Социально-культурная политика нашего государства оказывает поддержку инициативным государственным учреждениям в культурно-творческой среде, разрабатывающим проекты для повышения интеграционных процессов людей с ОВЗ. Культура – это комплекс механизмов, заключающих в себе элементы по социально-культурной адаптации людей с ОВЗ. На сегодняшний день по всей территории нашей родины нашли свою реализацию более 10 тыс. проектов в различных сферах социально-культурной деятельности для людей с особенностями развития. Опыт социально-культурного проектирования рассматривается на практических примерах.
Благодаря реализации государственной программы «Доступная среда» во всех сферах социальной жизни происходят значительные изменения. Все больше людей с ограниченными возможностями здоровья получают возможность посещать различные учреждения, в том числе учреждения культуры, которые не остаются в стороне, в них разрабатываются новые программы, адаптированные для инвалидов различных категорий. Доступная среда в учреждениях культуры создается для того, чтобы удовлетворить интеллектуальные и культурные запросы людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, реализовать их личностный потенциал и организовать досуг, помочь им приобрести социальный опыт. Но если оценивать эту работу шире, то безбарьерная среда влияет на мышление и жизнь обычных посетителей учреждения культуры, помогая им понять, что инвалиды – равноправные члены общества.
Пласт научных исследований в области гуманитарных наук, касающийся темы людей с ограниченными возможностями здоровья, представлен основными идеями таких авторов, как В.И. Скворцов, М.Ш. Тулькова, С.И. Борже. Они первыми весной 1949 г. на базе Московского государственного института официально издали сборник научно-публицистических заметок, посвященный жизни лиц с особым статусом после боевых действий Великой Отечественной войны, где раскрывались социально-бытовые проблемы. В 1960-е гг. ученые М.М. Парин, Ф.А. Снежигижкина и Д.Д. Сиротин провели исследование в области социологии людей с ОВЗ. В 1967 г. в Москве состоялась первая официальная советская научная конференция по защите прав и обязанностей людей с ОВЗ. В 1980-е гг. начинает формироваться научное объяснение механизмов работы с людьми с ОВЗ с точки зрения управления и организации. Ранее в большей степени уклон был сделан на социально-медицинское освещение проблем и задач людей с ОВЗ. Поднимались темы, касающиеся не психологического состояния человека с особым статусом в коллективе, а его социальной обеспеченности, условий нормального проживания и быта.
Материалы и методы исследования
В основу исследования положен системный подход, который обусловил применение общенаучных методов (диалектической логики, индукции, дедукции, анализа и синтеза). Данное исследование также базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретический анализ литературы по теме исследования, анализ документов, материалов периодической печати, методических разработок по теме исследования, наблюдение, проектирование, информативно-целевой анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Социокультурный проект «Театр для всех», приуроченный к году театра в России и реализованный в Москве при помощи фонда Н.П. Кравченко, направлен на создание театральной мастерской, дающей возможность молодым личностям с ОВЗ повысить социальную и культурную компетентность, получить навык практической деятельности.
Проект также помогает формированию социальных навыков. Он не только развивает творческие способности, но и закладывает умения по организации театрального процесса.
Выступление на сцене любительского театрального коллектива людей с ОВЗ на различных муниципальных площадках в различных городах России и залах даёт шанс лицу с ОВЗ принять непосредственное участие в полных циклах по проведению театральных постановок [1]. Особенность таких проектов заключается в том, что молодой человек с особенностями развития выступает не только в роли зрителя и получателя культурных благ, но и автора, постановщика спектакля.
Неблагополучные условия социальной среды и сосредоточенность на заболевании людей с ОВЗ корректируются за счёт театрального искусства. Таким образом, решением проблемы выступает участие личности с ОВЗ в данном социально-культурном проекте. Репетиционные процессы и подготовка в рамках проекта играют большое значение по повышению самооценки статуса людей этой категории. Залог успеха в любительском театральном коллективе заключается в теплых и доброжелательных отношениях к людям с ОВЗ.
Театральная деятельность и появление перед публикой позволяют ощутить коммуникационную связь с творческим театральным коллективом, что будет содействовать социализации и социальной реабилитации людей с ОВЗ. Работа театрального кружка направлена на целостное психофизиологическое развитие личности с ОВЗ: развитие мелкой моторики, тренировка памяти, упражнения по вниманию, улучшение эмоционального интеллекта.
Социально-культурное проектирование для людей с ОВЗ может выполнять функцию причастности личности к традициям классической школы театральной культуры.
Социально-культурный проект «Зазеркалье», реализованный в 2018 г. в г. Ростове, направлен на доступность для человека с ОВЗ театральной среды, содействующей развитию процессов инклюзии и интеграции [2]. Проект направлен на постижение арт-терапевтических и социально-культурных реабилитационных эффектов, получение навыка публичного выступления, снятия психологических барьеров, а также способность «проживать жизнь без слёз».
