Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE APPLICABILITY OF STUDENTS` PERSONAL READINESS ASSESSMENT WHILE PRACTICING THE COMPETENCY APPROACH TO PEDAGOGIC PROGRAM AS A PART OF THE BASE MEDICAL EDUCATIONAL PROGRAM

Berezneva E.Yu. 1 Barashkova S.А. 1 Grebennikova N.B. 2
1 Omsk State Medical University Ministry of Healthcare of the Russian Federation
2 Dostoevskiy Omsk State University
The subject of the research is the estimation of applicability of students` personal readiness for the profession and the possibility of including the personal readiness competency with the capacity for impartial assessment into educational program. For the purpose of the personal readiness assessment credibility the methods of Shaptenko P.A and Voronina G.A. have been used. The methods have also been corrected according to the educational program of specialist degree. The maturity of the competency is reflected in connection of two activities: educational activity and professional activity in the future. The competency forming is possible only within the condition of students` sustainable interest in process of personal and professional development and a high level of self-dependence. In the process of the pedagogic program realization the estimation of students` personal readiness for the chosen profession is a required option in the context of common readiness for individual professional activity. As a result of the research there are several conclusions: students` personal readiness for professional activity could have been taken as an index of professional training quality of the General Medicine program within the competence approach; the personal readiness level can be estimated, that makes it possible to enlist the personal readiness estimation into the educational program as pedagogic program estimation tool.
personal readiness
competence
quality of professional education
professional activity

В отечественной системе высшего медицинского образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов реализуются компетентностные практико-ориентированный и пациентоориентированный подходы, которые требуют повышенного внимания к формированию у обучающихся личностной готовности к профессиональной деятельности. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, а в качестве результата рассматривается не сама совокупность всей усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях. Основной целью высшего образовательного учреждения становится подготовка компетентного специалиста. В центре современной парадигмы образования обозначен свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция. Компетентностный подход в обучении возник как альтернатива развития практико-ориентированных качеств, необходимых обучающимся в социальной жизни и профессиональной деятельности, и абстрактно-теоретических знаний [1].

Очевидно, что при реализации компетентностного подхода возникает необходимость в поисках и использовании новых методов исследования качества подготовки специалистов медицинского профиля. В настоящее время при оценке качества профессионального образования акцентируется внимание не только на профессиональной подготовке, но в большей степени на формировании личностных результатов профессионального образования [2]. По мнению ряда авторов, умение регулировать и планировать свою деятельность, ставить цели, способность к самоорганизации и самоуправлению являются наиболее важными личностными качествами. Обучающиеся также должны обладать и достаточно высоким уровнем развития рефлексии, умением оценивать собственную активность и окружающую действительность, обладать коммуникативной компетентностью, ценностными ориентациями. Поэтому подготовка студентов должна заключаться не только в приобретении ими фундаментальных знаний и профессиональных умений, но и в развитии личности [3–5]. Четкое понимание профессиональных целей и умение прогнозировать связь выбранной специальности со своим личностным потенциалом могут рассматриваться в качестве базы формирования определенной профессиональной готовности к осуществлению профессиональной деятельности [6]. Воспитательное пространство вуза обладает большим потенциалом для личностного и профессионального воспитания студентов. Оно представляет собой совокупность условий продуктивного взаимодействия субъектов профессионального воспитания в процессе образовательной, исследовательской, инновационной, социокультурной деятельности, что является важным направлением для личностного и профессионального развития студентов. Воспитательное пространство характеризуется взаимосвязанностью и взаимозависимостью элементов, которые воспринимаются молодыми людьми субъективно [7].

Одним из показателей качества подготовки специалистов в контексте компетентностного подхода является их готовность осуществлять профессиональную деятельность. Профессиональная готовность рассматривается как компонент компетентности и представляет собой определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый для выполнения функциональных обязанностей в полном объеме данной профессии. Профессиональная готовность студентов к деятельности включает в себя психологическую готовность. Психологическая готовность является необходимой основой для развития профессиональной готовности. При этом толкование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности все более склоняется к тому, чтобы считать ее компонентами не только профессиональную, но и личностную готовность [8].

