Глобальные изменения в сфере образования коренным образом трансформируют фундаментальные парадигмы, на смену которым приходят современные концепции, основанные на цифровизации и тотальном использовании информационно-коммуникационных технологий обучения. Формируется единая цифровая интегративная макросреда, субъектами которой являются обучающиеся и педагоги как центральные фигуры образовательного процесса.
Личность педагога и уровень его профессионального мастерства обеспечивают качество подготовки обучающихся как конечный результат, востребованный обществом. Выполнение высокой миссии педагога в условиях смены образовательных концепций невозможно без постоянного собственного развития. Цифровая интегративная среда, обладающая практически неограниченным профессионально-развивающим потенциалом, в максимальной степени способствует процессу саморазвития педагога. В динамичных социально-образовательных ситуациях ключевыми для педагога становятся компетенции, обеспечивающие непрерывный характер саморазвития в течение всей жизни. Необходимо отметить, что процесс освоения новых путей и способов собственного развития нередко сопровождается профессиональными кризисами, вызванными сменой характера деятельности. Такие кризисы часто возникают на фоне синдрома эмоционального выгорания [1].
Выйти на уровень собственного изменения, а также обеспечить адаптационную успешность профессионально-педагогической деятельности педагогу позволяет сформированная субъектная позиция в саморазвитии [2, с. 62]. Несмотря на субъектность данного процесса, педагогу требуется оказание социально-педагогической поддержки на всех этапах личностно-профессионального саморазвития – от проектирования до рефлексии и анализа. В «рискогенном» обществе немаловажное значение приобретает тьюторское сопровождение процессов развития и саморазвития педагогов как составная часть социально-педагогической поддержки [3].
Понятийный анализ обозначенной исследуемой проблемы показывает её многоаспектный характер. В данном случае ключевыми понятиями являются «личностно-профессиональное саморазвитие педагога», «цифровая интегративная среда», «индивидуальная профессионально-развивающая траектория», «профессиональный кризис», «социально-педагогическая поддержка». В силу многозначности таких понятий в современной педагогической науке ведутся разносторонние прикладные исследования. Так, установлено, что одним из возможных основополагающих направлений саморазвития педагога в цифровой интегративной среде является проектирование профессионально-деятельностной позиции путем построения траекторий собственного развития [4, с. 147]. При этом традиционными формами личностно-профессионального саморазвития педагогов являются изучение передового опыта, психолого-педагогической литературы, участие в проблемных семинарах и научно-практических конференциях, что в условиях цифровизации образования и смены образовательных парадигм является явно недостаточным [5, с. 181]. На смену традиционным способам саморазвития приходят прогрессивные технологии. Примером такой технологии личностно-профессионального саморазвития является самоменеджмент, который заключается в использовании педагогом-практиком методов и приемов организации и управления собственной деятельностью для качественного повышения уровня профессионального мастерства [6, с. 58]. Другим примером является внедрение технологий бережливого производства, передовой опыт использования которых достаточно полно описан в образовательной практике [7].
Вместе с этим необходимо совершенствование существующих приёмов, методов и технологий, позволяющих педагогу успешно реализовывать индивидуальные профессионально-развивающие траектории саморазвития в современных условиях. Применение таких технологий саморазвития должно быть основано на разработке педагогической концепции, позволяющей объединить решение разноаспектных задач в рамках проблемы социально-педагогической поддержки личностно-профессионального саморазвития педагога в кризисные периоды в условиях цифровой интегративной среды.
Цель исследования – теоретическое и эмпирическое обоснование выбора и использования технологий реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий саморазвития педагога в кризисных периодах.
Материалы и методы исследования
В процессе проведения исследования использованы различные методы: анализ педагогической литературы; синтез, сравнение, обобщение и систематизация полученных данных; моделирование и проектирование; анкетирование с последующей математической обработкой результатов. Анкетирование, в котором приняли участие 142 педагога системы общего, среднего профессионального и высшего образования, проводилось на базе МБОУ СОШ № 24 и № 71 г. Краснодара, Кубанского института профессионального образования, а также факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
В анкетировании педагогам необходимо было ответить на следующие вопросы:
1. Каков ваш педагогический стаж?
