Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Карпеченко А.С. 1
1 Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Статья посвящена осмыслению подходов к формированию правовой компетентности будущих воспитателей. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования предписывает образовательной организации в обязательном порядке формировать общепрофессиональную компетенцию, связанную со способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. В этом контексте правовая компетентность будущего воспитателя рассматривается как свойство, качество личности, являющееся составной частью профессиональной компетентности, проявляющееся в конкретных компетенциях в области правовых отношений в сфере образования, демонстрируемое в учебной или профессиональной деятельности через совокупность правовых знаний, умений, навыков, эмоций, чувств, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых убеждений, ценностных ориентаций и правовых установок личности. В исследовании приведены различные варианты структуры правовой компетентности и принципы ее формирования. В рамках данной работы подвергнуты анализу различные приемы, методы и способы формирования правовой компетентности, осмысление сущности которых позволило сделать вывод о высокой степени значимости задачного подхода и, в частности, практико-направленных профессионально ориентированных правовых задач в формировании правой компетентности будущих воспитателей. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих воспитателей в системе среднего профессионального и высшего образования.
практико-направленные профессионально ориентированные правовые задачи
правовая компетентность будущих воспитателей
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqxjK_xqrzXt9W_qeqZArb1tcalo_yf8-aowbnJtcvygADzs-CA45PhnOGL8pjwn7XksvC9xL7Kjue0lRrwiuGN6Lfptun1 (дата обращения: 09.01.2023).
2. Воронцова Н.Л. Формирование правовой компетентности участников образовательных отношений // Образование и право. 2021. № 2. С. 326-330.
3. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 24 (157). С. 13-19.
4. Муслумов Р.Р. Диагностика правовой компетентности студентов // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2(3). С. 12-18.
5. Чудинов О.Р. К понятию «Правовая компетентность инженера» // Технологос. 2012. № 6. C. 93-105.
6. Попов Е.А. Правовая компетентность будущих социологов // Социодинамика. 2019. № 11. C. 58-64.
7. Кузнецова Н.О. Правовая компетентность специалистов по рекламе и связям с общественностью // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24, № 4. С. 54-59.
8. Чудинов О.Р. Формирование вероятности компетентности студентов технического вуза // Технологос. 2013. C. 107-115.
9. Коротун А.В. Педагогические условия реализации модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. C. 95-101.
10. Макарова Л.Н., Незнанова Л.А. Характеристика уровня сформированности правовой компетености будущего социального работника // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18, № 39. С. 44-53.
11. Честнихина А.Д. Пути и способы формирования правовой компетентности студентов, обучающихся на медицинских специальностях // МНКО. 2022. №6 (97). C. 145-146.
12. Куршиева Б.М., Хачароева А.Х. Проблемы формирования гражданско-правовой компетентности школьников // МНКО. 2016. №2 (57).С. 182-184.
13. Жигулин А. А. Правовая компетентность студента профессионального колледжа: особенности развития // Вестник ТГУ. 2010. № 3. C. 163-166.
14. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. C. 53-56.
15. Максимова Ж. С. Формирование правовой компетентности бакалавров педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. C. 54-58.
16. Короткова Г.В., Верховцев А.А. Проблема формирования профессионально-правовой компетентности студентов // ТППП АПК. 2017. № 3 (17). C. 89-64.
17. Микаилов Д.А. Особенности формирования правовой компетентности в образовательной среде вуза // МНКО. 2016. № 6 (61). C. 192-194.
18. Валеева Н.Ш., Иралин М.Б., Асылгареева Д.Д. Проблемы развития социально-правовой компетентности специалиста социальной работы в системе повышения квалификации // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. C. 162-171.
19. Ендовицкая Е.А, Попова Т.В. Педагогические условия формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в дополнительном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. C. 130-133.
20. Муртазалиев А.М., Мирзаев М.А. Правовая компетентсноть будущего педагога // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. C. 13-17.
21. Кузнеченкова Г.Б. Формирование правовой культуры будущих педагогов в процессе обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-3. C. 134-136.
22. Махашева Я.А. Эффективные методы и методические приемы в правовой подготовке будущих педагогов // МНКО. 2022. № 6 (97). C. 331-332.
23. Азизова В.Т. К вопросу о правовой компетентности работников образования // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 4-2(11). С. 236-237.
24. Воронцова Н.Л. Формирование правовой компетентности участников образовательных отношений // Образование и право. 2021. № 2. C. 326-330.
25. Ничагина А.В. Содержание понятия «нормативно-правовая компетентность учителя» // ЧиО. 2018. № 2 (55). C. 170-175.
26. Бабаева А.Д., Бабаев М.Д. Модель формирования правовой компетентности будущего учителя // МНКО. 2020. № 3 (82). C. 68-71.
27. Бекишиева С.Р. Правовая компетентность педагога как предмет юридических исследований // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. № 2. C. 7-11.
28. Моисеева Л.В., Моисеева И.И. Актуализация правового образования будущих педагогов дошкольного образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. C. 105-112.
29. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И., Юсупов А.А. Правовая компетентность в структуре правовой культуры // Правовая культура. 2021. № 4(47). С. 22-32.
30. Кузнецова Н.О. Правовая компетентность специалистов по рекламе и связям с общественностью // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24, № 4. С. 54-59.
31. Муслумов Р.Р. Диагностика правовой компетентности студентов // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2(3). С. 12-18.
32. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №4.
33. Лукаш О.А. Роль креативного подхода в формировании правовой компетентности студентов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. C. 493-497.
34. Максимова Ж.С. Формирование правовой компетентности бакалавров педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2012. C. 54-58.
35. Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В. Теоретические аспекты применения интерактивных технологий в процессе развития правовой компетентности будущего педагога // МНКО. 2019. № 6 (79). C. 356-358.
36. Сыпачева Г.Ш. Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений подготовки на интерактивной основе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-2. С. 89-96.
37. Елисеенко О.В. Теоретико-методологические подходы к развитию правоведческой компетенции будущих учителей // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 11-1. С. 13-16.
38. Аникина А.С. Профессионально-ориентированные правовые задачи как средство формирования правовой компетентности будущего педагога // Образование и наука. 2011. № 8. С. 24-36.

