Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАЕКТОРИЙ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДАХ

Ушаков А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В условиях тотальной цифровизации и неопределенности будущего возрастает значение собственного развития педагога в целях совершенствования профессионального мастерства. Главная проблема саморазвивающегося педагога на сегодняшний день – поиск эффективных способов построения индивидуальных профессионально-развивающих траекторий с учетом динамичных изменений образовательной среды. В связи с этим актуализируется оказание социально-педагогической поддержки и необходимости тьюторского сопровождения педагога в кризисные периоды профессиональной деятельности. В результате эмпирического исследования установлено, что существует высокий уровень потребности педагогов в оказании внешней научно-методической помощи в выборе и использовании современных технологий реализации траекторий саморазвития. В статье на основе практико-ориентированной ценностно-смысловой модели социально-педагогической поддержки саморазвития педагога в условиях цифровой интегративной среды рассмотрены основы и методика проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. В реализации данных траекторий существенным является темпоритм – собственное развитие на скорости и условиях самого педагога как субъекта преобразующей деятельности. В результате исследования разработаны практические приемы, методы и технологии, позволяющие педагогу повысить успешность реализации траектории саморазвития. Такими технологиями являются тайм-менеджмент (самоменеджмент) и бережливые технологии процесса личностно-профессионального саморазвития. Полученные результаты исследования воспроизводимы и могут быть использованы конкретными педагогами различных уровней образования, а также научно-методическими службами образовательных организаций.
саморазвитие
социально-педагогическая поддержка
цифровая интегративная среда
профессионально-развивающая траектория
1. Рождественская Я.В., Огольцова Е.Г. Социально-педагогическая и психологическая поддержка педагогов среднего профессионального образования с синдромом эмоционального выгорания // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 6 (37). С. 188–189.
2. Кандаурова А.В. Развитие субъектной позиции современного педагога в условиях изменений // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2018. № 1. С. 61–63.
3. Ермоленкова Г.В., Преображенская Е.В., Дыжин С.Е. Роль тьюторского сопровождения в совершенствовании мастерства педагога // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2022. № 1 (28). С. 66–71.
4. Краснов С.И. Проектирование траектории профессионального саморазвития педагога на основе трансцендирующего понимания проблемных ситуаций // Ценности и смыслы. 2017. № 2 (48). С. 131–148.
5. Симонова Н.М., Сергеева М.Г. Педагогический менеджмент в процессе профессионального саморазвития педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–4. С 181–187.
6. Симонова А.А. Самоменеджмент как технология управления и саморазвития педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 2 (62). С. 57–65.
7. Маджуга А.Г., Яковлева Н.А., Биктагирова А.Р. Технологии бережливого производства в сфере образования: региональный аспект // Образование: традиции и инновации. 2020. № 3 (30). С. 4–8.

Глобальные изменения в сфере образования коренным образом трансформируют фундаментальные парадигмы, на смену которым приходят современные концепции, основанные на цифровизации и тотальном использовании информационно-коммуникационных технологий обучения. Формируется единая цифровая интегративная макросреда, субъектами которой являются обучающиеся и педагоги как центральные фигуры образовательного процесса.

Личность педагога и уровень его профессионального мастерства обеспечивают качество подготовки обучающихся как конечный результат, востребованный обществом. Выполнение высокой миссии педагога в условиях смены образовательных концепций невозможно без постоянного собственного развития. Цифровая интегративная среда, обладающая практически неограниченным профессионально-развивающим потенциалом, в максимальной степени способствует процессу саморазвития педагога. В динамичных социально-образовательных ситуациях ключевыми для педагога становятся компетенции, обеспечивающие непрерывный характер саморазвития в течение всей жизни. Необходимо отметить, что процесс освоения новых путей и способов собственного развития нередко сопровождается профессиональными кризисами, вызванными сменой характера деятельности. Такие кризисы часто возникают на фоне синдрома эмоционального выгорания [1].

Выйти на уровень собственного изменения, а также обеспечить адаптационную успешность профессионально-педагогической деятельности педагогу позволяет сформированная субъектная позиция в саморазвитии [2, с. 62]. Несмотря на субъектность данного процесса, педагогу требуется оказание социально-педагогической поддержки на всех этапах личностно-профессионального саморазвития – от проектирования до рефлексии и анализа. В «рискогенном» обществе немаловажное значение приобретает тьюторское сопровождение процессов развития и саморазвития педагогов как составная часть социально-педагогической поддержки [3].

