Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF YOUNG PEOPLE WITH DIFFERENT EXPERIENCES OF RELATIONSHIPS IN THE PARENTAL FAMILY

Duganova Yu.K. 1
1 Southern Federal University
The article presents the results of an empirical study of the psychological safety of young people with different experiences of interpersonal relationships in the parental family. The groups of respondents with favorable and unfavorable experience of interpersonal relationships are identified. It was found that the experience of relationships in the parental family correlates with the psychological security of the individual. It is shown that young people with a favorable experience of interpersonal relations in the parental family have a favorable attitude to security, they have sufficient resources to ensure it, due to the formation of certain attitudes (regarding the worldview and interpersonal relationships) in childhood. Young people with an unfavorable experience of interpersonal relationships in the parental family experience difficulties in finding an internal resource that can help cope with security-related anxiety. They demonstrate contemplative calmness in the presence of anxiety about their own psychological safety, which is a protective mechanism acquired in childhood as a result of stressful influences from an unfavorable upbringing environment. On the basis of which it can be assumed that the favorable experience of interpersonal relationships associated with the acceptance, support of the child, the absence of criticism of him, a favorable psychological climate within the family, is associated with a high level of meaningfulness of the world, with the formation of a value attitude to yourself, to people, to the world around you, which ultimately contributes to psychological resistance to adverse effects of various origins.
psychological safety
relationships in the parental family
psychological stability
adverse effects

Известно, что опыт межличностных отношений, полученный в родительской семье, является ведущим фактором формирования человека, его психологических ресурсов, его потенциала. Наблюдая за поведением родителей, будучи включенными в систему внутрисемейных отношений, дети перенимают взгляды и представления родителей. Многочисленные исследования показывают, что под влиянием отношений с родителями, эмоционального климата в семье, воспитательного воздействия происходит формирование когнитивных способностей, личностных и социально-психологических особенностей. Можно предположить, что и психологическая безопасность человека, его представления об окружающем мире, о других людях формируются под влиянием опыта отношений в родительской семье. Данный аспект исследования приобретает особую актуальность в современных реалиях, связанных, с одной стороны, с все более часто возникающими кризисными ситуациями; политической, экономической и социальной нестабильностью; активными информационными войнами и т.п., что предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости людей, к их психологической безопасности, а с другой стороны – стремительным разрушением института семьи. Таким образом, возникает вопрос, который определил цель настоящего исследования: какую роль играет опыт отношений, полученный в родительской семье, для психологической безопасности личности, ее психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям?

Теоретический анализ показал, что опыт отношений с родителями можно описать через такие категории, как «родительская поддержка», «родительский авторитет», «родительский контроль», «родительское влияние» и т.п. При этом важнейшими составляющими, из которых складывается этот опыт, являются эмоциональные отношения (привязанность, доверительность, гармоничность и т.п.) и воспитательное воздействие со стороны родителей (равноправие в отношениях, отсутствие манипуляций, давления и т.п.) [1, 2]. Многочисленные исследования опыта отношений в родительской семье позволяют говорить о его огромном влиянии на развитие человека и на формирование личностных и субъектных особенностей [2, 3], связанных с жизненным самоопределением, социальной адаптацией [4], психологическим благополучием [4], стрессоустойчивостью, самоэффективностью, удовлетворенностью жизнью и др. [3].

Описывая модальность опыта отношений в родительской семье, его зачастую определяют как позитивный/негативный, гармоничный/дисгармоничный, благоприятный/ неблагоприятный. Благоприятный (позитивный, гармоничный) опыт основан на близких, доверительных отношениях, на принятии ребенка вне зависимости от его поступков. Прямо противоположный ему неблагоприятный опыт отношений с родителями связан с негативным воспитательным воздействием и дисгармоничными отношениями в семьи [4].

