Дошкольное образование, являясь первой ступенью современной образовательной системы, подчиняется общим тенденциям социокультурного общественного развития. С одной стороны, оно базируется на фундаментальных положениях о роли дошкольного периода в становлении личности ребенка. С другой – характеризуется преобразованиями, обусловленными процессами модернизации, информатизации, важностью подготовки компетентного выпускника, способного к следующему периоду своего образования. В этой связи формирование познавательных интересов у дошкольников рассматривается как одно из значимых направлений в профессиональной деятельности педагога. В процессе активной познавательной деятельности ребенок овладевает причинно-следственными связями, начинает понимать пространственные и временные отношения, вследствие чего отдельные представления складываются в целостную картину мира [1]. Причем «формирование ценностей, картины мира, мировоззрения у подрастающего поколения определяется не только профессиональным компонентом мировоззрения учителя, но и его целостным представлением о мире и его онтологических основах» [2]. Данное положение позволяет утверждать, что процесс формирования познавательных интересов у детей взаимообусловлен с личностью педагога и во многом определяется мировоззренческими характеристиками воспитывающих взрослых. Мотивированный педагог дошкольного образования всегда стремится к собственному профессиональному совершенствованию, непрерывному развитию своих познавательных интересов. Он умеет создавать оптимальные условия для развития способов познания окружающего мира детьми, правильно отбирать эффективные меры педагогического воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей проявления каждым ребенком активности и потребности к познавательной деятельности.
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование проблемы формирования познавательных интересов у дошкольников.
Материалы и методы исследования
При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, а также экспериментальное изучение уровня сформированности познавательного интереса у старших дошкольников.
Результаты исследования и их обсуждение
Познавательный интерес – это значимое личностное образование, становление и развитие которого происходит на протяжении всей жизнедеятельности человека при постоянном взаимодействии с социумом и природным окружением. Контент-анализ исследований свидетельствует, что, демонстрируя познавательный интерес к изучению конкретных предметов и явлений окружающего мира, человек проявляет свою направленность, избирательное отношение к процессу познания. Это активизирует эмоционально-чувственную сферу, придает познавательному процессу необходимую активность и самостоятельность.
Формирование познавательных интересов у дошкольников происходит в процессе познавательной деятельности, направленной на поиск нового об окружающем мире и основывается на чувственном (ощущение, восприятие, представления) и рациональном (понимание, умозаключения, суждения) познании.
В исследованиях подчеркивается, что в своем становлении и развитии познавательный интерес проходит ряд этапов:
− любопытство: вызывается появлением новых и неожиданных обстоятельств, фактов, непосредственностью восприятия и характеризуется потребностью в достаточно поверхностном познании предметов (явлений);
− любознательность: выражается в направленности на изучение сущностных свойств и характеристик предметов (явлений), их взаимосвязей и взаимоотношений, обеспечивает постоянный поиск необходимых знаний разными способами с целью удовлетворения познавательной потребности;
− интеллектуальный интерес: наиболее высокий уровень, при котором возникает потребность в активном и самостоятельном поиске точного ответа, его истинности.
Устойчивый познавательный интерес формируется при условии сочетания эмоционального и рационального подходов в обучении. Поэтому при проведении занятий с дошкольниками достижение обучающих и развивающих задач во многом обусловлено эмоциональным откликом ребенка. Положительное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, актуализирует мотивацию на процесс активного познания. И наоборот, негативный эмоциональный фон вызывает неприятие предлагаемой информации [3].
Таким образом, на формирование познавательных интересов у дошкольников влияет наличие у них положительного отношения к процессу познания. Это позволяет ребенку быть активным и самостоятельным в поиске способов познания в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, систематизации имеющихся и новых знаний. При организации данной работы педагогу важно предлагать детям научно обоснованные сведения, учить пользоваться специальными словарями и энциклопедиями, в том числе информационными. В то же время неизвестные понятия и термины следует вводить в словарь постепенно, используя, в зависимости от возраста, наглядность или условные обозначения. Поэтому педагог должен стремиться развивать у себя и у детей культурные способы поиска и применения различных информационных потоков [4]. В соответствии с принципами информативности, доступности и активности необходимо создавать условия, побуждающие ребенка к осознанному восприятию нового материала [5].
