В Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий» глава государства Касым-Жомарт Токаев одним из семи основных принципов нового экономического курса нашей страны выделяет развитие человеческого капитала и инвестиции в образование нового типа [1]. Опыт стран «Большой семерки» подтверждает, что такой подход к образовательной политике позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять инновационную деятельность, обеспечивая социально-экономическое развитие страны. В свою очередь, международный опыт говорит о том, что качество образования является ключевым и определяющим фактором будущего страны. В этой связи в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 гг. дается анализ отечественной системы образования и науки, освещаются актуальные вопросы, направленные на совершенствование качества образования и науки, так как население Казахстана существенно отстает от многих стран мира по уровню грамотности и компетенций, а также акцентируется внимание на «повышении конкурентоспособности и воспитании личности на основе общечеловеческих ценностей» [2].
На современном этапе происходит существенная трансформация в системе образования, обусловленная высоким темпом научно-технического развития, возрастающим информационным потоком. Начальная школа в условиях обновленного содержания образования характеризуется тем, что учитель, как организатор познавательной деятельности младшего школьника, формирует в процессе обучения активность и самостоятельность по «добыванию» знаний, способность анализировать информацию, развивает разнообразные умения и навыки, а также возможность их применения в жизни, что позволит ему быть мобильным, креативным и готовым к повышению собственной результативности и конкурентоспособности на рынке труда.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования: научные статьи, авторефераты диссертаций, учебная литература, электронные ресурсы. Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе теоретических методов: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и методической литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
В начальных классах обучающиеся сталкиваются с большим объемом информации, которую необходимо усваивать ежедневно, и от того, насколько правильно они могут организовать работу с ней, зависит умение оценить достоверность информации, соотнести ее с имеющимися знаниями, проанализировать события, в ситуации выбора самостоятельно принять решение, обдумать свои действия, руководствуясь здравым смыслом.
Психологи и педагоги отмечают, что дети младшего школьного возраста в учебном процессе сталкиваются с трудностями удержания в памяти полученной информации и ее воспроизведения, так как память зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его интереса к информации, отношения к деятельности, эмоционального настроя, волевых усилий, а поскольку по природе память оптимистична, то приятные воспоминания и переживания удерживаются в памяти дольше, чем неприятные и др. [3]. Важно отметить, что запоминание механическим способом, иначе говоря «зазубривание», которое обучающиеся часто применяют, становится все менее эффективным. Таким образом, возникает необходимость использования более рациональных приемов запоминания, позволяющих облегчить этот процесс и сделать так, чтобы полученная информация надолго и прочно запоминалась младшими школьниками и успешно применялась в различных ситуациях. Одним из таких эффективных приемов запоминания и развития памяти в целом является мнемотехника.
Понятия «мнемотехника» и «мнемоника» рассматриваются как:
− искусство, техника запоминания;
− средство развития памяти обучающихся, а также воображения, мышления, логики, речи;
− комплекс методов и приемов, направленных на процесс запоминания, а с помощью создания искусственных ассоциаций – увеличения объема памяти;
− система внутреннего письма, по порядку фиксирующая в мозг информацию, которая преобразована в комбинации зрительных образов.
Применение мнемотехники в начальной школе значительно облегчает процесс обучения младших школьников, делает его интересным и увлекательным, способствует развитию у обучающихся мыслительных операций.
Анализ психологической, научно-педагогической и методической литературы подтверждает, что проблеме развития памяти и поиску эффективных способов запоминания информации посвящено значительное количество работ. Исследованием данной проблемы занимались зарубежные ученые – Р. Аткинсон, Г. Мюллер, Г. Эббингауз и др.; российские – Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.А. Зиганов П.И. Зинченко, Т.П. Зинченко, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина и др.; казахстанские – М.М. Муканов, Т.Т. Тажибаев, В.К. Шабельников, Ж.И. Намазбаева и др. Поскольку данная проблема является достаточно изученной, в то же время она продолжает оставаться актуальной, особенно в условиях современной реальности, когда поток информации значительно увеличивается с каждым днем.
В психолого-педагогической литературе представлены различные классификации методов и приемов мнемотехники. На основе анализа источников мы придерживаемся следующей классификации, представленной в таблице. На принципе запоминания базируется мнемоническая техника, дающая возможность преодолеть обучающимся неуверенность в себе и трудности при восприятии языка знаков, переводящая его на язык образов.