2. Как вы оцениваете собственное желание саморазвиваться и совершенствоваться как педагог-профессионал?
3. Что препятствует вашему собственному развитию как педагога?
4. Сталкивались ли вы в своей педагогической деятельности с проблемой профессионального кризиса?
5. Необходима ли вам внешняя помощь в процессе собственного развития?
6. В какой форме вы хотели бы получать помощь в организации собственного развития как педагога-профессионала?
Результаты исследования и их обсуждение
Разработанная в процессе теоретического исследования концепция личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях цифровой интегративной среды основана на следующих ключевых положениях:
− цифровая интегративная среда как макросистема высшего порядка представляет собой пространство неограниченных возможностей для свободного выбора ресурсов в целях проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий саморазвития педагога;
− профессионально-развивающую среду проектирует сам педагог как субъект деятельности, вместе с этим в создании такой среды большую роль играет система социально-педагогической поддержки процесса саморазвития, благодаря которой осуществляется всесторонняя помощь педагогу в созданной им среде;
− основным направлением тьюторского сопровождения как компонента системы социально-педагогической поддержки педагога является предупреждение кризисных ситуаций в процессе саморазвития, а также поиск эффективных способов их преодоления;
− в траектории саморазвития существенным является темпоритм – собственное развитие на скорости и условиях самого педагога как субъекта деятельности;
− в процессе непрерывного саморазвития в течение всей жизни и достижения вершин профессионального мастерства ключевыми будут являться те индивидуальные компетенции, сформированность которых приносит чувство удовлетворения как результатом, так и процессом собственного развития.
В соответствии с предложенной концепцией разработана практико-ориентированная ценностно-смысловая модель социально-педагогической поддержки саморазвития педагога в период профессионального кризиса в цифровой интегративной среде. Данная модель состоит из совокупности связанных друг с другом компонентов, образующих единую систему:
− организационно-целевой компонент – включает цель, задачи и принципы социально-педагогической поддержки, факторы саморазвития педагога как личности и профессионала, функции цифровой интегративной среды в личностно-профессиональном саморазвитии, а также психолого-педагогические условия социально-педагогической поддержки;
− содержательно-технологический компонент – определяет содержание вариативных профессионально-развивающих ресурсов, формы и этапы социально-педагогической поддержки педагога;
− критериально-оценочный компонент – содержит критериально-диагностическое обеспечение результативности процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.
Результатом взаимосвязи компонентов и функциональных элементов модели является достижение высокого уровня саморазвития педагога как личности и профессионала.
Модель позволяет проектировать профессионально-развивающие траектории педагога в периоды возникновения профессиональных кризисов как точек личностно-профессионального роста в изменяющихся условиях цифровой интегративной среды. Основополагающим принципом в проектировании траекторий является принцип вариативности, что позволяет учитывать индивидуальные потребности педагога. Траектории проектируются с использованием форсайта – технологии предвидения, что позволяет построить маршрутную карту вероятных событий в процессе собственного саморазвития.
Проектирование и реализация траекторий саморазвития основаны на рациональном сочетании как субъектной позиции в саморазвитии и технологии самоменеджмента, так и на тьюторском сопровождении процесса личностно-профессионального саморазвития с целью оказания социально-педагогической поддержки и научно-методической помощи.
С целью определения потребности педагогов в оказании внешней методической помощи в выборе и использовании современных технологий реализации траекторий саморазвития было проведено анкетирование, в котором приняли участие педагоги образовательных учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования. В зависимости от педагогического стажа выделены следующие группы респондентов, принявших участие в исследовании: адаптант (стаж от 1 до 3 лет), интернал (стаж от 4 до 10 лет), мастер (стаж от 11 до 20 лет), наставник (стаж более 20 лет).
