Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Птицына Е.В. 1 Сидорова Е.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
На современном этапе модернизации высшего образования особое внимание уделяется инновационным преобразованиям в отношении качества профессиональной подготовки студентов. Одной из важных задач государства является воспитание нового поколения – активных членов общества, которые смогут сохранять духовные ценности национальной культуры и смогут построить конструктивный диалог с представителями других культур. Современная система образования должна учитывать опыт народной педагогики, опираться на культуру и национальные традиции региона. В статье раскрываются практические аспекты этнокультурного воспитания студентов в вузе на примере занятий декоративно-прикладным творчеством. Декоративно-прикладное искусство хранит и передает последующим поколениям национальные культурные традиции и влияет на формирование вкусов, ценностей и национального самопознания. С помощью данных занятий студенты познают смысл искусства в народном творчестве и начинают осмысливать, понимать, заимствовать мотивы, техники, приемы для создания новых объектов. Этнокультурное воспитание предполагает приобщение студентов к этнокультурному наследию, традициям родного края и народов мира. Авторами представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по этнокультурному воспитанию студентов кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.
этнокультурное воспитание
культура
студенты
традиции
декоративно-прикладное творчество
1. Спиридонова Е.С. Этнокультурное воспитание, его сущность и содержание // Человеческий капитал. 2014. № 6 (66). С. 156-162.
2. Талых А.А., Илларионова Л.П. Этнокультурно-технологическое образование: сущность, содержание и перспективы развития // Образование и общество. 2019. № 6 (119). С. 29-36.
3. Арестова В.Ю. Критерии этнокультурной воспитанности сельских школьников // Вестник Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 75-81.
4. Салахова Р.И. Гуманистический потенциал культуры в решении социальных и нравственных проблем // Вестник Казанского университета культуры и искусств. 2006. № 3. С. 14-18.
5. Птицына Е.В., Останина С.А., Анцева В.П. Профессиональная подготовка будущего учителя в культурно-образовательном пространстве вуза // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5-1. С. 156-160. DOI: 10.17513/snt.39164.

Одной из важных задач государства является воспитание личности, обладающей сформированной гражданской позицией, развитой духовно и нравственно, готовой к пониманию и осознанию традиционных российских ценностей. Перед системой высшего образования встает задача воспитания нового поколения активных членов общества, которые смогут сохранить духовные ценности национальной культуры и смогут построить конструктивный диалог с представителями других культур. Развитие каждого общества неразрывно связано с его прошлым, традициями, укладом жизни. В этом и заключается главное предназначение любого общества ‒ в преемственности поколений.

Развитие этнокультурной идентичности происходит путем приобщения к культуре своего народа [1]. Ценности, которые вкладывает каждый народ в мировую культуру, прививаются обучающимся через изучение народного творчества. Этнос является основной формой существования локальных человеческих популяций, объединяемых происхождением, бытом и языком. Если рассматривать понятие «этнокультура» в широком смысле, то можно сказать, что это совокупность способов жизнедеятельности, которые присущи этносу, духовная, социальная, материальная сферы, совокупность традиций, обрядов и обычаев народа.

Изучением теоретико-методологических основ этнокультурного воспитания занимались Г.Н. Волков, В.Н. Ганичева, Г.Б. Корнетова и др. Ученые рассматривают этнокультурное воспитание как «целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре» в гуманистической культурной среде [2], в котором цели и задачи ориентированы на воспитание этнической культуры личности. Оно определяется введением в образовательный процесс информации о народной культуре, нравственных ценностей, норм поведения, толерантности, воспитания дружеского отношения к другим нациям [3].

В статье раскрываются практические аспекты этнокультурного воспитания студентов вуза на примере занятий декоративно-прикладным творчеством.

Материал и методы исследования

Этнокультурное воспитание предполагает приобщение студентов к этнокультурному наследию, традициям родного края и народов мира. В его основе лежит позитивное восприятие студентами исторического прошлого, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Народные традиции ‒ «это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев». Возрождение национальной культуры является одной из задач этнокультурного воспитания.

Знания о национальной культуре и искусстве, традициях, обычаях и обрядах, нравственных ценностях способствуют глубокому познанию действительности, выражают содержание социальной структуры личности, тем самым воспитывая будущее поколение страны. Традиционная культура обладает большими воспитательными возможностями: культура и традиции организуют связь поколений, содействуют возрождению и восстановлению наследия, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько верно они ищут способы сохранения и возрождения народного достояния. Вот почему необходимо насыщать и обогащать образовательный процесс вуза этнокультурными компонентами.

