Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНО-АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ

Зенкова В.А. 1 Кузнецова Н.А. 2
1 ГКУДО «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа»
2 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Соревновательная деятельность играет большую роль в воспитании юных спортсменов. Учебные планы спортивных школ обязательно предусматривают данный вид деятельности. Организация соревнований у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. Организацией, которая проводит соревнования детей с инвалидностью, часто выступает спортивно-адаптивная школа. Она как пестует своих детей, так и приглашает обучающихся из других подобных заведений. Дети при этом могут иметь самые разные проявления ограничений в своем здоровье, но все они, тем не менее, должны быть учтены, должны быть подобраны соответствующие подходы и средства, которые помогут юным спортсменам реализовать свои возможности и потенциал в полной мере. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью организации соревнований для лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в спортивно-адаптивных школах, и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе. Цель исследования – раскрыть методические аспекты организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе. В статье представлены результаты исследования методами анкетирования, наблюдения и анализа собственного практического опыта особенностей организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе. С учетом выявленных особенностей предложены методические рекомендации, призванные помочь в более качественной организации и проведении соревнований по легкой атлетике детей с ограниченными возможностями здоровья.
спортивно-адаптивная школа
соревнования
дети с ограниченными возможностями здоровья
1. Махов А.С. Проблемы организации соревнований в адаптивном спорте и пути их решения // ОНВ. 2012. № 1 (105). С. 184–187.
2. Данилова М.И. Особенности организации адаптивного спорта // Молодой ученый. 2021. № 23 (365). С. 361–363.
3. Адаптивный спорт: учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.А. Шелехов, А.В. Аксенов, А.В. Шевцов, Г.З. Идрисова, Е.Б. Ладыгина, И.Г. Ненахов, Ю.А. Ковалева, И.Г. Крюков, С.С. Матвеева, А.А. Белодедова, Н.В. Никифорова, С.В. Гутников, В.И. Ивлев, А.С. Старченко, В.В. Брежнева; Под ред. С.П. Евсеева; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2022. 160 с.
4. Адаптивный спорт: учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2. / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.А. Шелехов, А.В. Аксенов, А.В. Шевцов, Г.З. Идрисова, Е.Б. Ладыгина, И.Г. Ненахов, Ю.А. Ковалева, И.Г. Крюков, С.С. Матвеева, А.А. Белодедова, Н.В. Никифорова, С.В. Гутников, В.И. Ивлев, А.С. Старченко, В.В. Брежнева; Под ред. С.П. Евсеева; Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2022. 142 с.
5. Евсеев С.П. Адаптивный спорт. Настольная книга тренера. М.: ООО «ПРИНЛЕТО», 2021. 600 с

Важнейшим приоритетом в области развития человеческого потенциала всех людей без исключения выступают адаптивные физическая культура и спорт. Они рассматриваются государством как наиболее эффективное средство реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающее их социальную адаптацию и интеграцию в современном обществе.

Адаптивный спорт – направление работы с людьми, имеющими определенные проблемы в реализации своего физического и функционального потенциала, о котором много говорится и пишется в последнее время. Проявлять толерантность и заботу о людях с ОВЗ сейчас стало модно, это поощряется обществом, и это хорошая тенденция. Большой вклад в создание такой ситуации внесло, конечно, параолимпийское движение, а также пропаганда общегуманистических ценностей в СМИ, воспитательная и просветительская работа с подрастающим поколением, изменившие сознание населения в целом.

Однако организация соревнований в рамках адаптивного спорта представляет определенные трудности, особенно в провинции, так как часто не хватает материально-технических ресурсов, а также методической подготовки тех, кто их проводит, для того, чтобы учесть все нюансы, особенности различных нозологических групп, участвующих в соревновании, в полной мере обеспечить безопасность спортсменов [1, 2].

Цель исследования – раскрыть методические аспекты организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе.

