В отечественной системе высшего медицинского образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов реализуются компетентностные практико-ориентированный и пациентоориентированный подходы, которые требуют повышенного внимания к формированию у обучающихся личностной готовности к профессиональной деятельности. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, а в качестве результата рассматривается не сама совокупность всей усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях. Основной целью высшего образовательного учреждения становится подготовка компетентного специалиста. В центре современной парадигмы образования обозначен свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция. Компетентностный подход в обучении возник как альтернатива развития практико-ориентированных качеств, необходимых обучающимся в социальной жизни и профессиональной деятельности, и абстрактно-теоретических знаний [1].
Очевидно, что при реализации компетентностного подхода возникает необходимость в поисках и использовании новых методов исследования качества подготовки специалистов медицинского профиля. В настоящее время при оценке качества профессионального образования акцентируется внимание не только на профессиональной подготовке, но в большей степени на формировании личностных результатов профессионального образования [2]. По мнению ряда авторов, умение регулировать и планировать свою деятельность, ставить цели, способность к самоорганизации и самоуправлению являются наиболее важными личностными качествами. Обучающиеся также должны обладать и достаточно высоким уровнем развития рефлексии, умением оценивать собственную активность и окружающую действительность, обладать коммуникативной компетентностью, ценностными ориентациями. Поэтому подготовка студентов должна заключаться не только в приобретении ими фундаментальных знаний и профессиональных умений, но и в развитии личности [3–5]. Четкое понимание профессиональных целей и умение прогнозировать связь выбранной специальности со своим личностным потенциалом могут рассматриваться в качестве базы формирования определенной профессиональной готовности к осуществлению профессиональной деятельности [6]. Воспитательное пространство вуза обладает большим потенциалом для личностного и профессионального воспитания студентов. Оно представляет собой совокупность условий продуктивного взаимодействия субъектов профессионального воспитания в процессе образовательной, исследовательской, инновационной, социокультурной деятельности, что является важным направлением для личностного и профессионального развития студентов. Воспитательное пространство характеризуется взаимосвязанностью и взаимозависимостью элементов, которые воспринимаются молодыми людьми субъективно [7].
Одним из показателей качества подготовки специалистов в контексте компетентностного подхода является их готовность осуществлять профессиональную деятельность. Профессиональная готовность рассматривается как компонент компетентности и представляет собой определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый для выполнения функциональных обязанностей в полном объеме данной профессии. Профессиональная готовность студентов к деятельности включает в себя психологическую готовность. Психологическая готовность является необходимой основой для развития профессиональной готовности. При этом толкование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности все более склоняется к тому, чтобы считать ее компонентами не только профессиональную, но и личностную готовность [8].
Таким образом, профессиональная готовность может рассматриваться как сложное, целостное личностное образование, в состав которого включены: ценностные позиции и социально значимые мотивы специалистов; система профессиональных знаний и умения осуществлять профессиональную деятельность. Следовательно, профессиональную готовность можно рассматривать как один из компонентов оценки качества подготовки специалистов в контексте компетентностного подхода. В рамках наших рассуждений профессиональная готовность включает три компонента: личностную, теоретическую и технологическую готовность. Следовательно, реализуя компетентностный подход в медицинском образовании, необходимо учитывать и оказывать прямое или косвенное влияние на формирование личностной готовности студентов к врачебной деятельности. Это становится возможным при внесении в матрицы компетенций образовательных программ дополнительных компетенций личностной готовности к профессиональной деятельности. Логичным, по нашему мнению, является включение дополнительных компетенций формирования личностной готовности выпускника к профессиональной деятельности в матрицы компетенций основных профессиональных образовательных программ в части реализации программ воспитания.
