Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PRACTICAL ASPECTS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY

Ptitsyna E.V. 1 Sidorova Е.M. 1
1 Petrozavodsk State University
At the present stage of modernization of higher education, special attention is paid to innovative transformations in relation to the quality of professional training of students. One of the important tasks of the state is to educate a new generation of active members of society who will be able to preserve the spiritual values of national culture and will be able to build a constructive dialogue with representatives of other cultures. The modern education system should take into account the experience of folk pedagogy, rely on the culture and national traditions of the region. The article reveals the practical aspects of ethno-cultural education of students at the university on the example of decorative and applied art classes. Decorative and applied art preserves and transmits national cultural traditions to subsequent generations and influences the formation of tastes, values and national self-knowledge. With the help of these classes, students learn the meaning of art in folk art and begin to comprehend, understand, borrow motives, techniques, techniques for creating new objects. Ethno-cultural education involves introducing students to the ethno-cultural heritage of the traditions of their native land and the peoples of the world. The authors present an analysis of the results of experimental work on ethno-cultural education of students of the Department of Technology, Fine Arts and Design of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University.
ethno-cultural education
culture
students
traditions
decorative and applied creativity

Одной из важных задач государства является воспитание личности, обладающей сформированной гражданской позицией, развитой духовно и нравственно, готовой к пониманию и осознанию традиционных российских ценностей. Перед системой высшего образования встает задача воспитания нового поколения активных членов общества, которые смогут сохранить духовные ценности национальной культуры и смогут построить конструктивный диалог с представителями других культур. Развитие каждого общества неразрывно связано с его прошлым, традициями, укладом жизни. В этом и заключается главное предназначение любого общества ‒ в преемственности поколений.

Развитие этнокультурной идентичности происходит путем приобщения к культуре своего народа [1]. Ценности, которые вкладывает каждый народ в мировую культуру, прививаются обучающимся через изучение народного творчества. Этнос является основной формой существования локальных человеческих популяций, объединяемых происхождением, бытом и языком. Если рассматривать понятие «этнокультура» в широком смысле, то можно сказать, что это совокупность способов жизнедеятельности, которые присущи этносу, духовная, социальная, материальная сферы, совокупность традиций, обрядов и обычаев народа.

Изучением теоретико-методологических основ этнокультурного воспитания занимались Г.Н. Волков, В.Н. Ганичева, Г.Б. Корнетова и др. Ученые рассматривают этнокультурное воспитание как «целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре» в гуманистической культурной среде [2], в котором цели и задачи ориентированы на воспитание этнической культуры личности. Оно определяется введением в образовательный процесс информации о народной культуре, нравственных ценностей, норм поведения, толерантности, воспитания дружеского отношения к другим нациям [3].

В статье раскрываются практические аспекты этнокультурного воспитания студентов вуза на примере занятий декоративно-прикладным творчеством.

Материал и методы исследования

Этнокультурное воспитание предполагает приобщение студентов к этнокультурному наследию, традициям родного края и народов мира. В его основе лежит позитивное восприятие студентами исторического прошлого, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Народные традиции ‒ «это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев». Возрождение национальной культуры является одной из задач этнокультурного воспитания.

Знания о национальной культуре и искусстве, традициях, обычаях и обрядах, нравственных ценностях способствуют глубокому познанию действительности, выражают содержание социальной структуры личности, тем самым воспитывая будущее поколение страны. Традиционная культура обладает большими воспитательными возможностями: культура и традиции организуют связь поколений, содействуют возрождению и восстановлению наследия, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько верно они ищут способы сохранения и возрождения народного достояния. Вот почему необходимо насыщать и обогащать образовательный процесс вуза этнокультурными компонентами.

Культуру народа невозможно представить без декоративно-прикладного искусства, оно «гармонично раскрывает истоки духовной жизни народа, показывает моральные ценности, является частью истории» и демонстрирует художественные вкусы народа [4]. О роли декоративно-прикладного искусства и творчества в этнокультурном развитии обучающихся как источника ярких представлений о Родине, её культуре и традициях писали Т.С. Шацкий, П.П. Блонский, А.В. Бакушинская, В.Г. Смолицкий, Т.С. Семенова, Г.П. Новикова.