Материалы и методы исследования

Исследование проходило на базе ГКУДО «ОДЮСАШ» в г. Шадринске Курганской области с использованием методов анализа и обобщения педагогической и методической литературы, анализа документации, собственного опыта, наблюдения, анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В своем исследовании авторы рассмотрят методические аспекты организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе на примере соревнований по легкой атлетике. Соревнования по легкой атлетике среди инвалидов по слуху и зрению проводятся в соответствии с Правилами Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), Положениями и Регламентами соревнований. В зону соревнований слепых и глухих, то есть на беговую дорожку или в зоны метаний и прыжков, могут входить только сопровождающие лица, для которых предусмотрена хорошо различимая экипировка – ярко-оранжевая куртка.

Для групп слепых и глухих также существует своя система подачи старта. Например, для старта глухих стартер стоит непосредственно перед спортсменом, находясь в поле зрения всего забега, а для тотально слепых используется помощник, называемый «лидером». В прыжковых видах спорта тотально слепых можно использовать акустическую ориентацию во время разбега. Помощник, подающий звуковой сигнал, отвечает за то, чтобы спортсмен был ориентирован на линии старта, а также направляет его по всей дистанции. В спорте слепых правилами разрешается «лидирование» лицами, не участвующими в забеге; «лидирование» с использованием каких-либо технических средств, утвержденных главной судейской коллегией (ГСК). Тотально слепой спортсмен в единоличных забегах может воспользоваться помощью не более двух помощников, при этом один из них должен оставаться за чертой финиша, а второй – не должен пересекать финишную черту раньше спортсмена [3, 4].

Ежегодно Министерством спорта РФ утверждается Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (составляется для мальчиков и девочек, для каждой возрастной группы в отдельности). На основании утвержденных сроков проведения составляется Региональный календарь (в Курганской области их два): Календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Курганской области; Перечень физкультурных и спортивных мероприятий Курганской области, проводимых при поддержке Управления по физической культуре и спорту Курганской области. На основании утвержденных сроков проведения региональных мероприятий утверждается Календарный план спортивных мероприятий спортивно-адаптивной школы. В этом плане указывается название соревнований, сроки, место их проведения и ответственные за организацию лица.

Рассмотрим систему организации и проведения соревнований в детско-юношеской спортивной школе на примере соревнований по легкой атлетике.

На основании перечня физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Курганской области, проводимых при поддержке управления по физической культуре и спорту Курганской области, а также календарного плана спортивных мероприятий школы на 2022 г. было проведено первенство Курганской области по легкой атлетике среди детей-инвалидов 2001 года рождения и моложе. Организатором соревнований являлась Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа г. Шадринска.

Первенство проводилось с целью популяризации легкой атлетики в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями, спорте глухих, спорте слепых; развития и пропаганды физической культуры и спорта среди детей-инвалидов, проживающих на территории Курганской области.

Планируя эти соревнования, организаторы поставили задачи:

− улучшение физических и функциональных возможностей организма детей-инвалидов;

− включение детей с ОВЗ в систематические занятия физической культурой и спортом;

− содействие развитию и укреплению паралимпийского и сурдлимпийского движения в Курганской области;

− повышение спортивного мастерства;

− определение сильнейших спортсменов для включения в состав сборных команд Курганской области для участия в первенствах, чемпионатах России;

− выполнение спортивных разрядов.

В ходе подготовки к соревнованиям организаторам было необходимо создать комфортные и безопасные условия спортсменам-инвалидам, независимо от их классификации, как в самом месте, где будут проходить соревнования, так и в специализированных помещениях.

Соревнования проводились 15–16 мая 2022 г. в г. Шадринске в МАУ «СК «Торпедо».

