Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

Сарсекеева Ж.Е. 1 Абильдина С.К. 1 Дюсембинова Р.К. 1 Мухаметжанова А.О. 1 Айдарбекова К.А. 1 Копбалина К.Б. 1
1 Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова
В статье исследуется проблема формирования читательской грамотности у обучающихся в системе начального образования. Читательская грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. Цель статьи заключается в выявлении возможности формирования читательской грамотности обучающихся посредством внедрения предложенной системы учебных заданий, направленных на формирование исследуемого качества. Методология исследования включает теоретические методы: анализ и обобщение научных исследований по проблеме формирования читательской грамотности у обучающихся; эмпирические методы: педагогический эксперимент, математическая обработка статистических данных. В рамках данного исследования был выявлен уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся четвертых классов. Продемонстрированы критерии для выявления сформированности исследуемого качества. Представлена система учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся. Делается вывод, что в процессе обучения обучающихся начальных классов необходимо учитывать, что читательская грамотность является компонентом функциональной грамотности, а при ее формировании эффективно использовать предложенную систему учебных заданий, направленных на формирование исследуемого качества. Младший школьный возраст предоставляет возможность закладывать базу для будущего развития личности. Статья подготовлена в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2022–2024 годы по теме АР14870260 «Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов в условиях цифровизации образования».
обучающиеся начальных классов
читательская грамотность
функциональная грамотность
уровни сформированности
система учебных заданий
1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования (Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 23 сентября 2022 г. № 406) [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031#z141 (дата обращения: 24.03.2023).
2. Jennings Z. Functional Literacy of Young Guyanese Adults International Review of Education. Internationale Zeitschrift für Erziehungswissenschaft // Revue Internationale de l’Education. 2000. Vol. 46, Is. 1/2. P. 93–116. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/3445429 (дата обращения: 24.03.2023).
3. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. М.: РАО, 2018. 67 с.
4. Сарсекеева Ж.Е., Шелест Е.В. Актуальные проблемы формирования читательской компетенции младших школьников в условиях реализации курса «Основы смыслового чтения» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27074 (дата обращения: 24.03.2023).
5. Типовая учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2–4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения), (приложение 15 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 16.09.2022 № 399) [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/V2200029767/16.09.2022 (дата обращения: 24.03.2023).

На современном этапе развития общества вопрос читательской грамотности по-прежнему требует особого внимания. Современное школьное образование ориентируется на овладение функциональными навыками обучения как основу проектирования универсальной учебной деятельности в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта начального образования [1].

В информационном обществе понятие грамотности становится базовым понятием для всех сфер жизни общества. При этом понятие грамотности значительно расширяется и приобретает статус признака общекультурной компетентности. Под функциональной грамотностью понимается способность человека применять свои умения и знания в области чтения, письма, счета и решения своих основных проблем [2].

Читательская грамотность – это коммуникативная языково-познавательная деятельность, направленная на получение, понимание, реконструкцию и осовременивание прочитанного текста [3]. У ребенка, имеющего трудности с пониманием текста, обязательно будут трудности с чтением: ведь текст – главная цель каждого задания, будь то устное или письменное. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность является метадисциплинарным навыком, которому следует обучать по всем школьным предметам посредством заданий на грамотность чтения [4].

Цель статьи – выявление возможности формирования читательской грамотности обучающихся начальных классов посредством внедрения предложенной системы учебных заданий, направленных на формирование исследуемого качества.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в 2022–2023 учебном году на базе общеобразовательных школ г. Караганды. Общее количество участников исследования составило 109 обучающихся четвертых классов. Для выявления сформированности читательской грамотности у обучающихся мы выделили следующие критерии: смысловая целостность высказывания; лексико-грамматическое оформление высказывания; самостоятельность выполнения задания.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе критериев сформированности читательской грамотности нами был проведен констатирующий этап исследования среди обучающихся четвертых классов. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Оценка уровня сформированности читательской грамотности обучающихся четвертых классов общеобразовательных школ позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности исследуемого качества большей части обучающихся можно характеризовать как низкий, на среднем и высоком уровне сформированности находится только незначительная часть обучающихся. Другими словами, правомерно констатировать, что читательская грамотность у обучающихся начальных классов стихийно не формируется.

Залогом успешности и эффективности процесса формирования читательской грамотности обучающихся является систематический подход к нему. Учитывая это, была разработана система учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся.

