Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF COMPETITIONS IN THE CHILDREN’S AND YOUTH SPORTS ADAPTIVE SCHOOL

Zenkova V.A. 1 Kuznetsova N.A. 2
1 Regional children’s and youth sports and adaptive school
2 Shadrinsk State Pedagogical University
Competitive activity plays an important role in the education of young athletes. The curricula of sports schools necessarily provide for this type of activity. The organization of competitions for children with disabilities has its own specifics, therefore it is important to approach the issues of organizing and holding competitions in sports-adaptive schools methodically competently. The organization conducting the competitions, especially if they are held among groups of children with various health disorders, it is necessary to foresee and be able to calculate a lot of unusual situations that may arise, and quickly find the right solutions. In this regard, there is a contradiction between the need to organize competitions for people with disabilities engaged in sports-adaptive schools, and the lack of elaboration of this issue in the methodological literature. The purpose of the study: to reveal the methodological aspects of the organization of competitions in the children’s and youth sports adaptive school. The article presents the results of the research using the methods of questioning, observation and analysis of their own practical experience of the peculiarities of the organization of competitions in a children’s and youth sports adaptive school. Taking into account the identified features, methodological recommendations are proposed to help in better organizing and conducting athletics competitions for children with disabilities.
sports-adaptive school
competitions
children with disabilities

Важнейшим приоритетом в области развития человеческого потенциала всех людей без исключения выступают адаптивные физическая культура и спорт. Они рассматриваются государством как наиболее эффективное средство реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающее их социальную адаптацию и интеграцию в современном обществе.

Адаптивный спорт – направление работы с людьми, имеющими определенные проблемы в реализации своего физического и функционального потенциала, о котором много говорится и пишется в последнее время. Проявлять толерантность и заботу о людях с ОВЗ сейчас стало модно, это поощряется обществом, и это хорошая тенденция. Большой вклад в создание такой ситуации внесло, конечно, параолимпийское движение, а также пропаганда общегуманистических ценностей в СМИ, воспитательная и просветительская работа с подрастающим поколением, изменившие сознание населения в целом.

Однако организация соревнований в рамках адаптивного спорта представляет определенные трудности, особенно в провинции, так как часто не хватает материально-технических ресурсов, а также методической подготовки тех, кто их проводит, для того, чтобы учесть все нюансы, особенности различных нозологических групп, участвующих в соревновании, в полной мере обеспечить безопасность спортсменов [1, 2].

Цель исследования – раскрыть методические аспекты организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе.

Материалы и методы исследования

Исследование проходило на базе ГКУДО «ОДЮСАШ» в г. Шадринске Курганской области с использованием методов анализа и обобщения педагогической и методической литературы, анализа документации, собственного опыта, наблюдения, анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В своем исследовании авторы рассмотрят методические аспекты организации соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе на примере соревнований по легкой атлетике. Соревнования по легкой атлетике среди инвалидов по слуху и зрению проводятся в соответствии с Правилами Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), Положениями и Регламентами соревнований. В зону соревнований слепых и глухих, то есть на беговую дорожку или в зоны метаний и прыжков, могут входить только сопровождающие лица, для которых предусмотрена хорошо различимая экипировка – ярко-оранжевая куртка.

Для групп слепых и глухих также существует своя система подачи старта. Например, для старта глухих стартер стоит непосредственно перед спортсменом, находясь в поле зрения всего забега, а для тотально слепых используется помощник, называемый «лидером». В прыжковых видах спорта тотально слепых можно использовать акустическую ориентацию во время разбега. Помощник, подающий звуковой сигнал, отвечает за то, чтобы спортсмен был ориентирован на линии старта, а также направляет его по всей дистанции. В спорте слепых правилами разрешается «лидирование» лицами, не участвующими в забеге; «лидирование» с использованием каких-либо технических средств, утвержденных главной судейской коллегией (ГСК). Тотально слепой спортсмен в единоличных забегах может воспользоваться помощью не более двух помощников, при этом один из них должен оставаться за чертой финиша, а второй – не должен пересекать финишную черту раньше спортсмена [3, 4].

Ежегодно Министерством спорта РФ утверждается Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (составляется для мальчиков и девочек, для каждой возрастной группы в отдельности). На основании утвержденных сроков проведения составляется Региональный календарь (в Курганской области их два): Календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Курганской области; Перечень физкультурных и спортивных мероприятий Курганской области, проводимых при поддержке Управления по физической культуре и спорту Курганской области. На основании утвержденных сроков проведения региональных мероприятий утверждается Календарный план спортивных мероприятий спортивно-адаптивной школы. В этом плане указывается название соревнований, сроки, место их проведения и ответственные за организацию лица.

