Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

APPLICATION OF MNEMONICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL

Odintsova S.A. 1 Reybandt О.V. 2 Renkevich V.V. 1
1 Karaganda Buketov University
2 School-Lyceum № 66
The article deals with the efficiency of mnemonics application, it becomes an important tool in the ability to manage the processes of memorizing and reproducing information that are necessary for primary students’ educational activity. The authors present the classification of mnemonic methods and techniques, its brief description. The attention is focused on Russian language, which is one of the most difficult subjects in primary school as students should retain in the memory a large number of lexical units, grammatical structures and rules. The researchers highlight, to avoid rote learning, to prevent forgetting what has been learned, to resolve the difficulties arising in study of grammar rules, spelling, as well as dictionary words and exception words that are not regulated by the rules is possible if students are interested and can apply mnemonics as a result everything will be remembered easily and for a long time. The article considers the examples of some mnemonic methods for memorizing dictionary words, their choice depends on the type of information which should be remembered. Mnemonic techniques are universal, it can be used both at the stage of updating knowledge and while studying new material and knowledge reinforcement.
mnemonics
methods and techniques
memorizing
Russian language
students
primary school

В Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий» глава государства Касым-Жомарт Токаев одним из семи основных принципов нового экономического курса нашей страны выделяет развитие человеческого капитала и инвестиции в образование нового типа [1]. Опыт стран «Большой семерки» подтверждает, что такой подход к образовательной политике позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять инновационную деятельность, обеспечивая социально-экономическое развитие страны. В свою очередь, международный опыт говорит о том, что качество образования является ключевым и определяющим фактором будущего страны. В этой связи в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 гг. дается анализ отечественной системы образования и науки, освещаются актуальные вопросы, направленные на совершенствование качества образования и науки, так как население Казахстана существенно отстает от многих стран мира по уровню грамотности и компетенций, а также акцентируется внимание на «повышении конкурентоспособности и воспитании личности на основе общечеловеческих ценностей» [2].

На современном этапе происходит существенная трансформация в системе образования, обусловленная высоким темпом научно-технического развития, возрастающим информационным потоком. Начальная школа в условиях обновленного содержания образования характеризуется тем, что учитель, как организатор познавательной деятельности младшего школьника, формирует в процессе обучения активность и самостоятельность по «добыванию» знаний, способность анализировать информацию, развивает разнообразные умения и навыки, а также возможность их применения в жизни, что позволит ему быть мобильным, креативным и готовым к повышению собственной результативности и конкурентоспособности на рынке труда.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования: научные статьи, авторефераты диссертаций, учебная литература, электронные ресурсы. Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе теоретических методов: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

В начальных классах обучающиеся сталкиваются с большим объемом информации, которую необходимо усваивать ежедневно, и от того, насколько правильно они могут организовать работу с ней, зависит умение оценить достоверность информации, соотнести ее с имеющимися знаниями, проанализировать события, в ситуации выбора самостоятельно принять решение, обдумать свои действия, руководствуясь здравым смыслом.

Психологи и педагоги отмечают, что дети младшего школьного возраста в учебном процессе сталкиваются с трудностями удержания в памяти полученной информации и ее воспроизведения, так как память зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его интереса к информации, отношения к деятельности, эмоционального настроя, волевых усилий, а поскольку по природе память оптимистична, то приятные воспоминания и переживания удерживаются в памяти дольше, чем неприятные и др. [3]. Важно отметить, что запоминание механическим способом, иначе говоря «зазубривание», которое обучающиеся часто применяют, становится все менее эффективным. Таким образом, возникает необходимость использования более рациональных приемов запоминания, позволяющих облегчить этот процесс и сделать так, чтобы полученная информация надолго и прочно запоминалась младшими школьниками и успешно применялась в различных ситуациях. Одним из таких эффективных приемов запоминания и развития памяти в целом является мнемотехника.

Понятия «мнемотехника» и «мнемоника» рассматриваются как:

− искусство, техника запоминания;

− средство развития памяти обучающихся, а также воображения, мышления, логики, речи;

− комплекс методов и приемов, направленных на процесс запоминания, а с помощью создания искусственных ассоциаций – увеличения объема памяти;

− система внутреннего письма, по порядку фиксирующая в мозг информацию, которая преобразована в комбинации зрительных образов.

Применение мнемотехники в начальной школе значительно облегчает процесс обучения младших школьников, делает его интересным и увлекательным, способствует развитию у обучающихся мыслительных операций.

