее ПМПК). В деятельности ПМПК используются программы обследования и консультирования детей с РАС. Эти программы были разработаны «Национальным научно-практическим центром развития специального и инклюзивного образования» (ННПЦ РСИО). Программы позволяют стандартизировать обследования детей с РАС в условиях ПМПК, повышают качество диагностико-консультативной деятельности специалистов ПМПК, снижают риск гипердиагностики и т.д. Результатом обследования ПМПК является «заключение ПМПК, включающее оценку нарушений развития в соответствии с социально-педагогической классификацией детей с особыми образовательными потребностями».

Таким образом, в педагогике не используется медицинский диагноз «расстройство аутистического спектра», «ранний детский аутизм», а используются понятия социально-педагогической модели «трудности общения и социального взаимодействия», «нарушение общения и социального взаимодействия». Определив особые образовательные потребности ребенка, ПМПК выдает заключение в специальные организации образования либо для обучения в условиях инклюзивного обучения.

2. Оказание коррекционно-развивающей помощи в условиях специальных организаций образования:

А. С 2021 г. в стране стали работать государственные аутизм-центры. Как говорилось ранее, в нашей стране функционирует девять таких центров. В этих центрах оказывают психолого-педагогическую поддержку детям с аутизмом по образовательной программе «Аутизм. Мир один для всех». В условиях аутизм-центра дети, по заключению ПМПК, после обследования по методике ADOS-2, проходят шесть программ интервенции, направленных на устранение дефицитов социальных, речевых и бытовых навыков. Программы интервенции строятся на прикладном анализе поведения (АВА-терапии).

Б. Следующие специальные организации образования – это кабинеты психолого-педагогической коррекции (далее КППК) и реабилитационные центры (РЦ). В них, также по заключению ПМПК, реализуют индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы. Для детей с трудностями и нарушением общения и социального взаимодействия реализуется «Специальная развивающая программа для детей с аутизмом» [9, с. 4]. До этой программы коррекционная помощь этой группе детей носила неопределенный характер, исходила скорее из уровня квалификации специалиста КППК и РЦ.

В. Следующие специальные организации, где могли бы получать помощь дети с нарушением общения и социального взаимодействия, это специальные школы для детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения. Но на сегодняшний день такие школы в стране не открыты.

Г. Если говорить о начальном и основном образовании детей с РАС, то дети могут направляться по заключению ПМПК в специальные школы-интернаты в соответствии с уровнем их интеллектуального развития. В Карагандинской области представлены специальные школы для детей с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития.

Д. Дети дошкольного возраста могут обучаться и воспитываться в условиях специальных детских садов (специальных групп). Необходимо отметить, что в специальные ясли-сады и детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи могут направляться дети с РАС и аутизмом с первично сохранным интеллектуальным развитием, где им будет оказываться специальная помощь психолога по коррекции поведения и общения.

3. Инклюзивное образование. Инклюзивное образование признано в мировом сообществе весьма действенным механизмом интеграции людей с особенностями развития в общество. В 2021 г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» [10]. Реализация государственной политики в сфере инклюзивного образования в нашей стране подкреплена нормативно-правовыми актами, как в сфере образования, так и в сфере здравоохранения, социальной защиты и т.д. По наблюдениям ПМПК сейчас все больше родителей выбирают не специальное образование, а инклюзию, с надеждой на интеграцию и социальную адаптацию своего ребенка с особенностями.

Рассмотрим некоторые аспекты инклюзивного образования детей с РАС в условиях дошкольного (ДО) и школьного обучения. В дошкольных организациях предусматривается воспитание и обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями с учетом интересов родителей (законных представителей): в возрастных группах (не более трех воспитанников) по учебной программе дошкольного воспитания и обучения, в том числе сокращенной или индивидуальной. Имея нарушения общения и социального взаимодействия чаще всего, ребенок нуждается в сопровождении педагога-ассистента, но на сегодняшний день ставка педагога-ассистента отсутствует в типовых штатах ДО. Кроме этого, если в условиях школы уже функционируют ресурсные центры, центры поддержки инклюзии и т.д., то в условиях садов таких центров пока нет. Говоря о методическом оснащении коррекционно-развивающего процесса в детских садах, следует отметить, что и в этом плане сады существенно отстают от школ.

Говоря об инклюзивной практике в школах, необходимо напомнить, что вышеописанный вклад частных фондов «Дара» и «Болашақ» в виде кабинетов поддержки инклюзии, ресурсных центров дает преимущество специалистам, проходившим обучение на базе этих фондов. Но в то же время школы больших городов, несомненно, выигрывают, так как чаще в них фонды располагают свои кабинеты. А школы малых городов и сел страдают как от нехватки специалистов, так и от нехватки материально-технического обеспечения и методического сопровождения. Говоря в общем о проблеме осуществления инклюзии в школах, необходимо признать, что есть еще несовершенства в нормативно-правовых актах, также наблюдается нехватка специалистов служб сопровождения.

Заключение

Таким образом, опыт нашей страны по интеграции и поддержке детей с аутизмом, в том числе с сочетанными нарушениями, можно охарактеризовать как начинающийся. На сегодняшний день есть видимый прогресс оказания коррекционно-развивающей помощи за счет инициатив различных фондов, за счет продуманной, но все еще не совершенной законодательной базы. При том, что идет увеличение количества специальных организаций образования: КППК, РЦ, аутизм-центров, в то же время увеличивается число детей с аутизмом, что ведет к продолжительной очередности в получении помощи. Инклюзивное образование в детском саду не имеет собственных методических рекомендаций по помощи детям с аутизмом, службы их сопровождения зачастую не укомплектованы, отсутствуют педагоги-ассистенты. Инклюзивное обучение в школе, хоть и имеет ряд преимуществ перед инклюзивным образованием в дошкольных организациях, но все еще сталкивается с нехваткой кадров, с неумением педагогов адаптировать программу или составлять индивидуальную программу. Специальных школ-интернатов не хватает. Инклюзивное обучение в организациях ТиПО только зарождается, но в доступных источниках авторы не находят программ обучения для лиц с аутизмом, удовлетворяющих их особые образовательные потребности.

Кроме этого, не в полной мере осуществляется работа с семьей аутичного ребенка, также требует особого внимания помощь в раннем возрасте. Даже при наличии инвалидности у ребенка с аутизмом нет взаимосвязанной работы между органами образования и социальной защиты по интеграции его в обществе. На данный момент в стране нет комплексного подхода к дальнейшей социализации такого ребенка. Да, ему оказывается коррекционно-развивающая помощь, его обучают, но что с ним происходит потом? Как он адаптируется в обществе, может ли он заниматься общественно полезным доступным ему трудом в будущем? Авторы считают, что это те актуальные вопросы, которые необходимо будет решать в ближайшее время.