Рассмотрим систему организации и проведения соревнований в детско-юношеской спортивной школе на примере соревнований по легкой атлетике.

На основании перечня физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Курганской области, проводимых при поддержке управления по физической культуре и спорту Курганской области, а также календарного плана спортивных мероприятий школы на 2022 г. было проведено первенство Курганской области по легкой атлетике среди детей-инвалидов 2001 года рождения и моложе. Организатором соревнований являлась Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа г. Шадринска.

Первенство проводилось с целью популяризации легкой атлетики в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями, спорте глухих, спорте слепых; развития и пропаганды физической культуры и спорта среди детей-инвалидов, проживающих на территории Курганской области.

Планируя эти соревнования, организаторы поставили задачи:

− улучшение физических и функциональных возможностей организма детей-инвалидов;

− включение детей с ОВЗ в систематические занятия физической культурой и спортом;

− содействие развитию и укреплению паралимпийского и сурдлимпийского движения в Курганской области;

− повышение спортивного мастерства;

− определение сильнейших спортсменов для включения в состав сборных команд Курганской области для участия в первенствах, чемпионатах России;

− выполнение спортивных разрядов.

В ходе подготовки к соревнованиям организаторам было необходимо создать комфортные и безопасные условия спортсменам-инвалидам, независимо от их классификации, как в самом месте, где будут проходить соревнования, так и в специализированных помещениях.

Соревнования проводились 15–16 мая 2022 г. в г. Шадринске в МАУ «СК «Торпедо».

Подготовку к первенству области организаторы начали с выбора места проведения состязания, утверждения времени, которое устанавливалось с учетом удобства для приезжих команд. Также место проведения должно было максимально подходить по доступности для спортсменов-инвалидов различных нозологических групп. Следующим действием организаторов была проверка на наличие и пригодность спортивного инвентаря, который требуется для проведения соревнований. После выбора места, проверки инвентаря приступили к организации работы судейской бригады. Затем организаторам было необходимо обеспечить соревнования для инвалидов медицинским персоналом. Причем помощь может быть оказана спортсменам членами группы официального медицинского персонала, который назначается организационным комитетом, в зоне соревнования или в отведенных местах для медицинского обслуживания.

Одно из самых важных условий, на которое организаторы соревнований должны обращать внимание, заключается в том, что вмешательство медицинского персонала не должно затягивать проведение соревнований или изменять порядок выполнения попыток спортсменом. Организаторы должны контролировать то, что спортсмены с ограниченными возможностями здоровья делятся на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными ассоциациями.

Следующим шагом в подготовке к соревнованиям была разработка положения о соревнованиях и составление программы. В положении были указаны нозологические группы, пол, возраст в соответствии состава выбранному виду легкой атлетики. Готовое положение согласовывалось с директором «СК «Торпедо» и директором ГКУДО «ОДЮСАШ», затем утверждалось начальником Управления по физической культуре и спорту в Курганской области. После того, как положение утвердили, организаторы отправили его представителям команд.

В день соревнований была проведена мандатная комиссия, цель которой заключается в проверке соответствия классификации участников и документов, представленных командами. Отметим, что членов мандатной комиссии назначает главный судья соревнований.

В нашей практике по организации соревнований возникало много спорных вопросов именно во время состязаний, из-за этого приходилось останавливать работу судей, главного судьи и главного секретаря, что задерживало программу соревнований. Поэтому в этот раз решили провести судейскую коллегию вместе с представителями команд. На этой судейской коллегии были обозначены некоторые моменты, которые хотелось бы донести до тренеров. Важно, что судья на любом участке дистанции имеет право снять спортсмена с соревнований, если, например, была оказана внешняя помощь спортсмену, при несоответствии экипировки, при нарушении правил соревнований, отсутствии медицинского допуска и т.д.

Также на судейской коллегии были обговорены вопросы о протестах и времени, в течение которого они могут быть приняты. Представителям команд был объяснен алгоритм подачи протеста заранее, чтобы не отвлекать от работы судей и секретарей. Протест о несогласии с предварительным результатом подается только представителем команды не позднее чем через час после опубликования предварительного результата. Протест, связанный с допуском или недопуском участника к соревнованиям, подается не позднее одного часа после опубликования стартового протокола и должен быть рассмотрен до начала старта.

Протест пишется на имя Главного судьи с обязательным указанием пунктов правил и положения, которые протестующий считает нарушенными, и подается секретарю. Решение по протесту принимает Главный судья не позднее чем через 24 ч с момента подачи.

По окончании соревнований авторами было проведено анкетирование об удовлетворенности прошедшими соревнованиями. В анкетировании приняли участие по одному спортсмену и представители команд детско-юношеских спортивно-адаптивных школ Курганской области. Всего было опрошено 22 чел. Участникам соревнований и их тренерам предлагалось ответить на вопросы «да» или «нет» в анкете, состоящей из пяти вопросов.