О наличии/отсутствии познавательного интереса у дошкольников можно судить по детским вопросам, которые имеют свою специфику в зависимости от возраста [6]. В младшем дошкольном возрасте дети в большей степени интересуются тем, как называются те или предметы и какие действия можно с ними производить. Поэтому ребенок задает вопросы «Кто это?» Что это?», «Как с этим предметом играть? и др. Это так называемые «уточняющие» или «устанавливающие» вопросы, с помощью которых ребенок учится выделять и различать предметы, с которыми он играет или выполняет другие действия. В среднем дошкольном возрасте увеличивается доля вопросов, которые позволяют детям определить, какими качествами и свойствами обладают знакомые либо неизвестные им предметы. В данном возрасте дети интересуются ответами на вопросы типа «Где?», «Какой?», «Как?» и др. Содержание вопросов у старших дошкольников качественно меняется, поскольку усиливается стремление не просто к получению новых знаний, а к установлению причинно-следственных связей. Они начинают интересоваться происхождением предметов, устанавливать аналогии, осознавать связи и отношения между предметами и явлениями и др. Поэтому появляются познавательные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?», «Как это связано?», «Что будет, если…?» и др.
Особое значение в развитии познавательных интересов дошкольников имеет игра, как ведущая деятельность в данном возрасте. Например, в соответствии с принятой на себя ролью ребенок выполняет конкретные ролевые действия, в том числе с предметами. Действуя с предметами в игровой деятельности, ребенок непроизвольно постигает их качества, свойства, функции. Кроме того, овладение новыми действиями приводит к возникновению интереса изучать социальные отношения, особенности трудовой деятельности взрослых. У детей активно развивается стремление к наблюдению, желание размышлять и делать умозаключения. Таким образом, играя, ребенок обогащает свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал.
Наблюдения показывают, что развитие познавательной активности у всех детей проявляется по-разному. У одних детей она связана с приобретением «теоретических» знаний о предмете, у других – с практической деятельностью с предметами. Это вызвано, с одной стороны, их индивидуально-личностными особенностями. А с другой стороны, достигается за счет применения педагогами различных способов познания: проведения экскурсий, создания особой познавательно-развивающей предметно-пространственной среды, в которой развивается ребенок, стиля общения взрослых с ребенком, воспитания. Так, дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей среде, легче овладевают практическими навыками с предметами [7].
Особую значимость в повышении познавательного интереса имеют задания, где ребенок сам становится исследователем и первооткрывателем. Во многом это обеспечивается включением в образовательный процесс опытов и экспериментов, которые позволяют последовательно и дозированно овладевать необходимыми знаниями и исследовательскими умениями. Во время их проведения педагогу следует создавать ситуации для максимально самостоятельных практических действий ребенка с объектами. Именно в ходе практических трансформаций с ними ребенок обнаруживает не видимые наглядно признаки и связи, развивает свою наблюдательность, целеустремленность, настойчивость и другие важные личностные качества. Знание, приобретенное ребенком самостоятельно, становится наиболее прочным, а гипотеза, которая не нашла подтверждения, вызывает потребность в постановке новой исследовательской задачи.
В современном дошкольном образовании проблема детского экспериментирования имеет научно-теоретическое и практическое обоснование. В исследованиях раскрываются содержательные, методические и организационные аспекты их проведения, обосновывается значение данного вида деятельности для развития исследовательских умений, самостоятельности, познавательной активности детей. В данном контексте отметим исследование О.В. Киреевой, которая указывает, что детское экспериментирование – это исследовательская, активно преобразующая деятельность, в процессе которой ребенок постигает качества и связи объектов, осуществляет их изменение и в результате экспериментирования меняется сам [8, c. 63]. Автором определяются такие важные особенности детского экспериментирования, как самостоятельность, развитие действий целеобразования, наличие проб и ошибок, гибкость мышления, построение внутреннего опыта ребенка, наличие неясных знаний, «неруководящая» роль взрослого и др.
Таким образом, экспериментирование является активным методом, обеспечивающим самостоятельное выявление ребенком скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей путем проб и ошибок в процессе интерактивного взаимодействия.