Современные общественные тенденции формирования общества получают отклик и в основных образовательных документах. В Государственном общеобязательном стандарте начального образования одно из направлений нацелено на формирование читательской грамотности обучающихся [1]. Анализ Типовой учебной программы по предмету «Литературное чтение» [5] позволил разработать систему учебных заданий по формированию читательской грамотности для обучающихся четвертых классов.

Приведем примеры учебных заданий по формированию читательской грамотности обучающихся четвертых классов. Формирование читательской грамотности происходит непосредственно при работе с текстом, поэтому задания нацелены на понимание читающими смыслового содержания текста.

Таблица 1

Уровни сформированности читательской грамотности у обучающихся четвертых классов (констатирующий этап)

Уровень

Сформированность читательской грамотности

Смысловая целостность высказывания

Лексико-грамматическое оформление высказывания

Самостоятельность выполнения задания

Низкий

46

42,20 %

55

50,46 %

54

49,54 %

Средний

42

38,53 %

32

29,36 %

31

28,44 %

Высокий

21

19,27 %

22

20,18 %

24

22,02 %

1. Тема: Саксаул черный.

Задания:

1) Подумай и предложи свои варианты заготовки и транспортировки стволов саксаула.

2) Объясни, почему саксаул называют деревом, не дающим тени.

3) Нарисуй саксаул вместе с его корневой системой.

2. Тема: Смородина черная.

Задания:

1) Подумай, сколько проходит времени от цветения смородины до созревания плодов. Вырази полученный результат в месяцах, неделях, днях.

2) Придумай как можно больше вариантов использования черной смородины.

3) Составь кластер на тему «Черная смородина».

3. Тема: Тюльпан Шренка

Задания:

1) Отметь на контурной карте Республики Казахстан места распространения тюльпана Шренка.

2) Подумай и посчитай, сколько семян содержится в букете из 9 тюльпанов.

3) Составь план текста. На основе данного материала опиши новый вид тюльпана, который бы ты создал.

4. Тема: Сосна сибирская, кедровая

Задания:

1) Расскажи, почему сибирскую сосну называли кедром?

2) Определи, на протяжении скольких лет сосну называли кедром.

3) Составь памятку, в которой будут даны рекомендации по сохранению сибирской сосны.

5. Тема: Пион уклоняющийся, марьин корень

Задания:

1) Объясни, почему ценен данный вид пиона?

2) Составь кластер на тему «Применение пиона».

3) Нарисуй пион, следуя описанию в тексте. Найди изображение пиона в интернете. Сравни его с нарисованным цветком.

6. Тема: Барбарис крупноплодный

Задания:

1) Подумай и выскажи свое мнение, для чего высаживается вдоль дорог, культивируется в садах и парках барбарис.

2) Подготовь выступление на тему «Значение барбариса в жизни человека».

3) Отметь на контурной карте Республики Казахстан места распространения барбариса.

7. Тема: Серый журавль

Задания:

1) Расскажи более подробно о журавлином «клине», его особенностях.

2) Объясни, в чем отличие серого журавля от красавки.

3) Выпиши из текста 10 глаголов. Подготовь описание журавля другого вида, обитающего в Казахстане, используя глаголы-помощники.

8. Тема: Сайгак

Задания:

1) Расскажи о том, куда откочевывают сайгаки на зиму. Предположи, почему именно в эти места.

2) Составь кластер на тему «Причины сокращения численности сайгаков».

3) Подумай и предложи, что можно сделать для сохранения этого животного в фауне Казахстана.

9. Тема: Тушканчики

Задания:

1) Найди в тексте описание карликовых и крупных тушканчиков. Дай им сравнительную характеристику.

2) Докажи, что тушканчики – ночные животные.

3) Используя информацию в тексте, нарисуй тушканчика. Сравни полученный рисунок с фотографиями животного.

10. Тема: Осетровые рыбы

Задания:

1) Докажи, что осетровые рыбы одни из самых ценных.

2) Расскажи о местах обитания осетровых рыб в Казахстане.

3) Составь схему, в которой будет отражена основная информация из данного текста.

11. Тема: Кряква

Задания:

1) Составь критерии, по которым можно отличить крякву от домашних уток.

2) Объясни, почему некоторые кряквы зимуют в Южном Казахстане.

3) Докажи, что во время линьки кряквы наиболее уязвимы.

12. Тема: Кудрявый и розовый пеликаны

Задания:

1) Расскажи, почему снижается численность пеликанов на территории Республики Казахстан. Предложи варианты решении этой проблемы.

2) Составь описание кудрявого и розового пеликанов, используя кольца Вена (круги Эйлера).

3) Нарисуй пеликана, используя описание в тексте.

