Одним из жизненно важных вопросов для развития детей является получение дошкольного образования в форме семейного воспитания [1], прежде всего в местах кочевья. В решении данной проблемы существенное значение занимают сотрудничество детей и взрослых, партнерская деятельность дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи, привитие ребенку исконных традиций, ценностей. Особую значимость имеет повышение статуса семьи ребенка дошкольника и представляется возможным благодаря положению и принципам ФГОС ДО. «В стандарте выделяется понятие “ребенок с особыми образовательными потребностями”, определяются социокультурные факторы, влияющие на жизнь и деятельность таких детей. В результате к данной категории относятся дети-мигранты, дети, представляющие малые народности» [2, с. 13–23], дети, проживающие с родителями в местах кочевья.
На первый план выходят приоритеты и цели воспитания и обучения, среди которых жизненно важным становится воспитание детей в кочевой семье, создание модели семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья.
Актуальность проектирования модели семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья определена:
− тенденциями развития обучения, воспитания и социализации детей-дошкольников, основанными на системно-деятельностном подходе и вариативности образования;
− наращиванием потенциала ДОО структурными подразделениями кочевой дошкольной группы и семейной кочевой дошкольной группы, учитывающими специфику природы, климата и социально-культурной самобытности и своеобразие;
− проведением нового качества дошкольного образования, на самоценности детства в ситуациях личностно-развивающей и партнерской деятельности детей, родителей и педагогов;
− созданием условий для социализации детей на основе патриотического, социального, познавательного, эстетического и физического развития;
− организацией и проведением мероприятий по просвещению родителей о воспитании, обучении и социализации детей с опорой на национальное достояние и культурное наследие коренных народов Севера.
Цель исследования – создание модели семейного воспитания в условиях кочевья, направленной на развитие детей-дошкольников.
Материалы и методы исследования
Проведен анализ практики семейного воспитания детей коренных народов Севера.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе изучения лучшей российской региональной практики традиционного воспитания детей в кочевой семье [3] разработана модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья.
Модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья представлена на рисунке.
Модель состоит из следующих блоков:
I. Мотивационный блок.
1) Кочевая семья. В кочевой семье особое место занимает передача из поколения в поколение семейных, духовно-нравственных ценностей, опирающихся «на традиционные занятия, культуру, язык родной» [4].
2) Нормативно-правовые акты в области семейного воспитания.
II. Организационный блок. Воспитание детей в кочевой семье.
1) Социально-педагогическая деятельность. ДОО и кочевая семья;
2) Работа с родителями. Семейные и духовно-нравственные ценности.
III. Ресурсный блок.
1) Учебно-методическое обеспечение. ДОО реализуют основные образовательные программы на основе ФГОС ДО. Важным компонентом учебно-методического обеспечения ДОО выступают парциальная программа, методические рекомендации и т.д.
2) Подготовка педагогических кадров. В местах кочевий желательно должны работать воспитатели и учителя с профессиональным образованием.
3) Материально-техническое обеспечение. Укрепление материально-технической базы с созданием новых информационных технологий и связи;
IV. Содержательный блок:
1) Семейные ценности. В кочевой семье воспитание детей основано на передаче от поколения к поколению семейных ценностей, таких как любовь к родному очагу, стойбище, местам кочевья и т.д.
2) Национальное достояние и культурное наследие коренных народов Севера. Исконная среда обитания «культурная и бытовая жизнедеятельность» [5], родной (материнский) язык [6], семейные ценности, передаваемые из поколения в поколение [7].
В основе данной модели лежит организация семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья, нацеленная на развитие и становление личности дошкольника.
Итоговым результатом реализации модели явилось создание условий патриотического, социального, познавательного, физического, трудового, эстетического развития детей-дошкольников:
− патриотическое, проявление любви к малой родине, семейному очагу, стойбище, семье, кочевой родовой общине;
− социальное, интерес к другим детям, взрослым, бесконфликтные игры с другими с детьми; доброта, активность в процессе взаимодействия;
Модель семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья
− познавательное, проявление активности, инициативности и самостоятельности в поведении и деятельности в любых жизненных ситуациях;
− физическое, выполнение элементарных навыков по самообслуживанию, способность к физической активности (подвижные национальные игры), стремление соблюдать правила безопасности жизни в суровых условиях кочевья;
− трудовое, соблюдение элементарного порядка во время кочевья, на стойбище, стремление помочь в элементарных навыках самообслуживания в обыденной жизни, в игре, понимание ценности труда, уважения к труду родителей;
− эстетическое, чувство радости от красоты природы родного края.
На основе модели разработаны и апробированы парциальная программа и методрекомендации.
В парциальной программе «Мы – северяне» представлены социально-нормативные характеристики достижений детей по возрастным категориям, этнические особенности детей-дошкольников, также коллективная работа взрослых и детей, социально-педагогическое партнерство ДОО и кочевой семьи, организация развивающей предметно-пространственной среды.
В данной программе в разделе «Организация родительского просвещения в местах кочевья» кратко изложена просветительская работа для родителей по вопросам семейного воспитания детей дошкольного возраста в кочевой жизни. Также в программе даны методические рекомендации родителям по созданию речевой среды на родном языке в семье.
