Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF FUTURE EDUCATORS IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

Karpechenko A.S. 1
1 Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski
The article is devoted to the understanding of approaches to the formation of legal competence of future educators. The Federal State Educational Standard of Higher Education prescribes to an educational organization the mandatory need to form a «general professional competence related to the ability to carry out professional activities in accordance with regulatory legal acts in the field of education and professional ethics.» In this context, the legal competence of the future educator is considered as a property, a personality quality that is an integral part of professional competence, manifested in specific competencies in the field of legal relations in the field of education, demonstrated in educational or professional activities through a set of legal knowledge, skills, emotions, feelings, evaluative attitudes to law and practice of its application, legal beliefs, value orientations and legal attitudes of the individual. Within the framework of this work, various techniques, methods and methods of forming legal competence are analyzed, the understanding of the essence of which allowed us to conclude that the task approach and, in particular, the practice-oriented professionally oriented legal tasks in the formation of the right competence of future educators are of high importance. The materials presented in the work can be used in the professional training of future educators in the system of secondary vocational and higher education.
practice-oriented professionally-oriented legal tasks
legal competence of future educators

В современную эпоху трудно представить себе специалиста, не испытывающего потребности в знании нормативных документов. Особенно остро стоит этот вопрос в сфере оказания услуг «человек – человек», к которой до недавнего времени относилась сфера образования. Эта потребность находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование, который предписывает образовательной организации в обязательном порядке формировать «общепрофессиональную компетенцию, связанную со способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики» [1].

В попытке обеспечить формирование указанной компетенции образовательные организации идут традиционным путем, вводя в учебный план дисциплину, связанную с изучением нормативно-правовых основ профессиональной деятельности будущего воспитателя. Н.Л. Воронцова разделяет подобные дисциплины исходя из задач, которые они решают, на 2 вида:

1) общеправовые дисциплины – к числу таких дисциплин автор относит дисциплины, формирующие общие представления об основах права;

2) узкоправовые дисциплины – дисциплины данной группы формируют знания о нормативно-правовых основах профессиональной деятельности специалиста конкретной отрасли экономики [2].

Рабочие программы этих дисциплин в разных вузах отличаются, однако их анализ приводит нас к выводу о том, что первоочередная цель таких дисциплины, а именно владение нормативно-правовыми основами своей деятельности и способность осуществлять на их основе профессиональную деятельность, реализуется не в полном объеме. Это подтверждает значительный пул судебных решений, связанных с деятельностью дошкольных образовательных организаций и членов их педагогических коллективов, которые в своей деятельности выходят за рамки правого поля. Однако часто они делают это не умышленно, а в силу того, что не владеют конкретными алгоритмами правового поведения. Овладение указанной общепрофессиональной компетенцией и алгоритмами правового поведения представляется нам возможным в ходе решения будущими воспитателями практико-ориентированных профессионально направленных правовых задач.

В связи с этим в качестве цели исследования определено изучение практико-направленных профессионально ориентированных правовых задач как эффективного инструмента формирования правовой компетентности будущих воспитателей.

Материалы и методы исследования

В качестве исходного материала исследования выступили теоретические и практические работы, посвященные формированию правовой компетентности будущих специалистов.

Методы исследования, используемые в рамках данной работы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы; концептуальный анализ диссертационных работ, посвященных проблеме исследования; обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования /и их обсуждение

Для обеспечения процесса формирования правовой компетентности будущих воспитателей на первоначальном этапе необходимо определиться с базовым понятием термина «компетентность», уточнив его в дальнейшем видом компетентности – правовой.

Мы разделяем точку зрения З.М. Большаковой и Н.Н. Тулькибаевой, которые с опорой на работы Э.Ф. Зеера понимают компетентность как «качество личности, предполагающее глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, совокупности знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела» [3].

Изучение генезиса становления понятия «правовая компетентность» и его современное понимание позволяют сделать вывод о наличии более чем 30 определений данного понятия, проанализировав которые, мы делаем вывод о том, что правовая компетентность будущего воспитателя – это:

1) «правовые знания, умения, навыки, эмоции, чувства, оценочные отношения к праву и практике его применения, правовые убеждения, ценностные ориентации и правовые установки личности» [4];

2) свойство, качество личности, которое демонстрируется ею в учебной или профессиональной деятельности в юридических ситуациях;

3) составная часть профессиональной компетентности, проявляющаяся в конкретных компетенциях в области правовых отношений. Правовая компетентность будущего воспитателя конкретизирует область этих отношений сферой образования.

