Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛОГОПЕДИИ

Карпеченко А.С. 1
1 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
В работе представлены результаты анкетирования магистрантов-первокурсников, согласно которому 24% из них считают, что магистратура является стартовой площадкой для дальнейшего выбора карьеры исследователя. Анализ, систематизация и обобщение работ, посвященных заявленной проблеме, позволяют сделать вывод о том, что исследователей волнуют следующие вопросы, связанные с магистратурой: востребованность программ магистратуры; готовность студентов к освоению программ магистратуры; проектирование образовательных программ магистратуры; реализация магистерских программ; эффективность магистерских программ; содержание магистерских программ. Особое внимание уделяется организации научно-исследовательской деятельности магистрантов. В статье представлен практический опыт подготовки магистрантов на базе КГУ им. К.Э. Циолковского по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование магистерская программа «Актуальные аспекты теоретической и прикладной логопедии». Высказывается точка зрения о том, что учебный план магистров должен содержать дисциплины, направленные на формирование способности к планированию и проведению научных исследований в области профессиональной деятельности, в частности дисциплины «Методология и методы научного исследования и проектирования», «Современные проблемы науки и образования». В рамках исследования делается вывод о том, что содержательное наполнение дисциплин, направленных на формирование профессиональной компетенции, связанной с планированием и проведением научных исследований в области профессиональной деятельности, в достаточной степени представлено учебниками и учебными пособиями. Вместе с тем открытым для обсуждения остается вопрос о формах и методах реализации таких дисциплин. В работе высказывается точка зрения о том, что наиболее эффективными являются интерактивные формы и задания как наиболее интересные и результативные. Приведены примеры таких форм и заданий.
научно-исследовательская деятельность
интерактивные формы
1. Багратуни К.Ю. Проблемы востребованности магистратуры по направлению «Экономика» // Финансовая экономика. 2020. № 6. С. 339-343.
2. Чуркина Н.И. Нужна ли современному образованию педагогическая магистратура? // Горизонты образования: Материалы II Международной научно-практической конференции, Омск, 22–23 апреля 2021 года / Отв. редактор Н.В. Чекалева. Омск: ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 2021. С. 208-211.
3. Бережнов Д.А., Борисов А.И. Анализ востребованности магистерской программы по техносферной безопасности (на примере Горного института СВФУ) // Глобальный научный потенциал. 2022. № 5(134). С. 10-13.
4. Балтин В.Э. Анализ привлекательности обучения в магистратуре в области оценочной деятельности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научнометодической конференции (с международным участием), Оренбург, 23–25 января 2020 года. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2020. С. 2355-2358.
5. Закрепина А.В., Шилова Е.А., Стребелева Е.А. Изучение теоретико-методологической готовности студентовдефектологов к овладению магистерским уровнем образования // Интеграция образования. 2021. №1 (102). С. 159-179.
6. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Феофанов В.Н., Дубровинская Е.И., Константинова Н.П., Грудева М.И. Проектирование магистерской программы логопедического образования в условиях взаимодействия со стейкхолдерами // Перспективы науки и образования. 2021. №6 (54). С. 155-171.
7. Никулина Н.Н., Березина С.В., Шашкина М.Е., Эриашвили Н.Д. Использование методологии «Тюнинг» при разработке магистерской программы // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 315-322.
8. Игропуло И.Ф., Семина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию // Вестник университета. 2014. № 2. С. 235-238.
9. Бессолицын А.А. Междисциплинарный подход к разработке магистерской программы по экономической истории // Экономическая история. 2016. № 3 (34). C. 25-27.
10. Грищенко С.Г., Кисель Н.Н., Панычев А.И., Лобач В.Т. Практико-ориентированный подход к разработке Магистерских программ по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2013. Т. 2, № 2. С. 16-17.
11. Майер И.А., Селезнева И.П., Лукиных Ю.В. Использование форсайт-технологий при проектировании и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 1(51). С. 64-71.
12. Жданова Е.А., Крайник О.М. Опты разработки и внедрения образовательных программ в сетевой форме научно-образовательного центра «Большой Алтай» // Мир науки, культуры, образования. 2021. №6 (91). C. 254-257.
13. Панькова С.В., Серова О.А., Серебрякова А.А. Сетевая образовательная программа ка основа инновационного развития университета: организационно-правовые вопросы // Право и государство: теория и практика. 2020. №10 (190). C. 28-29.
14. Федорова Н.М. Сетевая магистерская программа: замысел, реализация, социальные эффекты // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. № 177. C. 114-119.
15. Радикорская В.А., Селихова О.А., Семенова Е.А., Захарова Е.Б. Научно-исследовательская работа – ключевой вид деятельности магистрантов // Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития: тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции, Благовещенск, 17 апреля 2019 года. Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2019. С. 171.
