Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ON THE ISSUE OF PRACTICAL PREPARATION OF MASTERS FOR RESEARCH ACTIVITIES IN THE FIELD OF SPEECH THERAPY

Karpechenko A.S. 1
1 kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski
The paper presents the results of a survey of first-year undergraduates, according to which 24% believe that a master’s degree is a launching pad for further career choice of a researcher. Analysis, systematization and generalization of works devoted to the stated problem allows us to conclude that researchers are concerned about the following issues related to the master’s degree: the demand for master’s degree programs; students’ readiness to master master’s degree programs; design of master’s degree educational programs; implementation of master’s programs; effectiveness of master’s programs; content of master’s programs. Special attention is paid to the organization of research activities of undergraduates. The article presents the practical experience of training undergraduates on the basis of K. E. Tsiolkovsky KSU in the field of Special (defectological) education Master’s program «Actual aspects of theoretical and applied speech therapy». The point of view is expressed that the master’s curriculum should contain disciplines aimed at developing the ability to plan and conduct scientific research in the field of professional activity, in particular the disciplines «Methodology and methods of scientific research and design», «Modern problems of science and education». The study concludes that the content content of disciplines aimed at the formation of professional competence related to the planning and conduct of scientific research in the field of professional activity is sufficiently represented by textbooks and teaching aids. At the same time, the question of the forms and methods of implementation of such disciplines remains open for discussion. The paper expresses the point of view that interactive forms and tasks are the most effective as the most interesting and effective. Examples of such forms and tasks are given.
research activity
interactive forms

Современная система образования в России находится на предреформационном этапе, связанном с возможной отменой принципов Болонской системы в высшем образовании. Создание и реализация собственной образовательной политики, ключевой повесткой которой служит соответствие целям и задачам, стоящим перед нашим государством, являются единственно верным целевым ориентиром новой системы, которая должна включить в себя все лучшее, что содержала отечественная система образования в разные периоды своего развития. На реализацию указанной задачи необходимо обращать внимание, в том числе, при проектировании магистерских программ.

Вместе с тем программы магистратуры должны быть привлекательны для абитуриентов, а для этого будущие магистранты должны владеть информацией о целевом назначении, содержании и особенностях реализации конкретной магистерской программы.

Проводимое на протяжении двух лет анкетирование магистратов 1-го курса, направленное на выявление мотивов поступления, в качестве основных позволило выделить следующие мотивы: 32% магистрантов полагают, что получение диплома магистра позволит им успешно реализовать свою карьерную стратегию, 23% связывают поступление в магистратуру со своим личностным и профессиональным развитием, 21% размаривают обучение в магистратуре как возможность общения с ведущими специалистами в конкретной предметной области и установления профессиональных контактов, 24% считают, что магистратура является стартовой площадкой для дальнейшего выбора карьеры исследователя.

Таким образом, вопрос организации практической подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности видится нам весьма актуальным, что и определило цель нашей работы.

В настоящем исследовании рассмотрены вопросы практической подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности в области логопедии.

Материалы и методы исследования

В качестве первичного материала исследования выступили теоретические и практические работы, посвященные вопросам подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности.

Используемые в рамках данной работы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; концептуальный и содержательный анализ диссертационных работ, посвященных проблеме практической подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности; обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных публикаций, посвященных проблеме исследования, их систематизация и обобщение позволяют сделать вывод о том, что теоретиков и практиков в отечественном образовании волнуют следующие вопросы, связанные с магистратурой:

1) востребованность программ магистратуры, в том числе по экономике (К.Ю. Багратуни [1]), по педагогике (Н.И. Чуркина [2]), по техносферной безопасности (Д.А. Бережнов, [3]), в области оценочной деятельности [4] и др.;

2) готовность студентов к освоению программ магистратуры (А.В. Закрепина, Е.А. Шилова, Е.А. Стребелева [5] и др.);

3) проектирование образовательных программ магистратуры. Процесс проектирования образовательных программ рассматривается в следующих аспектах: в условиях взаимодействия со стейкхолдерами (П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, В.Н. Феофанов, Е.И. Дубровинская, Н.П. Константинова [6] и др.); в использовании методологии «Тюнинг» при разработке программы (Н.Н. Никулина, С.В. Березина, М.Е. Шашкина, Н.Д. Эриашвили [7], И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов [8]); в реализации междисциплинарного (А.А. Бессолицын [9]), практико-ориентированного подходов (С.Г. Грищенко, Н.Н. Кисель, А.И. Панычев, В.Т. Лобач [10]); с использованием форсайт-технологий (И.А. Майер, И.П. Селезнева, Ю.В. Лукиных [11]) и др.;