Подготовку к первенству области организаторы начали с выбора места проведения состязания, утверждения времени, которое устанавливалось с учетом удобства для приезжих команд. Также место проведения должно было максимально подходить по доступности для спортсменов-инвалидов различных нозологических групп. Следующим действием организаторов была проверка на наличие и пригодность спортивного инвентаря, который требуется для проведения соревнований. После выбора места, проверки инвентаря приступили к организации работы судейской бригады. Затем организаторам было необходимо обеспечить соревнования для инвалидов медицинским персоналом. Причем помощь может быть оказана спортсменам членами группы официального медицинского персонала, который назначается организационным комитетом, в зоне соревнования или в отведенных местах для медицинского обслуживания.

Одно из самых важных условий, на которое организаторы соревнований должны обращать внимание, заключается в том, что вмешательство медицинского персонала не должно затягивать проведение соревнований или изменять порядок выполнения попыток спортсменом. Организаторы должны контролировать то, что спортсмены с ограниченными возможностями здоровья делятся на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными ассоциациями.

Следующим шагом в подготовке к соревнованиям была разработка положения о соревнованиях и составление программы. В положении были указаны нозологические группы, пол, возраст в соответствии состава выбранному виду легкой атлетики. Готовое положение согласовывалось с директором «СК «Торпедо» и директором ГКУДО «ОДЮСАШ», затем утверждалось начальником Управления по физической культуре и спорту в Курганской области. После того, как положение утвердили, организаторы отправили его представителям команд.

В день соревнований была проведена мандатная комиссия, цель которой заключается в проверке соответствия классификации участников и документов, представленных командами. Отметим, что членов мандатной комиссии назначает главный судья соревнований.

В нашей практике по организации соревнований возникало много спорных вопросов именно во время состязаний, из-за этого приходилось останавливать работу судей, главного судьи и главного секретаря, что задерживало программу соревнований. Поэтому в этот раз решили провести судейскую коллегию вместе с представителями команд. На этой судейской коллегии были обозначены некоторые моменты, которые хотелось бы донести до тренеров. Важно, что судья на любом участке дистанции имеет право снять спортсмена с соревнований, если, например, была оказана внешняя помощь спортсмену, при несоответствии экипировки, при нарушении правил соревнований, отсутствии медицинского допуска и т.д.

Также на судейской коллегии были обговорены вопросы о протестах и времени, в течение которого они могут быть приняты. Представителям команд был объяснен алгоритм подачи протеста заранее, чтобы не отвлекать от работы судей и секретарей. Протест о несогласии с предварительным результатом подается только представителем команды не позднее чем через час после опубликования предварительного результата. Протест, связанный с допуском или недопуском участника к соревнованиям, подается не позднее одного часа после опубликования стартового протокола и должен быть рассмотрен до начала старта.

Протест пишется на имя Главного судьи с обязательным указанием пунктов правил и положения, которые протестующий считает нарушенными, и подается секретарю. Решение по протесту принимает Главный судья не позднее чем через 24 ч с момента подачи.

По окончании соревнований авторами было проведено анкетирование об удовлетворенности прошедшими соревнованиями. В анкетировании приняли участие по одному спортсмену и представители команд детско-юношеских спортивно-адаптивных школ Курганской области. Всего было опрошено 22 чел. Участникам соревнований и их тренерам предлагалось ответить на вопросы «да» или «нет» в анкете, состоящей из пяти вопросов.

В результате анкетирования было выявлено, что проведенное спортивное мероприятие вызвало положительные эмоции как у представителей команд, так и у самих участников. Об этом говорит то, что 100 % участников анкетирования отметили, что спортивное мероприятие им, безусловно, понравилось. На вопрос, касающийся работы судей и секретарей, 21 (95,5 %) чел. ответили, что они полностью удовлетворены работой организаторов; 1 чел. (4,5 %) высказал отрицательное мнение. Отрицательный отзыв организаторы получили за то, что секретарь на 8 минут позже составил финальные протоколы. Секретарям было сделано устное замечание, работа была налажена в кратчайшие сроки, больше таких ситуаций не возникало. Также авторы получили положительные ответы от всех участников анкетирования по организации программы соревнований.