Таким образом, профессиональная готовность может рассматриваться как сложное, целостное личностное образование, в состав которого включены: ценностные позиции и социально значимые мотивы специалистов; система профессиональных знаний и умения осуществлять профессиональную деятельность. Следовательно, профессиональную готовность можно рассматривать как один из компонентов оценки качества подготовки специалистов в контексте компетентностного подхода. В рамках наших рассуждений профессиональная готовность включает три компонента: личностную, теоретическую и технологическую готовность. Следовательно, реализуя компетентностный подход в медицинском образовании, необходимо учитывать и оказывать прямое или косвенное влияние на формирование личностной готовности студентов к врачебной деятельности. Это становится возможным при внесении в матрицы компетенций образовательных программ дополнительных компетенций личностной готовности к профессиональной деятельности. Логичным, по нашему мнению, является включение дополнительных компетенций формирования личностной готовности выпускника к профессиональной деятельности в матрицы компетенций основных профессиональных образовательных программ в части реализации программ воспитания.

Программы воспитания в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации являются в настоящее время обязательным компонентом основных профессиональных образовательных программ. Однако их освоение студентами осуществляется, как правило, по индивидуальной траектории, формирующейся в соответствии с потребностями, личностными возможностями обучающегося и его профессиональными предпочтениями (выбором медицинской специальности в целом и ее профилизации в случае образовательных программ медицинской направленности). В этой связи и подходы к оценке освоения программы воспитания, степени сформированности регламентированных ею компетенций также должны быть индивидуальными, но одновременно объективными. И это не может быть механистический подсчет числа мероприятий общественно-воспитательной направленности, в которых обучающийся принимал участие или число направлений воспитательной работы, в которых он был задействован. Эффективность воспитательной работы как части основной профессиональной образовательной программы должна быть объективно измеряемой на личностном уровне. Традиционно используемые в образовательных программах оценочные средства (тесты, устный опрос, написание учебных историй болезни, обследование и лечение виртуального пациента, демонстрация практических навыков и др.) не могут быть использованы для оценки степени сформированности компетенций личностной направленности.

Следует отметить, что степень сформированности любой компетенции проявляется во взаимосвязи двух видов деятельности: образовательной и будущей профессиональной. Таким образом, формирование компетентности возможно только при проявлении заинтересованности и высокой степени самостоятельности студентов в процессе их личностного и профессионального становления. Следовательно, существует необходимость в оценке степени личностной готовности студентов к освоению выбранной специальности и будущей профессиональной деятельности в контексте готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Элементы выбранной профессиональной деятельности могут быть смоделированы в том числе в мероприятиях, включенных в программы воспитания в составе основных профессиональных образовательных программ. Разработка оценочных средств и критериев их оценивания позволит вмешиваться в индивидуальный ход освоения программы воспитания и образовательной программы в целом, формирования личностных компетенций в частности, корректировать образовательный процесс по результатам оценки уровня освоения образовательной программы и степени сформированности регламентированных ею компетенций.

Цель исследования – изучение возможностей использования оценки личностной готовности обучающегося к профессиональной деятельности для последующего использования применяемой методики в качестве оценочного средства компетенций, формируемых в том числе при реализации программы воспитания основной образовательной программы медицинской направленности.

Материалы и методы исследования

Интеграция личностного, теоретического и технологического компонентов формирования личностной готовности потребовала проведения исследования в три этапа.

На первом этапе нами проведено исследование личностной готовности обучающихся к выполнению обязанностей, регламентированных соответствующим профессиональным стандартом. Исследование проведено среди студентов шестого курса лечебного факультета ОмГМУ. Опрос проводился на основе методики П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной, скорректированной в соответствии с требованиями реализуемых в ОмГМУ федеральных государственных образовательных стандартов [9]. В рамках применения указанной методики респонденты давали субъективную оценку степени своей личностной готовности к выполнению профессиональных функций. В качестве респондентов выступили 153 студента лечебного факультета, что составило 61,2 % контингента выпускников одного года приема. Выборка составляет значительную часть генеральной совокупности (выпускников соответствующего факультета) и является репрезентативной.

Полученные в работе количественные данные обработаны с использованием программ Microsoft Excel и Statistica 6.1 [10], согласно требованиям к проведению анализа медицинских данных [11]. Для проверки на нормальность распределения совокупностей использовали критерий Колмогорова – Смирнова. Количественные данные представлены медианами значений с указанием нижнего и верхнего квартилей. Статистическую значимость различий между количественными данными в независимых выборках определяли с помощью U-критерия Манна – Уитни.