Анализ исследуемой проблемы свидетельствует, что экспериментирование с детьми дошкольного возраста с целью формирования у них познавательных интересов к окружающей действительности не находит должного внимания в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций, что снижает качество подготовки выпускников, прежде всего в области социального, познавательного и эмоционального развития.
Рис. 1. Определение предпочитаемого вида деятельности и интереса к экспериментированию, %
Рис. 2. Сформированность устойчивости интересов и предпочитаемых средств в процессе экспериментирования, %
Нами проведено изучение уровня сформированности познавательных интересов и навыков экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников [9, 10]. В исследовании участвовали 78 детей из разных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) г. Нижнего Новгорода.
В рамках данной статьи представим результаты по двум диагностическим методикам:
− «Выбор деятельности» с целью определения интереса к экспериментированию и предпочитаемого вида деятельности (рис. 1);
− «Маленький исследователь» с целью определения степени устойчивости интересов и предпочитаемых средств в процессе экспериментирования (рис. 2).
Анализируя предпочитаемый вид деятельности и сформированность интереса к экспериментированию (рис. 1), видно, что большинство детей (33 %) выбирают игровую деятельность и 25 % конструирование. Лишь 14 % детей проявляют интерес к экспериментированию. В основном дети редко проводят время в уголке экспериментирования, почти не интересуются познавательной литературой, не задают познавательных вопросов.
Результаты исследования по методике «Маленький исследователь» также свидетельствуют, что большая часть детей (58 %) находятся на низком уровне сформированности отношения к экспериментальной деятельности. Прежде всего, дети не понимают или забывают цель исследования, увлекаясь процессом выполнения экспериментального действия, у некоторых присутствует боязнь самостоятельных действий, преобладают игровые мотивы. Дети затрудняются формулировать выводы, или им требуются наводящие вопросы педагога. Кроме того, многие педагоги не разрешают детям проводить опыты самостоятельно.
В качестве причин выявленных проблем можно выделить недостаточное внимание педагогов к познавательной деятельности детей и конкретно к развитию их познавательных интересов. Прежде всего, не используются возможности проблемного обучения, организации развивающего пространственного окружения ребенка и развития исследовательских действий посредством экспериментирования.
Проведенное исследование приводит к выводу, что проблемы, выявленные у детей, прежде всего, обусловлены проблемами развития профессиональных компетенций у педагогов. Это может свидетельствовать как об ошибках методического сопровождения педагогов в ДОО, так и о недостаточном внимании педагогов к профессиональному самообразованию в рассматриваемой области. Следовательно, при проектировании методической работы в ДОО необходимо включать темы для формирования у педагогов понимания важности познавательного развития дошкольников, способствовать повышению их профессиональной готовности к использованию современных технологий, способствующих развитию познавательных интересов детей к окружающему миру.
Заключение
Познавательный интерес является целостным образованием личности и характеризует развитие ее ценностно-мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных и других процессов. Формирование у дошкольников познавательных интересов направлено на повышение их мотивации к процессу познания предметов и явлений окружающей действительности в их взаимосвязях и взаимозависимостях, желание обогащать имеющиеся знания и стремление к приобретению новых. Познавательный интерес дошкольника будет успешно развиваться, если практические действия познания мира ребенок будет совершать самостоятельно в условиях познавательно-развивающей среды, обеспечивающей проявление его активности. Для эффективного формирования познавательных интересов педагогам ДОО необходимо учитывать возрастные/индивидуальные возможности и особенности психофизиологического развития дошкольников, использовать проблемные и поисковые виды деятельности, в том числе экспериментирование, для активного включения каждого ребенка в познавательный процесс, обогащения его индивидуального опыта новыми впечатлениями, развития исследовательских умений.
Перспектива исследований предполагает: изучение сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОО в области познавательного развития детей; проектирование содержания методической работы с педагогами по развитию познавательных интересов детей на основе активных форм профессионального взаимодействия и с учетом выявленных проблем; разработку и апробацию программы формирования познавательных интересов у детей для разных этапов дошкольного периода.
Библиографическая ссылка
Бичева И.Б., Казначеева С.Н. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 5. – С. 20-24;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2445 (дата обращения: 21.11.2024).