В современную эпоху трудно представить себе специалиста, не испытывающего потребности в знании нормативных документов. Особенно остро стоит этот вопрос в сфере оказания услуг «человек – человек», к которой до недавнего времени относилась сфера образования. Эта потребность находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование, который предписывает образовательной организации в обязательном порядке формировать «общепрофессиональную компетенцию, связанную со способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики» [1].

В попытке обеспечить формирование указанной компетенции образовательные организации идут традиционным путем, вводя в учебный план дисциплину, связанную с изучением нормативно-правовых основ профессиональной деятельности будущего воспитателя. Н.Л. Воронцова разделяет подобные дисциплины исходя из задач, которые они решают, на 2 вида:

1) общеправовые дисциплины – к числу таких дисциплин автор относит дисциплины, формирующие общие представления об основах права;

2) узкоправовые дисциплины – дисциплины данной группы формируют знания о нормативно-правовых основах профессиональной деятельности специалиста конкретной отрасли экономики [2].

Рабочие программы этих дисциплин в разных вузах отличаются, однако их анализ приводит нас к выводу о том, что первоочередная цель таких дисциплины, а именно владение нормативно-правовыми основами своей деятельности и способность осуществлять на их основе профессиональную деятельность, реализуется не в полном объеме. Это подтверждает значительный пул судебных решений, связанных с деятельностью дошкольных образовательных организаций и членов их педагогических коллективов, которые в своей деятельности выходят за рамки правого поля. Однако часто они делают это не умышленно, а в силу того, что не владеют конкретными алгоритмами правового поведения. Овладение указанной общепрофессиональной компетенцией и алгоритмами правового поведения представляется нам возможным в ходе решения будущими воспитателями практико-ориентированных профессионально направленных правовых задач.