Понятийный анализ обозначенной исследуемой проблемы показывает её многоаспектный характер. В данном случае ключевыми понятиями являются «личностно-профессиональное саморазвитие педагога», «цифровая интегративная среда», «индивидуальная профессионально-развивающая траектория», «профессиональный кризис», «социально-педагогическая поддержка». В силу многозначности таких понятий в современной педагогической науке ведутся разносторонние прикладные исследования. Так, установлено, что одним из возможных основополагающих направлений саморазвития педагога в цифровой интегративной среде является проектирование профессионально-деятельностной позиции путем построения траекторий собственного развития [4, с. 147]. При этом традиционными формами личностно-профессионального саморазвития педагогов являются изучение передового опыта, психолого-педагогической литературы, участие в проблемных семинарах и научно-практических конференциях, что в условиях цифровизации образования и смены образовательных парадигм является явно недостаточным [5, с. 181]. На смену традиционным способам саморазвития приходят прогрессивные технологии. Примером такой технологии личностно-профессионального саморазвития является самоменеджмент, который заключается в использовании педагогом-практиком методов и приемов организации и управления собственной деятельностью для качественного повышения уровня профессионального мастерства [6, с. 58]. Другим примером является внедрение технологий бережливого производства, передовой опыт использования которых достаточно полно описан в образовательной практике [7].

Вместе с этим необходимо совершенствование существующих приёмов, методов и технологий, позволяющих педагогу успешно реализовывать индивидуальные профессионально-развивающие траектории саморазвития в современных условиях. Применение таких технологий саморазвития должно быть основано на разработке педагогической концепции, позволяющей объединить решение разноаспектных задач в рамках проблемы социально-педагогической поддержки личностно-профессионального саморазвития педагога в кризисные периоды в условиях цифровой интегративной среды.

Цель исследования – теоретическое и эмпирическое обоснование выбора и использования технологий реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий саморазвития педагога в кризисных периодах.

Материалы и методы исследования

В процессе проведения исследования использованы различные методы: анализ педагогической литературы; синтез, сравнение, обобщение и систематизация полученных данных; моделирование и проектирование; анкетирование с последующей математической обработкой результатов. Анкетирование, в котором приняли участие 142 педагога системы общего, среднего профессионального и высшего образования, проводилось на базе МБОУ СОШ № 24 и № 71 г. Краснодара, Кубанского института профессионального образования, а также факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

В анкетировании педагогам необходимо было ответить на следующие вопросы:

1. Каков ваш педагогический стаж?

2. Как вы оцениваете собственное желание саморазвиваться и совершенствоваться как педагог-профессионал?

3. Что препятствует вашему собственному развитию как педагога?

4. Сталкивались ли вы в своей педагогической деятельности с проблемой профессионального кризиса?

5. Необходима ли вам внешняя помощь в процессе собственного развития?

6. В какой форме вы хотели бы получать помощь в организации собственного развития как педагога-профессионала?

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанная в процессе теоретического исследования концепция личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях цифровой интегративной среды основана на следующих ключевых положениях:

− цифровая интегративная среда как макросистема высшего порядка представляет собой пространство неограниченных возможностей для свободного выбора ресурсов в целях проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий саморазвития педагога;

− профессионально-развивающую среду проектирует сам педагог как субъект деятельности, вместе с этим в создании такой среды большую роль играет система социально-педагогической поддержки процесса саморазвития, благодаря которой осуществляется всесторонняя помощь педагогу в созданной им среде;

− основным направлением тьюторского сопровождения как компонента системы социально-педагогической поддержки педагога является предупреждение кризисных ситуаций в процессе саморазвития, а также поиск эффективных способов их преодоления;

− в траектории саморазвития существенным является темпоритм – собственное развитие на скорости и условиях самого педагога как субъекта деятельности;

− в процессе непрерывного саморазвития в течение всей жизни и достижения вершин профессионального мастерства ключевыми будут являться те индивидуальные компетенции, сформированность которых приносит чувство удовлетворения как результатом, так и процессом собственного развития.

В соответствии с предложенной концепцией разработана практико-ориентированная ценностно-смысловая модель социально-педагогической поддержки саморазвития педагога в период профессионального кризиса в цифровой интегративной среде. Данная модель состоит из совокупности связанных друг с другом компонентов, образующих единую систему:

− организационно-целевой компонент – включает цель, задачи и принципы социально-педагогической поддержки, факторы саморазвития педагога как личности и профессионала, функции цифровой интегративной среды в личностно-профессиональном саморазвитии, а также психолого-педагогические условия социально-педагогической поддержки;

− содержательно-технологический компонент – определяет содержание вариативных профессионально-развивающих ресурсов, формы и этапы социально-педагогической поддержки педагога;

− критериально-оценочный компонент – содержит критериально-диагностическое обеспечение результативности процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.

Результатом взаимосвязи компонентов и функциональных элементов модели является достижение высокого уровня саморазвития педагога как личности и профессионала.

Модель позволяет проектировать профессионально-развивающие траектории педагога в периоды возникновения профессиональных кризисов как точек личностно-профессионального роста в изменяющихся условиях цифровой интегративной среды. Основополагающим принципом в проектировании траекторий является принцип вариативности, что позволяет учитывать индивидуальные потребности педагога. Траектории проектируются с использованием форсайта – технологии предвидения, что позволяет построить маршрутную карту вероятных событий в процессе собственного саморазвития.