Программы воспитания в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации являются в настоящее время обязательным компонентом основных профессиональных образовательных программ. Однако их освоение студентами осуществляется, как правило, по индивидуальной траектории, формирующейся в соответствии с потребностями, личностными возможностями обучающегося и его профессиональными предпочтениями (выбором медицинской специальности в целом и ее профилизации в случае образовательных программ медицинской направленности). В этой связи и подходы к оценке освоения программы воспитания, степени сформированности регламентированных ею компетенций также должны быть индивидуальными, но одновременно объективными. И это не может быть механистический подсчет числа мероприятий общественно-воспитательной направленности, в которых обучающийся принимал участие или число направлений воспитательной работы, в которых он был задействован. Эффективность воспитательной работы как части основной профессиональной образовательной программы должна быть объективно измеряемой на личностном уровне. Традиционно используемые в образовательных программах оценочные средства (тесты, устный опрос, написание учебных историй болезни, обследование и лечение виртуального пациента, демонстрация практических навыков и др.) не могут быть использованы для оценки степени сформированности компетенций личностной направленности.
Следует отметить, что степень сформированности любой компетенции проявляется во взаимосвязи двух видов деятельности: образовательной и будущей профессиональной. Таким образом, формирование компетентности возможно только при проявлении заинтересованности и высокой степени самостоятельности студентов в процессе их личностного и профессионального становления. Следовательно, существует необходимость в оценке степени личностной готовности студентов к освоению выбранной специальности и будущей профессиональной деятельности в контексте готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Элементы выбранной профессиональной деятельности могут быть смоделированы в том числе в мероприятиях, включенных в программы воспитания в составе основных профессиональных образовательных программ. Разработка оценочных средств и критериев их оценивания позволит вмешиваться в индивидуальный ход освоения программы воспитания и образовательной программы в целом, формирования личностных компетенций в частности, корректировать образовательный процесс по результатам оценки уровня освоения образовательной программы и степени сформированности регламентированных ею компетенций.
Цель исследования – изучение возможностей использования оценки личностной готовности обучающегося к профессиональной деятельности для последующего использования применяемой методики в качестве оценочного средства компетенций, формируемых в том числе при реализации программы воспитания основной образовательной программы медицинской направленности.
Материалы и методы исследования
Интеграция личностного, теоретического и технологического компонентов формирования личностной готовности потребовала проведения исследования в три этапа.
На первом этапе нами проведено исследование личностной готовности обучающихся к выполнению обязанностей, регламентированных соответствующим профессиональным стандартом. Исследование проведено среди студентов шестого курса лечебного факультета ОмГМУ. Опрос проводился на основе методики П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной, скорректированной в соответствии с требованиями реализуемых в ОмГМУ федеральных государственных образовательных стандартов [9]. В рамках применения указанной методики респонденты давали субъективную оценку степени своей личностной готовности к выполнению профессиональных функций. В качестве респондентов выступили 153 студента лечебного факультета, что составило 61,2 % контингента выпускников одного года приема. Выборка составляет значительную часть генеральной совокупности (выпускников соответствующего факультета) и является репрезентативной.
Полученные в работе количественные данные обработаны с использованием программ Microsoft Excel и Statistica 6.1 [10], согласно требованиям к проведению анализа медицинских данных [11]. Для проверки на нормальность распределения совокупностей использовали критерий Колмогорова – Смирнова. Количественные данные представлены медианами значений с указанием нижнего и верхнего квартилей. Статистическую значимость различий между количественными данными в независимых выборках определяли с помощью U-критерия Манна – Уитни.
Предметом исследования явилось определение возможностей комплексной оценки личностной готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности по выбранной специальности, возможностей формирования и внесения в образовательные программы компетенций личностной готовности с обязательной оценкой степени их сформированности.
В ходе исследования рассматривались следующие компоненты личностной готовности: гуманистическая профессиональная направленность, уровень общей культуры, социальная зрелость, коммуникативные качества, организаторские способности, перцептивные и рефлексивно-аналитические качества, креативность, состояние психического и физического здоровья.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе материалов исследования получены следующие результаты. Компоненты личностной готовности измеряемы и вариативны, что позволяет использовать методику П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной в качестве оценочного средства формирования личностной готовности к профессиональной деятельности.