Изучению правовой компетентности посвятили свои работы достаточное число исследователей, рассматривая ее как компетентность:

– формируемую у специалистов различных сфер деятельности: правовая компетентность инженера (О.Р. Чудинов [5]), правовая компетентность будущих социологов (Е.А. Попов [6]), правовая компетентность специалистов по рекламе и связям с общественностью (Н.О. Кузнецова [7]), студентов технического вуза (О.Р. Чудинов [8]), социальных педагогов (А.В. Коротун [9]), социального работника (Л.Н. Макарова, Л.А. Незнанова [10]), студентов-медиков (А.Д. Четнихина [11]) и др.;

– формируемую у обучающихся на разных уровнях образования: школьников (Б.М. Куршиева, А.Х. Хачароева [12]), студентов профессионального колледжа (А.А. Жигулин [13]), студентов вуза (О.И. Ваганова, М.Н. Булаева, Д.В. Седых [14], Ж.С. Максимова [15], Г.В. Короткова, А.А. Верховцев [16], Д.А. Микаилов [17]), в системе повышения квалификации (Н.Ш. Валеева, М.Б. Иралин, Д.Д. Асылгареева [18]), в дополнительном образовании (Е.А. Ендовицкая, Т.В. Попова [19]) и др.

Изучению правовой компетентности будущих педагогов посвящены работы А.М. Муртазалиева, М.А. Мирзаева [20], Г.Б. Кузнечикова [21], Я.А. Махашева [22], работников образования В.Т. Азизовой [23], участников образовательных отношений – Н.Л. Воронцова [24], учителя – А.В. Ничагиной [25], А.Д. Бабаевой, М.Д. Бабаева [26], С.Р. Бекишиевой [27], педагогов дошкольного образования – Л.В. Моисеевой, И.И. Моисеевой [28].

Анализ структуры правовой компетентности, представленной в научной литературе, показывает, что структурно правовая компетентность может быть представлена тремя (когнитивный, мотивационный, деятельностный компоненты (А.В. Скоробогатов, А.И. Скоробогатова, А.А. Юсупов [29])), четырьмя (информационно-правовой, коммуникативно-вербальный, когнитивный, нормативно-управленческий (Н.О. Кузнецова [30])) и даже девятью компонентами (когнитивный, мотивационно-ценностный, оценочный, коммуникативный, сензитивный, деятельностно-поведенческий, процессуальный, рефлексивный, пониженная виктимность (Р.Р. Муслумов [31])).

Разнятся также количество и содержание принципов формирования правовой компетентности. Так, например, Н.Л. Воронцова выделяет 3 принципа формирования правовой компетентности («поэтапность; практическая ориентированность; регулярность») [2], И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева – 7 («принцип последовательности и непрерывности самообразования и методического сопровождения педагогов по овладению необходимыми научно-теоретическими и практико-ориентированными знаниями; принцип самоорганизации и саморегулирования в достижении поставленных целей на основе нормативных требований; принцип персональной ответственности педагога за результат развития правовой компетенции; принцип учета индивидуальных возможностей и достижений педагогов в профессиональном самовыражении и самопрезентации профессиональных успехов; принцип конструктивного взаимодействия в процессе методического сопровождения; принцип добровольности, свободы и осознанности при выборе форм взаимодействия (совместной деятельности); принцип дифференцированного отбора содержания, форм и методов развития правовой компетенции педагога дошкольного образования)» [32].

В работах представлено достаточно большое число средств, методов и подходов к формирования правовой компетентности будущих специалистов, к числу которых можно отнести: креативный подход к ее формированию (В.А. Лукаш [33]); требования к условиям ее формирования, включающим в себя «актуализации школьных базовых правовых знаний; обеспечение междисциплинарной интеграции курсов, содержащих знания из области образовательного права; усиление практической направленности содержания правовой подготовки» (Ж.С. Максимова [34]); интерактивные технологии (П.Д. Гаджиева, Р.В. Раджабова [35]); метод решения ситуативных задач, написание эссе, деловые (ролевые) игры (А.Д. Честнихина [11]); активные методы (Я.А. Махашева [22]) и др.

Большинство исследователей среди проблем формирования правовой компетентности отмечают сложность, многоаспектность и вариативность подходов к организации данного процесса. Так, например Г.Ш. Сыпачева полагает, что концептуальную основу процесса формирования правовой компетентности будущих педагогов составляют аксиологический, системный, компетентностный, деятельностный, синергетический, личностно-ориентированный, интеративный, междисциплинарный и другие подходы [36]. В рамках нашей работы за основу взят подход, представленный в исследовании О.В. Елисеенко. Автор выдвигает точку зрения о том, что формирование правовой компетентности будущих педагогов должно быть основано на следующих теоретико-методологических подходах: социально-ориентированном, партисипативном и правовом [37]. Мы полагаем возможным дополнить имеющийся перечень подходов деятельностным подходом.

Кроме того, применительно к традиционному значимому в педагогическом процессе дисциплинарному подходу к реализации ООП ВО наиболее интересным нам представляется задачный подход, изученный в работах Г.А. Балла, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, Е.И. Машбица, Л.М. Фридмана и реализуемый в ходе решения будущими воспитателями практико-ориентированных профессионально направленных правовых задач в процессе изучения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования».