В связи с этим в качестве цели исследования определено изучение практико-направленных профессионально ориентированных правовых задач как эффективного инструмента формирования правовой компетентности будущих воспитателей.

Материалы и методы исследования

В качестве исходного материала исследования выступили теоретические и практические работы, посвященные формированию правовой компетентности будущих специалистов.

Методы исследования, используемые в рамках данной работы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы; концептуальный анализ диссертационных работ, посвященных проблеме исследования; обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования /и их обсуждение

Для обеспечения процесса формирования правовой компетентности будущих воспитателей на первоначальном этапе необходимо определиться с базовым понятием термина «компетентность», уточнив его в дальнейшем видом компетентности – правовой.

Мы разделяем точку зрения З.М. Большаковой и Н.Н. Тулькибаевой, которые с опорой на работы Э.Ф. Зеера понимают компетентность как «качество личности, предполагающее глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, совокупности знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела» [3].

Изучение генезиса становления понятия «правовая компетентность» и его современное понимание позволяют сделать вывод о наличии более чем 30 определений данного понятия, проанализировав которые, мы делаем вывод о том, что правовая компетентность будущего воспитателя – это:

1) «правовые знания, умения, навыки, эмоции, чувства, оценочные отношения к праву и практике его применения, правовые убеждения, ценностные ориентации и правовые установки личности» [4];

2) свойство, качество личности, которое демонстрируется ею в учебной или профессиональной деятельности в юридических ситуациях;

3) составная часть профессиональной компетентности, проявляющаяся в конкретных компетенциях в области правовых отношений. Правовая компетентность будущего воспитателя конкретизирует область этих отношений сферой образования.

Изучению правовой компетентности посвятили свои работы достаточное число исследователей, рассматривая ее как компетентность:

– формируемую у специалистов различных сфер деятельности: правовая компетентность инженера (О.Р. Чудинов [5]), правовая компетентность будущих социологов (Е.А. Попов [6]), правовая компетентность специалистов по рекламе и связям с общественностью (Н.О. Кузнецова [7]), студентов технического вуза (О.Р. Чудинов [8]), социальных педагогов (А.В. Коротун [9]), социального работника (Л.Н. Макарова, Л.А. Незнанова [10]), студентов-медиков (А.Д. Четнихина [11]) и др.;

– формируемую у обучающихся на разных уровнях образования: школьников (Б.М. Куршиева, А.Х. Хачароева [12]), студентов профессионального колледжа (А.А. Жигулин [13]), студентов вуза (О.И. Ваганова, М.Н. Булаева, Д.В. Седых [14], Ж.С. Максимова [15], Г.В. Короткова, А.А. Верховцев [16], Д.А. Микаилов [17]), в системе повышения квалификации (Н.Ш. Валеева, М.Б. Иралин, Д.Д. Асылгареева [18]), в дополнительном образовании (Е.А. Ендовицкая, Т.В. Попова [19]) и др.

Изучению правовой компетентности будущих педагогов посвящены работы А.М. Муртазалиева, М.А. Мирзаева [20], Г.Б. Кузнечикова [21], Я.А. Махашева [22], работников образования В.Т. Азизовой [23], участников образовательных отношений – Н.Л. Воронцова [24], учителя – А.В. Ничагиной [25], А.Д. Бабаевой, М.Д. Бабаева [26], С.Р. Бекишиевой [27], педагогов дошкольного образования – Л.В. Моисеевой, И.И. Моисеевой [28].

Анализ структуры правовой компетентности, представленной в научной литературе, показывает, что структурно правовая компетентность может быть представлена тремя (когнитивный, мотивационный, деятельностный компоненты (А.В. Скоробогатов, А.И. Скоробогатова, А.А. Юсупов [29])), четырьмя (информационно-правовой, коммуникативно-вербальный, когнитивный, нормативно-управленческий (Н.О. Кузнецова [30])) и даже девятью компонентами (когнитивный, мотивационно-ценностный, оценочный, коммуникативный, сензитивный, деятельностно-поведенческий, процессуальный, рефлексивный, пониженная виктимность (Р.Р. Муслумов [31])).