16. Кривоногова А.С., Соколова Т.Б. Взаимодействие образовательных учреждений с работодателями в условиях реализации программ магистратуры // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 10-14.
17. Комиссарова С.А., Клеветова Т.В. Имитационномоделирующие технологии в условиях реализации практико-ориентированной подготовки магистров направления «Педагогическое образование» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 4(108). С. 50-54.
18. Майер И.А., Селезнева И.П. Магистерские программы в сфере иноязычного образования: моделирование квазипрофессиональной образовательной среды // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 3(53). С. 93-103.
19. Майер И.А., Селезнева И.П. Модель перевернутого обучения в подготовке магистров в сфере иноязычного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. №4 (46). C. 55-63.
20. Капилевич Л.В., Гузырь В.В. Экспериментальный «зонтичный» формат магистерской программы «Инжиниринг реабилитационных и вспомогательных технологий» // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. C. 229-233.
21. Усынина Н.Ф. Практико-ориентированный подход к реализации магистерской программы «менеджмент в образовании» в условиях классического университета // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 1(14). С. 32-34.
22. Скорова Л.В. К вопросу об оценке эффективности магистерских программ // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 16–18 октября 2018 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2018. С. 876-881.
23. Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф. Мониторинг эффективности реализации магистерских программ // Высшее образование в России. 2019. C. 111-118.
24. Восканян М.А., Галстян А.Г. Оценка эффективности магистерской образовательной программы (на примере МОП по специальности «Финансовая экономика», РАУ) // Экономика счастья в формате ABLE: искусство, бизнес, право, экономика: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27–28 ноября 2018 года / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт управления – филиал. Екатеринбург: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018. С. 24-25.
25. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г. Модульный подход к формированию содержания магистерской программы «Инженерная педагогика» // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 22-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18–20 апреля 2017 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. С. 49-51.
26. Мычко Е.И., Потменская Е.В. Концептуальные подходы к проектированию программ подготовки магистров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3(41). С. 54-58.
27. Байбеков Р.Ф., Белопухов С.Л., Григорьева М.В. Взаимосвязь инноваций и традиций как основа содержания магистерской программы «Химико-токсикологический анализ объектов агросферы» // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 14 марта 2020 года. Тюмень: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2020. С. 107-109.
28. Чиркова Л.Н., Глотова А.Г. К вопросу о проектировании содержания вузовских учебных дисциплин с учетом региональной политики в сфере образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. № 11. C. 145-152.
29. Трофименко О. Опыт международного сотрудничества при реализации магистерских программ // Высшее образование в России. 2008. № 12. C. 46-49.
30. Иванова Е.А., Платонова Т.К. Специфика научноисследовательской деятельности обучающихся на различных уровнях образования // Вестник РГЭУ РИНХ. 2021. № 2 (74). С. 103-109.
31. Самойлова М.В. Ретроспективный анализ организации исследовательской деятельности студентов в высших
учебных заведениях // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2017. № 1 (55). С. 74–79.
32. Худоренко Е.А. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях России и проблемы ее современного состояния // Статистика и экономика. 2011. № 4. С. 6-10.
33. Ярыгина Н.А. Общетеоретические и методологические аспекты организации и координирования научно-исследовательской работы магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4(21). С. 443-446.
34. Джалалова Г.П., Везиров Т.Г. Информационно-коммуникационная среда как средство организации исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования // Концепт. 2016. № Т11. С. 151-155.
35. Кленикова С.А., Мусатова М.А., Антропова Е.А. Методологические основы организации научно-исследовательского семинара как одной из ключевых форм научно-исследовательской работы магистрантов // Вестник ТГУ. 2017. № 6 (170). C. 27-31.
36. Жилякова Г.М., Ачитуев В.А. Использование интерактивных форм обучения при проведения занятий по дисциплине «Методология и методика научного исследования» // Аграрное образование в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: материалы всероссийской (национальной) научно-методической конференции, УланУдэ, 24 апреля 2020 года. Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, 2020. С. 124-126.
37. Трещев А.М. Потенциал технологий «письмо и мышление» и «фрирайтинг» при освоении будущими магистрами педагогики дисциплины «Методология и методы научного исследования» // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 26 ноября 2021 года. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. С. 133-136.
38. Чупина В.А., Федоренко О.А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2019. 200 с.
39. Большакова З.М., Даммер М.Д., Тулькибаева Н.Н. Практика реализации научно-исследовательской деятельности в условиях магистратуры // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. № 6 (159). С. 56-72