Культуру народа невозможно представить без декоративно-прикладного искусства, оно «гармонично раскрывает истоки духовной жизни народа, показывает моральные ценности, является частью истории» и демонстрирует художественные вкусы народа [4]. О роли декоративно-прикладного искусства и творчества в этнокультурном развитии обучающихся как источника ярких представлений о Родине, её культуре и традициях писали Т.С. Шацкий, П.П. Блонский, А.В. Бакушинская, В.Г. Смолицкий, Т.С. Семенова, Г.П. Новикова.

Декоративно-прикладное искусство хранит и передает последующим поколениям национальные культурные традиции и влияет на формирование вкусов, ценностей и национального самопознания. С помощью данных занятий студенты познают смысл искусства в народном творчестве и начинают осмысливать, понимать, заимствовать мотивы, техники, приемы для создания новых объектов. Изучение народных традиций через декоративно-прикладное искусство играет большую роль в развитии эмоционально-ценностного отношения обучающихся к национальной культуре. Во всех видах искусств невозможно обойтись без эмоционально-ценностного отношения субъекта к объекту, без эмоционального отклика, поскольку именно эмоции дают реакцию на происходящие вокруг индивида события. Ценности способны помочь процессу воспитания человека, обладающего различными эмоциями, способного видеть прекрасное в мире, понимать и объяснять увиденное. Этот процесс происходит посредством осознания произведений как ценности в искусстве. Таким образом, декоративно-прикладное искусство обладает следующими свойствами: существование в материале, традиционность, синкретизм, импровизация и вариативность.

Издавна предметы декоративно-прикладного назначения изготавливались для самих себя и сопутствовали им на протяжении всей жизни. Они не требовали для своего создания выдающихся творческих способностей, но являлись результатом коллективного труда многих поколений – уникальной традицией эстетического мышления, воплощенной в материале. Поэтому произведения декоративно-прикладного искусства среди всех искусств являются наиболее понятными и доступными для восприятия подрастающего поколения. Учитывая культуру и национальные традиции, включая фольклорный и обрядовый, краеведческий и этнографический материал в содержание предметных дисциплин, мы воздействуем на мир культурных ценностей студентов, приобщаем их к опыту народных мастеров [5]. На основе полученных знаний и умений будущие учителя проектируют объекты труда.

Традиции и обряды, возникшие в глубокой древности, имеют своё продолжение в современном мире. Ядром любого обычая или традиции является жизнь определённой группы людей, и возникают они уже как результат теоретического и практического познания мира. Народные традиции нашли отражение практически во всех сферах жизни человека, но наиболее ярко их можно проследить в период тех или иных праздников. Традиции оказывают влияние на эмоции и чувства, тем самым вызывая сопереживание, сочувствие, уважение друг к другу, укрепляя единство внутри каждой семьи, коллектива, и общества в целом. Таким образом, углубленное разностороннее изучение студентами различных видов традиционных ремесел в вузе предоставляет широкие возможности для этнокультурного воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования мы провели опытно-экспериментальную работу по этнокультурному воспитанию студентов кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета. В начале учебного года мы провели анкетирование 150 студентов на выявление их этнокультурной осведомлённости и заинтересованности к культуре родного края. Половина респондентов считают, что для каждого человека должно быть важны проблемы сохранения культуры своего народа. 40% отмечают важность этой задачи для современного педагога.

Студенты осознают важность сохранения культурных и исторических традиций своего народа и незыблемых национальных ценностей, причем большинство респондентов считает, что занятия и мероприятия этнокультурной направленности способствуют повышению уровня культуры и формированию ценностных ориентаций, развитию кругозора и эмоциональному насыщению. Оказалось, что у половины студентов члены семьи занимаются различными видами декоративно-прикладного творчества. Можно предположить, что в этих семьях происходит передача накопленных знаний и умений от старшего поколения к младшему. Через мир декоративно-прикладного творчества в своей семье подрастающее поколение включается в жизнь, в мир предметов и отношений, в мир законов и символов, созданный предшествующими поколениями.

Большинство опрошенных (70%) заинтересованы в получении новых знаний и хотят расширить свой круг знаний по искусству и традициям. Как оказалось, большинство студентов редко самостоятельно посещают музеи и выставки, только 10% опрошенных делают это систематично и регулярно. Но они отмечают, что с удовольствием посещают экскурсии в музеи, организованные преподавателями. В музейных фондах хранится множество произведений, относящихся к различным видам народного прикладного творчества. Они позволяют наглядно увидеть, что одни виды представляют ясную в технологическом и художественном отношении структуру, а другие, имея яркую характерную основу, объединяют внутри себя разнообразие технологических приемов и стилевых направлений. А мастер-классы этнокультурной направленности, напротив, очень интересны респондентам, и 60% с удовольствием их посещают на регулярной основе.