Разнятся также количество и содержание принципов формирования правовой компетентности. Так, например, Н.Л. Воронцова выделяет 3 принципа формирования правовой компетентности («поэтапность; практическая ориентированность; регулярность») [2], И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева – 7 («принцип последовательности и непрерывности самообразования и методического сопровождения педагогов по овладению необходимыми научно-теоретическими и практико-ориентированными знаниями; принцип самоорганизации и саморегулирования в достижении поставленных целей на основе нормативных требований; принцип персональной ответственности педагога за результат развития правовой компетенции; принцип учета индивидуальных возможностей и достижений педагогов в профессиональном самовыражении и самопрезентации профессиональных успехов; принцип конструктивного взаимодействия в процессе методического сопровождения; принцип добровольности, свободы и осознанности при выборе форм взаимодействия (совместной деятельности); принцип дифференцированного отбора содержания, форм и методов развития правовой компетенции педагога дошкольного образования)» [32].

В работах представлено достаточно большое число средств, методов и подходов к формирования правовой компетентности будущих специалистов, к числу которых можно отнести: креативный подход к ее формированию (В.А. Лукаш [33]); требования к условиям ее формирования, включающим в себя «актуализации школьных базовых правовых знаний; обеспечение междисциплинарной интеграции курсов, содержащих знания из области образовательного права; усиление практической направленности содержания правовой подготовки» (Ж.С. Максимова [34]); интерактивные технологии (П.Д. Гаджиева, Р.В. Раджабова [35]); метод решения ситуативных задач, написание эссе, деловые (ролевые) игры (А.Д. Честнихина [11]); активные методы (Я.А. Махашева [22]) и др.

Большинство исследователей среди проблем формирования правовой компетентности отмечают сложность, многоаспектность и вариативность подходов к организации данного процесса. Так, например Г.Ш. Сыпачева полагает, что концептуальную основу процесса формирования правовой компетентности будущих педагогов составляют аксиологический, системный, компетентностный, деятельностный, синергетический, личностно-ориентированный, интеративный, междисциплинарный и другие подходы [36]. В рамках нашей работы за основу взят подход, представленный в исследовании О.В. Елисеенко. Автор выдвигает точку зрения о том, что формирование правовой компетентности будущих педагогов должно быть основано на следующих теоретико-методологических подходах: социально-ориентированном, партисипативном и правовом [37]. Мы полагаем возможным дополнить имеющийся перечень подходов деятельностным подходом.

Кроме того, применительно к традиционному значимому в педагогическом процессе дисциплинарному подходу к реализации ООП ВО наиболее интересным нам представляется задачный подход, изученный в работах Г.А. Балла, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, Е.И. Машбица, Л.М. Фридмана и реализуемый в ходе решения будущими воспитателями практико-ориентированных профессионально направленных правовых задач в процессе изучения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования».

В рамках указанного курса формирование профессиональной компетентности будущих воспитателей велось поэтапно с учетом структуры правовой компетентности, предложенной А.В. Скоробогатовым, А.И. Скоробогатовой, А.А. Юсуповым [29], и было направлено на формирование мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

В основу реализации учебного процесса, направленного на формирование перечисленных ранее компонентов, был положен задачный подход.

missing image file

Виды профессионально ориентированных правовых задач

Необходимо отметить, что вопросу применения задачного подхода в формировании правовой компетентности посвятила свои работы А.С. Аникина, предложив следующее определение: «профессионально ориентированная правовая задача – это модель реальной правовой ситуации, связанная с профессиональной сферой деятельности педагога, сформулированная в знаковой форме, решаемая юридическими средствами и направленная на формирование правовой компетентности» [38]. В свой работе автор приводит следующие виды профессионально ориентированных правовых задач (рисунок).

Основываясь на данном определении, считаем необходимым дополнить его важной особенностью, которая должна быть присуща данному типу задач, – это их практическая направленность.

Для реализации практических работ в рамках изучения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности» был разработаны практико-ориентированные профессионально направленные правовые задачи. Приведем примеры некоторых из них.

