В современных условиях проблема профессиональной ориентации занимает важное место, поскольку уважительное отношение к труду и своевременно сформированные представления о себе как части людей трудящихся, о разнообразии и возможностях различных профессий, их востребованности на рынке труда облегчают человеку поиск себя в профессиональной деятельности. В связи с этим важным в сложившихся условиях становится применение различных современных средств профориентационной работы с младшими школьниками. Правильный выбор подобных средств способствует успешной организации различных видов педагогической деятельности, связанных с профориентацией, формировании у детей профессиональных планов.
Материалы и методы исследования
Исследования Л.Д. Столяренко [1], Г.С. Прохорова [2] и др. свидетельствуют о том, что профориентационная работа зачастую реализуется в формате профессионально-педагогического сопровождения процедуры выбора или смены профессии обучающейся молодежью. Подобное сопровождение осуществляется не только сотрудниками учебных учреждений, но и их социальными партнёрами, близкими людьми и т.д. При этом оказание подобной помощи всегда происходит с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого профориентируемого.
Рис. 1. Блоки современных средств обучения (СО), применяемых в профориентационной работе с учащимися младших классов (ПОРсУМК)
Предмет нашего научного интереса – используемые средства профориентации – реализуется в контексте проведения рассматриваемого вида работы с обучающимися первой образовательной ступени – младшими школьниками. Период развития и обучения детей указанного возраста охватывает временные рамки примерно с 6–7 и до 10–11 лет. Отличительными признаками личностного развития ребёнка в данное время являются стремительность развития психической и физической сфер личности, а также активность биологического роста.
Исходя из сказанного, профориентация с обучающимися младших классов есть не что иное, как «профессионально-просветительская помощь педагогов, социальных партнёров школы, а также семьи, состоящая из совокупности специально организуемых мероприятий» [3]. Приоритетной целью профориентации с младшими школьниками является развитие у них нравственного отношения и интереса к профессиональному труду, осуществляемое в ходе урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательной работы.
Успешность профориентационной работы детей младшего школьного возраста во многом зависит от того арсенала средств обучения, который обеспечивает достижение целей данного вида работы в данном возрасте. Итак, средства обучения, по мнению В.А. Сластенина, можно толковать как «…совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература и т.п.)» [4].
Анализ научной литературы позволил нам выделить несколько блоков в классификации средств обучения, которые можно применять в профориентационной работе с учащимися младших классов (ПОРсУМК): печатные [5], электронные образовательные ресурсы (ЭОР) [6], аудиовизуальные [7], наглядные [8] (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что практически все предлагаемые различными авторами блоки средств обучения можно использовать для профориентации детей младшего школьного возраста. Все зависит от времени, места, цели и особенностей их использования.
Дополняя рассмотренные в блоках 1–4 средства обучения, обладающие потенциалом в профориентации младших школьников, следует акцентировать внимание еще на двух блоках, среди которых учебный блок (О.И. Ермилина) [9] и вербальный блок (П.И. Пидкасистый) [10] (рис. 2).
Отдельную категорию средств, которые можно использовать для профориентации детей младшего школьного возраста, составляют актуальные средства обучения, обеспечивающие успешность реализации образовательного процесса в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО нового поколения (рис. 3) [11].
Рис. 2. Блоки средств обучения, применяемые в профориентационной работе с учащимися младших классов
Рис. 3. Средства обучения, используемые для профориентационной работы с учащимися начальных классов
Так, первую группу названных средств обучения составляют следующие:
1. Учебно-методический комплекс (УМК) – одно из основных средств обучения, компонентами которого в формате профориентации могут выступить программы, рабочие тетради, методические рекомендации, аудиоматериалы и т.д. [10].
2. Интегрированные уроки, смысл которых состоит в том, что они предполагают реализацию межпредметных связей, тесным образом связанных с профориентацией, либо в рамках интеграции нескольких тем, либо в рамках интеграции нескольких учебных предметов [4].
Так, проведение подобных уроков может быть организовано в рамках обучения математике с помощью небольших бесед о профессиях, о которых ведется речь в условиях математических задач.
В свою очередь, в ходе уроков окружающего мира возможно выполнение небольших по объему исследовательских проектов, посвященных профессиям близких ребенку взрослых людей – мам, пап, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Например, по темам «Мой папа – машинист тепловозного крана» или «Моя мама – доктор». Презентацию проектов можно провести с использованием фото главных героев проектов на рабочих местах.
Большими возможностями в профессиональном ориентировании детей обладают уроки технологии, в ходе которых дети знакомятся со спецификой различных профессий, среди которых профессии – представители разных сфер труда – сельского хозяйства, архитектуры и градостроительства, медицины, образования и мн. др.
