Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ

Федоров Г.М. 1
1 ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации»
Статья посвящена разработке модели для улучшения условий семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья. Описана модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья, включающая следующие блоки: мотивационный, в нем рассмотрены специфика кочевой семьи и нормативно-правовые законы семейного образования в условиях кочевья, организационный, где изложены формы взаимодействия дошкольной образовательной организации (кочевая дошкольная группа, семейная кочевая дошкольная группа) с кочевой семьей, ресурсный – обозначено учебно-методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение, также в статье представлены семейные ценности, национальное и культурное наследие народов Севера, определены направления воспитания детей в семье. Конечным результатом сконструированной модели явилось создание условий для патриотического, познавательного, художественно-эстетического, физического развития детей-дошкольников в кочевой семье. Для реализации данной модели и улучшения условий воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья даны рекомендации в разных сферах деятельности: во-первых, в сфере нормативно-правового обеспечения и организации базовой дошкольной образовательной организации со структурными подразделениями «кочевая дошкольная группа» и «кочевая семейная дошкольная группа», во-вторых, в сфере традиционного воспитания детей в семье у коренных малочисленных народов Севера и изучение современного состояния реализации дошкольного образования в условиях кочевья, в-третьих, в сфере взаимодействия кочевой семьи с базовой дошкольной образовательной организацией со структурными подразделениями «кочевые дошкольные группы» и «кочевые семейные дошкольные группы» и организация просветительской работы для родителей, в-четвертых, в сфере учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения. На основе модели проведен вебинар по апробации парциальной программы «Мы – северяне» и разработаны методические рекомендации «Семейное воспитание детей-дошкольников в условиях кочевья» в шести северных регионах Российской Федерации.
модель семейного воспитания
дошкольное образование
кочевая дошкольная группа
семейная кочевая дошкольная группа
кочевая семья
семейное воспитание
родительское просвещение
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 09.12.2022).
2. Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Модель кочевого дошкольного образования на Ямале: первые итоги и новые стратегии // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т.13. № 3. С. 13–23. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-13-23.
3. Федоров Г.М. Традиции семейного воспитания детей у кочевых народов Севера / Всероссийская научная конференция «Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности» (Якутск, 26 сентября 2022 г.). Якутск: Издательство МЦИТО, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://mcito.ru/publishing/teleconf/svfu42/submitted.html (дата обращения: 08.12.2022).
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660-З № 963-V «О кочевой семье» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/48150784/ (дата обращения: 09.12.2022).
5. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 09.12.2022).
6. Словарь социолингвистических терминов. М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук / отв. докт. филол. наук В.Ю. Михальченко. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-soc-lingvo-terms.slovaronline.com/ (дата обращения: 08.12.2022).
7. Модельный закон о сохранении генетических ресурсов культурных растений и их рациональном использовании (Принят на 33 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ постановлением от 3 декабря 2009 года № 33-8. [Электронный ресурс]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29900 (дата обращения: 09.12.2022).

Одним из жизненно важных вопросов для развития детей является получение дошкольного образования в форме семейного воспитания [1], прежде всего в местах кочевья. В решении данной проблемы существенное значение занимают сотрудничество детей и взрослых, партнерская деятельность дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи, привитие ребенку исконных традиций, ценностей. Особую значимость имеет повышение статуса семьи ребенка дошкольника и представляется возможным благодаря положению и принципам ФГОС ДО. «В стандарте выделяется понятие “ребенок с особыми образовательными потребностями”, определяются социокультурные факторы, влияющие на жизнь и деятельность таких детей. В результате к данной категории относятся дети-мигранты, дети, представляющие малые народности» [2, с. 13–23], дети, проживающие с родителями в местах кочевья.

На первый план выходят приоритеты и цели воспитания и обучения, среди которых жизненно важным становится воспитание детей в кочевой семье, создание модели семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья.

Актуальность проектирования модели семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья определена:

− тенденциями развития обучения, воспитания и социализации детей-дошкольников, основанными на системно-деятельностном подходе и вариативности образования;

− наращиванием потенциала ДОО структурными подразделениями кочевой дошкольной группы и семейной кочевой дошкольной группы, учитывающими специфику природы, климата и социально-культурной самобытности и своеобразие;

− проведением нового качества дошкольного образования, на самоценности детства в ситуациях личностно-развивающей и партнерской деятельности детей, родителей и педагогов;

− созданием условий для социализации детей на основе патриотического, социального, познавательного, эстетического и физического развития;

− организацией и проведением мероприятий по просвещению родителей о воспитании, обучении и социализации детей с опорой на национальное достояние и культурное наследие коренных народов Севера.