Задачи по теме «Законы Российской Федерации, регламентирующие права ребенка».

Задание 1. Управление образования города не включило в очередь на предоставление места в детском саду лиц дошкольного возраста, имеющих на это право, мотивировав свой отказ тем, что места отсутствуют. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Задание 2. Дети, родители (законные представители) которых имеют право на внеочередное зачисление ребенка в дошкольное учреждение, зачисляются на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Однако при подаче заявления на поступление в дошкольную образовательную организацию документ, подтверждающий наличие такого права у ребенка, родителями (законными представителями) своевременно представлен не был. Имеет ли право ребенок претендовать на льготный порядок очередности зачисления? Уточните правые нормы, на которые ссылаетесь.

Задание 3. Родители (законные представители), ознакомившись с сайтом дошкольной образовательной организации, установили наличие свободного места для ребенка. Однако в приеме ребенка было отказано. Уточните нарушенную норму права, обязывающую организовать прием в ДОУ на ООП ДОО в течение всего календарного года при наличии поданных заявлений и свободных мест.

Задание 4. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья принят на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования без письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Задание 5. В образовательную организацию в письменном виде обратился родитель (законный представитель) воспитанника с просьбой организовать обучение для ребенка по адаптированной образовательной программе. Кроме заявления, других документов представлено не было. Опишите действия руководителя ДОО. Законно ли требования родителя?

Задачи по теме «Нормативно-правовая документация, регулирующую деятельность дошкольных образовательных учреждений и сотрудников».

Задание 1. Изучив Закон «Об образовании в Российской Федерации», составьте перечень локальных нормативных актов ДОУ, регламентирующих управление и организационные аспекты деятельности дошкольной образовательной организации.

Задание 2. Изучив Закон «Об образовании в Российской Федерации», составьте перечень локальных нормативных актов ДОУ, регламентирующих особенности организации образовательного процесса.

Задание 3. Изучив Закон «Об образовании в Российской Федерации», составьте перечень локальных нормативных актов ДОУ, регламентирующих права, обязанности и ответственность работников образовательной организации.

Задание 4. В дошкольную образовательную организацию имеется зарегистрированная очередь. Однако учреждение использует помещения, находящиеся в оперативном управлении, не по назначению. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Задание 5. Образовательная организация дошкольного образования реализует дополнительные общеразвивающие программы. В лицензии указанные программы отсутствуют. Является ли это нарушением? Уточните правовые нормы, на которые ссылаетесь.

Задание 6. Организацией, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, установлены порядок и форма проведения промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам дошкольного образования. Является ли данный факт нарушением? Если да, то какой правовой нормы?

Задание 7. Дошкольная образовательная организация изменила свое наименование. Необходимо ли переоформить санитарно-эпидемиологическое заключение? Уточните правовую норму.

Задание 8. В дошкольную образовательную организацию с письменным обращением обратился родитель (законный представитель) воспитанника. По результатам обращения администрацией ДОУ был дан ответ по существу. С момента регистрации обращения до момента ответа (даты уточняются по регистрационным журналам входящей и исходящей документации) ответ по существу был дан через 60 календарных дней. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Особый интерес вызывают задачи, связанные с правовым анализом сайта дошкольной образовательной организации и реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.

В рамках решения практико-направленных профессионально ориентированных правовых задач студенты проводят анализ по предложенным критериям:

1) соответствие содержания сайта требованиям законодательства;

2) соответствие содержания ООП ДО требованиям ФГОС ДО.

Кроме того, в рамках данной дисциплины студенты знакомятся с бесплатными интернет-версиями справочно-правовых ситам «Гарант» и «КонсультантПлюс».

Заключение

Таким образом, среди сложившихся методических приемов и методов формирования правовой компетентности будущих воспитателей наиболее значимыми представляются практико-направленные профессионально ориентированные правовые задачи, основанные на деятельностном, социально-ориентированном, партисипативном и правовом подходах.


Библиографическая ссылка

Карпеченко А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 3. – С. 11-16;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2483 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674