Респонденты предложили варианты мероприятий по сохранению традиций родного края: 80% – поездки, этнографические экспедиции по историческим местам; 40% – реконструкция исторических мероприятий, погружающих в атмосферу обрядов, праздников; 50% – мастер-классы, беседы, экскурсии; 80% – ярмарки изделий народного декоративно-прикладного творчества. Чтобы сделать занятия по декоративно-прикладному творчеству более интересными, предлагается разнообразить их встречами с мастерами, мастер-классами со студентами, выставками работ студентов.

Нами было проведено анкетирование преподавателей кафедры с целью выяснить, знакомят ли они студентов с народными традициями, произведениями фольклора, какие цели преследуют и какие приёмы работы используют. Большинство респондентов использует учебный материал этнокультурной направленности и знакомится с народными традициями через традиционные блюда, одежду, обычаи и семейные традиции, праздники. На занятиях педагоги используют различные приёмы работы: инсценировку обычаев, реконструкцию праздников и игр, чтение тематических произведений. В своей работе они используют фольклор: пословицы, поговорки, загадки и сказки, скороговорки, считалки, песни.

На формирующем этапе эксперимента мы разработали и провели занятия и мероприятия, способствующие этнокультурному воспитанию студентов. Они представлены в таблице.

Формы воспитательной работы с учетом регионального компонента

№ п/п

Название

Форма

Участники

1

Путешествие в мир орнамента

Интерактивная экскурсия

Студенты 2 и 3 курсов

2

Основные виды карельской вышивки

Практическое занятие

Студенты 2 курса

3

Изготовление народной куклы в покосной рубахе

Лекция и практическое занятие

Студенты 2 курса

4

Край, в котором я живу

Беседа

Студенты 2-4 курсов

5

Народный костюм ансамбля «Кантеле»

Выставка, экскурсия с последующим обсуждением

Студенты 2-3 курсов

6

Земля Калевалы

Выставка, экскурсия с последующим обсуждением

Студенты 2-3 курсов

7

Моя малая Родина

Практическое занятие. Разработка сценария классного часа студентами для реализации его на педагогической практике

Студенты 4 курса

8

Мой город

Практическое занятие. Разработка сценария выставки рисунков студентами для реализации его на педагогической практике

Студенты 4 курса

9

Этнокультурное воспитание в современной школе

Изучение педагогического опыта, вклада учителей школ города в воспитание подрастающего поколения

Студенты 4 курса в ходе педагогической практики

10

Очарование Заонежья

Дистанционный мастер-класс «Непрерывная подготовка учителя технологии» в рамках летней мастерской «Сказка рукотворчества 2020»

Школьники и студенты

11

Кукла-веснянка

Мастер-класс c демонстрацией и обсуждением работ

Студенты 2 курса

12

Заонежская вышивка

Мастер-класс, разработан и проведен студенткой 4 курса

Школьники 5-6 классов МОУ «Лицей № 13» и МОУ «Лицей № 40»

13

К вопросу об этнокультурном воспитании студентов в процессе занятий ДПТ

Доклад на ежегодной апрельской конференции преподавателей и студентов

Студентка 2 курса (Сидорова Е.)

14

Нетрадиционные уроки этнокультурной направленности в современной школе

Доклад на ежегодной апрельской конференции

Студентка 2 курса (Родных А.)

15

Этнокультурное воспитание обучающихся

Круглый стол

Студенты 2-3 курсов

16

Проведение занятий этнокультурной направленности по дисциплине «Народная кукла»

Доклад

Студентка 2 курса (Сидорова Е.)

Вышеперечисленные формы этнокультурного воспитания в учебной и внеучебной деятельности способствуют обращению студентов к истории, культуре и традициям родного края, погружению в мир народной культуры, где сконцентрированы нравственные, духовные, педагогические, эстетические ценности и национальные начала. На наш взгляд, такое приближение студентов к различным видам практико-ориентированных ситуаций этнокультурной направленности требует от студента информированности в области культуры и искусства, владения технологиями художественного творчества, которые в своем единстве способствуют формированию готовности к профессиональной деятельности. Студенты отмечают, что профессиональная подготовка этнокультурной направленности позволяет сформировать личностные качества, обеспечивающие готовность к будущей профессиональной деятельности: сопереживание и соучастие, терпимость и доброжелательность, трудолюбие и ответственность, творческое отношение к деятельности и коммуникабельность.

Таким образом, этнокультурное воспитание студентов на основе лучших народных традиций и народного декоративно-прикладного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.


Библиографическая ссылка

Птицына Е.В., Сидорова Е.М. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 3. – С. 30-34;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2432 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674