Современная система образования в России находится на предреформационном этапе, связанном с возможной отменой принципов Болонской системы в высшем образовании. Создание и реализация собственной образовательной политики, ключевой повесткой которой служит соответствие целям и задачам, стоящим перед нашим государством, являются единственно верным целевым ориентиром новой системы, которая должна включить в себя все лучшее, что содержала отечественная система образования в разные периоды своего развития. На реализацию указанной задачи необходимо обращать внимание, в том числе, при проектировании магистерских программ.

Вместе с тем программы магистратуры должны быть привлекательны для абитуриентов, а для этого будущие магистранты должны владеть информацией о целевом назначении, содержании и особенностях реализации конкретной магистерской программы.

Проводимое на протяжении двух лет анкетирование магистратов 1-го курса, направленное на выявление мотивов поступления, в качестве основных позволило выделить следующие мотивы: 32% магистрантов полагают, что получение диплома магистра позволит им успешно реализовать свою карьерную стратегию, 23% связывают поступление в магистратуру со своим личностным и профессиональным развитием, 21% размаривают обучение в магистратуре как возможность общения с ведущими специалистами в конкретной предметной области и установления профессиональных контактов, 24% считают, что магистратура является стартовой площадкой для дальнейшего выбора карьеры исследователя.

Таким образом, вопрос организации практической подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности видится нам весьма актуальным, что и определило цель нашей работы.

В настоящем исследовании рассмотрены вопросы практической подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности в области логопедии.

Материалы и методы исследования

В качестве первичного материала исследования выступили теоретические и практические работы, посвященные вопросам подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности.

Используемые в рамках данной работы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; концептуальный и содержательный анализ диссертационных работ, посвященных проблеме практической подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности; обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных публикаций, посвященных проблеме исследования, их систематизация и обобщение позволяют сделать вывод о том, что теоретиков и практиков в отечественном образовании волнуют следующие вопросы, связанные с магистратурой:

1) востребованность программ магистратуры, в том числе по экономике (К.Ю. Багратуни [1]), по педагогике (Н.И. Чуркина [2]), по техносферной безопасности (Д.А. Бережнов, [3]), в области оценочной деятельности [4] и др.;

2) готовность студентов к освоению программ магистратуры (А.В. Закрепина, Е.А. Шилова, Е.А. Стребелева [5] и др.);

3) проектирование образовательных программ магистратуры. Процесс проектирования образовательных программ рассматривается в следующих аспектах: в условиях взаимодействия со стейкхолдерами (П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, В.Н. Феофанов, Е.И. Дубровинская, Н.П. Константинова [6] и др.); в использовании методологии «Тюнинг» при разработке программы (Н.Н. Никулина, С.В. Березина, М.Е. Шашкина, Н.Д. Эриашвили [7], И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов [8]); в реализации междисциплинарного (А.А. Бессолицын [9]), практико-ориентированного подходов (С.Г. Грищенко, Н.Н. Кисель, А.И. Панычев, В.Т. Лобач [10]); с использованием форсайт-технологий (И.А. Майер, И.П. Селезнева, Ю.В. Лукиных [11]) и др.;

4) реализация магистерских программ. В рамках указанного направления рассматривается опыт реализации программ магистратуры в сетевой форме (Е.А. Жданова, О.М. Крайник [12], С.В. Панькова, О.А. Серова, А.А. Серебрякова [13], Н.М. Федорова [14]); в рамках международного сотрудничества (О. Трофименко [15]); с привлечением работодателей (А.С. Кривоногова, Т.Б. Соколова [16]); с использованием имитационно-моделирующих технологий (Т.В. Клеветова, С.А. Комиссарова [17]); в рамках модели перевернутого обучения и квазипрофесисональной образовательной среды (И.А. Майер [18], И.П. Селезнева [19]); с точки зрения экспериментального «зонтичного» формата магистерской программы (Л.В. Капилевич, В.В. Гузырь [20]); в ракурсе практико-ориентированного подхода (Н.Ф. Усынина [21]) и др.;

5) эффективность магистерских программ (Л.В. Скорова [22], В.П. Игнатьев, Л.Ф. Варламова [23], М.А. Восканян, А.Г. Галстян [24] др.);

6) содержание магистерских программ рассматривают с разных точек зрения: на основе модульного (Д.Г. Мирошин, Н.В. Бородина [25]) и концептуального (Е.И. Мычко, Е.В. Потменская [26]) подходов; во взаимосвязи инноваций и традиций (Р.Ф. Байбеков, С.Л. Белопухов, М.В. Григорьева [27]), с учетом региональной политики в сфере образования (Л.Н. Чиркова, М.В. Чиркова [28]) и др.