4) реализация магистерских программ. В рамках указанного направления рассматривается опыт реализации программ магистратуры в сетевой форме (Е.А. Жданова, О.М. Крайник [12], С.В. Панькова, О.А. Серова, А.А. Серебрякова [13], Н.М. Федорова [14]); в рамках международного сотрудничества (О. Трофименко [15]); с привлечением работодателей (А.С. Кривоногова, Т.Б. Соколова [16]); с использованием имитационно-моделирующих технологий (Т.В. Клеветова, С.А. Комиссарова [17]); в рамках модели перевернутого обучения и квазипрофесисональной образовательной среды (И.А. Майер [18], И.П. Селезнева [19]); с точки зрения экспериментального «зонтичного» формата магистерской программы (Л.В. Капилевич, В.В. Гузырь [20]); в ракурсе практико-ориентированного подхода (Н.Ф. Усынина [21]) и др.;

5) эффективность магистерских программ (Л.В. Скорова [22], В.П. Игнатьев, Л.Ф. Варламова [23], М.А. Восканян, А.Г. Галстян [24] др.);

6) содержание магистерских программ рассматривают с разных точек зрения: на основе модульного (Д.Г. Мирошин, Н.В. Бородина [25]) и концептуального (Е.И. Мычко, Е.В. Потменская [26]) подходов; во взаимосвязи инноваций и традиций (Р.Ф. Байбеков, С.Л. Белопухов, М.В. Григорьева [27]), с учетом региональной политики в сфере образования (Л.Н. Чиркова, М.В. Чиркова [28]) и др.

Автор разделяет изложенную в работах В.А. Радикорской, О.А. Селиховой, Е.А. Семеновой, Е.Б. Захаровой [29], Е.А. Ивановой, Т.К. Платоновой [30] точку зрения о том, что научно-исследовательская деятельность выступает одним из ведущих типов деятельности магистранта в содержании магистерских программ. Необходимо отметить, что содержание и структура научно-исследовательской деятельности магистрантов существенно отличаются от исследовательской деятельности бакалавра.

Е.А. Иванова, Т.К. Платонова полагают, что практика приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности начала складываться еще в XIX веке [30]. Анализ источников, рассматривающих процесс становления научно-исследовательской деятельности студентов, позволяет выделить 4 (Е.А. Иванова, Т.К. Платонова [30]), 6 (М.В. Самойлова [31]), 7 (Е.А. Худоренко [32]) этапов ее становления и развития. Не претендуя на исчерпывающий анализ данного процесса, можно отметить попеременное угасание и развитие интереса к этому процессу. Современному этапу присущ всплеск интереса, характеризующийся нормативным закреплением статуса научно-исследовательской деятельности студентов.

В значительном пуле исследований, посвященных содержанию магистерских программ, отдельно можно выделить работы, рассматривающие различные аспекты организации научно-исследовательской деятельности магистрантов. Анализируя работы по заявленной проблематике, можно сделать вывод о том, что авторов волнуют общетеоретические и методологические аспекты организации и координирования научно-исследовательской работы магистров (Н.А. Ярыгина [33] и др.), в том числе в условиях информационно-коммуникационной среды (Г.П. Джалалова, Т.Г. Везиров [34] и др.), предлагаются формы научно-исследовательской работы магистрантов, среди которых научно-исследовательский семинар (С.А. Кленикова, М.А. Мусатова, Е.А. Антропова [35]), использование интерактивных форм обучения (Г.М. Жилякова, В.А. Ачитуев [36]), потенциал технологий «письмо и мышление» и «фрирайтинг» (А.М. Трещев [37]) и др.

Е.А. Иванова, Т.К. Платонова со ссылкой на работы В.А. Чупиной, О.А. Федоренко [38] пишут, что «научно-исследовательская деятельность по своей структуре представляется целеполагающими действиями, позволяющими сформулировать основную совокупность решаемых дидактических задач:

– восприятие объекта в понимании смысла осваиваемой деятельности, раскрывая ее психические процессы, его описания личностными знаниями, систематизация знаний в реализации педагогических способностей. Итогом совершения данного действия является выявление, актуализация возможности более полного описания объекта деятельности;

– проектирование механизмов поиска методов анализа и преобразования предмета научно-исследовательской деятельности. Результатом выполнения конкретно поставленных дидактических задач выступает планирование процесса преобразования предмета собственной деятельности на основе осмысления его с позиции создания совокупности дидактических и методических задач;

– планирование методологии в выявлении научных подходов анализа предмета исследования. Основным результатом названного действия выступает согласованность обоснованных методов предстоящей работы с методологией психолого-педагогического исследования;

– содержательное преобразование предмета собственного исследования через созданные способы выполнения спланированного действия по реализации предмета деятельности. Результатом выступает созданная и реализованная система средств (способы, алгоритмы, методики, технологии) и представление содержательного описания механизма действия с объектом исследования;

– рефлексивно-оценочное действие полученного результата, т.е. анализ нового состояния субъекта через реализацию выбранной совокупности средств.