По спорным моментам в достоверности результатов спортсменов один человек из опрошенных ответил, что не согласен с судьями, но, так как от представителей команд не поступало никаких протестов, а анкетирование проходило анонимно, авторы не смогут указать, какой именно спортсмен или представитель команды усомнился в компетентности судей. Что касается церемонии открытия и закрытия, 100 % опрошенных дали ответы, которые говорят, что все участники анкетирования довольны уровнем и качеством церемоний. Из этого авторы сделали заключение о том, что проведенное мероприятие имело успех как у самих спортсменов, так и у представителей команд.

Организаторами был сделан вывод о том, что для повышения уровня соревнований и увеличения количества участников на объекте, где проходят соревнования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, просто необходимо создавать комфортные и безопасные условия, не только в месте самих состязаний, но и в специализированных помещениях.

Раздевальные помещения должны быть оборудованы замками и шкафчиками с четкими рельефными номерами, считывающимися визуально и с помощью осязания. Санитарно-бытовые помещения также должны быть доступными: двери с задвижками яркого цвета, выделяющимися на двери, удобные раковины, унитазы, душевые и т.д.

Для того чтобы соревнования прошли качественно и решили все поставленные задачи, необходимо методически грамотно подходить к их организации. Поэтому авторы в своем исследовании попытаются сформулировать методические рекомендации по их организации и проведению, основываясь на изучении методической литературы и собственном практическом опыте непосредственного участия в подобной работе. Организация и проведение комплексного спортивного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о том или ином мероприятии или соревновании, утверждаемым его организаторами [5].

В целом при организации соревнований по легкой атлетике (независимо от их ранга) среди людей с ОВЗ необходимо выполнить следующие методические рекомендации:

− важно, чтобы спортивное сооружение было доступно для всех групп людей, независимо от того, какие ограничения здоровья они имеют, в том числе связанные с маломобильностью;

− своевременно предоставить необходимый специальный спортивный инвентарь;

− обеспечить такие условия, при которых участники соревнований могут показать свои максимальные результаты;

− способствовать тому, чтобы состоялся настоящий спортивный праздник, имеющий пропагандистско-воспитательное значение;

− обеспечить своевременное информирование о предстоящем спортивном мероприятии, а также его ходе и результатах;

− уделить особое внимание обеспечению порядка и безопасности при проведении соревнований;

− обеспечить современный уровень организации соревнований, для этого снабдить судей разнообразными техническими средствами измерения и демонстрации результатов спортсменов.

Заключение

Основываясь на собственном практическом опыте, авторы проанализировали систему организации и проведения соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе (на примере соревнований по легкой атлетике), а также сформулировали некоторые методические рекомендации, которые должны помочь улучшить ее.

На основе календаря соревнований выполняется разработка положения о проведении спортивного мероприятия, которое утверждается его организаторами. В соответствии с этим положением (регламентом) начинается работа по организации мероприятия. Положение отправляют представителям участников или команд, в нем рассказываются все требования и нюансы проводимых соревнований. При организации соревнований важно проконтролировать, чтобы спортивный инвентарь, разметка соответствовали установленным правилам.

В целом при организации соревнований среди людей с ОВЗ важно, чтобы спортивное сооружение было доступно для всех групп людей, независимо от того, какие ограничения здоровья они имеют, в том числе связанные с маломобильностью; обеспечить такие условия, при которых участники соревнований могут показать свои максимальные результаты; способствовать тому, чтобы состоялся настоящий спортивный праздник, имеющий пропагандистско-воспитательное значение; обеспечить своевременное информирование о предстоящем спортивном мероприятии, а также его ходе и результатах; уделить особое внимание обеспечению порядка и безопасности при проведении соревнований.


Библиографическая ссылка

Зенкова В.А., Кузнецова Н.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНО-АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 3. – С. 17-21;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2484 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674