В рамках указанного курса формирование профессиональной компетентности будущих воспитателей велось поэтапно с учетом структуры правовой компетентности, предложенной А.В. Скоробогатовым, А.И. Скоробогатовой, А.А. Юсуповым [29], и было направлено на формирование мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

В основу реализации учебного процесса, направленного на формирование перечисленных ранее компонентов, был положен задачный подход.

missing image file

Виды профессионально ориентированных правовых задач

Необходимо отметить, что вопросу применения задачного подхода в формировании правовой компетентности посвятила свои работы А.С. Аникина, предложив следующее определение: «профессионально ориентированная правовая задача – это модель реальной правовой ситуации, связанная с профессиональной сферой деятельности педагога, сформулированная в знаковой форме, решаемая юридическими средствами и направленная на формирование правовой компетентности» [38]. В свой работе автор приводит следующие виды профессионально ориентированных правовых задач (рисунок).

Основываясь на данном определении, считаем необходимым дополнить его важной особенностью, которая должна быть присуща данному типу задач, – это их практическая направленность.

Для реализации практических работ в рамках изучения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности» был разработаны практико-ориентированные профессионально направленные правовые задачи. Приведем примеры некоторых из них.

Задачи по теме «Законы Российской Федерации, регламентирующие права ребенка».

Задание 1. Управление образования города не включило в очередь на предоставление места в детском саду лиц дошкольного возраста, имеющих на это право, мотивировав свой отказ тем, что места отсутствуют. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Задание 2. Дети, родители (законные представители) которых имеют право на внеочередное зачисление ребенка в дошкольное учреждение, зачисляются на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Однако при подаче заявления на поступление в дошкольную образовательную организацию документ, подтверждающий наличие такого права у ребенка, родителями (законными представителями) своевременно представлен не был. Имеет ли право ребенок претендовать на льготный порядок очередности зачисления? Уточните правые нормы, на которые ссылаетесь.

Задание 3. Родители (законные представители), ознакомившись с сайтом дошкольной образовательной организации, установили наличие свободного места для ребенка. Однако в приеме ребенка было отказано. Уточните нарушенную норму права, обязывающую организовать прием в ДОУ на ООП ДОО в течение всего календарного года при наличии поданных заявлений и свободных мест.

Задание 4. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья принят на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования без письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Задание 5. В образовательную организацию в письменном виде обратился родитель (законный представитель) воспитанника с просьбой организовать обучение для ребенка по адаптированной образовательной программе. Кроме заявления, других документов представлено не было. Опишите действия руководителя ДОО. Законно ли требования родителя?

Задачи по теме «Нормативно-правовая документация, регулирующую деятельность дошкольных образовательных учреждений и сотрудников».

Задание 1. Изучив Закон «Об образовании в Российской Федерации», составьте перечень локальных нормативных актов ДОУ, регламентирующих управление и организационные аспекты деятельности дошкольной образовательной организации.

Задание 2. Изучив Закон «Об образовании в Российской Федерации», составьте перечень локальных нормативных актов ДОУ, регламентирующих особенности организации образовательного процесса.

Задание 3. Изучив Закон «Об образовании в Российской Федерации», составьте перечень локальных нормативных актов ДОУ, регламентирующих права, обязанности и ответственность работников образовательной организации.

Задание 4. В дошкольную образовательную организацию имеется зарегистрированная очередь. Однако учреждение использует помещения, находящиеся в оперативном управлении, не по назначению. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Задание 5. Образовательная организация дошкольного образования реализует дополнительные общеразвивающие программы. В лицензии указанные программы отсутствуют. Является ли это нарушением? Уточните правовые нормы, на которые ссылаетесь.

Задание 6. Организацией, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, установлены порядок и форма проведения промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам дошкольного образования. Является ли данный факт нарушением? Если да, то какой правовой нормы?

Задание 7. Дошкольная образовательная организация изменила свое наименование. Необходимо ли переоформить санитарно-эпидемиологическое заключение? Уточните правовую норму.

Задание 8. В дошкольную образовательную организацию с письменным обращением обратился родитель (законный представитель) воспитанника. По результатам обращения администрацией ДОУ был дан ответ по существу. С момента регистрации обращения до момента ответа (даты уточняются по регистрационным журналам входящей и исходящей документации) ответ по существу был дан через 60 календарных дней. Имеет ли место нарушение действующего законодательства? Уточните нарушенные нормы.

Особый интерес вызывают задачи, связанные с правовым анализом сайта дошкольной образовательной организации и реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.

В рамках решения практико-направленных профессионально ориентированных правовых задач студенты проводят анализ по предложенным критериям:

1) соответствие содержания сайта требованиям законодательства;

2) соответствие содержания ООП ДО требованиям ФГОС ДО.

Кроме того, в рамках данной дисциплины студенты знакомятся с бесплатными интернет-версиями справочно-правовых ситам «Гарант» и «КонсультантПлюс».

Заключение

Таким образом, среди сложившихся методических приемов и методов формирования правовой компетентности будущих воспитателей наиболее значимыми представляются практико-направленные профессионально ориентированные правовые задачи, основанные на деятельностном, социально-ориентированном, партисипативном и правовом подходах.