Цель исследования – рассмотреть сущность и структуру межкультурной компетентности специалиста по реабилитации.
Материалы и методы исследования
Методы исследования: обобщение, анализ и синтез информации.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время вопрос о межкультурной компетентности реабилитолога является актуальным, так как культурное разнообразие реабилитируемых (пациентов) постоянно увеличивается.
Заметим, что в нашей работе под компетенцией мы понимаем «совокупность взаимосвязанных базовых личностных качеств, которые включают знания, навыки и умения, необходимые для качественной и продуктивной деятельности специалиста» [1, с. 20].
Специалист по реабилитации (реабилитолог, специалист ЛФК, кинезотерапевт, физический терапевт, тренер) становится участником межкультурных контактов, взаимодействуя с представителями других культур, которые существенно отличаются друг от друга по различным критериям.
Мы считаем, что для развития профессионализма реабилитолога необходима компетентность, которая отражает личностные качества специалиста по реабилитации и является основой для «формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения функциональных задач, основанных на единстве мотивационно-ценностных, когнитивных, аффективных, конативных компонентов, а также профессионально важных качеств и способностей» [2, с. 377]. Прежде всего, необходимо отметить, что в процессе данного общения иногда возникают трудности, что вызывает ряд проблем в ходе коммуникативного взаимодействия между реабилитологом и пациентом [3]. Исходя из этого, мы можем утверждать, что главным препятствием для успешного решения проблемы межкультурной коммуникации является то, что реабилитологу необходимо повышать свой уровень компетентности посредством понимания другой культуры.
Говоря о межкультурной компетентности специалиста по реабилитации, отметим, что целесообразно вначале рассмотреть сущность понятий компетенция и компетентность. Следует сказать, что для конкретизации понятийного аппарата остановимся на толковании термина компетентность. В контексте нашего исследования отметим, что компетентность – это «ресурсное свойство личности и включает в себя совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих успешное осуществление тех или иных видов деятельности» [4, с. 21].
Следует сказать, что, говоря о межкультурной компетентности специалиста по реабилитации как профессиональной компетентности, мы выделяем следующие компоненты:
− ценностно-смысловой (профессиональное поведение);
− мотивационный (трудовая деятельность и самосовершенствование);
− индивидуально-психологический (качества личности);
− инструментальный (использование новых технологий);
− когнитивный (реализация компетенций)» [5, с. 27].
Обобщив существующие точки зрения, в структуре межкультурной компетенции мы выделяем:
1. Общекультурные знания.
2. Специфические знания.
3. Межкультурную коммуникацию.
4. Психологическую эмпатию.
Исходя из темы нашего исследования, мы опирались на тот факт, что в процессе «профессиональной деятельности немаловажны условия, способствующие достижению акме» [6, с. 21], что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня межкультурной компетентности специалиста по реабилитации. В контексте нашего исследования мы рассматриваем межкультурную компетентность реабилитолога как процесс «саморазвития и самореализации специалиста, выражающийся в высоких достижениях, обусловленных уровнем его акмеологической культуры» [6, с. 21] и личностных качеств. Укажем, что определяющую роль в пределах межкультурной компетентности специалиста по реабилитации имеет коммуникация, которую мы рассматриваем как возможность ведения диалога с учетом культуры респондента (пациента, тренирующегося), его статуса, языковых норм и т.д. Отметим, что в работе специалиста-кинезиолога (реабилитолога, специалиста ЛФК, физического терапевта, тренера) важно взаимопонимание в процессе коммуникации с обследуемым, так как уважение к чужой культуре позволяет избежать конфликтов и недоразумений.
Обобщая сказанное, заключим, что компетентный специалист по реабилитации должен знать, что в каждой культуре есть свои нормы поведения, средства передачи информации, ценности, идеологические установки и соответствующие правила этики.
В логике нашего исследования важно подчеркнуть, что в процессе кинезотерапии необходимо сопровождение специалиста (реабилитолога, физического терапевта, тренера), обладающего высоким уровнем межкультурной компетентности. Компетентный специалист сможет быстро включаться в коммуникативное взаимодействие, владеть ключевыми компетенциями, быть успешным в профессиональной деятельности и показывать высокий уровень компетентности. В обобщённом виде ключевые компетенции специалиста-кинезиолога представлены в табл. 1.
Исходя из этого, мы можем утверждать, что компетентность специалиста проявляется в коммуникативной деятельности с учётом того, в каком контексте проявляется его компетентность как педагога. Именно поэтому мы полагаем, что, говоря о профессиональных качествах, необходимо учитывать и личностные качества педагога. В процессе коммуникативного взаимодействия совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста выступает как основные принципы коммуникации его профессионального совершенствования и межкультурной компетентности.
Рассматривая вышесказанное, считаем, что образ действий специалиста-кинезотерапевта определяется его принадлежностью к определенному сообществу и в процессе реабилитации пациент и специалист взаимодействуют между собой с учетом индивидуальной культурной общности. Исходя из этого, мы можем утверждать, что для реабилитолога, как компетентного специалиста, необходимо обладать «набором специфических и общих знаний об индивидуальной, социальной и национальной специфике, а также их сочетанием, отражающим уровень межкультурной компетентности» [7, с. 95]. Уточняя данное положение применительно к нашему исследованию, мы возьмем за основу, что если специалист по реабилитации имеет соответствующие знания о межкультурных особенностях, то в процессе взаимодействия между ним и пациентом формируется эмпатическое отношение. То есть реабилитолог может адекватно оценивать поведение других людей, тем самым формируя межкультурную толерантность. В табл. 2 описаны критерии и уровни сформированности межкультурной коммуникативной толерантности специалиста-кинезотерапевта.
