Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО РЕАБИЛИТОЛОГА

Белокопытова С.В. 1 Белокопытов Р.Н. 2 Иванов Ю.В. 3 Игнатовская С.Ю. 4
1 ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1»
2 ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»
3 МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 9»
4 МБУ СК «Сокол»
В данном исследовании представлен анализ формирования профессиональных навыков современного реабилитолога, необходимых для его профессионального мировоззрения и межкультурной компетенции. Мы проанализировали компетенции реабилитолога как задачи, связанные с деятельностью, которые он сможет успешно решать в процессе кинезотерапии. Профессия реабилитолога подразумевает общение с людьми, которые имеют различные нарушения в состоянии здоровья. Зачастую у пациентов имеются когнитивные нарушения и различные изменения психоэмоционального состояния. Специалисты по реабилитации отмечают, что в процессе учебной деятельности они изучали различные приемы коммуникативного взаимодействия с пациентами, но в процессе работы приходится работать с пациентами разных культур, что приводит к разного рода недопониманиям. Таким образом, возникла проблема взаимодействия между реабилитологом и пациентом на межкультурном уровне, которую необходимо решать в процессе кинезотерапии. Компетентный специалист по реабилитации должен понимать, что его личностные профессиональные качества являются показателем его профессиональной деятельности в процессе межкультурной коммуникации с пациентом и его родственниками, а также уровнем его культуры и компетентности. Межкультурная компетентность отражает личностные качества специалиста по реабилитации, она формируется и проявляется только в процессе коммуникативного взаимодействия с пациентом. Этот факт естественным образом влияет на организацию процесса кинезотерапии на всех уровнях взаимодействия. Реабилитолог в силу своей профессиональной деятельности должен быть образцом толерантности в самых разнообразных ситуациях и осуществлять взаимодействие с пациентами на основе понимания их отличительных особенностей, что в свою очередь будет отображать личностное качество реабилитолога. Целью такого коммуникативного взаимодействия становится формирование компетентного специалиста, способного принимать решения с учетом индивидуальных особенностей человека, умеющего понимать его культурное разнообразие.
межкультурная компетентность
реабилитолог
кинезотерапия
знания
умения
навыки
1. Крутиков Е.С., Карпова И.Д., Сугробова Ю.Ю. Профессиональная культура врача: учебное пособие. Симферополь, 2020. 175 с.
2. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. С. 541.
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.
4. Шилина Н.В. Формирование иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России в условиях применения интерактивных технологий: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2020. 183 с.
5. Ботвина И.В. Формирование фамилистической компетентности руководителя образовательной организации в процессе постдипломного образования: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2020. 168 с.
6. Чупина В.А. Акмеология профессионального образования: учебное пособие. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. 97 с.
7. Бекетова А.П. Формирование межкультурной коммуникативной толерантности студентов телекоммуникационных специальностей в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2018. 198 с.

Цель исследования – рассмотреть сущность и структуру межкультурной компетентности специалиста по реабилитации.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: обобщение, анализ и синтез информации.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время вопрос о межкультурной компетентности реабилитолога является актуальным, так как культурное разнообразие реабилитируемых (пациентов) постоянно увеличивается.

Заметим, что в нашей работе под компетенцией мы понимаем «совокупность взаимосвязанных базовых личностных качеств, которые включают знания, навыки и умения, необходимые для качественной и продуктивной деятельности специалиста» [1, с. 20].

Специалист по реабилитации (реабилитолог, специалист ЛФК, кинезотерапевт, физический терапевт, тренер) становится участником межкультурных контактов, взаимодействуя с представителями других культур, которые существенно отличаются друг от друга по различным критериям.

Мы считаем, что для развития профессионализма реабилитолога необходима компетентность, которая отражает личностные качества специалиста по реабилитации и является основой для «формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения функциональных задач, основанных на единстве мотивационно-ценностных, когнитивных, аффективных, конативных компонентов, а также профессионально важных качеств и способностей» [2, с. 377]. Прежде всего, необходимо отметить, что в процессе данного общения иногда возникают трудности, что вызывает ряд проблем в ходе коммуникативного взаимодействия между реабилитологом и пациентом [3]. Исходя из этого, мы можем утверждать, что главным препятствием для успешного решения проблемы межкультурной коммуникации является то, что реабилитологу необходимо повышать свой уровень компетентности посредством понимания другой культуры.