Предметом исследования явилось определение возможностей комплексной оценки личностной готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности по выбранной специальности, возможностей формирования и внесения в образовательные программы компетенций личностной готовности с обязательной оценкой степени их сформированности.

В ходе исследования рассматривались следующие компоненты личностной готовности: гуманистическая профессиональная направленность, уровень общей культуры, социальная зрелость, коммуникативные качества, организаторские способности, перцептивные и рефлексивно-аналитические качества, креативность, состояние психического и физического здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе материалов исследования получены следующие результаты. Компоненты личностной готовности измеряемы и вариативны, что позволяет использовать методику П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной в качестве оценочного средства формирования личностной готовности к профессиональной деятельности.

Использование методики П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной в проведенном исследовании выявило достаточный и стабильный уровень личностной готовности студентов по следующим компонентам: гуманистическая профессиональная направленность, коммуникативные качества, организаторские способности и качества, перцептивные и рефлексивно-аналитические качества, состояние психического и физического здоровья.

Некоторая нестабильность результатов наблюдалась по следующим компонентам: креативность; общий уровень культуры; социальная зрелость.

Таким образом, выявлена необходимость в формировании у студентов потребности в самосовершенствовании, в постоянном профессиональном, творческом поиске. Для повышения уровня общей культуры следует повышать интеллектуальную активность, воспитывать интеллигентность, формировать научно-гуманистическое мировоззрение.

Для развития социальной зрелости необходимо воспитывать чувства патриотизма, высокой гражданской ответственности, бескорыстного отношения к осуществлению профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты исследования показали, что использование методики П.А. Шаптенко и Г.А. Ворониной как оценочного средства позволяет оценивать, а после оценки – корректировать образовательную траекторию для эффективного формирования компетенций личностной готовности.

Выявлено, что студенты в целом стремятся к саморазвитию и самообразованию, что свидетельствует об обдуманном профессиональном выборе. Это подтверждается проявлениями достаточно высокой активности студентов на учебных занятиях и при реализации социально значимых волонтерских проектов.

Однако существует необходимость в системной воспитательной работе, корректировке программы воспитания основной образовательной программы, направленной на формирование гуманистической мировоззренческой позиции и социальной зрелости студентов. По нашему мнению, наличие выраженной гуманистической мировоззренческой позиции является необходимым условием для выполнения профессиональных функций, что и обеспечивает повышение личностной готовности и качества профессиональной подготовки специалистов медицинского вуза. Использование апробированных в исследовании оценочных средств и критериев оценивания позволит вмешиваться в индивидуальный ход освоения образовательной программы в целом и формирования личностных компетенций в частности, корректировать образовательный процесс по результатам оценки качества образования. Полученные результаты позволили разработчикам и владельцам основной профессиональной образовательной программы «Лечебное дело» объективно оценить необходимость корректировки матрицы компетенций, усиления образовательных технологий, направленных на формирование личностных характеристик обучающихся, а также обратить особое внимание на реализацию программы воспитания, включенную в состав основной профессиональной образовательной программы «Лечебное дело».

Заключение

Таким образом, на основании анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Одним из показателей качества профессиональной подготовки студентов специальности «Лечебное дело» в контексте компетентностного подхода может быть уровень их личностной готовности к профессиональной деятельности.

2. Показатели личностной готовности студентов могут использоваться как индикаторы степени сформированности компетенций, внесенных в матрицы компетенций основных профессиональных образовательных программ дополнительно к компетенциям, регламентированным федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Уровень личностной готовности может измеряться, что позволяет предложить внедрение оценки личностной готовности в фонд оценочных средств и технологий основной профессиональной образовательной программы – программы специалитета медицинской направленности в части оценки степени сформированности компетенций, регламентированных программой воспитания, являющейся ее обязательным компонентом.

4. Измерение личностной готовности может служить индикатором эффективности освоения программы воспитания в составе основной профессиональной образовательной программы.

Внедрение механизмов оценки личностной готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности позволит динамично и малозатратно (в части временных, кадровых и материальных-технических ресурсов) оценивать ход освоения обучающимся образовательной программы, корректировать при необходимости индивидуальную образовательную траекторию, корректировать рабочие программы воспитания, дисциплин (модулей) и практик для эффективного достижения заявленных в образовательной программе целей и задач.