Классификация методов и приемов мнемотехники
Название метода или приема |
Характеристика |
Пример |
Метод аббревиатур |
Запоминание информации по первым буквам, образующим смысловую фразу |
Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Например, Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь |
Рифмизация (ритмизация) |
Запоминание информации или правила с помощью рифмованных пар слов или словосочетаний |
Проверка парного согласного звука на конце слова: «Парные согласные – самые опасные! В слове ты их проверяй – рядом гласный подставляй!» Например, зуб – зубы, флаг – флаги, глаз – глаза и др. |
Ассоциация |
Нахождение ярких ассоциаций (картинки, фразы, сказки и др.), которые соединяются с запоминаемой информацией |
Запоминание правописания словарных слов: например, слово палатка |
Метод пиктограмм (мнемотаблицы) |
Изображение содержания текста с помощью рисунков |
Каждое слово рассказа изображается особым символом. Например, Солнце скрылось за облаками: |
Прием символизации |
Запоминание с помощью преобразования абстрактных слов в зрительные образы. Слово в образы можно закодировать по-разному |
Для кодирования в сознании многих людей закреплены символы, понятные всем. Например, мудрость – «сова», медлительность – «черепаха», мир – «голубь» и др. Холод – «Лед». Лето – «Солнце». Зима – «Снег». Весна – «Букет тюльпанов». Осень – «Желтый лист» |
Метод римской комнаты |
Запоминание и хранение информации возможно, если в воображении воссоздать пространство |
Мысленно «развешать» опорные слова рассказа по какой-либо хорошо знакомой комнате, и, выступая перед классом, мысленно обходить взглядом данное место |
Педагоги отмечают, что русский язык как учебный предмет начальной школы является самым трудным при изучении в связи с тем, что существует огромное количество правил грамматики, орфографии, пунктуации, а также словарных слов и слов-исключений, не регулируемых правилами. Мнемотехника способна вызвать интерес, облегчить процесс изучения и способствовать эффективному сохранению учебного материала в памяти младших школьников. Приемы мнемотехники формируют у младших школьников умения логического и рационального запоминания, учат работать с информацией: делить на части, выделять главное, классифицировать, сравнивать и т.д., а также наделять абстрактную информацию смыслом и придавать ей эмоциональную окраску.
В ходе обучения младших школьников русскому языку целесообразно использовать: группировку, которая заключается в разделении сведений на отдельные информационные блоки по их смысловому содержанию; аналогию, позволяющую создавать подобия между объектами, являющимися основой образования ассоциаций; классификацию, основанную на графическом расположения материала; деление материала на составные части; схематизацию в процессе изучения орфографии, грамматики; структуризацию для упорядочения взаиморасположения частей, составляющих целое [4]. Данные операции составляют основу мнемоприемов: ассоциативные рисунки, рифмовки, сказки-ассоциации, схематично-рисуночная мнемоника, метод римской комнаты, «материальная (пальчиковая)» мнемотехника и др.
Например, применяя ассоциативный метод мнемотехники для запоминания написания словарного слова, необходимо выполнить рисунок, соответствующий смыслу слова, выделяя в нем только ту букву, которая вызывает затруднения при написании, чтобы избежать «нагромождения» образов.
Рис. 1. Ассоциативные образы словарных слов
’’ |
’ |
“ |
40 |
А |
Держать язык за |
|
Мороз |
Коньки |
Сорока |
Зубами |
Рис. 2. Ребусы, шарады
Процесс рисования становится не только увлекательным, но и полезным, так как обеспечивает наглядность для лучшего запоминания словарных слов, развивает у младших школьников воображение. Варианты ассоциативных образов словарных слов представлены на рисунке 1. Например, ромашка, слово с непроверяемой гласной буквой -о-, дана в виде цветка; аллея представлена двумя елочками, имеющими форму буквы -л-, и др.
При работе со словарными словами учитель может использовать ребусы, шарады, загадки, стихи, фразеологизмы. Рассмотрим некоторые приемы, облегчающие запоминание орфограмм (рис. 2).