Результатом выполнения данного действия становится оценка статуса полученного результата (соответствие – несоответствие заданному состоянию) и поиск иных способов решения принятого плана реализации, а может быть продолжен анализ ранее выполненных действий».

Автор поддерживает мнение З.М. Большаковой, М.Д. Даммер, Н.Н. Тулькибаевой, которые полагают, что «значительную роль в формировании способности к исследовательской деятельности играет структура учебного плана, наличие в нем дисциплин, обеспечивающих подготовку названного специалиста» [39].

Практический опыт подготовки магистрантов на базе КГУ им. К.Э. Циолковского по магистерской программе «Актуальные аспекты теоретической и прикладной логопедии» показывает, что студенты изучают ряд дисциплин, среди которых «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования и проектирования» и иные, освоение которых призвано сформировать основу будущей научно-исследовательской деятельности в области логопедии. Учебный план подготовки магистров направлен, в том числе, на формирование профессиональной компетенции «Способен к планированию и проведению научных исследований в области профессиональной деятельности».

Анализ научной литературы, посвященной вопросам научно-исследовательской деятельности магистрантов, позволяет сделать следующие выводы:

1) содержательное наполнение дисциплин, направленных на формирование профессиональной компетенции, связанной с планированием и проведением научных исследований в области профессиональной деятельности, в достаточной степени представлено учебниками и учебными пособиями;

2) открытым для обсуждения остается вопрос о формах и методах реализации таких дисциплин.

Автор разделяет точку зрения Г.М. Жиляковой, В.А. Ачитуева, которые предлагают использовать интерактивные формы и задания при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования и проектирования» как наиболее интересные и результативные.

Приведем примеры некоторых заданий с использованием таких форм в работе. Студентам предлагается выполнять задания в мини-группах численностью не более 3–4 человек.

1. Проанализируйте полученные тексты. Имеются ли сходства и различия между принципами научного исследования у разных авторов? Сформулируйте эти сходства и отличия. В качестве источников в данном задании выступают работы В.И. Загвязинского, Р. Атаханова, Н.М. Борытко, А.В. Модожавенко, И.А. Соловцова, Л.Н. Мартюшова. Предложите не менее 2 принципов, сформулированных самостоятельно.

2. Используя дополнительную литературу, периодические издания, приведите примеры фундаментальных, прикладных педагогических исследований, исследований-разработок. Обоснуйте свою точку зрения.

3. На какие вопросы необходимо было бы ответить для того, чтобы сформулировать основные характеристики научного исследования: проблема и ее актуальность, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, оценка научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов.

Работа с авторефератами. Проанализируйте полученные авторефераты.

− Какие еще аспекты указанного объекта исследования можно выделить?

− Установите наличие и/или отсутствие в автореферате проблемы и ее актуальность, темы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы защищаемых положений, оценки научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов.

− Сформулируйте тему научного исследования, исходя из предлагаемой цели.

− Сформулируйте цель научного исследования по предлагаемой теме.

− Определите цель научного исследования, если известны конкретные методологические понятия: тема, объект, предмет.

− Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в приведенных темах.

− Сформулируйте тему и объект исследования, в котором выделен предмет.

− Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования.

4. В.И. Загвязинский выделяет четыре группы исследовательских задач: диагностическая, теоретико-моделирующая, опытно-экспериментальная, прикладная. Проанализируйте авторефераты диссертаций. Соответствуют ли задачи, сформулированные исследователями, группам задач, выделенных авторами?

5. Обсуждая результаты оформления научного труда, студенты работают над оформлением списка литературы для научной работы согласно требованиям ГОСТ Р 7.0.100–2018. Для организации работы над подобными заданиями студентам предлагается информация о статьях, авторефератах и текстах диссертаций, учебных пособиях, электронных и других ресурсах, представленная в виде произвольного описания. При подборе источников для заданий рекомендуется использовать литературу, связанную со сферой деятельности будущего магистра.

Необходимо отметить, что преподавание курса «Методология научного исследования и проектирования» в рамках отдельной общей дисциплины должно предполагать сочетание лекционного курса с семинарскими и практическими занятиями, а также с управляемой самостоятельной работой. Положительным можно считать опыт взаимодействия магистров 1-х курсов с научными руководителями магистерских работ в рамках самостоятельной работы по дисциплине. Параллельно с проведением практических занятий студенты для самостоятельной работы получают задания, направленные на подготовку методологического аппарата исследования и подбор диагностических методик для эмпирической части. Обязательным условием является согласование с научным руководителем.

Выводы

Анализ исследований и научных публикаций, посвященных проблеме исследования, позволяет сделать следующие выводы:

1) вопрос о целевом назначении, процессе проектирования и реализации, содержании и эффективности магистерских программ в отечественном образовании является нерешенным;

2) одной из ключевых компонент магистерского образования является его научно-исследовательская компонента.