Автор разделяет изложенную в работах В.А. Радикорской, О.А. Селиховой, Е.А. Семеновой, Е.Б. Захаровой [29], Е.А. Ивановой, Т.К. Платоновой [30] точку зрения о том, что научно-исследовательская деятельность выступает одним из ведущих типов деятельности магистранта в содержании магистерских программ. Необходимо отметить, что содержание и структура научно-исследовательской деятельности магистрантов существенно отличаются от исследовательской деятельности бакалавра.

Е.А. Иванова, Т.К. Платонова полагают, что практика приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности начала складываться еще в XIX веке [30]. Анализ источников, рассматривающих процесс становления научно-исследовательской деятельности студентов, позволяет выделить 4 (Е.А. Иванова, Т.К. Платонова [30]), 6 (М.В. Самойлова [31]), 7 (Е.А. Худоренко [32]) этапов ее становления и развития. Не претендуя на исчерпывающий анализ данного процесса, можно отметить попеременное угасание и развитие интереса к этому процессу. Современному этапу присущ всплеск интереса, характеризующийся нормативным закреплением статуса научно-исследовательской деятельности студентов.

В значительном пуле исследований, посвященных содержанию магистерских программ, отдельно можно выделить работы, рассматривающие различные аспекты организации научно-исследовательской деятельности магистрантов. Анализируя работы по заявленной проблематике, можно сделать вывод о том, что авторов волнуют общетеоретические и методологические аспекты организации и координирования научно-исследовательской работы магистров (Н.А. Ярыгина [33] и др.), в том числе в условиях информационно-коммуникационной среды (Г.П. Джалалова, Т.Г. Везиров [34] и др.), предлагаются формы научно-исследовательской работы магистрантов, среди которых научно-исследовательский семинар (С.А. Кленикова, М.А. Мусатова, Е.А. Антропова [35]), использование интерактивных форм обучения (Г.М. Жилякова, В.А. Ачитуев [36]), потенциал технологий «письмо и мышление» и «фрирайтинг» (А.М. Трещев [37]) и др.

Е.А. Иванова, Т.К. Платонова со ссылкой на работы В.А. Чупиной, О.А. Федоренко [38] пишут, что «научно-исследовательская деятельность по своей структуре представляется целеполагающими действиями, позволяющими сформулировать основную совокупность решаемых дидактических задач:

– восприятие объекта в понимании смысла осваиваемой деятельности, раскрывая ее психические процессы, его описания личностными знаниями, систематизация знаний в реализации педагогических способностей. Итогом совершения данного действия является выявление, актуализация возможности более полного описания объекта деятельности;

– проектирование механизмов поиска методов анализа и преобразования предмета научно-исследовательской деятельности. Результатом выполнения конкретно поставленных дидактических задач выступает планирование процесса преобразования предмета собственной деятельности на основе осмысления его с позиции создания совокупности дидактических и методических задач;

– планирование методологии в выявлении научных подходов анализа предмета исследования. Основным результатом названного действия выступает согласованность обоснованных методов предстоящей работы с методологией психолого-педагогического исследования;

– содержательное преобразование предмета собственного исследования через созданные способы выполнения спланированного действия по реализации предмета деятельности. Результатом выступает созданная и реализованная система средств (способы, алгоритмы, методики, технологии) и представление содержательного описания механизма действия с объектом исследования;

– рефлексивно-оценочное действие полученного результата, т.е. анализ нового состояния субъекта через реализацию выбранной совокупности средств.

Результатом выполнения данного действия становится оценка статуса полученного результата (соответствие – несоответствие заданному состоянию) и поиск иных способов решения принятого плана реализации, а может быть продолжен анализ ранее выполненных действий».

Автор поддерживает мнение З.М. Большаковой, М.Д. Даммер, Н.Н. Тулькибаевой, которые полагают, что «значительную роль в формировании способности к исследовательской деятельности играет структура учебного плана, наличие в нем дисциплин, обеспечивающих подготовку названного специалиста» [39].