Человек с ОВЗ занят творческой деятельностью, выходя из узкого круга личных проблем. В проекте затрагивается тема взаимодействия поколений. Говоря о мотивации культурно-досуговой деятельности, нельзя забывать и о пассивной группе инвалидов – зрителях, присутствующих на мероприятиях. Личности с ОВЗ могут познакомиться с новыми людьми, получить определенную информацию, восстановить психологическое равновесие, найти единомышленников [3]. Для людей с нарушением выражения личных мыслей по причине заболевания, есть раздел проекта невербальной практики постановки небольших миниатюр. С помощью жестов и фоновой музыки, звучащей со сцены, люди пытаются донести смысловое содержание творческого фрагмента.
Социокультурный проект «Сказочный домик» в г. Ижевске рассчитан на детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Сюжетно-ролевая театральная игра выполняет функцию содействия для развития разносторонности ребёнка с ОВЗ, полноценных отношений со сверстниками и родителями. Для детей младшего возраста рекомендуется проигрывание и театрализация русских народных сказок. В рамках проекта происходит обсуждение сути содержания сказки по определенным аспектам, которые помогают ребенку представить образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Активизация воображения благотворно влияет на развитие артистичности, подвижности, собранности.
Дети с ОВЗ также благодаря реализации проекта могут выбрать себе любую роль и вместе с взрослыми продумать образ. Они обучаются способности вхождения в роль, постепенно осваивая каждый этап пошагово. Чтобы избежать эмоционального дискомфорта для детей, реализация проекта проходит с педагогами, имеющими не только педагогическое образование, но и медицинское.
Реализация социально-культурного проекта «Интегративный театр» в г. Кольцове ориентирована на вовлечение в креативный процесс детей с ОВЗ, не посещающих образовательные учреждения. Освоение образовательных программ у детей с ОВЗ вызывает большую трудность [4]. Уникальность проекта просматривается в том, что освоение образования происходит через рычаги творческого механизма и реализацию программ через искусство. Подача учебно-развивающего материала происходит в игровой форме с элементами театрализации.
В качестве отличительных особенностей данного проекта можно также выделить:
1. Адаптацию театрального репертуара для постановок с детьми с ОВЗ и авторские разработки сценария со спецификой заболевания.
2. Возможности жанровой вариативности в работах с детьми (живые куклы, миниатюры, хореографические зарисовки).
Задачами данного проекта являются:
- ликвидация дефицита общения детей с ОВЗ;
- развитие эстетического восприятия и формирование интеллектуальных основ соображения для людей с замедленным умственным развитием;
- привитие навыков наблюдательности;
- повышение творческой активности.
Постановки проходят в интернатах, домах престарелых и других социальных учреждениях. Протяженность спектакля зависит от возрастной категории воспитанников.
Ещё одним местом социально-культурной активности людей с ОВЗ считается Российский Арзамасский музей, который зарекомендовал себя как учреждение, проводящее множество специальных инклюзивных программ. Сегодня музей – это не только центр исторической памяти, но и культурная форма, которая становится площадкой для реализации социальных проектов для людей с ОВЗ.
Рассматривая социокультурный проект Арзамасского государственного музея «Музей для всех», следует заметить, что работники музея долго трудились над созданием цикла инклюзивных программ под названием «Дверь в искусство», которые направлены на доступность музейной среды для детей с ограничениями здоровья, адаптацию готовых экспозиций и выставок [5]. Для реализации данного проекта больше времени стало уделяться обучению сотрудников работе с лицами с ОВЗ. Основными источниками подготовки программ были онлайн-семинары, конференции и вебинары, на которых анализировались и обсуждались темы инвалидности, коммуникаций с людьми с различными видами и степенью инвалидности, прослушивались доклады в области рекомендаций по проведению специальных программ, учитывая опыт работы мировых и российских музеев. В механизм обучения были вовлечены все категории специалистов музея. При реализации инклюзивного музейного проекта или программы должны учитываться особенности учреждения: его выставочные залы, возможные маршруты и потребность специальной аудитории.
Экскурсионная деятельность и тематические уроки для детей с особыми потребностями должны отличаться меньшей наполняемостью информацией, временем проведения и особенным эмоциональным фоном. Они нацелены на интеграцию детей с ОВЗ в социокультурный музейный мир, на улучшение личностной и межличностной коммуникации. Если говорить об уровнях сложности и конкретных инструментариях, то они определяются после встречи со специалистом или наставником группы [6]. Зачастую методика и приемы проведения мероприятия изменяются после первого же занятия, так как на практике становится понятно, что требует доработки, а от чего стоит вовсе отказаться.
«Страна незнакомых вещей» – одно из первых мероприятий, которое было адаптировано специалистами музея для реализации с детьми с ОВЗ. Данное культурное мероприятие было переделано в специальную программу. Отличием данного мероприятия является то, что оно рассчитано на несколько лет в отличие от стандартных разовых посещений музея выходного дня. По содержанию каждое занятие для детей с ОВЗ зависит от их возрастной группы и степени подготовленности. Данные мероприятия включают в себя мастер-классы по освоению традиционных техник, изменение числа представленных экспонатов и уровень их информационности. Процесс проведения мероприятия всегда включает в себя игры и интерактив, происходит слияние с подлинными музейными предметами среди аутентичной исторической атмосферы. В итоге происходит вовлечение в интеллектуальную, эмоциональную и духовную сферы.
