Известно, что опыт межличностных отношений, полученный в родительской семье, является ведущим фактором формирования человека, его психологических ресурсов, его потенциала. Наблюдая за поведением родителей, будучи включенными в систему внутрисемейных отношений, дети перенимают взгляды и представления родителей. Многочисленные исследования показывают, что под влиянием отношений с родителями, эмоционального климата в семье, воспитательного воздействия происходит формирование когнитивных способностей, личностных и социально-психологических особенностей. Можно предположить, что и психологическая безопасность человека, его представления об окружающем мире, о других людях формируются под влиянием опыта отношений в родительской семье. Данный аспект исследования приобретает особую актуальность в современных реалиях, связанных, с одной стороны, с все более часто возникающими кризисными ситуациями; политической, экономической и социальной нестабильностью; активными информационными войнами и т.п., что предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости людей, к их психологической безопасности, а с другой стороны – стремительным разрушением института семьи. Таким образом, возникает вопрос, который определил цель настоящего исследования: какую роль играет опыт отношений, полученный в родительской семье, для психологической безопасности личности, ее психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям?
Теоретический анализ показал, что опыт отношений с родителями можно описать через такие категории, как «родительская поддержка», «родительский авторитет», «родительский контроль», «родительское влияние» и т.п. При этом важнейшими составляющими, из которых складывается этот опыт, являются эмоциональные отношения (привязанность, доверительность, гармоничность и т.п.) и воспитательное воздействие со стороны родителей (равноправие в отношениях, отсутствие манипуляций, давления и т.п.) [1, 2]. Многочисленные исследования опыта отношений в родительской семье позволяют говорить о его огромном влиянии на развитие человека и на формирование личностных и субъектных особенностей [2, 3], связанных с жизненным самоопределением, социальной адаптацией [4], психологическим благополучием [4], стрессоустойчивостью, самоэффективностью, удовлетворенностью жизнью и др. [3].
Описывая модальность опыта отношений в родительской семье, его зачастую определяют как позитивный/негативный, гармоничный/дисгармоничный, благоприятный/ неблагоприятный. Благоприятный (позитивный, гармоничный) опыт основан на близких, доверительных отношениях, на принятии ребенка вне зависимости от его поступков. Прямо противоположный ему неблагоприятный опыт отношений с родителями связан с негативным воспитательным воздействием и дисгармоничными отношениями в семьи [4].
Поскольку во взрослом возрасте семейный опыт отношений, полученный человеком в детстве, продолжает активно влиять на его личностное становление, реализацию его потенциала и определяет систему социальных отношений, можно предположить, что опыт человека, полученный в семье с благоприятным эмоциональным климатом, гармоничными детско-родительскими отношениями, будет способствовать возможности противостоять неблагоприятным, стрессовым ситуациям во взрослой жизни, эффективно преодолевая их, идя по пути саморазвития [3], тем самым определяя его психологическую безопасность.
Психологическая безопасность понимается нами как способность личности сохранять психологическую устойчивость, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям; как ощущение защищенности, позволяющее человеку, преодолевая трудности, идти по пути развития и самосовершенствования [5]. Высокая психологическая безопасность способствует преодолению сложных, кризисных ситуаций, благодаря качествам, закладывающимся и формирующимся в ходе онтогенетического развития, в условиях семьи и детско-родительских отношений. Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение особенностей психологической безопасности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье. Предполагается, что чем более благоприятным является опыт отношений, полученный молодым человеком в семье, тем более благоприятным будет представление человека об окружающем мире, о других людях и о себе, более высоким будет уровень его психологической безопасности.
Материалы и методы исследования
В качестве основных методов и методик для реализации задач исследования выступили следующие:
1. С целью изучения опыта отношений в родительской семье молодых людей использовался Биографический опросник (BIV).
2. Для изучения представлений о безопасности и уровня психологической безопасности личности использовались:
2.1. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман) для изучения когнитивного компонента представлений о безопасности и уровня психологической безопасности личности.
2.2. Цветовой тест отношений (ЦТО, Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд) для изучения аффективного компонента представлений субъектов о своей безопасности.
Также применялись методы математико-статистического и качественного анализа данных. Выборку составили 200 чел. (мужчины и женщины), возраст респондентов от 18 до 21 года.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате исследования выделены две группы респондентов с разным отношением к родительской семье на основе двух шкал Биографического опросника (BIV, шкалы семья (Fam) и воспитание (Erzien)): молодые люди с благоприятным опытом отношений в родительской семье (группа, в которой представлены низкие значения по каждой из шкал, причем чем ниже значение по шкалам, тем более благоприятным является показатель, n = 118) и молодые люди с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье (высокие значения по каждой из шкал, n = 82).