Использование методики П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной в проведенном исследовании выявило достаточный и стабильный уровень личностной готовности студентов по следующим компонентам: гуманистическая профессиональная направленность, коммуникативные качества, организаторские способности и качества, перцептивные и рефлексивно-аналитические качества, состояние психического и физического здоровья.
Некоторая нестабильность результатов наблюдалась по следующим компонентам: креативность; общий уровень культуры; социальная зрелость.
Таким образом, выявлена необходимость в формировании у студентов потребности в самосовершенствовании, в постоянном профессиональном, творческом поиске. Для повышения уровня общей культуры следует повышать интеллектуальную активность, воспитывать интеллигентность, формировать научно-гуманистическое мировоззрение.
Для развития социальной зрелости необходимо воспитывать чувства патриотизма, высокой гражданской ответственности, бескорыстного отношения к осуществлению профессиональной деятельности.
Таким образом, результаты исследования показали, что использование методики П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной как оценочного средства позволяет оценивать, а после оценки – корректировать образовательную траекторию для эффективного формирования компетенций личностной готовности.
Выявлено, что студенты в целом стремятся к саморазвитию и самообразованию, что свидетельствует об обдуманном профессиональном выборе. Это подтверждается проявлениями достаточно высокой активности студентов на учебных занятиях и при реализации социально значимых волонтерских проектов.
Однако существует необходимость в системной воспитательной работе, корректировке программы воспитания основной образовательной программы, направленной на формирование гуманистической мировоззренческой позиции и социальной зрелости студентов. По нашему мнению, наличие выраженной гуманистической мировоззренческой позиции является необходимым условием для выполнения профессиональных функций, что и обеспечивает повышение личностной готовности и качества профессиональной подготовки специалистов медицинского вуза. Использование апробированных в исследовании оценочных средств и критериев оценивания позволит вмешиваться в индивидуальный ход освоения образовательной программы в целом и формирования личностных компетенций в частности, корректировать образовательный процесс по результатам оценки качества образования. Полученные результаты позволили разработчикам и владельцам основной профессиональной образовательной программы «Лечебное дело» объективно оценить необходимость корректировки матрицы компетенций, усиления образовательных технологий, направленных на формирование личностных характеристик обучающихся, а также обратить особое внимание на реализацию программы воспитания, включенную в состав основной профессиональной образовательной программы «Лечебное дело».
Заключение
Таким образом, на основании анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Одним из показателей качества профессиональной подготовки студентов специальности «Лечебное дело» в контексте компетентностного подхода может быть уровень их личностной готовности к профессиональной деятельности.
2. Показатели личностной готовности студентов могут использоваться как индикаторы степени сформированности компетенций, внесенных в матрицы компетенций основных профессиональных образовательных программ дополнительно к компетенциям, регламентированным федеральными государственными образовательными стандартами.
3. Уровень личностной готовности может измеряться, что позволяет предложить внедрение оценки личностной готовности в фонд оценочных средств и технологий основной профессиональной образовательной программы – программы специалитета медицинской направленности в части оценки степени сформированности компетенций, регламентированных программой воспитания, являющейся ее обязательным компонентом.
4. Измерение личностной готовности может служить индикатором эффективности освоения программы воспитания в составе основной профессиональной образовательной программы.
Внедрение механизмов оценки личностной готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности позволит динамично и малозатратно (в части временных, кадровых и материальных-технических ресурсов) оценивать ход освоения обучающимся образовательной программы, корректировать при необходимости индивидуальную образовательную траекторию, корректировать рабочие программы воспитания, дисциплин (модулей) и практик для эффективного достижения заявленных в образовательной программе целей и задач.
Библиографическая ссылка
Березнева Е.Ю., Барашкова С.А., Гребенникова Н.Б. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МЕДИЦИНСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 6. – С. 5-9;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2451 (дата обращения: 03.12.2024).