Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

CHARACTERISTICS OF THE MEANS OF CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS OF JUNIOR GRADES OF SECONDARY SCHOOLS

Socnina A.A. 1 Sterkhova N.S. 1 Razlivinskikh I.N. 1 Milovanova L.A. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
The article actualizes the problem of using various means of career guidance work with younger schoolchildren, since their competent use makes it possible to optimally combine traditional and innovative forms and methods of career guidance. The theoretical analysis has shown that the means of career guidance work with primary school students of secondary schools can be divided into two levels. The I level is represented by the means of teaching (CO), traditionally used in the educational process of primary school and having a serious potential in career guidance work with younger schoolchildren. These include: printed, audiovisual and visual CO. Level II is characterized by CO, recommended by the new Federal State Educational Standard and also having great potential in career guidance for younger schoolchildren. The list of SO data consists of: educational and methodological kits recommended in the current Federal list of textbooks, integrated lessons, electronic educational resources that do not run counter to the requirements of the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. In addition, educational technologies, including gaming technologies, Laptop technology, TRIZ technology, etc., can be attributed to effective means of career guidance for primary school children. The choice of means of career guidance work with UNCOOSH is carried out depending on the time, place, purpose, individual and personal characteristics of the development of primary school students, the level of formation of their interest in professions, the degree of development of students’ ideas about the world of professions, etc. The presented materials, firstly, will expand scientific and pedagogical ideas about the potential of career guidance work with younger schoolchildren, and secondly, they can become a support for specialists who are faced with the problem of choosing the means of career guidance work in primary school.
junior high school student
means of teaching
career guidance work
means of career guidance work with younger schoolchildren
level characteristics of means of career guidance work with younger schoolchildren

В современных условиях проблема профессиональной ориентации занимает важное место, поскольку уважительное отношение к труду и своевременно сформированные представления о себе как части людей трудящихся, о разнообразии и возможностях различных профессий, их востребованности на рынке труда облегчают человеку поиск себя в профессиональной деятельности. В связи с этим важным в сложившихся условиях становится применение различных современных средств профориентационной работы с младшими школьниками. Правильный выбор подобных средств способствует успешной организации различных видов педагогической деятельности, связанных с профориентацией, формировании у детей профессиональных планов.

Материалы и методы исследования

Исследования Л.Д. Столяренко [1], Г.С. Прохорова [2] и др. свидетельствуют о том, что профориентационная работа зачастую реализуется в формате профессионально-педагогического сопровождения процедуры выбора или смены профессии обучающейся молодежью. Подобное сопровождение осуществляется не только сотрудниками учебных учреждений, но и их социальными партнёрами, близкими людьми и т.д. При этом оказание подобной помощи всегда происходит с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого профориентируемого.

missing image file

Рис. 1. Блоки современных средств обучения (СО), применяемых в профориентационной работе с учащимися младших классов (ПОРсУМК)

Предмет нашего научного интереса – используемые средства профориентации – реализуется в контексте проведения рассматриваемого вида работы с обучающимися первой образовательной ступени – младшими школьниками. Период развития и обучения детей указанного возраста охватывает временные рамки примерно с 6–7 и до 10–11 лет. Отличительными признаками личностного развития ребёнка в данное время являются стремительность развития психической и физической сфер личности, а также активность биологического роста.

Исходя из сказанного, профориентация с обучающимися младших классов есть не что иное, как «профессионально-просветительская помощь педагогов, социальных партнёров школы, а также семьи, состоящая из совокупности специально организуемых мероприятий» [3]. Приоритетной целью профориентации с младшими школьниками является развитие у них нравственного отношения и интереса к профессиональному труду, осуществляемое в ходе урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательной работы.

Успешность профориентационной работы детей младшего школьного возраста во многом зависит от того арсенала средств обучения, который обеспечивает достижение целей данного вида работы в данном возрасте. Итак, средства обучения, по мнению В.А. Сластенина, можно толковать как «…совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература и т.п.)» [4].

Анализ научной литературы позволил нам выделить несколько блоков в классификации средств обучения, которые можно применять в профориентационной работе с учащимися младших классов (ПОРсУМК): печатные [5], электронные образовательные ресурсы (ЭОР) [6], аудиовизуальные [7], наглядные [8] (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что практически все предлагаемые различными авторами блоки средств обучения можно использовать для профориентации детей младшего школьного возраста. Все зависит от времени, места, цели и особенностей их использования.

Дополняя рассмотренные в блоках 1–4 средства обучения, обладающие потенциалом в профориентации младших школьников, следует акцентировать внимание еще на двух блоках, среди которых учебный блок (О.И. Ермилина) [9] и вербальный блок (П.И. Пидкасистый) [10] (рис. 2).

Отдельную категорию средств, которые можно использовать для профориентации детей младшего школьного возраста, составляют актуальные средства обучения, обеспечивающие успешность реализации образовательного процесса в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО нового поколения (рис. 3) [11].

missing image file

Рис. 2. Блоки средств обучения, применяемые в профориентационной работе с учащимися младших классов

missing image file

Рис. 3. Средства обучения, используемые для профориентационной работы с учащимися начальных классов

Так, первую группу названных средств обучения составляют следующие:

1. Учебно-методический комплекс (УМК) – одно из основных средств обучения, компонентами которого в формате профориентации могут выступить программы, рабочие тетради, методические рекомендации, аудиоматериалы и т.д. [10].

2. Интегрированные уроки, смысл которых состоит в том, что они предполагают реализацию межпредметных связей, тесным образом связанных с профориентацией, либо в рамках интеграции нескольких тем, либо в рамках интеграции нескольких учебных предметов [4].