Учитель, применяя карточки с изображением знаков – вопросительный («удивленный»), восклицательный («радостный»), точка («нейтральный») – в виде эмоций, заинтересует младших школьников, сконцентрирует их внимание и закрепит в сознании правила постановки пунктуационных знаков в конце предложения.
Обучающиеся при написании словарного слова чаще всего допускают ошибку, тогда как ассоциативный образ позволяет устранить сомнения в букве и предотвратить неправильное написание только в том случае, если он наделен яркостью, необычностью, новизной и связан со словарным словом по определенному признаку, который может быть выражен цветом, формой, назначением, местом расположения и т.д. Например, береза белая, кастрюля как каска, костюм у Кости, медведь любит мёд, петух пел, корабль – волны, собака – хвост и др.
Метод римской комнаты предназначается для запоминания различных последовательностей, так в памяти фиксируется предмет в определенном образе и располагается в пространстве, которое хорошо известно (дорога в школу, детская комната, классная комната и т.д.). Например, обучающиеся с закрытыми глазами мысленно совершают маршрут по классной комнате вместе с учителем, который говорит, что в начале мы «подойдем» к окну и «посадим» во дворе слово «береза», затем к парте и «положим» слово «пенал», далее следует «пройти» к столу учителя и «положить» слово «тетрадь», затем «подойти» к доске и «написать» на ней «февраль», а на дверь «повесить» слово «венок». После выполнения данного упражнения обучающиеся еще раз по просьбе учителя воспроизводят в памяти слова согласно их местонахождению, далее в центре класса устанавливают большую букву «Е», так как только ее следует писать в этих словарных словах. Таким образом мы выделили пять локаций по методу «Римская (классная) комната»: окно, парта, доска, стол, дверь – и такое же количество слов для запоминания: берёза, пенал, тетрадь, февраль, венок. Использование данного метода дает возможность не механически заучивать словарные слова, а осознанно запоминать орфограмму, поскольку она пишется не так, как слышится [5].
Методы и приемы мнемотехники являются универсальными, так как их используют на любом этапе урока: при актуализации знаний можно организовать повторение изученного ранее материала с помощью графических ассоциаций путем воссоздания их на интерактивной, меловой или магнитной доске; презентовать красочно и эффектно новый материал возможно с помощью таких мнемоприемов, как сказки-ассоциации; подведение итога урока, закрепление и обобщение материала путем создания четверостишия, составления графического рисунка или мнемотаблицы.
Применение методов и приемов мнемотехники оправдано тем, что большое количество словарных слов, правил русского языка и исключений из правил, не поддающихся алгоритмизации, является непосильным для обучающихся. Методы и приемы мнемотехники, используемые учителем на уроках русского языка в начальной школе, способствуют:
− развитию положительной мотивации учения, познавательного интереса, мышления, воображения, творческих способностей;
− усвоению учебного материала;
− «разгрузке» мнемических способностей;
− экономии времени и расширения возможностей урока;
− созданию комфортной среды, следовательно, отсутствию стрессовых ситуаций;
− обретению уверенности в своих силах и получению удовлетворения от выполненной работы;
− решению проблемных ситуаций и задач, например: «Буква потерялась», «Тайна словарных слов», «Путаница» и др., в процессе которых обучающиеся думают, рассуждают, обмениваются мнениями, затем формулируют правило;
− исключению авторитарности и императивности процесса обучения.
Заключение
В настоящее время остро стоит проблема грамотного письма, преодолеть которую возможно путем овладения правилами орфографии, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, способствующими формированию у обучающихся орфографической зоркости и грамотности. Большой объем информации младшие школьники получают на уроках русского языка и средствами информационных технологий, ее необходимо обработать, запомнить, а это порой ведет к умственному перенапряжению, предотвратить которое возможно с помощью методов и приемов запоминания информации на основе мнемотехники, что позволяет заменить традиционное заучивание наизусть, сделать запоминание и воспроизведение управляемым, усвоение орфографических и грамматических правил русского языка не только интересным, но и полезным, так как приобретенные знания будут необходимы обучающимся в жизни.
Библиографическая ссылка
Одинцова С.А., Рейбандт О.В., Ренкевич В.В. ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 5-9;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2420 (дата обращения: 23.11.2024).