С 2010 г. в историко-художественном музее для людей с ОВЗ практикуется программа «Без границ», которая представляет небольшой цикл из нескольких тематических мероприятий. Смысловое значение которых заключается в том, чтобы знакомить лиц с ОВЗ с музейными культурными коллекциями разной направленности, что делает возможным изучение редких, ценных предметов и получение информации об истории музейного дела. Все занятия по данному проекту проходят в концертных залах музея и состоят из двух частей: первая – «Теоретическая», включает в себя повествование о структуре музея и его фондах, иногда проводится в формате «вопрос – ответ». Вторая часть – закрепляет освоенный материал через творческие задания.
Инклюзивная программа «Без границ» включает в себя занятия по следующим темам: Я играю в куклы!». Это мероприятие с компонентами кукольного театра является очень действенным средством сплочения, что особенно нужно в деятельности с особенными детьми. В момент постановки участники становятся более коммуникабельными и активными. Это мероприятие способствует развитию интеллекта, находчивости, речевой и двигательной активности. В сою очередь, занятие «Звуки волшебного смычка» знакомит с коллекцией музыкальных произведений. Музыка – это одно из необходимых средств культурного и гармоничного развития ребенка с ОВЗ. Музыкальный образ – это восприятие музыки, которое осуществляется совместно с работником музея. Ребенку предлагается прослушать определенный музыкальный материал, тем самым выйти из реального мира в мир фантазий и попробовать в своём сознании создать ситуацию или некий визуальный образ. После прослушивания он должен описать тот образ, который у него получился. Занятия такой направленности оказывают помощь в раскрытии своих творческих способностей, нормализовав эстетику чувств и восприимчивости. Дети с огромным удовольствием играют на деревянных ложках, трещотках и бубне. В свою очередь, мероприятия по родному краю «Город родной» формирует у ребят с ОВЗ любовь к промыслам и ремеслами родного края. Также данное мероприятие включает в себя ознакомление с деятельностью по валянию и кожевенному плетению. В структуре мероприятия есть небольшое повествование о резьбе по дереву. Дети с ОВЗ среднего возраста могут побывать на мастер-классе по оригами. В специальной зоне разрешается примерить на себя копии древних доспехов. Данное мероприятие служит дополнением к изучению базового уровня истории России в рамках школьной программы для лиц с ОВЗ, расширяет кругозор, корректирует процесс развития личности, тем самым выводя на более высокую ступень социальной адаптации.
Инклюзивная программа для лиц с ОВЗ «Русская душа» способствует формированию интереса к быту и укладу наших предков. Что за обычаи и традиции существовали у наших прадедов? Как была устроена повседневная крестьянская жизнь? На эти вопросы дети с ОВЗ получают ответы во время общения на мероприятии и с интересом учатся носить деревянное коромысло с полными ведрами, изучают устройство русской печки. Они узнают интересные факты. Так, например, недалеко от печки в избе иногда вешали детскую люльку, приносили кадку с водой, ставя на две лавки. В середине избы стоял стол с самоваром и табуретками. На пол расстилали домотканый половик. В красном углу комнаты часто ставилась икона. Дети с ОВЗ могли попить чай из самовара со сладостями, покачать куклу в деревянной люльке, походить по музею в настоящих лаптях.
Основным атрибутом русской избы считалась прялка. Специалисты музея для детей с ОВЗ проводят небольшой мастер-класс по технике работы за прялкой. В экспозиции также представлены элементы крестьянской одежды. Большим вниманием у детей с особенностями развития пользуется полка с патефоном. Они с интересом слушают старые пластинки. Сотрудники музея для поднятия настроения включают их для посетителей музея. Люди с ОВЗ имеют шанс вживую окунуться в мир прошлого века, изучив законы деревенского быта.
Инклюзивная детская программа «Страна рукоделия». На мероприятии дети с ОВЗ познают специфику и красоту музейных коллекций старинных аксессуаров. В творческой части занятия ребятам предлагается мастер-класс по изготовлению платочка в технике набойки.
Заключение
Подводя итог, хочется отметить, что география социального проектирования заметно увеличивается. В различных областях формируются специальные программы и мероприятия для лиц с ОВЗ. Разные учреждения включают в свои планы работы мастер-классы и экскурсии для людей с особыми потребностями. Организационно-административные механизмы участвуют в реализации проектов социально-культурной деятельности, направлены на развитие социализирующих и адаптирующих технологий. Проведенное исследование даёт возможность утверждать, что на сегодня в различных сферах культуры и искусства существуют теоретические и практические разработки социального проектирования для людей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговой деятельности. Необходимо грамотное их внедрение в общественно значимую жизнь.
Библиографическая ссылка
Подкопаев О.А., Некипелов Р.Д. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 6. – С. 15-19;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2402 (дата обращения: 23.11.2024).