Поскольку во взрослом возрасте семейный опыт отношений, полученный человеком в детстве, продолжает активно влиять на его личностное становление, реализацию его потенциала и определяет систему социальных отношений, можно предположить, что опыт человека, полученный в семье с благоприятным эмоциональным климатом, гармоничными детско-родительскими отношениями, будет способствовать возможности противостоять неблагоприятным, стрессовым ситуациям во взрослой жизни, эффективно преодолевая их, идя по пути саморазвития [3], тем самым определяя его психологическую безопасность.

Психологическая безопасность понимается нами как способность личности сохранять психологическую устойчивость, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям; как ощущение защищенности, позволяющее человеку, преодолевая трудности, идти по пути развития и самосовершенствования [5]. Высокая психологическая безопасность способствует преодолению сложных, кризисных ситуаций, благодаря качествам, закладывающимся и формирующимся в ходе онтогенетического развития, в условиях семьи и детско-родительских отношений. Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение особенностей психологической безопасности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье. Предполагается, что чем более благоприятным является опыт отношений, полученный молодым человеком в семье, тем более благоприятным будет представление человека об окружающем мире, о других людях и о себе, более высоким будет уровень его психологической безопасности.

Материалы и методы исследования

В качестве основных методов и методик для реализации задач исследования выступили следующие:

1. С целью изучения опыта отношений в родительской семье молодых людей использовался Биографический опросник (BIV).

2. Для изучения представлений о безопасности и уровня психологической безопасности личности использовались:

2.1. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман) для изучения когнитивного компонента представлений о безопасности и уровня психологической безопасности личности.

2.2. Цветовой тест отношений (ЦТО, Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд) для изучения аффективного компонента представлений субъектов о своей безопасности.

Также применялись методы математико-статистического и качественного анализа данных. Выборку составили 200 чел. (мужчины и женщины), возраст респондентов от 18 до 21 года.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования выделены две группы респондентов с разным отношением к родительской семье на основе двух шкал Биографического опросника (BIV, шкалы семья (Fam) и воспитание (Erzien)): молодые люди с благоприятным опытом отношений в родительской семье (группа, в которой представлены низкие значения по каждой из шкал, причем чем ниже значение по шкалам, тем более благоприятным является показатель, n = 118) и молодые люди с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье (высокие значения по каждой из шкал, n = 82).

В результате проведенного исследования обнаружена положительная корреляция (вычислялся коэффициент Спирмена) между показателями, описывающими опыт отношений в родительской семье, с показателями, связанными с представлениями молодых людей о психологической безопасности и уровнем их психологической безопасности. Опыт отношений в родительской семье коррелирует с большинством переменных, отражающих когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты представлений человека о своей психологической безопасности. Чем более благоприятен опыт отношений в родительской семье, тем более позитивны представления человека о благосклонности (0,69), справедливости (0,68), контролируемости (0,57) и осмысленности мира (0,85), доброте людей (0,61), ценности собственного Я (0,58), отсутствии случайности в происходящих событиях (0,58), способности управлять событиями собственной жизни (0,78), о своей социальной активности (0,47) и удовлетворенности безопасностью в различных сфера жизнедеятельности (0,58) и своей жизнью в целом (0,49), тем выше уровень его психологической безопасности, что позволяет субъекту противостоять негативным факторам собственного развития. Откуда следует, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, характеризующийся принятием, поддержкой, отсутствием критики, гармоничными межличностными отношениями внутри семьи, связан с высоким уровнем осмысленности мира, с формированием ценностного отношения к себе, к людям, к окружающему миру, убежденности в отсутствии случайности в происходящих событиях, контролируемости мира, способности управлять событиями собственной жизни, что в конечном итоге способствует психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям различного происхождения.

Сравнительный анализ уровней психологической безопасности респондентов с разным опытом отношений в родительской семье подтвердил наличие достоверно значимых различий (Нэмп = 10,49, ρ ≤ 0,01). Следует отметить, что средние значения показателя психологической безопасности респондентов с разным опытом отношений в родительской семье находятся в пределах нормы. Однако следует обратить внимание на то, что у респондентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье наблюдается дезинтеграция в системе базовых убеждений. Вероятно, это можно объяснить недостаточной осмысленностью жизни, низкой рефлексией этих субъектов, что делает их наиболее уязвимыми к угрожающим влияниям различного генеза.

