Важнейшим приоритетом в области развития человеческого потенциала всех людей без исключения выступают адаптивные физическая культура и спорт. Они рассматриваются государством как наиболее эффективное средство реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающее их социальную адаптацию и интеграцию в современном обществе.
Адаптивный спорт – направление работы с людьми, имеющими определенные проблемы в реализации своего физического и функционального потенциала, о котором много говорится и пишется в последнее время. Проявлять толерантность и заботу о людях с ОВЗ сейчас стало модно, это поощряется обществом, и это хорошая тенденция. Большой вклад в создание такой ситуации внесло, конечно, параолимпийское движение, а также пропаганда общегуманистических ценностей в СМИ, воспитательная и просветительская работа с подрастающим поколением, изменившие сознание населения в целом.
Однако организация соревнований в рамках адаптивного спорта представляет определенные трудности, особенно в провинции, так как часто не хватает материально-технических ресурсов, а также методической подготовки тех, кто их проводит, для того, чтобы учесть все нюансы, особенности различных нозологических групп, участвующих в соревновании, в полной мере обеспечить безопасность спортсменов [1, 2].
Цель исследования – раскрыть методические аспекты организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе.
Материалы и методы исследования
Исследование проходило на базе ГКУДО «ОДЮСАШ» в г. Шадринске Курганской области с использованием методов анализа и обобщения педагогической и методической литературы, анализа документации, собственного опыта, наблюдения, анкетирования.
Результаты исследования и их обсуждение
В своем исследовании авторы рассмотрят методические аспекты организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе на примере соревнований по легкой атлетике. Соревнования по легкой атлетике среди инвалидов по слуху и зрению проводятся в соответствии с Правилами Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), Положениями и Регламентами соревнований. В зону соревнований слепых и глухих, то есть на беговую дорожку или в зоны метаний и прыжков, могут входить только сопровождающие лица, для которых предусмотрена хорошо различимая экипировка – ярко-оранжевая куртка.
Для групп слепых и глухих также существует своя система подачи старта. Например, для старта глухих стартер стоит непосредственно перед спортсменом, находясь в поле зрения всего забега, а для тотально слепых используется помощник, называемый «лидером». В прыжковых видах спорта тотально слепых можно использовать акустическую ориентацию во время разбега. Помощник, подающий звуковой сигнал, отвечает за то, чтобы спортсмен был ориентирован на линии старта, а также направляет его по всей дистанции. В спорте слепых правилами разрешается «лидирование» лицами, не участвующими в забеге; «лидирование» с использованием каких-либо технических средств, утвержденных главной судейской коллегией (ГСК). Тотально слепой спортсмен в единоличных забегах может воспользоваться помощью не более двух помощников, при этом один из них должен оставаться за чертой финиша, а второй – не должен пересекать финишную черту раньше спортсмена [3, 4].
Ежегодно Министерством спорта РФ утверждается Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (составляется для мальчиков и девочек, для каждой возрастной группы в отдельности). На основании утвержденных сроков проведения составляется Региональный календарь (в Курганской области их два): Календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Курганской области; Перечень физкультурных и спортивных мероприятий Курганской области, проводимых при поддержке Управления по физической культуре и спорту Курганской области. На основании утвержденных сроков проведения региональных мероприятий утверждается Календарный план спортивных мероприятий спортивно-адаптивной школы. В этом плане указывается название соревнований, сроки, место их проведения и ответственные за организацию лица.
Рассмотрим систему организации и проведения соревнований в детско-юношеской спортивной школе на примере соревнований по легкой атлетике.
На основании перечня физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Курганской области, проводимых при поддержке управления по физической культуре и спорту Курганской области, а также календарного плана спортивных мероприятий школы на 2022 г. было проведено первенство Курганской области по легкой атлетике среди детей-инвалидов 2001 года рождения и моложе. Организатором соревнований являлась Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа г. Шадринска.
Первенство проводилось с целью популяризации легкой атлетики в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями, спорте глухих, спорте слепых; развития и пропаганды физической культуры и спорта среди детей-инвалидов, проживающих на территории Курганской области.