В результате проведенного исследования обнаружена положительная корреляция (вычислялся коэффициент Спирмена) между показателями, описывающими опыт отношений в родительской семье, с показателями, связанными с представлениями молодых людей о психологической безопасности и уровнем их психологической безопасности. Опыт отношений в родительской семье коррелирует с большинством переменных, отражающих когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты представлений человека о своей психологической безопасности. Чем более благоприятен опыт отношений в родительской семье, тем более позитивны представления человека о благосклонности (0,69), справедливости (0,68), контролируемости (0,57) и осмысленности мира (0,85), доброте людей (0,61), ценности собственного Я (0,58), отсутствии случайности в происходящих событиях (0,58), способности управлять событиями собственной жизни (0,78), о своей социальной активности (0,47) и удовлетворенности безопасностью в различных сфера жизнедеятельности (0,58) и своей жизнью в целом (0,49), тем выше уровень его психологической безопасности, что позволяет субъекту противостоять негативным факторам собственного развития. Откуда следует, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, характеризующийся принятием, поддержкой, отсутствием критики, гармоничными межличностными отношениями внутри семьи, связан с высоким уровнем осмысленности мира, с формированием ценностного отношения к себе, к людям, к окружающему миру, убежденности в отсутствии случайности в происходящих событиях, контролируемости мира, способности управлять событиями собственной жизни, что в конечном итоге способствует психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям различного происхождения.
Сравнительный анализ уровней психологической безопасности респондентов с разным опытом отношений в родительской семье подтвердил наличие достоверно значимых различий (Нэмп = 10,49, ρ ≤ 0,01). Следует отметить, что средние значения показателя психологической безопасности респондентов с разным опытом отношений в родительской семье находятся в пределах нормы. Однако следует обратить внимание на то, что у респондентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье наблюдается дезинтеграция в системе базовых убеждений. Вероятно, это можно объяснить недостаточной осмысленностью жизни, низкой рефлексией этих субъектов, что делает их наиболее уязвимыми к угрожающим влияниям различного генеза.
Ограничение, возникающее при изучении психологической безопасности, связанное с невозможностью объективно, со стороны, оценить и измерить наличие / отсутствие психологической угрозы для каждого конкретно взятого человека или группы людей, делает целесообразным изучение психологической безопасности с точки зрения отношения к ней. Следующим шагом исследования стало изучение особенностей оценки респондентами с разным опытом отношений в родительской семье «безопасности окружающего мира», «безопасности в межличностных отношениях» и «своей безопасности» при помощи методики «Цветовой тест отношений».
Результаты изучения оценки «своей безопасности» у респондентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье показали следующее. Свою безопасность респонденты данной группы не ассоциируют ни с одним дополнительным цветом, что свидетельствует об отсутствии тревог относительно собственной безопасности. Результаты изучения оценки «безопасности в межличностных отношениях» у респондентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье показали, что она ассоциируется у них с приятным общением, изъявлением чувств, душевной связью с партнером, стремлением к гармонии, удовлетворением потребности в привязанности. Тревог относительно безопасности в отношениях у респондентов данной группы не обнаружено, что подтверждается отсутствием выборов в пользу дополнительных цветов. Последовательность цветов, ассоциирующихся у респондентов данной группы с понятием «безопасность окружающего мира» говорит о том, что респонденты с благоприятным ООвРС связывают безопасность окружающего мира с автономностью, неизменностью, самоутверждением.
В целом для всех трех выборов по ассоциации с предложенными понятиями для респондентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье характерно предпочтение основных цветов (красный, синий, зеленый) и отвержение дополнительных (черный и серый). Что указывает на благоприятное отношение к безопасности и стремление к гармонии. Респонденты данной группы обладают достаточным ресурсом для обеспечения собственной психологической безопасности, вследствие формирования правильных установок касательно картины мира и межличностных отношений в детском возрасте.
Результаты ассоциаций предложенных цветов с понятием «моя безопасность» в группе молодых людей с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье показали, что «своя безопасность» ассоциируется у них, прежде всего, с честностью, справедливостью, невозмутимостью, добросовестностью и спокойствием. Последовательность цветов, ассоциирующихся с понятиями «безопасность в отношениях» и «безопасность окружающего мира», связана с пассивностью, неизменностью, приверженностью к вечным ценностям и созерцательностью наряду со стремлением к самовыражению и самоутверждению.
В целом для всех трех выборов цветов по ассоциации для респондентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье характерно преобладание зеленого и синего цветов, а также в некоторых случаях выбор в качестве предпочитаемых дополнительных цветов – коричневого, фиолетового, серого. Что указывает на спокойствие, пассивность и созерцательность респондентов при наличии тревог по отношению к своей безопасности, безопасности в отношениях и безопасности окружающего мира. Респонденты данной группы испытывают сложности при поиске внутреннего ресурса, способного помочь справиться с тревогой, связанной с безопасностью окружающего мира. Их созерцательное спокойствие является, скорее всего, защитным механизмом «торможения» и «выученной беспомощности», приобретенным в детстве в результате стрессовых воздействий со стороны неблагоприятной среды воспитания. Подобный сценарий поведения, вероятно, приобретен в раннем возрасте и воспринимается как данность вследствие отсутствия опыта в овладении эффективными приемами обеспечения собственной психологической безопасности.