В результате анкетирования было выявлено, что проведенное спортивное мероприятие вызвало положительные эмоции как у представителей команд, так и у самих участников. Об этом говорит то, что 100 % участников анкетирования отметили, что спортивное мероприятие им, безусловно, понравилось. На вопрос, касающийся работы судей и секретарей, 21 (95,5 %) чел. ответили, что они полностью удовлетворены работой организаторов; 1 чел. (4,5 %) высказал отрицательное мнение. Отрицательный отзыв организаторы получили за то, что секретарь на 8 минут позже составил финальные протоколы. Секретарям было сделано устное замечание, работа была налажена в кратчайшие сроки, больше таких ситуаций не возникало. Также авторы получили положительные ответы от всех участников анкетирования по организации программы соревнований.

По спорным моментам в достоверности результатов спортсменов один человек из опрошенных ответил, что не согласен с судьями, но, так как от представителей команд не поступало никаких протестов, а анкетирование проходило анонимно, авторы не смогут указать, какой именно спортсмен или представитель команды усомнился в компетентности судей. Что касается церемонии открытия и закрытия, 100 % опрошенных дали ответы, которые говорят, что все участники анкетирования довольны уровнем и качеством церемоний. Из этого авторы сделали заключение о том, что проведенное мероприятие имело успех как у самих спортсменов, так и у представителей команд.

Организаторами был сделан вывод о том, что для повышения уровня соревнований и увеличения количества участников на объекте, где проходят соревнования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, просто необходимо создавать комфортные и безопасные условия, не только в месте самих состязаний, но и в специализированных помещениях.

Раздевальные помещения должны быть оборудованы замками и шкафчиками с четкими рельефными номерами, считывающимися визуально и с помощью осязания. Санитарно-бытовые помещения также должны быть доступными: двери с задвижками яркого цвета, выделяющимися на двери, удобные раковины, унитазы, душевые и т.д.

Для того чтобы соревнования прошли качественно и решили все поставленные задачи, необходимо методически грамотно подходить к их организации. Поэтому авторы в своем исследовании попытаются сформулировать методические рекомендации по их организации и проведению, основываясь на изучении методической литературы и собственном практическом опыте непосредственного участия в подобной работе. Организация и проведение комплексного спортивного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о том или ином мероприятии или соревновании, утверждаемым его организаторами [5].

В целом при организации соревнований по легкой атлетике (независимо от их ранга) среди людей с ОВЗ необходимо выполнить следующие методические рекомендации:

− важно, чтобы спортивное сооружение было доступно для всех групп людей, независимо от того, какие ограничения здоровья они имеют, в том числе связанные с маломобильностью;

− своевременно предоставить необходимый специальный спортивный инвентарь;

− обеспечить такие условия, при которых участники соревнований могут показать свои максимальные результаты;

− способствовать тому, чтобы состоялся настоящий спортивный праздник, имеющий пропагандистско-воспитательное значение;

− обеспечить своевременное информирование о предстоящем спортивном мероприятии, а также его ходе и результатах;

− уделить особое внимание обеспечению порядка и безопасности при проведении соревнований;

− обеспечить современный уровень организации соревнований, для этого снабдить судей разнообразными техническими средствами измерения и демонстрации результатов спортсменов.

Заключение

Основываясь на собственном практическом опыте, авторы проанализировали систему организации и проведения соревнований в детско-юношеской спортивно-адаптивной школе (на примере соревнований по легкой атлетике), а также сформулировали некоторые методические рекомендации, которые должны помочь улучшить ее.

На основе календаря соревнований выполняется разработка положения о проведении спортивного мероприятия, которое утверждается его организаторами. В соответствии с этим положением (регламентом) начинается работа по организации мероприятия. Положение отправляют представителям участников или команд, в нем рассказываются все требования и нюансы проводимых соревнований. При организации соревнований важно проконтролировать, чтобы спортивный инвентарь, разметка соответствовали установленным правилам.

В целом при организации соревнований среди людей с ОВЗ важно, чтобы спортивное сооружение было доступно для всех групп людей, независимо от того, какие ограничения здоровья они имеют, в том числе связанные с маломобильностью; обеспечить такие условия, при которых участники соревнований могут показать свои максимальные результаты; способствовать тому, чтобы состоялся настоящий спортивный праздник, имеющий пропагандистско-воспитательное значение; обеспечить своевременное информирование о предстоящем спортивном мероприятии, а также его ходе и результатах; уделить особое внимание обеспечению порядка и безопасности при проведении соревнований.