Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MODEL OF FAMILY EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN NOMADIC CONDITIONS

Fedorov G.M. 1
1 Federal Institute of Native Languages of the Peoples of the Russian Federation
The article is devoted to the development of a model to improve the conditions of family education of children-orch children in a nomad. The model of family education of preschool children in a nomad is described, including the following blocks: the specificity of the nomadic family and the regulatory laws of family education in the conditions of nomadic, organizational, where the forms of interaction between a preschool educational organization (nomadic preschool group, family nomadic preschool group are presented, are considered motivational. ) with a nomad family, resource indicates educational, material, technical and personnel support, also the article presents family values, national and cultural heritage of the peoples of the North, areas of the education of children in the family are determined. he final result of the designed model was the creation of conditions for the patriotic, cognitive, artistic, aesthetic, physical development of arcurate children in a nomadic family. For the implementation of this model and improving the conditions for the upbringing of preschool children in a nomad, recommendations are given in various fields of activity: firstly, in the field of regulatory support and organization of the basic preschool educational organization with structural units “Nomadic Preschool Group” and “Nomadic family preschool Group ”, secondly, in the field of traditional education of children in the family at the indigenous peoples of the north and studying the current state of the implementation of preschool education in the conditions of nomadic, thirdly, in the field of interaction between the nomadic family with the basic preschool educational organization with structural units“ Nomadic preschool units ” Groups “and” nomadic family preschool groups “and organizations of educational work for parents, fourthly, in the field of educational, material, technical and personnel support. On the basis of the model, a webinar was developed and conducted on the testing of the Partial program “We are northerners” and the methodological recommendation “Family Education of Children-Hoolers in the Nomad” in the 6 th northern regions of the Russian Federation.
model of family education
preschool education
nomadic preschool group
family nomadic preschool group
nomadic family
family education
parental education

Одним из жизненно важных вопросов для развития детей является получение дошкольного образования в форме семейного воспитания [1], прежде всего в местах кочевья. В решении данной проблемы существенное значение занимают сотрудничество детей и взрослых, партнерская деятельность дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи, привитие ребенку исконных традиций, ценностей. Особую значимость имеет повышение статуса семьи ребенка дошкольника и представляется возможным благодаря положению и принципам ФГОС ДО. «В стандарте выделяется понятие “ребенок с особыми образовательными потребностями”, определяются социокультурные факторы, влияющие на жизнь и деятельность таких детей. В результате к данной категории относятся дети-мигранты, дети, представляющие малые народности» [2, с. 13–23], дети, проживающие с родителями в местах кочевья.

На первый план выходят приоритеты и цели воспитания и обучения, среди которых жизненно важным становится воспитание детей в кочевой семье, создание модели семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья.

Актуальность проектирования модели семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья определена:

− тенденциями развития обучения, воспитания и социализации детей-дошкольников, основанными на системно-деятельностном подходе и вариативности образования;

− наращиванием потенциала ДОО структурными подразделениями кочевой дошкольной группы и семейной кочевой дошкольной группы, учитывающими специфику природы, климата и социально-культурной самобытности и своеобразие;

− проведением нового качества дошкольного образования, на самоценности детства в ситуациях личностно-развивающей и партнерской деятельности детей, родителей и педагогов;

− созданием условий для социализации детей на основе патриотического, социального, познавательного, эстетического и физического развития;

− организацией и проведением мероприятий по просвещению родителей о воспитании, обучении и социализации детей с опорой на национальное достояние и культурное наследие коренных народов Севера.

Цель исследования – создание модели семейного воспитания в условиях кочевья, направленной на развитие детей-дошкольников.

Материалы и методы исследования

Проведен анализ практики семейного воспитания детей коренных народов Севера.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе изучения лучшей российской региональной практики традиционного воспитания детей в кочевой семье [3] разработана модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья.

Модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья представлена на рисунке.

Модель состоит из следующих блоков:

I. Мотивационный блок.

1) Кочевая семья. В кочевой семье особое место занимает передача из поколения в поколение семейных, духовно-нравственных ценностей, опирающихся «на традиционные занятия, культуру, язык родной» [4].

2) Нормативно-правовые акты в области семейного воспитания.