Анализ психологической, научно-педагогической и методической литературы подтверждает, что проблеме развития памяти и поиску эффективных способов запоминания информации посвящено значительное количество работ. Исследованием данной проблемы занимались зарубежные ученые – Р. Аткинсон, Г. Мюллер, Г. Эббингауз и др.; российские – Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.А. Зиганов П.И. Зинченко, Т.П. Зинченко, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина и др.; казахстанские – М.М. Муканов, Т.Т. Тажибаев, В.К. Шабельников, Ж.И. Намазбаева и др. Поскольку данная проблема является достаточно изученной, в то же время она продолжает оставаться актуальной, особенно в условиях современной реальности, когда поток информации значительно увеличивается с каждым днем.

В психолого-педагогической литературе представлены различные классификации методов и приемов мнемотехники. На основе анализа источников мы придерживаемся следующей классификации, представленной в таблице. На принципе запоминания базируется мнемоническая техника, дающая возможность преодолеть обучающимся неуверенность в себе и трудности при восприятии языка знаков, переводящая его на язык образов.

Классификация методов и приемов мнемотехники

Название метода или приема

Характеристика

Пример

Метод аббревиатур

Запоминание информации по первым буквам, образующим смысловую фразу

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Например, Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь

Рифмизация

(ритмизация)

Запоминание информации или правила с помощью рифмованных пар слов или словосочетаний

Проверка парного согласного звука на конце слова: «Парные согласные – самые опасные! В слове ты их проверяй – рядом гласный подставляй!»

Например, зуб – зубы, флаг – флаги, глаз – глаза и др.

Ассоциация

Нахождение ярких ассоциаций (картинки, фразы, сказки и др.), которые соединяются с запоминаемой информацией

Запоминание правописания словарных слов: например, слово палатка

missing image file

Метод пиктограмм (мнемотаблицы)

Изображение содержания текста с помощью рисунков

Каждое слово рассказа изображается особым символом. Например,

Солнце скрылось за облаками:

missing image file

Прием символизации

Запоминание с помощью преобразования абстрактных слов в зрительные образы.

Слово в образы можно закодировать по-разному

Для кодирования в сознании многих людей закреплены символы, понятные всем.

Например, мудрость – «сова», медлительность – «черепаха», мир – «голубь» и др.

Холод – «Лед». Лето – «Солнце». Зима – «Снег». Весна – «Букет тюльпанов». Осень – «Желтый лист»

Метод римской комнаты

Запоминание и хранение информации возможно, если в воображении воссоздать пространство

Мысленно «развешать» опорные слова рассказа по какой-либо хорошо знакомой комнате, и, выступая перед классом, мысленно обходить взглядом данное место

Педагоги отмечают, что русский язык как учебный предмет начальной школы является самым трудным при изучении в связи с тем, что существует огромное количество правил грамматики, орфографии, пунктуации, а также словарных слов и слов-исключений, не регулируемых правилами. Мнемотехника способна вызвать интерес, облегчить процесс изучения и способствовать эффективному сохранению учебного материала в памяти младших школьников. Приемы мнемотехники формируют у младших школьников умения логического и рационального запоминания, учат работать с информацией: делить на части, выделять главное, классифицировать, сравнивать и т.д., а также наделять абстрактную информацию смыслом и придавать ей эмоциональную окраску.

В ходе обучения младших школьников русскому языку целесообразно использовать: группировку, которая заключается в разделении сведений на отдельные информационные блоки по их смысловому содержанию; аналогию, позволяющую создавать подобия между объектами, являющимися основой образования ассоциаций; классификацию, основанную на графическом расположения материала; деление материала на составные части; схематизацию в процессе изучения орфографии, грамматики; структуризацию для упорядочения взаиморасположения частей, составляющих целое [4]. Данные операции составляют основу мнемоприемов: ассоциативные рисунки, рифмовки, сказки-ассоциации, схематично-рисуночная мнемоника, метод римской комнаты, «материальная (пальчиковая)» мнемотехника и др.

Например, применяя ассоциативный метод мнемотехники для запоминания написания словарного слова, необходимо выполнить рисунок, соответствующий смыслу слова, выделяя в нем только ту букву, которая вызывает затруднения при написании, чтобы избежать «нагромождения» образов.

missing image file

missing image file

missing image file

missing image file

missing image file

missing image file

missing image file

missing image file

Рис. 1. Ассоциативные образы словарных слов

’’

missing image file

missing image file

missing image file

missing image file

40

А

Держать язык за

missing image file

Мороз

Коньки

Сорока

Зубами

Рис. 2. Ребусы, шарады

Процесс рисования становится не только увлекательным, но и полезным, так как обеспечивает наглядность для лучшего запоминания словарных слов, развивает у младших школьников воображение. Варианты ассоциативных образов словарных слов представлены на рисунке 1. Например, ромашка, слово с непроверяемой гласной буквой -о-, дана в виде цветка; аллея представлена двумя елочками, имеющими форму буквы -л-, и др.