Говоря о межкультурной компетентности специалиста по реабилитации, отметим, что целесообразно вначале рассмотреть сущность понятий компетенция и компетентность. Следует сказать, что для конкретизации понятийного аппарата остановимся на толковании термина компетентность. В контексте нашего исследования отметим, что компетентность – это «ресурсное свойство личности и включает в себя совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих успешное осуществление тех или иных видов деятельности» [4, с. 21].

Следует сказать, что, говоря о межкультурной компетентности специалиста по реабилитации как профессиональной компетентности, мы выделяем следующие компоненты:

− ценностно-смысловой (профессиональное поведение);

− мотивационный (трудовая деятельность и самосовершенствование);

− индивидуально-психологический (качества личности);

− инструментальный (использование новых технологий);

− когнитивный (реализация компетенций)» [5, с. 27].

Обобщив существующие точки зрения, в структуре межкультурной компетенции мы выделяем:

1. Общекультурные знания.

2. Специфические знания.

3. Межкультурную коммуникацию.

4. Психологическую эмпатию.

Исходя из темы нашего исследования, мы опирались на тот факт, что в процессе «профессиональной деятельности немаловажны условия, способствующие достижению акме» [6, с. 21], что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня межкультурной компетентности специалиста по реабилитации. В контексте нашего исследования мы рассматриваем межкультурную компетентность реабилитолога как процесс «саморазвития и самореализации специалиста, выражающийся в высоких достижениях, обусловленных уровнем его акмеологической культуры» [6, с. 21] и личностных качеств. Укажем, что определяющую роль в пределах межкультурной компетентности специалиста по реабилитации имеет коммуникация, которую мы рассматриваем как возможность ведения диалога с учетом культуры респондента (пациента, тренирующегося), его статуса, языковых норм и т.д. Отметим, что в работе специалиста-кинезиолога (реабилитолога, специалиста ЛФК, физического терапевта, тренера) важно взаимопонимание в процессе коммуникации с обследуемым, так как уважение к чужой культуре позволяет избежать конфликтов и недоразумений.

Обобщая сказанное, заключим, что компетентный специалист по реабилитации должен знать, что в каждой культуре есть свои нормы поведения, средства передачи информации, ценности, идеологические установки и соответствующие правила этики.

В логике нашего исследования важно подчеркнуть, что в процессе кинезотерапии необходимо сопровождение специалиста (реабилитолога, физического терапевта, тренера), обладающего высоким уровнем межкультурной компетентности. Компетентный специалист сможет быстро включаться в коммуникативное взаимодействие, владеть ключевыми компетенциями, быть успешным в профессиональной деятельности и показывать высокий уровень компетентности. В обобщённом виде ключевые компетенции специалиста-кинезиолога представлены в табл. 1.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что компетентность специалиста проявляется в коммуникативной деятельности с учётом того, в каком контексте проявляется его компетентность как педагога. Именно поэтому мы полагаем, что, говоря о профессиональных качествах, необходимо учитывать и личностные качества педагога. В процессе коммуникативного взаимодействия совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста выступает как основные принципы коммуникации его профессионального совершенствования и межкультурной компетентности.

Рассматривая вышесказанное, считаем, что образ действий специалиста-кинезотерапевта определяется его принадлежностью к определенному сообществу и в процессе реабилитации пациент и специалист взаимодействуют между собой с учетом индивидуальной культурной общности. Исходя из этого, мы можем утверждать, что для реабилитолога, как компетентного специалиста, необходимо обладать «набором специфических и общих знаний об индивидуальной, социальной и национальной специфике, а также их сочетанием, отражающим уровень межкультурной компетентности» [7, с. 95]. Уточняя данное положение применительно к нашему исследованию, мы возьмем за основу, что если специалист по реабилитации имеет соответствующие знания о межкультурных особенностях, то в процессе взаимодействия между ним и пациентом формируется эмпатическое отношение. То есть реабилитолог может адекватно оценивать поведение других людей, тем самым формируя межкультурную толерантность. В табл. 2 описаны критерии и уровни сформированности межкультурной коммуникативной толерантности специалиста-кинезотерапевта.

В контексте нашего исследования мы рассматриваем толерантность как «положительное свойство личности в противоположность нетерпимости, и мы приравниваем толерантность к таким качествам, как милосердие и уважение» [7, с. 100].