Методические рекомендации разработаны с целью организационной, методической, практической помощи по реализации деятельности дошкольной и семейной кочевой группы на базе нормативно-правовых документов. В рекомендациях описана система воспитания северных этносов – хантов, эвенов – для выявления качественного улучшения организации воспитательного процесса детей-дошкольников, в части касающейся традиционного уклада жизни и хозяйственной деятельности при взаимодействии с родственниками, представителями общины; воспитание с учетом гендерного воспитания в семье: мальчика – хозяина родового огня, девочки – хранительницы семейного очага, мастерицы, для закладывания этнических, нравственно-этических норм; развитие самостоятельности, выносливости, смелости через игру.
Организован и проведен вебинар по апробации парциальной программы «Мы – северяне» для дошкольного образования и методических рекомендаций по семейному воспитанию детей дошкольного возраста в кочевье на платформе «Яндекс. Телемост». В вебинаре приняли участие 46 чел. из шести северных субъектов Российской Федерации. Участвовали в вебинаре воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений, специалисты институтов развития образования и повышения квалификации.
Цель и задача вебинара – апробация и обсуждение парциальной программы для педагогов дошкольных образовательных организаций и методических рекомендаций для семейного воспитания.
По конечным результатам апробации получены положительные отзывы из шести регионов Российской Федерации. Рецензенты одобрительно отзываются о программе и методических рекомендациях. Они считают, что данная программа предназначена для работы с детьми-дошкольниками разного возраста. Они отмечают, что программа имеет четкую структуру, включает в себя три раздела: целевой, содержательный, организационный, содержание образовательной работы спроектировано на основе содержания пяти образовательных областей. Программное содержание представляет авторский вариант проектирования образовательной деятельности в разновозрастных группах. Актуальностью и новизной рецензируемой парциальной программы является включение в нее этнорегиональных, этнокультурных особенностей материальной и духовной культуры коренных этносов через образовательную деятельность. Рецензенты в своих отзывах подчеркивают, что программа имеет практическую ценность, которая заключается в том, что работа, проводимая с детьми, включает в себя знакомство с духовно-нравственными традициями народа, праздниками, народным искусством, фольклором, хозяйственной деятельностью, здоровьесбережением. Импонирует, что программа в организационном разделе содержит: условия реализации программы, материально-техническое, методическое обеспечение с указанием литературы, хорошо прописана организация развивающей предметно-пространственной среды кочевой дошкольной группы с указанием дидактических пособий, игрушек, строительных материалов, материалов для художественно-продуктивной деятельности, музыкального оборудования с указанием образовательных областей. В отзывах рецензенты утверждают, что самое главное, что в методических рекомендациях описана практическая помощь по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов; поддержки у воспитателей, родителей в местах кочевья позитивного отношения к исполнению своих обязанностей как участников воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Далее, рецензенты пишут, что данные методические рекомендации и приложения к ним могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций для реализации семейного воспитания детей-дошкольников в условиях кочевья в части изучения основных нормативно-правовых документов, регулирующих семейное воспитание, права и обязанности родителей в сфере образования.
По итогам апробации рецензенты отметили, что разработанная модель семейного воспитания детей дошкольного возраста может применяться для планирования и организации работы по обеспечению педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания дошкольника в условиях ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, рецензенты считают, что парциальная программа и методические рекомендации актуальны, содержательны, универсальны, систематизированы, имеют логически завершенный характер, готовы к работе, рекомендуют их использовать в работе в дошкольных образовательных организациях, в особенности в кочевье.
Заключение
Для практической реализации разработанной модели разработаны и апробированы парциальная программа и методические рекомендации, которые направлены на создание условий для развития и воспитания детей-дошкольников в кочевой семье. Для этого определены цель, приоритетные задачи, выявлены практические шаги и меры по воспитанию ребенка в кочевой семье.
На основании разработанной модели для улучшения условий воспитания детей-дошкольников кочевья рекомендуем следующее:
В сфере нормативно-правового обеспечения и организации базовой ДОО с кочевой дошкольной группой и кочевой семейной дошкольной группой:
− изучить федеральные и региональные законы, нормативные документы, направленные на организацию и обеспечение успешной деятельности ДОО в местах компактного проживания коренных народов Севера;
− анализировать нормативно-правовые акты семьи, семейного воспитания, также вопросы финансирования кочевых детских садов.
В сфере образования детей в кочевой семье и изучения нынешней ситуации дошкольного образования в кочевье:
− предусматривать принципиально новые достижения, особенности региона, этнокультурные потребности семьи и родительской общественности в воспитании детей в кочевой семье;
− анализировать и распространять положительные опыты воспитания детей коренных народов Севера.
В сфере совместной социально-педагогической деятельности ДОО и кочевой семьи, работы с родителями:
− создать условия для согласования образовательных потребностей семьи, родительской общественности и ДОО;
− объединить ДОО и кочевую семью с другими участниками образовательной деятельности;
− организовать просветительскую работу для родителей по части воспитания детей согласно современным реалиям жизни.
В сфере учебно-методического, материально-технического обеспечения, профессиональной подготовки и повышения квалификации:
− разработаны парциальная программа «Мы – северяне» и методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста;
− организован вебинар и проведена апробация парциальной программы и методической рекомендации в шести субъектах Российской Федерации;
− организованы и проведены курсы ПК для работников дошкольных и общеобразовательных образовательных организаций, работающих в местах кочевья;
− дети воспитываются и обучаются на родном языке, формируется их развитие по образовательным областям.