Так, проведение подобных уроков может быть организовано в рамках обучения математике с помощью небольших бесед о профессиях, о которых ведется речь в условиях математических задач.

В свою очередь, в ходе уроков окружающего мира возможно выполнение небольших по объему исследовательских проектов, посвященных профессиям близких ребенку взрослых людей – мам, пап, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Например, по темам «Мой папа – машинист тепловозного крана» или «Моя мама – доктор». Презентацию проектов можно провести с использованием фото главных героев проектов на рабочих местах.

Большими возможностями в профессиональном ориентировании детей обладают уроки технологии, в ходе которых дети знакомятся со спецификой различных профессий, среди которых профессии – представители разных сфер труда – сельского хозяйства, архитектуры и градостроительства, медицины, образования и мн. др.

3. Обязательным в свете нового ФГОС НОО является использование электронных образовательных ресурсов, применяемых как источник учебной информации (текст, изображение, видео и т.д.), представленный в цифровом формате [11]. К ЭОР, которые можно целенаправленно применять для профориентации младших школьников, относятся аудиовизуальные, технические средства, а именно: интерактивные карты, электронные энциклопедии и словари, музыкальные и художественные произведения в цифровом виде, мультимедиа, интернет-ресурсы и т.д. [12].

Данный вид ресурсов дает возможность визуализировать учебный материал, знакомить учащихся с той или иной профессией нетрадиционным способом, выполнять проекты, решать практико-ориентированные задания и вопросы, ситуационные задачи, использовать в работе интерактивные доски, видеозаписи, ИКТ-презентации и т.д.

Во вторую группу рассматриваемых средств обучения можно включить те из них, которые отражают технологический аспект учебного процесса в начальной школе:

1. Игровые технологии – «вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета» [10].

Так, для профориентационной работы можно использовать ролевые и деловые игры на профессиональные сюжеты («В почтовом отделении», «Продавец – профессия важная», «Случай на строительстве многоэтажного дома» и т.д.); игры, ориентированные на развитие у детей технической смекалки и творческого потенциала («Я – художник», «Я – флорист» и т.д.); игры, расширяющие спектр представлений обучающихся о мире профессий типа «Правильно произносим названия профессий», «Калейдоскоп профессий», «Определи профессию по жестам» и др.).

2. Технология «Лэпбук» – «самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, предназначенный для изучения, закрепления и повторения знаний» [13].

Профориентационный лэпбук младшего школьника, по сути, копилка всевозможных эскизов, набросков, рисунков, информационных буклетов, вырезок из газет и журналов, старых слайдов и фотографий, изображающих современные и уходящие в прошлое профессии. Содержимое лэпбука должно быть доступно для любых ознакомительно-познавательных действий, которые ребенок может производить – доставать, складывать и перекладывать по своему желанию, систематизировать, подбирать по различным признакам, комментировать в заданном порядке, петь песни и пр.

3. ТРИЗ-технология (теория развития изобретательных задач) – «набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход» [4].

ТРИЗ-технология позволяет познакомить детей младшего школьного возраста с миром труда и профессиями взрослых в интересной и увлекательной форме.

Одним из методов ТРИЗ-технологии является метод «Синектика», который обозначает «объединение разнородных предметов». Суть данного метода заключается в том, чтобы сделать неизвестное – известным, а привычное – чуждым. В основе этой работы лежит личностное уподобление – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии. При рассмотрении на уроке какой-либо профессии учащимся начальных классов можно предложить выполнить следующую технологическую цепочку: 1) выберите профессию (объект) и представьте её (например, менеджер по продажам); 2) рассмотрите профессию (объект) с обычной точки зрения (внешний вид, выполняемые функции, эмоциональное состояние и т.п.); 3) пофантазируйте (превратитесь в представителя данной профессии в какой-либо ситуации и расскажите о своих чувствах в данный момент); 4) выполните творческое задание (нарисуйте, слепите, сделайте аппликацию, сочините стих или сказку о рассматриваемой профессии).

Заключение

Таким образом, проведенный теоретический анализ показывает, что средства профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ можно распределить по уровням:

I уровень представлен средствами обучения, традиционно используемыми в образовательном процессе начальной школы и обладающими серьезным потенциалом в профориентационной работе с младшими школьниками. Перечень данных средств представлен несколькими блоками: 1 блок – печатные (учебники, учебные пособия, рабочие тетради); 2 блок – электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, словари, сетевые образовательные ресурсы, 3 блок – мультимедийные технологии), аудиовизуальные (учебные фильмы и кинофильмы, аудиозаписи, ИКТ-презентации) и 4 блок – наглядные (плакаты, иллюстрации, карты настенные и т.д.). Дополнить средства обучения, обладающие потенциалом в профориентации младших школьников, представленные в данных блоках, можно учебными и вербальными средствами бучения.

II уровень характеризуют средства обучения, рекомендованные новым ФГОС НОО и также имеющие большой потенциал в профориентации младших школьников (УМК, интегрированные уроки, ЭОР), применяемые как источники учебной информации и не идущие вразрез с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ». Кроме того, к средствам профориентации детей младшего школьного возраста можно отнести образовательные технологии, наиболее подходящими из которых являются игровые технологии, технология «Лэпбук», ТРИЗ-технология и др.

Выбор того либо иного средства профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ (группы средств) зависит не только от времени, места, цели и особенностей их использования, но и индивидуально-личностных особенностей развития учащихся начальных классов, уровня сформированности их интереса к профессиям, степени развитости представлений обучающихся о мире профессий и т.д.

Статья подготовлена при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Научно-методическое оснащение организации профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ» (№ 16–443 от 23.06.2022).