В целом по отношению ко всем трем понятиям респонденты с благоприятным опытом отношений в родительской семье достоверно чаще выбирают красный цвет, а респонденты с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье наряду с основными выбирают дополнительные цвета (фиолетовый, серый, коричневый), которые отвергаются респондентами с благоприятным опытом отношений в родительской семье. Такой выбор указывает на то, что респонденты с благоприятным опытом отношений в родительской семье связывают безопасность в целом с активностью, жизненной динамикой и потребностью действовать, а респонденты с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье отмечают наличие тревог и опасений по поводу своей безопасности.
Сравнительный анализ оценки «безопасности в межличностных отношениях», «безопасности окружающего мира», «своей безопасности» респондентов с разным опытом отношений в родительской семье показал, что респонденты с благоприятным опытом отношений в родительской семье удовлетворены и достаточно высоко оценивают свою безопасность (9,96), безопасность в межличностных отношениях (10,92), безопасность окружающего мира (10,8), в отличие от респондентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье.
Таким образом, субъекты с благоприятным опытом отношений в родительской семье, в отличие от субъектов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье, характеризуются большей психологической безопасностью, позитивной оценкой собственной безопасности, безопасности в межличностных отношениях и безопасности окружающего мира, отсутствием тревог относительно своей безопасности, готовностью к автономной, активной деятельности по ее обеспечению и стремлением к гармонии. Это подтверждает предположение о том, что чем более благоприятен опыт отношений в родительской семье, тем более позитивен взгляд на безопасность и тем выше уровень психологической безопасности.
Выводы
1. В результате исследования выявлено, что среди молодых людей можно выделить группы: с благоприятным, связанным с позитивным отношением семьи к окружающему миру, положительным воспитательным влиянием, способствующим дальнейшему развитию личности опытом межличностных отношений, полученным в родительской семье; и с неблагоприятным, связанным с негативным воспитательным воздействием родителей, неврозогенным стилем воспитания.
2. Обнаружена положительная корреляция между показателями, описывающими опыт межличностных отношений в родительской семье с показателями психологической безопасности. В группе респондентов с благоприятным опытом межличностных отношений в родительской семье отсутствуют тревоги относительно собственной безопасности, преобладает благоприятное отношение к безопасности и стремление к гармонии. Они обладают достаточным ресурсом для обеспечения собственной психологической безопасности, вследствие формирования правильных установок касательно картины мира и межличностных отношений в детском возрасте. У молодых людей с неблагоприятным опытом межличностных отношений в родительской семье наблюдается дезинтеграция в системе базовых убеждений, для них характерна созерцательность при наличии тревог относительно собственной безопасности. Респонденты данной группы испытывают сложности при поиске внутреннего ресурса, способного помочь справиться с тревогой, связанной с безопасностью окружающего мира. Их созерцательное спокойствие является, скорее всего, защитным механизмом «торможения» и «выученной беспомощности», приобретенным в детстве в результате стрессовых воздействий со стороны неблагоприятной среды воспитания. Подобный сценарий поведения, вероятно, приобретен в раннем возрасте и воспринимается как данность, вследствие отсутствия опыта в овладении эффективными приемами обеспечения собственной психологической безопасности.
3. Откуда следует, что благоприятный опыт межличностных отношений, связанный с принятием, поддержкой ребенка, отсутствием критики в его адрес, благоприятным психологическим климатом внутри семьи, связан с высоким уровнем осмысленности мира, с формированием ценностного отношения к себе, к людям, к окружающему миру, что в конечном итоге способствует психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям различного происхождения. Однако следует отметить, несмотря на то, что качества, способствующие психологической безопасности личности, хоть и закладываются в условиях семьи и детско-родительских отношений, но формируются в ходе всего жизненного пути человека.
4. Под влиянием отношений с родителями, эмоционального климата в семье, воспитательного воздействия происходит формирование личностных и социально-психологических особенностей человека, его психологических ресурсов, его потенциал. Психологическая безопасность человека, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, связанная с его представлениями об окружающем мире и других людях, формируются под влиянием опыта межличностных отношений в родительской семье. Высокая психологическая безопасность способствует преодолению сложных, кризисных ситуаций, благодаря качествам, закладывающимся и формирующимся в ходе онтогенетического развития, в условиях семьи и детско-родительских отношений.
Библиографическая ссылка
Дуганова Ю.К. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 4. – С. 5-9;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2434 (дата обращения: 23.11.2024).