Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ON THE PROBLEM OF FORMING COGNITIVE INTERESTS IN CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATION

Bicheva I.B. 1 Kaznacheeva S.N. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The article reveals some features of the formation of cognitive interests in children in preschool education. The authors emphasize that the presence / absence of cognitive interest in preschoolers can be judged by questions that have their own specifics depending on age. The formation of cognitive interests in preschoolers is influenced by their positive attitude towards the process of cognition. Of particular importance in increasing cognitive interest are tasks where the child himself becomes a researcher and discoverer. This is largely ensured by the use of experiments and experiments, which allow you to consistently and dosed to acquire the necessary knowledge and research skills. The results of a study of the level of formation of cognitive interests and skills of experimental research activities among older preschoolers in the amount of 78 people from preschool educational organizations in Nizhny Novgorod are presented. Problems and their causes are identified. It is concluded that the problems identified in children are primarily due to the problems of developing professional competencies among teachers. The authors show that the formation of cognitive interests in preschoolers must be purposefully planned, taking into account age/individual capabilities and features of psychophysiological development. It is necessary to use problem-playing and search activities more actively, including experimentation. Promising areas of research are outlined.
preschool education
senior preschooler
cognitive interest
formation of cognitive interests
experimentation

Дошкольное образование, являясь первой ступенью современной образовательной системы, подчиняется общим тенденциям социокультурного общественного развития. С одной стороны, оно базируется на фундаментальных положениях о роли дошкольного периода в становлении личности ребенка. С другой – характеризуется преобразованиями, обусловленными процессами модернизации, информатизации, важностью подготовки компетентного выпускника, способного к следующему периоду своего образования. В этой связи формирование познавательных интересов у дошкольников рассматривается как одно из значимых направлений в профессиональной деятельности педагога. В процессе активной познавательной деятельности ребенок овладевает причинно-следственными связями, начинает понимать пространственные и временные отношения, вследствие чего отдельные представления складываются в целостную картину мира [1]. Причем «формирование ценностей, картины мира, мировоззрения у подрастающего поколения определяется не только профессиональным компонентом мировоззрения учителя, но и его целостным представлением о мире и его онтологических основах» [2]. Данное положение позволяет утверждать, что процесс формирования познавательных интересов у детей взаимообусловлен с личностью педагога и во многом определяется мировоззренческими характеристиками воспитывающих взрослых. Мотивированный педагог дошкольного образования всегда стремится к собственному профессиональному совершенствованию, непрерывному развитию своих познавательных интересов. Он умеет создавать оптимальные условия для развития способов познания окружающего мира детьми, правильно отбирать эффективные меры педагогического воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей проявления каждым ребенком активности и потребности к познавательной деятельности.

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование проблемы формирования познавательных интересов у дошкольников.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, а также экспериментальное изучение уровня сформированности познавательного интереса у старших дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение

Познавательный интерес – это значимое личностное образование, становление и развитие которого происходит на протяжении всей жизнедеятельности человека при постоянном взаимодействии с социумом и природным окружением. Контент-анализ исследований свидетельствует, что, демонстрируя познавательный интерес к изучению конкретных предметов и явлений окружающего мира, человек проявляет свою направленность, избирательное отношение к процессу познания. Это активизирует эмоционально-чувственную сферу, придает познавательному процессу необходимую активность и самостоятельность.

Формирование познавательных интересов у дошкольников происходит в процессе познавательной деятельности, направленной на поиск нового об окружающем мире и основывается на чувственном (ощущение, восприятие, представления) и рациональном (понимание, умозаключения, суждения) познании.

В исследованиях подчеркивается, что в своем становлении и развитии познавательный интерес проходит ряд этапов:

− любопытство: вызывается появлением новых и неожиданных обстоятельств, фактов, непосредственностью восприятия и характеризуется потребностью в достаточно поверхностном познании предметов (явлений);

− любознательность: выражается в направленности на изучение сущностных свойств и характеристик предметов (явлений), их взаимосвязей и взаимоотношений, обеспечивает постоянный поиск необходимых знаний разными способами с целью удовлетворения познавательной потребности;

− интеллектуальный интерес: наиболее высокий уровень, при котором возникает потребность в активном и самостоятельном поиске точного ответа, его истинности.

Устойчивый познавательный интерес формируется при условии сочетания эмоционального и рационального подходов в обучении. Поэтому при проведении занятий с дошкольниками достижение обучающих и развивающих задач во многом обусловлено эмоциональным откликом ребенка. Положительное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, актуализирует мотивацию на процесс активного познания. И наоборот, негативный эмоциональный фон вызывает неприятие предлагаемой информации [3].