Планируя эти соревнования, организаторы поставили задачи:
− улучшение физических и функциональных возможностей организма детей-инвалидов;
− включение детей с ОВЗ в систематические занятия физической культурой и спортом;
− содействие развитию и укреплению паралимпийского и сурдлимпийского движения в Курганской области;
− повышение спортивного мастерства;
− определение сильнейших спортсменов для включения в состав сборных команд Курганской области для участия в первенствах, чемпионатах России;
− выполнение спортивных разрядов.
В ходе подготовки к соревнованиям организаторам было необходимо создать комфортные и безопасные условия спортсменам-инвалидам, независимо от их классификации, как в самом месте, где будут проходить соревнования, так и в специализированных помещениях.
Соревнования проводились 15–16 мая 2022 г. в г. Шадринске в МАУ «СК «Торпедо».
Подготовку к первенству области организаторы начали с выбора места проведения состязания, утверждения времени, которое устанавливалось с учетом удобства для приезжих команд. Также место проведения должно было максимально подходить по доступности для спортсменов-инвалидов различных нозологических групп. Следующим действием организаторов была проверка на наличие и пригодность спортивного инвентаря, который требуется для проведения соревнований. После выбора места, проверки инвентаря приступили к организации работы судейской бригады. Затем организаторам было необходимо обеспечить соревнования для инвалидов медицинским персоналом. Причем помощь может быть оказана спортсменам членами группы официального медицинского персонала, который назначается организационным комитетом, в зоне соревнования или в отведенных местах для медицинского обслуживания.
Одно из самых важных условий, на которое организаторы соревнований должны обращать внимание, заключается в том, что вмешательство медицинского персонала не должно затягивать проведение соревнований или изменять порядок выполнения попыток спортсменом. Организаторы должны контролировать то, что спортсмены с ограниченными возможностями здоровья делятся на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными ассоциациями.
Следующим шагом в подготовке к соревнованиям была разработка положения о соревнованиях и составление программы. В положении были указаны нозологические группы, пол, возраст в соответствии состава выбранному виду легкой атлетики. Готовое положение согласовывалось с директором «СК «Торпедо» и директором ГКУДО «ОДЮСАШ», затем утверждалось начальником Управления по физической культуре и спорту в Курганской области. После того, как положение утвердили, организаторы отправили его представителям команд.
В день соревнований была проведена мандатная комиссия, цель которой заключается в проверке соответствия классификации участников и документов, представленных командами. Отметим, что членов мандатной комиссии назначает главный судья соревнований.
В нашей практике по организации соревнований возникало много спорных вопросов именно во время состязаний, из-за этого приходилось останавливать работу судей, главного судьи и главного секретаря, что задерживало программу соревнований. Поэтому в этот раз решили провести судейскую коллегию вместе с представителями команд. На этой судейской коллегии были обозначены некоторые моменты, которые хотелось бы донести до тренеров. Важно, что судья на любом участке дистанции имеет право снять спортсмена с соревнований, если, например, была оказана внешняя помощь спортсмену, при несоответствии экипировки, при нарушении правил соревнований, отсутствии медицинского допуска и т.д.
Также на судейской коллегии были обговорены вопросы о протестах и времени, в течение которого они могут быть приняты. Представителям команд был объяснен алгоритм подачи протеста заранее, чтобы не отвлекать от работы судей и секретарей. Протест о несогласии с предварительным результатом подается только представителем команды не позднее чем через час после опубликования предварительного результата. Протест, связанный с допуском или недопуском участника к соревнованиям, подается не позднее одного часа после опубликования стартового протокола и должен быть рассмотрен до начала старта.
Протест пишется на имя Главного судьи с обязательным указанием пунктов правил и положения, которые протестующий считает нарушенными, и подается секретарю. Решение по протесту принимает Главный судья не позднее чем через 24 ч с момента подачи.
По окончании соревнований авторами было проведено анкетирование об удовлетворенности прошедшими соревнованиями. В анкетировании приняли участие по одному спортсмену и представители команд детско-юношеских спортивно-адаптивных школ Курганской области. Всего было опрошено 22 чел. Участникам соревнований и их тренерам предлагалось ответить на вопросы «да» или «нет» в анкете, состоящей из пяти вопросов.