Практический опыт подготовки магистрантов на базе КГУ им. К.Э. Циолковского по магистерской программе «Актуальные аспекты теоретической и прикладной логопедии» показывает, что студенты изучают ряд дисциплин, среди которых «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования и проектирования» и иные, освоение которых призвано сформировать основу будущей научно-исследовательской деятельности в области логопедии. Учебный план подготовки магистров направлен, в том числе, на формирование профессиональной компетенции «Способен к планированию и проведению научных исследований в области профессиональной деятельности».

Анализ научной литературы, посвященной вопросам научно-исследовательской деятельности магистрантов, позволяет сделать следующие выводы:

1) содержательное наполнение дисциплин, направленных на формирование профессиональной компетенции, связанной с планированием и проведением научных исследований в области профессиональной деятельности, в достаточной степени представлено учебниками и учебными пособиями;

2) открытым для обсуждения остается вопрос о формах и методах реализации таких дисциплин.

Автор разделяет точку зрения Г.М. Жиляковой, В.А. Ачитуева, которые предлагают использовать интерактивные формы и задания при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования и проектирования» как наиболее интересные и результативные.

Приведем примеры некоторых заданий с использованием таких форм в работе. Студентам предлагается выполнять задания в мини-группах численностью не более 3–4 человек.

1. Проанализируйте полученные тексты. Имеются ли сходства и различия между принципами научного исследования у разных авторов? Сформулируйте эти сходства и отличия. В качестве источников в данном задании выступают работы В.И. Загвязинского, Р. Атаханова, Н.М. Борытко, А.В. Модожавенко, И.А. Соловцова, Л.Н. Мартюшова. Предложите не менее 2 принципов, сформулированных самостоятельно.

2. Используя дополнительную литературу, периодические издания, приведите примеры фундаментальных, прикладных педагогических исследований, исследований-разработок. Обоснуйте свою точку зрения.

3. На какие вопросы необходимо было бы ответить для того, чтобы сформулировать основные характеристики научного исследования: проблема и ее актуальность, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, оценка научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов.

Работа с авторефератами. Проанализируйте полученные авторефераты.

− Какие еще аспекты указанного объекта исследования можно выделить?

− Установите наличие и/или отсутствие в автореферате проблемы и ее актуальность, темы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы защищаемых положений, оценки научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов.

− Сформулируйте тему научного исследования, исходя из предлагаемой цели.

− Сформулируйте цель научного исследования по предлагаемой теме.

− Определите цель научного исследования, если известны конкретные методологические понятия: тема, объект, предмет.

− Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в приведенных темах.

− Сформулируйте тему и объект исследования, в котором выделен предмет.

− Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования.

4. В.И. Загвязинский выделяет четыре группы исследовательских задач: диагностическая, теоретико-моделирующая, опытно-экспериментальная, прикладная. Проанализируйте авторефераты диссертаций. Соответствуют ли задачи, сформулированные исследователями, группам задач, выделенных авторами?

5. Обсуждая результаты оформления научного труда, студенты работают над оформлением списка литературы для научной работы согласно требованиям ГОСТ Р 7.0.100–2018. Для организации работы над подобными заданиями студентам предлагается информация о статьях, авторефератах и текстах диссертаций, учебных пособиях, электронных и других ресурсах, представленная в виде произвольного описания. При подборе источников для заданий рекомендуется использовать литературу, связанную со сферой деятельности будущего магистра.

Необходимо отметить, что преподавание курса «Методология научного исследования и проектирования» в рамках отдельной общей дисциплины должно предполагать сочетание лекционного курса с семинарскими и практическими занятиями, а также с управляемой самостоятельной работой. Положительным можно считать опыт взаимодействия магистров 1-х курсов с научными руководителями магистерских работ в рамках самостоятельной работы по дисциплине. Параллельно с проведением практических занятий студенты для самостоятельной работы получают задания, направленные на подготовку методологического аппарата исследования и подбор диагностических методик для эмпирической части. Обязательным условием является согласование с научным руководителем.

Выводы

Анализ исследований и научных публикаций, посвященных проблеме исследования, позволяет сделать следующие выводы:

1) вопрос о целевом назначении, процессе проектирования и реализации, содержании и эффективности магистерских программ в отечественном образовании является нерешенным;

2) одной из ключевых компонент магистерского образования является его научно-исследовательская компонента.


Библиографическая ссылка

Карпеченко А.С. К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛОГОПЕДИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 4. – С. 10-15;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2490 (дата обращения: 29.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674