Ограничение, возникающее при изучении психологической безопасности, связанное с невозможностью объективно, со стороны, оценить и измерить наличие / отсутствие психологической угрозы для каждого конкретно взятого человека или группы людей, делает целесообразным изучение психологической безопасности с точки зрения отношения к ней. Следующим шагом исследования стало изучение особенностей оценки респондентами с разным опытом отношений в родительской семье «безопасности окружающего мира», «безопасности в межличностных отношениях» и «своей безопасности» при помощи методики «Цветовой тест отношений».

Результаты изучения оценки «своей безопасности» у респондентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье показали следующее. Свою безопасность респонденты данной группы не ассоциируют ни с одним дополнительным цветом, что свидетельствует об отсутствии тревог относительно собственной безопасности. Результаты изучения оценки «безопасности в межличностных отношениях» у респондентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье показали, что она ассоциируется у них с приятным общением, изъявлением чувств, душевной связью с партнером, стремлением к гармонии, удовлетворением потребности в привязанности. Тревог относительно безопасности в отношениях у респондентов данной группы не обнаружено, что подтверждается отсутствием выборов в пользу дополнительных цветов. Последовательность цветов, ассоциирующихся у респондентов данной группы с понятием «безопасность окружающего мира» говорит о том, что респонденты с благоприятным ООвРС связывают безопасность окружающего мира с автономностью, неизменностью, самоутверждением.

В целом для всех трех выборов по ассоциации с предложенными понятиями для респондентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье характерно предпочтение основных цветов (красный, синий, зеленый) и отвержение дополнительных (черный и серый). Что указывает на благоприятное отношение к безопасности и стремление к гармонии. Респонденты данной группы обладают достаточным ресурсом для обеспечения собственной психологической безопасности, вследствие формирования правильных установок касательно картины мира и межличностных отношений в детском возрасте.

Результаты ассоциаций предложенных цветов с понятием «моя безопасность» в группе молодых людей с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье показали, что «своя безопасность» ассоциируется у них, прежде всего, с честностью, справедливостью, невозмутимостью, добросовестностью и спокойствием. Последовательность цветов, ассоциирующихся с понятиями «безопасность в отношениях» и «безопасность окружающего мира», связана с пассивностью, неизменностью, приверженностью к вечным ценностям и созерцательностью наряду со стремлением к самовыражению и самоутверждению.

В целом для всех трех выборов цветов по ассоциации для респондентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье характерно преобладание зеленого и синего цветов, а также в некоторых случаях выбор в качестве предпочитаемых дополнительных цветов – коричневого, фиолетового, серого. Что указывает на спокойствие, пассивность и созерцательность респондентов при наличии тревог по отношению к своей безопасности, безопасности в отношениях и безопасности окружающего мира. Респонденты данной группы испытывают сложности при поиске внутреннего ресурса, способного помочь справиться с тревогой, связанной с безопасностью окружающего мира. Их созерцательное спокойствие является, скорее всего, защитным механизмом «торможения» и «выученной беспомощности», приобретенным в детстве в результате стрессовых воздействий со стороны неблагоприятной среды воспитания. Подобный сценарий поведения, вероятно, приобретен в раннем возрасте и воспринимается как данность вследствие отсутствия опыта в овладении эффективными приемами обеспечения собственной психологической безопасности.

В целом по отношению ко всем трем понятиям респонденты с благоприятным опытом отношений в родительской семье достоверно чаще выбирают красный цвет, а респонденты с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье наряду с основными выбирают дополнительные цвета (фиолетовый, серый, коричневый), которые отвергаются респондентами с благоприятным опытом отношений в родительской семье. Такой выбор указывает на то, что респонденты с благоприятным опытом отношений в родительской семье связывают безопасность в целом с активностью, жизненной динамикой и потребностью действовать, а респонденты с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье отмечают наличие тревог и опасений по поводу своей безопасности.