В контексте нашего исследования мы рассматриваем толерантность как «положительное свойство личности в противоположность нетерпимости, и мы приравниваем толерантность к таким качествам, как милосердие и уважение» [7, с. 100].
Таблица 1
Ключевые компетенции специалиста-кинезиолога
Ключевые компетенции |
Социальная значимость |
Личностная значимость |
Формы работы |
Личностная |
В процессе коммуникативного взаимодействия нормализует душевное состояние пациента |
Основана на целостном подходе к человеку в процессе коммуникативного взаимодействия |
Самообразование |
Когнитивная |
Исследование психологических и телесных проблем в процессе коммуникативного взаимодействия |
В процессе коммуникативного взаимодействия помогает справиться со стрессом и разрешить неразрешимые проблемы |
Самоконтроль |
Социальная |
Формирование идеологических установок и правил этики |
Понимание чужой культуры, учет индивидуальной культурной общности |
Толерантное отношение к особенностям культурной общности |
Таблица 2
Характеристика критериев оценки уровня сформированности межкультурной коммуникативной толерантности
Критерии |
Характеристика |
Когнитивный |
Совокупность специфических и общих знаний о медицине, психологии, социологии, философии, генетике, информатике и кибернетике |
Оценочный |
Оценка и анализ причины сбоя компенсаторных механизмов организма человека |
Мотивационно-ценностный |
Эмпатическое отношение к поведению других людей |
Рефлексивный |
Признание себя толерантной личностью |
Операциональный |
Работа в контексте специфических и общих знаний о национальной специфике |
Трудно переоценить значение межкультурной коммуникативной толерантности в структуре профессионально важных личностных качеств специалиста по реабилитации, так как уровни ее сформированности отражают эффективность межкультурного общения и влияние коммуникативного взаимодействия между культурами в целом.
В табл. 3 дана характеристика межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога.
В связи с этим невозможно не отметить принципы и причины появления факторов, которые раскрывают человека по отношению к представителю другой культуры» [7, с.49].
Резюмируя вышесказанное, отметим, что межкультурную компетентность специалиста по реабилитации (реабилитолога, специалиста ЛФК, кинезиотерапевта, физического терапевта, тренера) мы рассматриваем как совокупность знаний, навыков и умений, с помощью которых он может успешно общаться с пациентами из других культур в процессе реабилитационных мероприятий. Обобщив существующие точки зрения, мы можем утверждать, что межкультурная компетентность специалиста по реабилитации обеспечивает грамотную межкультурную коммуникацию в процессе кинезотерапии, позволяя управлять процессом межкультурного взаимодействия.
Таблица 3
Характеристика межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога
Виды коммуникативной толерантности |
Уровни межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога |
||
Продуктивный уровень сформированности коммуникативной толерантности |
Репродуктивный уровень сформированности коммуникативной толерантности |
Адаптивный уровень сформированности коммуникативной толерантности |
|
Когнитивный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога |
Сформированы знания (специфические и общие) к аналитической деятельности о межкультурных особенностях культурной общности |
Поверхностные знания о межкультурных особенностях культурной общности |
Отсутствует система знаний и смысловое понимание межкультурных особенностей культурной общности |
Оценочный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога |
Сформировано толерантное отношение с учетом межкультурных особенностей культурной общности |
Неоднозначное отношение к особенностям культурной общности других людей |
Нежелание признавать межкультурные особенности культурной общности |
Мотивационно-ценностный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога |
Стойкий интерес к пониманию межкультурных особенностей других людей. Толерантное отношение к культурной общности |
Стабильный интерес к межкультурным особенностям культурной общности других людей |
Низкая готовность к восприятию межкультурных особенностей и общности других людей |
Рефлексивный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога |
Сформировано аналитическое понимание межкультурных особенностей других людей в контексте самоактуализации собственной деятельности |
Сформирован самоанализ в понимании межкультурных особенностей других людей с учетом их культурной общности |
Точка зрения не связана с осознанием пассивного отношения к желанию понимать межкультурные особенности других людей |
Операциональный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога |
Самостоятельное изучение межкультурных особенностей других людей с учетом их культурной общности |
Навыки соответствуют синтетическому этапу в формировании понимания межкультурных особенностей других людей |
Навыки соответствуют аналитическому этапу в формировании понимания межкультурных особенностей других людей |
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в межличностных и межкультурных коммуникациях между реабилитологом и обследуемым могут проявляться различные способы межкультурного взаимодействия в контексте межкультурной коммуникативной толерантности. Итак, уровень коммуникативной толерантности в процессе межкультурного взаимодействия проявляется в общем отношении к людям, а также в совокупности моральных принципов и психического здоровья. Рассмотрев представленные определения, подчеркнем, что межкультурная коммуникация, как профессиональная компетенция реабилитолога, определяется с точки зрения рассмотрения его профессиональной деятельности и личностных качеств.
Библиографическая ссылка
Белокопытова С.В., Белокопытов Р.Н., Иванов Ю.В., Игнатовская С.Ю. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО РЕАБИЛИТОЛОГА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 15-19;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2422 (дата обращения: 03.12.2024).