II. Организационный блок. Воспитание детей в кочевой семье.

1) Социально-педагогическая деятельность. ДОО и кочевая семья;

2) Работа с родителями. Семейные и духовно-нравственные ценности.

III. Ресурсный блок.

1) Учебно-методическое обеспечение. ДОО реализуют основные образовательные программы на основе ФГОС ДО. Важным компонентом учебно-методического обеспечения ДОО выступают парциальная программа, методические рекомендации и т.д.

2) Подготовка педагогических кадров. В местах кочевий желательно должны работать воспитатели и учителя с профессиональным образованием.

3) Материально-техническое обеспечение. Укрепление материально-технической базы с созданием новых информационных технологий и связи;

IV. Содержательный блок:

1) Семейные ценности. В кочевой семье воспитание детей основано на передаче от поколения к поколению семейных ценностей, таких как любовь к родному очагу, стойбище, местам кочевья и т.д.

2) Национальное достояние и культурное наследие коренных народов Севера. Исконная среда обитания «культурная и бытовая жизнедеятельность» [5], родной (материнский) язык [6], семейные ценности, передаваемые из поколения в поколение [7].

В основе данной модели лежит организация семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья, нацеленная на развитие и становление личности дошкольника.

Итоговым результатом реализации модели явилось создание условий патриотического, социального, познавательного, физического, трудового, эстетического развития детей-дошкольников:

− патриотическое, проявление любви к малой родине, семейному очагу, стойбище, семье, кочевой родовой общине;

− социальное, интерес к другим детям, взрослым, бесконфликтные игры с другими с детьми; доброта, активность в процессе взаимодействия;

missing image file

Модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья

− познавательное, проявление активности, инициативности и самостоятельности в поведении и деятельности в любых жизненных ситуациях;

− физическое, выполнение элементарных навыков по самообслуживанию, способность к физической активности (подвижные национальные игры), стремление соблюдать правила безопасности жизни в суровых условиях кочевья;

− трудовое, соблюдение элементарного порядка во время кочевья, на стойбище, стремление помочь в элементарных навыках самообслуживания в обыденной жизни, в игре, понимание ценности труда, уважения к труду родителей;

− эстетическое, чувство радости от красоты природы родного края.

На основе модели разработаны и апробированы парциальная программа и методрекомендации.

В парциальной программе «Мы – северяне» представлены социально-нормативные характеристики достижений детей по возрастным категориям, этнические особенности детей-дошкольников, также коллективная работа взрослых и детей, социально-педагогическое партнерство ДОО и кочевой семьи, организация развивающей предметно-пространственной среды.

В данной программе в разделе «Организация родительского просвещения в местах кочевья» кратко изложена просветительская работа для родителей по вопросам семейного воспитания детей дошкольного возраста в кочевой жизни. Также в программе даны методические рекомендации родителям по созданию речевой среды на родном языке в семье.

Методические рекомендации разработаны с целью организационной, методической, практической помощи по реализации деятельности дошкольной и семейной кочевой группы на базе нормативно-правовых документов. В рекомендациях описана система воспитания северных этносов – хантов, эвенов – для выявления качественного улучшения организации воспитательного процесса детей-дошкольников, в части касающейся традиционного уклада жизни и хозяйственной деятельности при взаимодействии с родственниками, представителями общины; воспитание с учетом гендерного воспитания в семье: мальчика – хозяина родового огня, девочки – хранительницы семейного очага, мастерицы, для закладывания этнических, нравственно-этических норм; развитие самостоятельности, выносливости, смелости через игру.

Организован и проведен вебинар по апробации парциальной программы «Мы – северяне» для дошкольного образования и методических рекомендаций по семейному воспитанию детей дошкольного возраста в кочевье на платформе «Яндекс. Телемост». В вебинаре приняли участие 46 чел. из шести северных субъектов Российской Федерации. Участвовали в вебинаре воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений, специалисты институтов развития образования и повышения квалификации.

Цель и задача вебинара – апробация и обсуждение парциальной программы для педагогов дошкольных образовательных организаций и методических рекомендаций для семейного воспитания.