Анализ полученных данных показывает, что для педагогов преобладает высокий и средний уровень собственного желания саморазвиваться и совершенствоваться в профессиональном плане, независимо от имеющегося опыта работы. При этом наблюдается положительная динамика высокого уровня стремления к саморазвитию от стадий адаптанта к мастеру (с 42,6 % до 71,4 %). Основными факторами, препятствующими собственному развитию как педагога, являются недостаток времени и собственная инерция, а также отсутствие поддержки и помощи в процессе саморазвития. Профессиональные кризисы характерны для каждой стадии становления педагога-профессионала, при этом именно на самых трудоспособных стадиях развития профессиональной зрелости («интернал» и «мастер») педагоги сталкиваются с проблемой кризисных ситуаций с наибольшей вероятностью (более 50 % опрошенных). Необходимость внешней тьюторской помощи существенно снижается в процессе профессионального становления педагога, тем не менее повышается на стадии наставника, что связано с постоянным обновлением и внедрением новых технологий обучения и воспитания.
В результате анкетирования установлено, что педагогам независимо от имеющегося опыта работы требуется стимулирующая помощь в выборе и использовании технологий реализации саморазвития (положительно ответили 91 % педагогов, принимавших участие в анкетировании). Такими прогрессивными формами организации помощи педагогам являются вебинары, интерактивные консультации и лекции, тренинги, использование обучающих кейсов, участие в разработке и реализации проектов и другие. Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических контактов с тьюторами реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. Использование интерактивной модели предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Непосредственно сами современные технологии реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий многообразны, и ведущее место среди них принадлежит информационно-коммуникационным технологиям и цифровым образовательным ресурсам, составляющим сущность интегративной образовательной макросреды.
Конкретными примерами современных технологий реализации траекторий саморазвития педагога являются технологии бережливого производства и самоменеджмента. Ниже приводятся такие примеры, которые могут быть успешно использованы педагогами в процессе собственно личностно-профессионального развития.
1. Создайте эскиз бережливой организации предметно-развивающей среды вашего рабочего кабинета.
2. Разработайте матрицу ваших приоритетных задач.
Задачи |
Сроки |
В работе |
Выполнено |
Примечание |
3. Запланируйте «Доску задач» с целью реализации программы индивидуальной профессионально-развивающей траектории.
№ |
Приоритеты саморазвития |
Что необходимо выполнить |
В работе |
Выполнено |
4. Составьте план учебной работы с вашими обучающимися с использованием технологий бережливого производства.
Наименование метода |
Описание метода |
Возможные решения |
Ваш подход |
Предвидящее планирование |
Необходимо для обеспечения выполнимости работы. Проверяется, есть ли препятствия для выполнения предстоящих работ. Как правило, охватываются работы на ближайшие 6 недель. Используется для того, чтобы сфокусировать внимание команды на работах, которые должны быть готовы к выполнению в ближайшее время |
1. Ежедневный обзор курса, графика процесса обучения, включая предстоящие задания и оценки. 2. Обзор информации, которую можно использовать при выполнении задания |
|
Непрерывное совершенствование |
Непрерывный процесс совершенствования. |
1.Систематическая оценка выполнения задания (частей задания). 2. Предоставление обратной связи во время выполнения задания или изучения материала |
|
Рефлексия |
Саморефлексия |
1. Выполнение критического анализа собственной работы. 2. Обзор работ с целью поиска возможностей для самосовершенствования |
Заключение
Таким образом, в проектировании и реализации индивидуальных траекторий саморазвития педагога ведущую роль имеет субъектная позиция педагога, предполагающая самостоятельный подход в решении данной практической проблемы. Вместе с этим требуется внешняя социально-педагогическая поддержка профессионально-развивающих процессов, составным компонентом которой является тьюторское сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога в кризисные периоды в условиях цифровой интегративной среды как макросистемы.
Современные технологии реализации траекторий саморазвития основаны на использовании цифровых образовательных ресурсов и являются интерактивными по своей сущности. Такие технологии должны учитывать принципы самоменеджмента. Перспективы дальнейшего исследования связаны с поиском новых эффективных технологий, позволяющих педагогу успешно осуществлять процесс собственного развития.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.