Декоративно-прикладное искусство хранит и передает последующим поколениям национальные культурные традиции и влияет на формирование вкусов, ценностей и национального самопознания. С помощью данных занятий студенты познают смысл искусства в народном творчестве и начинают осмысливать, понимать, заимствовать мотивы, техники, приемы для создания новых объектов. Изучение народных традиций через декоративно-прикладное искусство играет большую роль в развитии эмоционально-ценностного отношения обучающихся к национальной культуре. Во всех видах искусств невозможно обойтись без эмоционально-ценностного отношения субъекта к объекту, без эмоционального отклика, поскольку именно эмоции дают реакцию на происходящие вокруг индивида события. Ценности способны помочь процессу воспитания человека, обладающего различными эмоциями, способного видеть прекрасное в мире, понимать и объяснять увиденное. Этот процесс происходит посредством осознания произведений как ценности в искусстве. Таким образом, декоративно-прикладное искусство обладает следующими свойствами: существование в материале, традиционность, синкретизм, импровизация и вариативность.

Издавна предметы декоративно-прикладного назначения изготавливались для самих себя и сопутствовали им на протяжении всей жизни. Они не требовали для своего создания выдающихся творческих способностей, но являлись результатом коллективного труда многих поколений – уникальной традицией эстетического мышления, воплощенной в материале. Поэтому произведения декоративно-прикладного искусства среди всех искусств являются наиболее понятными и доступными для восприятия подрастающего поколения. Учитывая культуру и национальные традиции, включая фольклорный и обрядовый, краеведческий и этнографический материал в содержание предметных дисциплин, мы воздействуем на мир культурных ценностей студентов, приобщаем их к опыту народных мастеров [5]. На основе полученных знаний и умений будущие учителя проектируют объекты труда.

Традиции и обряды, возникшие в глубокой древности, имеют своё продолжение в современном мире. Ядром любого обычая или традиции является жизнь определённой группы людей, и возникают они уже как результат теоретического и практического познания мира. Народные традиции нашли отражение практически во всех сферах жизни человека, но наиболее ярко их можно проследить в период тех или иных праздников. Традиции оказывают влияние на эмоции и чувства, тем самым вызывая сопереживание, сочувствие, уважение друг к другу, укрепляя единство внутри каждой семьи, коллектива, и общества в целом. Таким образом, углубленное разностороннее изучение студентами различных видов традиционных ремесел в вузе предоставляет широкие возможности для этнокультурного воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования мы провели опытно-экспериментальную работу по этнокультурному воспитанию студентов кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета. В начале учебного года мы провели анкетирование 150 студентов на выявление их этнокультурной осведомлённости и заинтересованности к культуре родного края. Половина респондентов считают, что для каждого человека должно быть важны проблемы сохранения культуры своего народа. 40% отмечают важность этой задачи для современного педагога.

Студенты осознают важность сохранения культурных и исторических традиций своего народа и незыблемых национальных ценностей, причем большинство респондентов считает, что занятия и мероприятия этнокультурной направленности способствуют повышению уровня культуры и формированию ценностных ориентаций, развитию кругозора и эмоциональному насыщению. Оказалось, что у половины студентов члены семьи занимаются различными видами декоративно-прикладного творчества. Можно предположить, что в этих семьях происходит передача накопленных знаний и умений от старшего поколения к младшему. Через мир декоративно-прикладного творчества в своей семье подрастающее поколение включается в жизнь, в мир предметов и отношений, в мир законов и символов, созданный предшествующими поколениями.

Большинство опрошенных (70%) заинтересованы в получении новых знаний и хотят расширить свой круг знаний по искусству и традициям. Как оказалось, большинство студентов редко самостоятельно посещают музеи и выставки, только 10% опрошенных делают это систематично и регулярно. Но они отмечают, что с удовольствием посещают экскурсии в музеи, организованные преподавателями. В музейных фондах хранится множество произведений, относящихся к различным видам народного прикладного творчества. Они позволяют наглядно увидеть, что одни виды представляют ясную в технологическом и художественном отношении структуру, а другие, имея яркую характерную основу, объединяют внутри себя разнообразие технологических приемов и стилевых направлений. А мастер-классы этнокультурной направленности, напротив, очень интересны респондентам, и 60% с удовольствием их посещают на регулярной основе.