По конечным результатам апробации получены положительные отзывы из шести регионов Российской Федерации. Рецензенты одобрительно отзываются о программе и методических рекомендациях. Они считают, что данная программа предназначена для работы с детьми-дошкольниками разного возраста. Они отмечают, что программа имеет четкую структуру, включает в себя три раздела: целевой, содержательный, организационный, содержание образовательной работы спроектировано на основе содержания пяти образовательных областей. Программное содержание представляет авторский вариант проектирования образовательной деятельности в разновозрастных группах. Актуальностью и новизной рецензируемой парциальной программы является включение в нее этнорегиональных, этнокультурных особенностей материальной и духовной культуры коренных этносов через образовательную деятельность. Рецензенты в своих отзывах подчеркивают, что программа имеет практическую ценность, которая заключается в том, что работа, проводимая с детьми, включает в себя знакомство с духовно-нравственными традициями народа, праздниками, народным искусством, фольклором, хозяйственной деятельностью, здоровьесбережением. Импонирует, что программа в организационном разделе содержит: условия реализации программы, материально-техническое, методическое обеспечение с указанием литературы, хорошо прописана организация развивающей предметно-пространственной среды кочевой дошкольной группы с указанием дидактических пособий, игрушек, строительных материалов, материалов для художественно-продуктивной деятельности, музыкального оборудования с указанием образовательных областей. В отзывах рецензенты утверждают, что самое главное, что в методических рекомендациях описана практическая помощь по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов; поддержки у воспитателей, родителей в местах кочевья позитивного отношения к исполнению своих обязанностей как участников воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Далее, рецензенты пишут, что данные методические рекомендации и приложения к ним могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций для реализации семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья в части изучения основных нормативно-правовых документов, регулирующих семейное воспитание, права и обязанности родителей в сфере образования.

По итогам апробации рецензенты отметили, что разработанная модель семейного воспитания детей дошкольного возраста может применяться для планирования и организации работы по обеспечению педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания дошкольника в условиях ФГОС дошкольного образования.missing image file

Таким образом, рецензенты считают, что парциальная программа и методические рекомендации актуальны, содержательны, универсальны, систематизированы, имеют логически завершенный характер, готовы к работе, рекомендуют их использовать в работе в дошкольных образовательных организациях, в особенности в кочевье.

Заключение

Для практической реализации разработанной модели разработаны и апробированы парциальная программа и методические рекомендации, которые направлены на создание условий для развития и воспитания детей-дошкольников в кочевой семье. Для этого определены цель, приоритетные задачи, выявлены практические шаги и меры по воспитанию ребенка в кочевой семье.

На основании разработанной модели для улучшения условий воспитания детей-дошкольников кочевья рекомендуем следующее:

В сфере нормативно-правового обеспечения и организации базовой ДОО с кочевой дошкольной группой и кочевой семейной дошкольной группой:

− изучить федеральные и региональные законы, нормативные документы, направленные на организацию и обеспечение успешной деятельности ДОО в местах компактного проживания коренных народов Севера;

− анализировать нормативно-правовые акты семьи, семейного воспитания, также вопросы финансирования кочевых детских садов.

В сфере образования детей в кочевой семье и изучения нынешней ситуации дошкольного образования в кочевье:

− предусматривать принципиально новые достижения, особенности региона, этнокультурные потребности семьи и родительской общественности в воспитании детей в кочевой семье;

− анализировать и распространять положительные опыты воспитания детей коренных народов Севера.

В сфере совместной социально-педагогической деятельности ДОО и кочевой семьи, работы с родителями:

− создать условия для согласования образовательных потребностей семьи, родительской общественности и ДОО;

− объединить ДОО и кочевую семью с другими участниками образовательной деятельности;

− организовать просветительскую работу для родителей по части воспитания детей согласно современным реалиям жизни.

В сфере учебно-методического, материально-технического обеспечения, профессиональной подготовки и повышения квалификации:

− разработаны парциальная программа «Мы – северяне» и методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста;

− организован вебинар и проведена апробация парциальной программы и методической рекомендации в шести субъектах Российской Федерации;

− организованы и проведены курсы ПК для работников дошкольных и общеобразовательных образовательных организаций, работающих в местах кочевья;

− дети воспитываются и обучаются на родном языке, формируется их развитие по образовательным областям.