Сравнительный анализ оценки «безопасности в межличностных отношениях», «безопасности окружающего мира», «своей безопасности» респондентов с разным опытом отношений в родительской семье показал, что респонденты с благоприятным опытом отношений в родительской семье удовлетворены и достаточно высоко оценивают свою безопасность (9,96), безопасность в межличностных отношениях (10,92), безопасность окружающего мира (10,8), в отличие от респондентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье.

Таким образом, субъекты с благоприятным опытом отношений в родительской семье, в отличие от субъектов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье, характеризуются большей психологической безопасностью, позитивной оценкой собственной безопасности, безопасности в межличностных отношениях и безопасности окружающего мира, отсутствием тревог относительно своей безопасности, готовностью к автономной, активной деятельности по ее обеспечению и стремлением к гармонии. Это подтверждает предположение о том, что чем более благоприятен опыт отношений в родительской семье, тем более позитивен взгляд на безопасность и тем выше уровень психологической безопасности.

Выводы

1. В результате исследования выявлено, что среди молодых людей можно выделить группы: с благоприятным, связанным с позитивным отношением семьи к окружающему миру, положительным воспитательным влиянием, способствующим дальнейшему развитию личности опытом межличностных отношений, полученным в родительской семье; и с неблагоприятным, связанным с негативным воспитательным воздействием родителей, неврозогенным стилем воспитания.

2. Обнаружена положительная корреляция между показателями, описывающими опыт межличностных отношений в родительской семье с показателями психологической безопасности. В группе респондентов с благоприятным опытом межличностных отношений в родительской семье отсутствуют тревоги относительно собственной безопасности, преобладает благоприятное отношение к безопасности и стремление к гармонии. Они обладают достаточным ресурсом для обеспечения собственной психологической безопасности, вследствие формирования правильных установок касательно картины мира и межличностных отношений в детском возрасте. У молодых людей с неблагоприятным опытом межличностных отношений в родительской семье наблюдается дезинтеграция в системе базовых убеждений, для них характерна созерцательность при наличии тревог относительно собственной безопасности. Респонденты данной группы испытывают сложности при поиске внутреннего ресурса, способного помочь справиться с тревогой, связанной с безопасностью окружающего мира. Их созерцательное спокойствие является, скорее всего, защитным механизмом «торможения» и «выученной беспомощности», приобретенным в детстве в результате стрессовых воздействий со стороны неблагоприятной среды воспитания. Подобный сценарий поведения, вероятно, приобретен в раннем возрасте и воспринимается как данность, вследствие отсутствия опыта в овладении эффективными приемами обеспечения собственной психологической безопасности.

3. Откуда следует, что благоприятный опыт межличностных отношений, связанный с принятием, поддержкой ребенка, отсутствием критики в его адрес, благоприятным психологическим климатом внутри семьи, связан с высоким уровнем осмысленности мира, с формированием ценностного отношения к себе, к людям, к окружающему миру, что в конечном итоге способствует психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям различного происхождения. Однако следует отметить, несмотря на то, что качества, способствующие психологической безопасности личности, хоть и закладываются в условиях семьи и детско-родительских отношений, но формируются в ходе всего жизненного пути человека.

4. Под влиянием отношений с родителями, эмоционального климата в семье, воспитательного воздействия происходит формирование личностных и социально-психологических особенностей человека, его психологических ресурсов, его потенциал. Психологическая безопасность человека, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, связанная с его представлениями об окружающем мире и других людях, формируются под влиянием опыта межличностных отношений в родительской семье. Высокая психологическая безопасность способствует преодолению сложных, кризисных ситуаций, благодаря качествам, закладывающимся и формирующимся в ходе онтогенетического развития, в условиях семьи и детско-родительских отношений.