Респонденты предложили варианты мероприятий по сохранению традиций родного края: 80% – поездки, этнографические экспедиции по историческим местам; 40% – реконструкция исторических мероприятий, погружающих в атмосферу обрядов, праздников; 50% – мастер-классы, беседы, экскурсии; 80% – ярмарки изделий народного декоративно-прикладного творчества. Чтобы сделать занятия по декоративно-прикладному творчеству более интересными, предлагается разнообразить их встречами с мастерами, мастер-классами со студентами, выставками работ студентов.

Нами было проведено анкетирование преподавателей кафедры с целью выяснить, знакомят ли они студентов с народными традициями, произведениями фольклора, какие цели преследуют и какие приёмы работы используют. Большинство респондентов использует учебный материал этнокультурной направленности и знакомится с народными традициями через традиционные блюда, одежду, обычаи и семейные традиции, праздники. На занятиях педагоги используют различные приёмы работы: инсценировку обычаев, реконструкцию праздников и игр, чтение тематических произведений. В своей работе они используют фольклор: пословицы, поговорки, загадки и сказки, скороговорки, считалки, песни.

На формирующем этапе эксперимента мы разработали и провели занятия и мероприятия, способствующие этнокультурному воспитанию студентов. Они представлены в таблице.

Формы воспитательной работы с учетом регионального компонента

№ п/п

Название

Форма

Участники

1

Путешествие в мир орнамента

Интерактивная экскурсия

Студенты 2 и 3 курсов

2

Основные виды карельской вышивки

Практическое занятие

Студенты 2 курса

3

Изготовление народной куклы в покосной рубахе

Лекция и практическое занятие

Студенты 2 курса

4

Край, в котором я живу

Беседа

Студенты 2-4 курсов

5

Народный костюм ансамбля «Кантеле»

Выставка, экскурсия с последующим обсуждением

Студенты 2-3 курсов

6

Земля Калевалы

Выставка, экскурсия с последующим обсуждением

Студенты 2-3 курсов

7

Моя малая Родина

Практическое занятие. Разработка сценария классного часа студентами для реализации его на педагогической практике

Студенты 4 курса

8

Мой город

Практическое занятие. Разработка сценария выставки рисунков студентами для реализации его на педагогической практике

Студенты 4 курса

9

Этнокультурное воспитание в современной школе

Изучение педагогического опыта, вклада учителей школ города в воспитание подрастающего поколения

Студенты 4 курса в ходе педагогической практики

10

Очарование Заонежья

Дистанционный мастер-класс «Непрерывная подготовка учителя технологии» в рамках летней мастерской «Сказка рукотворчества 2020»

Школьники и студенты

11

Кукла-веснянка

Мастер-класс c демонстрацией и обсуждением работ

Студенты 2 курса

12

Заонежская вышивка

Мастер-класс, разработан и проведен студенткой 4 курса

Школьники 5-6 классов МОУ «Лицей № 13» и МОУ «Лицей № 40»

13

К вопросу об этнокультурном воспитании студентов в процессе занятий ДПТ

Доклад на ежегодной апрельской конференции преподавателей и студентов

Студентка 2 курса (Сидорова Е.)

14

Нетрадиционные уроки этнокультурной направленности в современной школе

Доклад на ежегодной апрельской конференции

Студентка 2 курса (Родных А.)

15

Этнокультурное воспитание обучающихся

Круглый стол

Студенты 2-3 курсов

16

Проведение занятий этнокультурной направленности по дисциплине «Народная кукла»

Доклад

Студентка 2 курса (Сидорова Е.)

Вышеперечисленные формы этнокультурного воспитания в учебной и внеучебной деятельности способствуют обращению студентов к истории, культуре и традициям родного края, погружению в мир народной культуры, где сконцентрированы нравственные, духовные, педагогические, эстетические ценности и национальные начала. На наш взгляд, такое приближение студентов к различным видам практико-ориентированных ситуаций этнокультурной направленности требует от студента информированности в области культуры и искусства, владения технологиями художественного творчества, которые в своем единстве способствуют формированию готовности к профессиональной деятельности. Студенты отмечают, что профессиональная подготовка этнокультурной направленности позволяет сформировать личностные качества, обеспечивающие готовность к будущей профессиональной деятельности: сопереживание и соучастие, терпимость и доброжелательность, трудолюбие и ответственность, творческое отношение к деятельности и коммуникабельность.

Таким образом, этнокультурное воспитание студентов на основе лучших народных традиций и народного декоративно-прикладного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.