Таким образом, на формирование познавательных интересов у дошкольников влияет наличие у них положительного отношения к процессу познания. Это позволяет ребенку быть активным и самостоятельным в поиске способов познания в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, систематизации имеющихся и новых знаний. При организации данной работы педагогу важно предлагать детям научно обоснованные сведения, учить пользоваться специальными словарями и энциклопедиями, в том числе информационными. В то же время неизвестные понятия и термины следует вводить в словарь постепенно, используя, в зависимости от возраста, наглядность или условные обозначения. Поэтому педагог должен стремиться развивать у себя и у детей культурные способы поиска и применения различных информационных потоков [4]. В соответствии с принципами информативности, доступности и активности необходимо создавать условия, побуждающие ребенка к осознанному восприятию нового материала [5].

О наличии/отсутствии познавательного интереса у дошкольников можно судить по детским вопросам, которые имеют свою специфику в зависимости от возраста [6]. В младшем дошкольном возрасте дети в большей степени интересуются тем, как называются те или предметы и какие действия можно с ними производить. Поэтому ребенок задает вопросы «Кто это?» Что это?», «Как с этим предметом играть? и др. Это так называемые «уточняющие» или «устанавливающие» вопросы, с помощью которых ребенок учится выделять и различать предметы, с которыми он играет или выполняет другие действия. В среднем дошкольном возрасте увеличивается доля вопросов, которые позволяют детям определить, какими качествами и свойствами обладают знакомые либо неизвестные им предметы. В данном возрасте дети интересуются ответами на вопросы типа «Где?», «Какой?», «Как?» и др. Содержание вопросов у старших дошкольников качественно меняется, поскольку усиливается стремление не просто к получению новых знаний, а к установлению причинно-следственных связей. Они начинают интересоваться происхождением предметов, устанавливать аналогии, осознавать связи и отношения между предметами и явлениями и др. Поэтому появляются познавательные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?», «Как это связано?», «Что будет, если…?» и др.

Особое значение в развитии познавательных интересов дошкольников имеет игра, как ведущая деятельность в данном возрасте. Например, в соответствии с принятой на себя ролью ребенок выполняет конкретные ролевые действия, в том числе с предметами. Действуя с предметами в игровой деятельности, ребенок непроизвольно постигает их качества, свойства, функции. Кроме того, овладение новыми действиями приводит к возникновению интереса изучать социальные отношения, особенности трудовой деятельности взрослых. У детей активно развивается стремление к наблюдению, желание размышлять и делать умозаключения. Таким образом, играя, ребенок обогащает свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал.

Наблюдения показывают, что развитие познавательной активности у всех детей проявляется по-разному. У одних детей она связана с приобретением «теоретических» знаний о предмете, у других – с практической деятельностью с предметами. Это вызвано, с одной стороны, их индивидуально-личностными особенностями. А с другой стороны, достигается за счет применения педагогами различных способов познания: проведения экскурсий, создания особой познавательно-развивающей предметно-пространственной среды, в которой развивается ребенок, стиля общения взрослых с ребенком, воспитания. Так, дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей среде, легче овладевают практическими навыками с предметами [7].

Особую значимость в повышении познавательного интереса имеют задания, где ребенок сам становится исследователем и первооткрывателем. Во многом это обеспечивается включением в образовательный процесс опытов и экспериментов, которые позволяют последовательно и дозированно овладевать необходимыми знаниями и исследовательскими умениями. Во время их проведения педагогу следует создавать ситуации для максимально самостоятельных практических действий ребенка с объектами. Именно в ходе практических трансформаций с ними ребенок обнаруживает не видимые наглядно признаки и связи, развивает свою наблюдательность, целеустремленность, настойчивость и другие важные личностные качества. Знание, приобретенное ребенком самостоятельно, становится наиболее прочным, а гипотеза, которая не нашла подтверждения, вызывает потребность в постановке новой исследовательской задачи.

В современном дошкольном образовании проблема детского экспериментирования имеет научно-теоретическое и практическое обоснование. В исследованиях раскрываются содержательные, методические и организационные аспекты их проведения, обосновывается значение данного вида деятельности для развития исследовательских умений, самостоятельности, познавательной активности детей. В данном контексте отметим исследование О.В. Киреевой, которая указывает, что детское экспериментирование – это исследовательская, активно преобразующая деятельность, в процессе которой ребенок постигает качества и связи объектов, осуществляет их изменение и в результате экспериментирования меняется сам [8, c. 63]. Автором определяются такие важные особенности детского экспериментирования, как самостоятельность, развитие действий целеобразования, наличие проб и ошибок, гибкость мышления, построение внутреннего опыта ребенка, наличие неясных знаний, «неруководящая» роль взрослого и др.