Таблица 1

Ключевые компетенции специалиста-кинезиолога

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

Формы работы

Личностная

В процессе коммуникативного взаимодействия нормализует душевное состояние пациента

Основана на целостном подходе к человеку в процессе коммуникативного взаимодействия

Самообразование

Когнитивная

Исследование психологических и телесных проблем в процессе коммуникативного взаимодействия

В процессе коммуникативного взаимодействия помогает справиться со стрессом и разрешить неразрешимые проблемы

Самоконтроль

Социальная

Формирование идеологических установок и правил этики

Понимание чужой культуры, учет индивидуальной культурной общности

Толерантное отношение к особенностям культурной общности

Таблица 2

Характеристика критериев оценки уровня сформированности межкультурной коммуникативной толерантности

Критерии

Характеристика

Когнитивный

Совокупность специфических и общих знаний о медицине, психологии, социологии, философии, генетике, информатике и кибернетике

Оценочный

Оценка и анализ причины сбоя компенсаторных механизмов организма человека

Мотивационно-ценностный

Эмпатическое отношение к поведению других людей

Рефлексивный

Признание себя толерантной личностью

Операциональный

Работа в контексте специфических и общих знаний о национальной специфике

Трудно переоценить значение межкультурной коммуникативной толерантности в структуре профессионально важных личностных качеств специалиста по реабилитации, так как уровни ее сформированности отражают эффективность межкультурного общения и влияние коммуникативного взаимодействия между культурами в целом.

В табл. 3 дана характеристика межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога.

В связи с этим невозможно не отметить принципы и причины появления факторов, которые раскрывают человека по отношению к представителю другой культуры» [7, с.49].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что межкультурную компетентность специалиста по реабилитации (реабилитолога, специалиста ЛФК, кинезиотерапевта, физического терапевта, тренера) мы рассматриваем как совокупность знаний, навыков и умений, с помощью которых он может успешно общаться с пациентами из других культур в процессе реабилитационных мероприятий. Обобщив существующие точки зрения, мы можем утверждать, что межкультурная компетентность специалиста по реабилитации обеспечивает грамотную межкультурную коммуникацию в процессе кинезотерапии, позволяя управлять процессом межкультурного взаимодействия.

Таблица 3

Характеристика межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога

Виды коммуникативной толерантности

Уровни межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога

Продуктивный уровень сформированности коммуникативной толерантности

Репродуктивный уровень сформированности коммуникативной толерантности

Адаптивный уровень сформированности коммуникативной толерантности

Когнитивный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога

Сформированы знания

(специфические и общие) к аналитической деятельности о межкультурных особенностях культурной общности

Поверхностные знания о межкультурных особенностях культурной общности

Отсутствует система знаний и смысловое понимание межкультурных особенностей

культурной общности

Оценочный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога

Сформировано толерантное отношение с учетом межкультурных особенностей культурной общности

Неоднозначное отношение к особенностям культурной общности других людей

Нежелание признавать межкультурные особенности культурной общности

Мотивационно-ценностный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога

Стойкий интерес к пониманию межкультурных особенностей других людей. Толерантное отношение к культурной общности

Стабильный интерес к межкультурным особенностям культурной общности других людей

Низкая готовность к восприятию межкультурных особенностей и общности других людей

Рефлексивный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога

Сформировано аналитическое понимание межкультурных особенностей других людей в контексте самоактуализации собственной деятельности

Сформирован самоанализ в понимании межкультурных особенностей других людей с учетом их культурной общности

Точка зрения не связана с осознанием пассивного отношения к желанию понимать межкультурные особенности других людей

Операциональный уровень межкультурной коммуникативной толерантности в структуре личностных качеств кинезиолога

Самостоятельное изучение межкультурных особенностей других людей с учетом их культурной общности

Навыки соответствуют синтетическому этапу в формировании понимания межкультурных особенностей других людей

Навыки соответствуют аналитическому этапу в формировании понимания межкультурных особенностей других людей

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в межличностных и межкультурных коммуникациях между реабилитологом и обследуемым могут проявляться различные способы межкультурного взаимодействия в контексте межкультурной коммуникативной толерантности. Итак, уровень коммуникативной толерантности в процессе межкультурного взаимодействия проявляется в общем отношении к людям, а также в совокупности моральных принципов и психического здоровья. Рассмотрев представленные определения, подчеркнем, что межкультурная коммуникация, как профессиональная компетенция реабилитолога, определяется с точки зрения рассмотрения его профессиональной деятельности и личностных качеств.


Библиографическая ссылка

Белокопытова С.В., Белокопытов Р.Н., Иванов Ю.В., Игнатовская С.Ю. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО РЕАБИЛИТОЛОГА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 15-19;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2422 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674