Цель исследования – создание модели семейного воспитания в условиях кочевья, направленной на развитие детей-дошкольников.

Материалы и методы исследования

Проведен анализ практики семейного воспитания детей коренных народов Севера.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе изучения лучшей российской региональной практики традиционного воспитания детей в кочевой семье [3] разработана модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья.

Модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья представлена на рисунке.

Модель состоит из следующих блоков:

I. Мотивационный блок.

1) Кочевая семья. В кочевой семье особое место занимает передача из поколения в поколение семейных, духовно-нравственных ценностей, опирающихся «на традиционные занятия, культуру, язык родной» [4].

2) Нормативно-правовые акты в области семейного воспитания.

II. Организационный блок. Воспитание детей в кочевой семье.

1) Социально-педагогическая деятельность. ДОО и кочевая семья;

2) Работа с родителями. Семейные и духовно-нравственные ценности.

III. Ресурсный блок.

1) Учебно-методическое обеспечение. ДОО реализуют основные образовательные программы на основе ФГОС ДО. Важным компонентом учебно-методического обеспечения ДОО выступают парциальная программа, методические рекомендации и т.д.

2) Подготовка педагогических кадров. В местах кочевий желательно должны работать воспитатели и учителя с профессиональным образованием.

3) Материально-техническое обеспечение. Укрепление материально-технической базы с созданием новых информационных технологий и связи;

IV. Содержательный блок:

1) Семейные ценности. В кочевой семье воспитание детей основано на передаче от поколения к поколению семейных ценностей, таких как любовь к родному очагу, стойбище, местам кочевья и т.д.

2) Национальное достояние и культурное наследие коренных народов Севера. Исконная среда обитания «культурная и бытовая жизнедеятельность» [5], родной (материнский) язык [6], семейные ценности, передаваемые из поколения в поколение [7].

В основе данной модели лежит организация семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья, нацеленная на развитие и становление личности дошкольника.

Итоговым результатом реализации модели явилось создание условий патриотического, социального, познавательного, физического, трудового, эстетического развития детей-дошкольников:

− патриотическое, проявление любви к малой родине, семейному очагу, стойбище, семье, кочевой родовой общине;

− социальное, интерес к другим детям, взрослым, бесконфликтные игры с другими с детьми; доброта, активность в процессе взаимодействия;

missing image file

Модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья

− познавательное, проявление активности, инициативности и самостоятельности в поведении и деятельности в любых жизненных ситуациях;

− физическое, выполнение элементарных навыков по самообслуживанию, способность к физической активности (подвижные национальные игры), стремление соблюдать правила безопасности жизни в суровых условиях кочевья;

− трудовое, соблюдение элементарного порядка во время кочевья, на стойбище, стремление помочь в элементарных навыках самообслуживания в обыденной жизни, в игре, понимание ценности труда, уважения к труду родителей;

− эстетическое, чувство радости от красоты природы родного края.

На основе модели разработаны и апробированы парциальная программа и методрекомендации.

В парциальной программе «Мы – северяне» представлены социально-нормативные характеристики достижений детей по возрастным категориям, этнические особенности детей-дошкольников, также коллективная работа взрослых и детей, социально-педагогическое партнерство ДОО и кочевой семьи, организация развивающей предметно-пространственной среды.

В данной программе в разделе «Организация родительского просвещения в местах кочевья» кратко изложена просветительская работа для родителей по вопросам семейного воспитания детей дошкольного возраста в кочевой жизни. Также в программе даны методические рекомендации родителям по созданию речевой среды на родном языке в семье.

Методические рекомендации разработаны с целью организационной, методической, практической помощи по реализации деятельности дошкольной и семейной кочевой группы на базе нормативно-правовых документов. В рекомендациях описана система воспитания северных этносов – хантов, эвенов – для выявления качественного улучшения организации воспитательного процесса детей-дошкольников, в части касающейся традиционного уклада жизни и хозяйственной деятельности при взаимодействии с родственниками, представителями общины; воспитание с учетом гендерного воспитания в семье: мальчика – хозяина родового огня, девочки – хранительницы семейного очага, мастерицы, для закладывания этнических, нравственно-этических норм; развитие самостоятельности, выносливости, смелости через игру.

Организован и проведен вебинар по апробации парциальной программы «Мы – северяне» для дошкольного образования и методических рекомендаций по семейному воспитанию детей дошкольного возраста в кочевье на платформе «Яндекс. Телемост». В вебинаре приняли участие 46 чел. из шести северных субъектов Российской Федерации. Участвовали в вебинаре воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений, специалисты институтов развития образования и повышения квалификации.