Таким образом, экспериментирование является активным методом, обеспечивающим самостоятельное выявление ребенком скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей путем проб и ошибок в процессе интерактивного взаимодействия.

Анализ исследуемой проблемы свидетельствует, что экспериментирование с детьми дошкольного возраста с целью формирования у них познавательных интересов к окружающей действительности не находит должного внимания в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций, что снижает качество подготовки выпускников, прежде всего в области социального, познавательного и эмоционального развития.

missing image file

Рис. 1. Определение предпочитаемого вида деятельности и интереса к экспериментированию, %

missing image file

Рис. 2. Сформированность устойчивости интересов и предпочитаемых средств в процессе экспериментирования, %

Нами проведено изучение уровня сформированности познавательных интересов и навыков экспериментально-исследовательской деятельности у старших дошкольников [9, 10]. В исследовании участвовали 78 детей из разных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) г. Нижнего Новгорода.

В рамках данной статьи представим результаты по двум диагностическим методикам:

− «Выбор деятельности» с целью определения интереса к экспериментированию и предпочитаемого вида деятельности (рис. 1);

− «Маленький исследователь» с целью определения степени устойчивости интересов и предпочитаемых средств в процессе экспериментирования (рис. 2).

Анализируя предпочитаемый вид деятельности и сформированность интереса к экспериментированию (рис. 1), видно, что большинство детей (33 %) выбирают игровую деятельность и 25 % конструирование. Лишь 14 % детей проявляют интерес к экспериментированию. В основном дети редко проводят время в уголке экспериментирования, почти не интересуются познавательной литературой, не задают познавательных вопросов.

Результаты исследования по методике «Маленький исследователь» также свидетельствуют, что большая часть детей (58 %) находятся на низком уровне сформированности отношения к экспериментальной деятельности. Прежде всего, дети не понимают или забывают цель исследования, увлекаясь процессом выполнения экспериментального действия, у некоторых присутствует боязнь самостоятельных действий, преобладают игровые мотивы. Дети затрудняются формулировать выводы, или им требуются наводящие вопросы педагога. Кроме того, многие педагоги не разрешают детям проводить опыты самостоятельно.

В качестве причин выявленных проблем можно выделить недостаточное внимание педагогов к познавательной деятельности детей и конкретно к развитию их познавательных интересов. Прежде всего, не используются возможности проблемного обучения, организации развивающего пространственного окружения ребенка и развития исследовательских действий посредством экспериментирования.

Проведенное исследование приводит к выводу, что проблемы, выявленные у детей, прежде всего, обусловлены проблемами развития профессиональных компетенций у педагогов. Это может свидетельствовать как об ошибках методического сопровождения педагогов в ДОО, так и о недостаточном внимании педагогов к профессиональному самообразованию в рассматриваемой области. Следовательно, при проектировании методической работы в ДОО необходимо включать темы для формирования у педагогов понимания важности познавательного развития дошкольников, способствовать повышению их профессиональной готовности к использованию современных технологий, способствующих развитию познавательных интересов детей к окружающему миру.

Заключение

Познавательный интерес является целостным образованием личности и характеризует развитие ее ценностно-мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных и других процессов. Формирование у дошкольников познавательных интересов направлено на повышение их мотивации к процессу познания предметов и явлений окружающей действительности в их взаимосвязях и взаимозависимостях, желание обогащать имеющиеся знания и стремление к приобретению новых. Познавательный интерес дошкольника будет успешно развиваться, если практические действия познания мира ребенок будет совершать самостоятельно в условиях познавательно-развивающей среды, обеспечивающей проявление его активности. Для эффективного формирования познавательных интересов педагогам ДОО необходимо учитывать возрастные/индивидуальные возможности и особенности психофизиологического развития дошкольников, использовать проблемные и поисковые виды деятельности, в том числе экспериментирование, для активного включения каждого ребенка в познавательный процесс, обогащения его индивидуального опыта новыми впечатлениями, развития исследовательских умений.

Перспектива исследований предполагает: изучение сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОО в области познавательного развития детей; проектирование содержания методической работы с педагогами по развитию познавательных интересов детей на основе активных форм профессионального взаимодействия и с учетом выявленных проблем; разработку и апробацию программы формирования познавательных интересов у детей для разных этапов дошкольного периода.