В результате анкетирования было выявлено, что проведенное спортивное мероприятие вызвало положительные эмоции как у представителей команд, так и у самих участников. Об этом говорит то, что 100 % участников анкетирования отметили, что спортивное мероприятие им, безусловно, понравилось. На вопрос, касающийся работы судей и секретарей, 21 (95,5 %) чел. ответили, что они полностью удовлетворены работой организаторов; 1 чел. (4,5 %) высказал отрицательное мнение. Отрицательный отзыв организаторы получили за то, что секретарь на 8 минут позже составил финальные протоколы. Секретарям было сделано устное замечание, работа была налажена в кратчайшие сроки, больше таких ситуаций не возникало. Также авторы получили положительные ответы от всех участников анкетирования по организации программы соревнований.
По спорным моментам в достоверности результатов спортсменов один человек из опрошенных ответил, что не согласен с судьями, но, так как от представителей команд не поступало никаких протестов, а анкетирование проходило анонимно, авторы не смогут указать, какой именно спортсмен или представитель команды усомнился в компетентности судей. Что касается церемонии открытия и закрытия, 100 % опрошенных дали ответы, которые говорят, что все участники анкетирования довольны уровнем и качеством церемоний. Из этого авторы сделали заключение о том, что проведенное мероприятие имело успех как у самих спортсменов, так и у представителей команд.
Организаторами был сделан вывод о том, что для повышения уровня соревнований и увеличения количества участников на объекте, где проходят соревнования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, просто необходимо создавать комфортные и безопасные условия, не только в месте самих состязаний, но и в специализированных помещениях.
Раздевальные помещения должны быть оборудованы замками и шкафчиками с четкими рельефными номерами, считывающимися визуально и с помощью осязания. Санитарно-бытовые помещения также должны быть доступными: двери с задвижками яркого цвета, выделяющимися на двери, удобные раковины, унитазы, душевые и т.д.
Для того чтобы соревнования прошли качественно и решили все поставленные задачи, необходимо методически грамотно подходить к их организации. Поэтому авторы в своем исследовании попытаются сформулировать методические рекомендации по их организации и проведению, основываясь на изучении методической литературы и собственном практическом опыте непосредственного участия в подобной работе. Организация и проведение комплексного спортивного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о том или ином мероприятии или соревновании, утверждаемым его организаторами [5].
В целом при организации соревнований по легкой атлетике (независимо от их ранга) среди людей с ОВЗ необходимо выполнить следующие методические рекомендации:
− важно, чтобы спортивное сооружение было доступно для всех групп людей, независимо от того, какие ограничения здоровья они имеют, в том числе связанные с маломобильностью;
− своевременно предоставить необходимый специальный спортивный инвентарь;
− обеспечить такие условия, при которых участники соревнований могут показать свои максимальные результаты;
− способствовать тому, чтобы состоялся настоящий спортивный праздник, имеющий пропагандистско-воспитательное значение;
− обеспечить своевременное информирование о предстоящем спортивном мероприятии, а также его ходе и результатах;
− уделить особое внимание обеспечению порядка и безопасности при проведении соревнований;
− обеспечить современный уровень организации соревнований, для этого снабдить судей разнообразными техническими средствами измерения и демонстрации результатов спортсменов.
Заключение
Основываясь на собственном практическом опыте, авторы проанализировали систему организации и проведения соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе (на примере соревнований по легкой атлетике), а также сформулировали некоторые методические рекомендации, которые должны помочь улучшить ее.
На основе календаря соревнований выполняется разработка положения о проведении спортивного мероприятия, которое утверждается его организаторами. В соответствии с этим положением (регламентом) начинается работа по организации мероприятия. Положение отправляют представителям участников или команд, в нем рассказываются все требования и нюансы проводимых соревнований. При организации соревнований важно проконтролировать, чтобы спортивный инвентарь, разметка соответствовали установленным правилам.
В целом при организации соревнований среди людей с ОВЗ важно, чтобы спортивное сооружение было доступно для всех групп людей, независимо от того, какие ограничения здоровья они имеют, в том числе связанные с маломобильностью; обеспечить такие условия, при которых участники соревнований могут показать свои максимальные результаты; способствовать тому, чтобы состоялся настоящий спортивный праздник, имеющий пропагандистско-воспитательное значение; обеспечить своевременное информирование о предстоящем спортивном мероприятии, а также его ходе и результатах; уделить особое внимание обеспечению порядка и безопасности при проведении соревнований.
Библиографическая ссылка
Зенкова В.А., Кузнецова Н.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНО-АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 3. – С. 17-21;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2484 (дата обращения: 23.11.2024).