Проектирование и реализация траекторий саморазвития основаны на рациональном сочетании как субъектной позиции в саморазвитии и технологии самоменеджмента, так и на тьюторском сопровождении процесса личностно-профессионального саморазвития с целью оказания социально-педагогической поддержки и научно-методической помощи.

С целью определения потребности педагогов в оказании внешней методической помощи в выборе и использовании современных технологий реализации траекторий саморазвития было проведено анкетирование, в котором приняли участие педагоги образовательных учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования. В зависимости от педагогического стажа выделены следующие группы респондентов, принявших участие в исследовании: адаптант (стаж от 1 до 3 лет), интернал (стаж от 4 до 10 лет), мастер (стаж от 11 до 20 лет), наставник (стаж более 20 лет).

Анализ полученных данных показывает, что для педагогов преобладает высокий и средний уровень собственного желания саморазвиваться и совершенствоваться в профессиональном плане, независимо от имеющегося опыта работы. При этом наблюдается положительная динамика высокого уровня стремления к саморазвитию от стадий адаптанта к мастеру (с 42,6 % до 71,4 %). Основными факторами, препятствующими собственному развитию как педагога, являются недостаток времени и собственная инерция, а также отсутствие поддержки и помощи в процессе саморазвития. Профессиональные кризисы характерны для каждой стадии становления педагога-профессионала, при этом именно на самых трудоспособных стадиях развития профессиональной зрелости («интернал» и «мастер») педагоги сталкиваются с проблемой кризисных ситуаций с наибольшей вероятностью (более 50 % опрошенных). Необходимость внешней тьюторской помощи существенно снижается в процессе профессионального становления педагога, тем не менее повышается на стадии наставника, что связано с постоянным обновлением и внедрением новых технологий обучения и воспитания.

В результате анкетирования установлено, что педагогам независимо от имеющегося опыта работы требуется стимулирующая помощь в выборе и использовании технологий реализации саморазвития (положительно ответили 91 % педагогов, принимавших участие в анкетировании). Такими прогрессивными формами организации помощи педагогам являются вебинары, интерактивные консультации и лекции, тренинги, использование обучающих кейсов, участие в разработке и реализации проектов и другие. Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических контактов с тьюторами реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. Использование интерактивной модели предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

Непосредственно сами современные технологии реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий многообразны, и ведущее место среди них принадлежит информационно-коммуникационным технологиям и цифровым образовательным ресурсам, составляющим сущность интегративной образовательной макросреды.

Конкретными примерами современных технологий реализации траекторий саморазвития педагога являются технологии бережливого производства и самоменеджмента. Ниже приводятся такие примеры, которые могут быть успешно использованы педагогами в процессе собственно личностно-профессионального развития.

1. Создайте эскиз бережливой организации предметно-развивающей среды вашего рабочего кабинета.

2. Разработайте матрицу ваших приоритетных задач.

Задачи

Сроки

В работе

Выполнено

Примечание

         

3. Запланируйте «Доску задач» с целью реализации программы индивидуальной профессионально-развивающей траектории.

Приоритеты

саморазвития

Что необходимо выполнить

В работе

Выполнено

         

4. Составьте план учебной работы с вашими обучающимися с использованием технологий бережливого производства.

Наименование

метода

Описание метода

Возможные решения

Ваш подход

Предвидящее планирование

Необходимо для обеспечения выполнимости работы. Проверяется, есть ли препятствия для выполнения предстоящих работ. Как правило, охватываются работы на ближайшие 6 недель. Используется для того, чтобы сфокусировать внимание команды на работах, которые должны быть готовы к выполнению в ближайшее время

1. Ежедневный обзор курса, графика процесса обучения, включая предстоящие задания и оценки.

2. Обзор информации, которую можно использовать при выполнении задания

 

Непрерывное

совершенствование

Непрерывный процесс совершенствования.

1.Систематическая оценка выполнения задания (частей задания).

2. Предоставление обратной связи во время выполнения задания или изучения материала

 

Рефлексия

Саморефлексия

1. Выполнение критического анализа собственной работы.

2. Обзор работ с целью поиска возможностей для самосовершенствования

 

Заключение

Таким образом, в проектировании и реализации индивидуальных траекторий саморазвития педагога ведущую роль имеет субъектная позиция педагога, предполагающая самостоятельный подход в решении данной практической проблемы. Вместе с этим требуется внешняя социально-педагогическая поддержка профессионально-развивающих процессов, составным компонентом которой является тьюторское сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога в кризисные периоды в условиях цифровой интегративной среды как макросистемы.

Современные технологии реализации траекторий саморазвития основаны на использовании цифровых образовательных ресурсов и являются интерактивными по своей сущности. Такие технологии должны учитывать принципы самоменеджмента. Перспективы дальнейшего исследования связаны с поиском новых эффективных технологий, позволяющих педагогу успешно осуществлять процесс собственного развития.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАЕКТОРИЙ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДАХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 4. – С. 21-25;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2437 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674