13. Тема: Сурки

Задания:

1) Определи, сколько месяцев в году сурки находятся в спячке.

2) Объясни, почему люди ценят сурка.

3) Сравни места обитания разных видов сурков. Отметь их на контурной карте Республики Казахстан. Сделай вывод.

14. Тема: Давно ли стали составлять географические карты?

Задания:

1) Расскажи о древних способах изготовления карт.

2) Подумай, что необходимо для того, чтобы составить карту.

3) Составь синквейн на тему «Карта».

15. Тема: Когда дороги стали мостить асфальтом?

Задания:

1) Объясни, почему используют смесь асфальта с цементом для мостовых.

2) Подумай и назови преимущества и недостатки искусственного асфальта.

3) Составь кластер на тему «Асфальт». Подготовь небольшое выступление по теме.

16. Тема: Давно ли изобрели электродвигатель?

Задания:

1) Расскажи историю создания электродвигателя.

2) Докажи значимость и необходимость изобретения электродвигателя.

3) Объясни, на чем основывался принцип действия первого электродвигателя.

17. Тема: Давно ли изобрели водяное колесо?

Задания:

1) Докажи, что изобретение и использование водяного колеса являлось жизненной необходимостью.

2) Подумай, в чем особенности вертикальных и горизонтальных колес.

3) Опираясь на текст, нарисуй схему работы мельницы с водяным колесом.

18. Тема: Джим

Задания:

1) Подумай, почему Джим сбежал.

2) Как ты думаешь, прав ли был Никита, когда заменил живого друга виртуальным зверьком? Как бы ты поступил(а) на его месте?

3) Запиши все достоинства и недостатки мобильных телефонов. Обсуди с друзьями этот вопрос.

19. Тема: Сбывшееся желание

Задания:

1) Подумай, почему старший брат решил исполнить желание своей сестренки?

2) Представь, что у твоего друга не сбываются желания. Что ты будешь делать? Расскажи.

3) Запиши 10 желаний, которые ты можешь исполнить для своих родных, близких и друзей.

20. Тема: Кукла Женя

Задания:

1) Как ты думаешь, почему кукла Женя начала разговаривать с Настей?

2) Подумай, как бы ты поступил(а) на месте Насти.

3) Найди в тексте строки, в которых заключается основной смысл произведения. Прочитай их. Что ты об этом думаешь?

21. Тема: Спасти человечество

Задания:

1) Подумай, что имел в виду Иван Иванович, когда сказал, что ребята должны спасти человечество.

2) Как ты понимаешь слова «...прикоснуться к красоте можно только сердцем»?

3) Составь памятку «Как сохранить планету Земля».

22. Тема: Куст жасмина

Задания:

1) Как ты оцениваешь поступок маленькой девочки Нюши? Как бы ты поступил(а) на ее месте?

2) Как ты думаешь, почему старушка с таким трепетом относится к цветам жасмина?

3) Вспомни, какие истории своих родных, связанные с войной, знаешь ты. Расскажи их.

С помощью системы учебных заданий по формированию читательской грамотности обучающихся четвертых классов реализуется возможность улучшить навыки работы с текстовым материалом, извлечения максимального количества информации из различных текстов.

Таблица 2

Уровни сформированности читательской грамотности у обучающихся четвертых классов (контрольный этап)

Уровень

Сформированность читательской грамотности

Смысловая целостность высказывания

Лексико-грамматическое оформление высказывания

Самостоятельность выполнения задания

Низкий

20

18,35 %

23

21,10 %

18

16,51 %

Средний

45

41,28 %

33

30,28 %

32

29,36 %

Высокий

44

40,37 %

53

48,62 %

59

54,13 %

На контрольном этапе исследования мы выявили уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся четвертых классов, в процессе обучения литературному чтению которых применялась система учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся. Результаты представлены в табл. 2.

Сравнительный анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что у обучающихся наблюдается повышение уровня сформированности читательской грамотности. Данный факт объясняется внедрением в процесс обучения литературному чтению системы учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности.

Заключение

В процессе применения учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности, обучающиеся проявляют самостоятельность в овладении практическими умениями, а именно умение создавать различные виды познавательно-прикладных и художественных текстов; получение информации из различных источников; поиск и критическая оценка информации из сети Интернет и СМИ; чтение схем, таблиц, рисунков и использование их при подготовке ответов; использование эффективных приемов чтения при работе с текстом.


Библиографическая ссылка

Сарсекеева Ж.Е., Абильдина С.К., Дюсембинова Р.К., Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Копбалина К.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 3. – С. 32-36;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2487 (дата обращения: 06.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674