3. Обязательным в свете нового ФГОС НОО является использование электронных образовательных ресурсов, применяемых как источник учебной информации (текст, изображение, видео и т.д.), представленный в цифровом формате [11]. К ЭОР, которые можно целенаправленно применять для профориентации младших школьников, относятся аудиовизуальные, технические средства, а именно: интерактивные карты, электронные энциклопедии и словари, музыкальные и художественные произведения в цифровом виде, мультимедиа, интернет-ресурсы и т.д. [12].
Данный вид ресурсов дает возможность визуализировать учебный материал, знакомить учащихся с той или иной профессией нетрадиционным способом, выполнять проекты, решать практико-ориентированные задания и вопросы, ситуационные задачи, использовать в работе интерактивные доски, видеозаписи, ИКТ-презентации и т.д.
Во вторую группу рассматриваемых средств обучения можно включить те из них, которые отражают технологический аспект учебного процесса в начальной школе:
1. Игровые технологии – «вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета» [10].
Так, для профориентационной работы можно использовать ролевые и деловые игры на профессиональные сюжеты («В почтовом отделении», «Продавец – профессия важная», «Случай на строительстве многоэтажного дома» и т.д.); игры, ориентированные на развитие у детей технической смекалки и творческого потенциала («Я – художник», «Я – флорист» и т.д.); игры, расширяющие спектр представлений обучающихся о мире профессий типа «Правильно произносим названия профессий», «Калейдоскоп профессий», «Определи профессию по жестам» и др.).
2. Технология «Лэпбук» – «самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, предназначенный для изучения, закрепления и повторения знаний» [13].
Профориентационный лэпбук младшего школьника, по сути, копилка всевозможных эскизов, набросков, рисунков, информационных буклетов, вырезок из газет и журналов, старых слайдов и фотографий, изображающих современные и уходящие в прошлое профессии. Содержимое лэпбука должно быть доступно для любых ознакомительно-познавательных действий, которые ребенок может производить – доставать, складывать и перекладывать по своему желанию, систематизировать, подбирать по различным признакам, комментировать в заданном порядке, петь песни и пр.
3. ТРИЗ-технология (теория развития изобретательных задач) – «набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход» [4].
ТРИЗ-технология позволяет познакомить детей младшего школьного возраста с миром труда и профессиями взрослых в интересной и увлекательной форме.
Одним из методов ТРИЗ-технологии является метод «Синектика», который обозначает «объединение разнородных предметов». Суть данного метода заключается в том, чтобы сделать неизвестное – известным, а привычное – чуждым. В основе этой работы лежит личностное уподобление – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии. При рассмотрении на уроке какой-либо профессии учащимся начальных классов можно предложить выполнить следующую технологическую цепочку: 1) выберите профессию (объект) и представьте её (например, менеджер по продажам); 2) рассмотрите профессию (объект) с обычной точки зрения (внешний вид, выполняемые функции, эмоциональное состояние и т.п.); 3) пофантазируйте (превратитесь в представителя данной профессии в какой-либо ситуации и расскажите о своих чувствах в данный момент); 4) выполните творческое задание (нарисуйте, слепите, сделайте аппликацию, сочините стих или сказку о рассматриваемой профессии).
Заключение
Таким образом, проведенный теоретический анализ показывает, что средства профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ можно распределить по уровням:
I уровень представлен средствами обучения, традиционно используемыми в образовательном процессе начальной школы и обладающими серьезным потенциалом в профориентационной работе с младшими школьниками. Перечень данных средств представлен несколькими блоками: 1 блок – печатные (учебники, учебные пособия, рабочие тетради); 2 блок – электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, словари, сетевые образовательные ресурсы, 3 блок – мультимедийные технологии), аудиовизуальные (учебные фильмы и кинофильмы, аудиозаписи, ИКТ-презентации) и 4 блок – наглядные (плакаты, иллюстрации, карты настенные и т.д.). Дополнить средства обучения, обладающие потенциалом в профориентации младших школьников, представленные в данных блоках, можно учебными и вербальными средствами бучения.
II уровень характеризуют средства обучения, рекомендованные новым ФГОС НОО и также имеющие большой потенциал в профориентации младших школьников (УМК, интегрированные уроки, ЭОР), применяемые как источники учебной информации и не идущие вразрез с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ». Кроме того, к средствам профориентации детей младшего школьного возраста можно отнести образовательные технологии, наиболее подходящими из которых являются игровые технологии, технология «Лэпбук», ТРИЗ-технология и др.
Выбор того либо иного средства профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ (группы средств) зависит не только от времени, места, цели и особенностей их использования, но и индивидуально-личностных особенностей развития учащихся начальных классов, уровня сформированности их интереса к профессиям, степени развитости представлений обучающихся о мире профессий и т.д.
Статья подготовлена при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Научно-методическое оснащение организации профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ» (№ 16–443 от 23.06.2022).
Библиографическая ссылка
Соснина А.А., Стерхова Н.С., Разливинских И.Н., Милованова Л.А. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 5. – С. 30-35;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2447 (дата обращения: 21.11.2024).