Цель и задача вебинара – апробация и обсуждение парциальной программы для педагогов дошкольных образовательных организаций и методических рекомендаций для семейного воспитания.

По конечным результатам апробации получены положительные отзывы из шести регионов Российской Федерации. Рецензенты одобрительно отзываются о программе и методических рекомендациях. Они считают, что данная программа предназначена для работы с детьми-дошкольниками разного возраста. Они отмечают, что программа имеет четкую структуру, включает в себя три раздела: целевой, содержательный, организационный, содержание образовательной работы спроектировано на основе содержания пяти образовательных областей. Программное содержание представляет авторский вариант проектирования образовательной деятельности в разновозрастных группах. Актуальностью и новизной рецензируемой парциальной программы является включение в нее этнорегиональных, этнокультурных особенностей материальной и духовной культуры коренных этносов через образовательную деятельность. Рецензенты в своих отзывах подчеркивают, что программа имеет практическую ценность, которая заключается в том, что работа, проводимая с детьми, включает в себя знакомство с духовно-нравственными традициями народа, праздниками, народным искусством, фольклором, хозяйственной деятельностью, здоровьесбережением. Импонирует, что программа в организационном разделе содержит: условия реализации программы, материально-техническое, методическое обеспечение с указанием литературы, хорошо прописана организация развивающей предметно-пространственной среды кочевой дошкольной группы с указанием дидактических пособий, игрушек, строительных материалов, материалов для художественно-продуктивной деятельности, музыкального оборудования с указанием образовательных областей. В отзывах рецензенты утверждают, что самое главное, что в методических рекомендациях описана практическая помощь по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов; поддержки у воспитателей, родителей в местах кочевья позитивного отношения к исполнению своих обязанностей как участников воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Далее, рецензенты пишут, что данные методические рекомендации и приложения к ним могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций для реализации семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья в части изучения основных нормативно-правовых документов, регулирующих семейное воспитание, права и обязанности родителей в сфере образования.

По итогам апробации рецензенты отметили, что разработанная модель семейного воспитания детей дошкольного возраста может применяться для планирования и организации работы по обеспечению педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания дошкольника в условиях ФГОС дошкольного образования.missing image file

Таким образом, рецензенты считают, что парциальная программа и методические рекомендации актуальны, содержательны, универсальны, систематизированы, имеют логически завершенный характер, готовы к работе, рекомендуют их использовать в работе в дошкольных образовательных организациях, в особенности в кочевье.

Заключение

Для практической реализации разработанной модели разработаны и апробированы парциальная программа и методические рекомендации, которые направлены на создание условий для развития и воспитания детей-дошкольников в кочевой семье. Для этого определены цель, приоритетные задачи, выявлены практические шаги и меры по воспитанию ребенка в кочевой семье.

На основании разработанной модели для улучшения условий воспитания детей-дошкольников кочевья рекомендуем следующее:

В сфере нормативно-правового обеспечения и организации базовой ДОО с кочевой дошкольной группой и кочевой семейной дошкольной группой:

− изучить федеральные и региональные законы, нормативные документы, направленные на организацию и обеспечение успешной деятельности ДОО в местах компактного проживания коренных народов Севера;

− анализировать нормативно-правовые акты семьи, семейного воспитания, также вопросы финансирования кочевых детских садов.

В сфере образования детей в кочевой семье и изучения нынешней ситуации дошкольного образования в кочевье:

− предусматривать принципиально новые достижения, особенности региона, этнокультурные потребности семьи и родительской общественности в воспитании детей в кочевой семье;

− анализировать и распространять положительные опыты воспитания детей коренных народов Севера.

В сфере совместной социально-педагогической деятельности ДОО и кочевой семьи, работы с родителями:

− создать условия для согласования образовательных потребностей семьи, родительской общественности и ДОО;

− объединить ДОО и кочевую семью с другими участниками образовательной деятельности;

− организовать просветительскую работу для родителей по части воспитания детей согласно современным реалиям жизни.

В сфере учебно-методического, материально-технического обеспечения, профессиональной подготовки и повышения квалификации:

− разработаны парциальная программа «Мы – северяне» и методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста;

− организован вебинар и проведена апробация парциальной программы и методической рекомендации в шести субъектах Российской Федерации;

− организованы и проведены курсы ПК для работников дошкольных и общеобразовательных образовательных организаций, работающих в местах кочевья;

− дети воспитываются и обучаются на родном языке, формируется их развитие по образовательным областям.


Библиографическая ссылка

Федоров Г.М. МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 6. – С. 27-32;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2455 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674