При работе со словарными словами учитель может использовать ребусы, шарады, загадки, стихи, фразеологизмы. Рассмотрим некоторые приемы, облегчающие запоминание орфограмм (рис. 2).

Учитель, применяя карточки с изображением знаков – вопросительный («удивленный»), восклицательный («радостный»), точка («нейтральный») – в виде эмоций, заинтересует младших школьников, сконцентрирует их внимание и закрепит в сознании правила постановки пунктуационных знаков в конце предложения.

missing image file

Обучающиеся при написании словарного слова чаще всего допускают ошибку, тогда как ассоциативный образ позволяет устранить сомнения в букве и предотвратить неправильное написание только в том случае, если он наделен яркостью, необычностью, новизной и связан со словарным словом по определенному признаку, который может быть выражен цветом, формой, назначением, местом расположения и т.д. Например, береза белая, кастрюля как каска, костюм у Кости, медведь любит мёд, петух пел, корабль – волны, собака – хвост и др.

Метод римской комнаты предназначается для запоминания различных последовательностей, так в памяти фиксируется предмет в определенном образе и располагается в пространстве, которое хорошо известно (дорога в школу, детская комната, классная комната и т.д.). Например, обучающиеся с закрытыми глазами мысленно совершают маршрут по классной комнате вместе с учителем, который говорит, что в начале мы «подойдем» к окну и «посадим» во дворе слово «береза», затем к парте и «положим» слово «пенал», далее следует «пройти» к столу учителя и «положить» слово «тетрадь», затем «подойти» к доске и «написать» на ней «февраль», а на дверь «повесить» слово «венок». После выполнения данного упражнения обучающиеся еще раз по просьбе учителя воспроизводят в памяти слова согласно их местонахождению, далее в центре класса устанавливают большую букву «Е», так как только ее следует писать в этих словарных словах. Таким образом мы выделили пять локаций по методу «Римская (классная) комната»: окно, парта, доска, стол, дверь – и такое же количество слов для запоминания: берёза, пенал, тетрадь, февраль, венок. Использование данного метода дает возможность не механически заучивать словарные слова, а осознанно запоминать орфограмму, поскольку она пишется не так, как слышится [5].

Методы и приемы мнемотехники являются универсальными, так как их используют на любом этапе урока: при актуализации знаний можно организовать повторение изученного ранее материала с помощью графических ассоциаций путем воссоздания их на интерактивной, меловой или магнитной доске; презентовать красочно и эффектно новый материал возможно с помощью таких мнемоприемов, как сказки-ассоциации; подведение итога урока, закрепление и обобщение материала путем создания четверостишия, составления графического рисунка или мнемотаблицы.

Применение методов и приемов мнемотехники оправдано тем, что большое количество словарных слов, правил русского языка и исключений из правил, не поддающихся алгоритмизации, является непосильным для обучающихся. Методы и приемы мнемотехники, используемые учителем на уроках русского языка в начальной школе, способствуют:

− развитию положительной мотивации учения, познавательного интереса, мышления, воображения, творческих способностей;

− усвоению учебного материала;

− «разгрузке» мнемических способностей;

− экономии времени и расширения возможностей урока;

− созданию комфортной среды, следовательно, отсутствию стрессовых ситуаций;

− обретению уверенности в своих силах и получению удовлетворения от выполненной работы;

− решению проблемных ситуаций и задач, например: «Буква потерялась», «Тайна словарных слов», «Путаница» и др., в процессе которых обучающиеся думают, рассуждают, обмениваются мнениями, затем формулируют правило;

− исключению авторитарности и императивности процесса обучения.

Заключение

В настоящее время остро стоит проблема грамотного письма, преодолеть которую возможно путем овладения правилами орфографии, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, способствующими формированию у обучающихся орфографической зоркости и грамотности. Большой объем информации младшие школьники получают на уроках русского языка и средствами информационных технологий, ее необходимо обработать, запомнить, а это порой ведет к умственному перенапряжению, предотвратить которое возможно с помощью методов и приемов запоминания информации на основе мнемотехники, что позволяет заменить традиционное заучивание наизусть, сделать запоминание и воспроизведение управляемым, усвоение орфографических и грамматических правил русского языка не только интересным, но и полезным, так как приобретенные знания будут необходимы обучающимся в жизни.