Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ANALYSIS OF THE DOMESTIC EXPERIENCE OF SOCIAL DESIGN FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Podkopaev O.A. 1 Nekipelov R.D. 1
1 Samara State Institute of Culture
The article analyzes the domestic experience of social design for people with disabilities in cultural and leisure activities. the geography of social design is noticeably increasing. Today, special programs and events for people with disabilities are being formed in various areas. Various institutions include master classes and excursions for people with special needs in their work plans. In various fields of culture and art, there are theoretical and practical developments of social design for people with disabilities in cultural and leisure activities. It is necessary to introduce them competently into socially significant life. For a long time, people with disabilities (HIA) were considered «objects» only of social and medical care. In 2012, Russia ratified the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities (adopted by UN General Assembly Resolution No. 61/106 of 13.12.2006). Work on creating an accessible environment for people with disabilities began in 2016, when Federal Law No. 419-FZ of 01.12.2014 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Social Protection of Disabled Persons in connection with the ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities» came into force. Thanks to the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, cultural institutions have come to the fore in the inclusion of persons with disabilities in public life. The UN Convention considers the problem of disability as a cultural one: the causes of disability difficulties are primarily social, and they are connected with our culture. Differences in physical or intellectual capabilities become a «disability» only if cultural conditions make them so. The goal of cultural institutions is to break stereotypes, make disabled people part of the cultural space and help them adapt to the environment of a healthy part of the population.
social design
domestic experience
cultural and leisure activities
persons with disabilities

Социально-культурная политика нашего государства оказывает поддержку инициативным государственным учреждениям в культурно-творческой среде, разрабатывающим проекты для повышения интеграционных процессов людей с ОВЗ. Культура – это комплекс механизмов, заключающих в себе элементы по социально-культурной адаптации людей с ОВЗ. На сегодняшний день по всей территории нашей родины нашли свою реализацию более 10 тыс. проектов в различных сферах социально-культурной деятельности для людей с особенностями развития. Опыт социально-культурного проектирования рассматривается на практических примерах.

Благодаря реализации государственной программы «Доступная среда» во всех сферах социальной жизни происходят значительные изменения. Все больше людей с ограниченными возможностями здоровья получают возможность посещать различные учреждения, в том числе учреждения культуры, которые не остаются в стороне, в них разрабатываются новые программы, адаптированные для инвалидов различных категорий. Доступная среда в учреждениях культуры создается для того, чтобы удовлетворить интеллектуальные и культурные запросы людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, реализовать их личностный потенциал и организовать досуг, помочь им приобрести социальный опыт. Но если оценивать эту работу шире, то безбарьерная среда влияет на мышление и жизнь обычных посетителей учреждения культуры, помогая им понять, что инвалиды – равноправные члены общества.

Пласт научных исследований в области гуманитарных наук, касающийся темы людей с ограниченными возможностями здоровья, представлен основными идеями таких авторов, как В.И. Скворцов, М.Ш. Тулькова, С.И. Борже. Они первыми весной 1949 г. на базе Московского государственного института официально издали сборник научно-публицистических заметок, посвященный жизни лиц с особым статусом после боевых действий Великой Отечественной войны, где раскрывались социально-бытовые проблемы. В 1960-е гг. ученые М.М. Парин, Ф.А. Снежигижкина и Д.Д. Сиротин провели исследование в области социологии людей с ОВЗ. В 1967 г. в Москве состоялась первая официальная советская научная конференция по защите прав и обязанностей людей с ОВЗ. В 1980-е гг. начинает формироваться научное объяснение механизмов работы с людьми с ОВЗ с точки зрения управления и организации. Ранее в большей степени уклон был сделан на социально-медицинское освещение проблем и задач людей с ОВЗ. Поднимались темы, касающиеся не психологического состояния человека с особым статусом в коллективе, а его социальной обеспеченности, условий нормального проживания и быта.

Материалы и методы исследования

В основу исследования положен системный подход, который обусловил применение общенаучных методов (диалектической логики, индукции, дедукции, анализа и синтеза). Данное исследование также базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретический анализ литературы по теме исследования, анализ документов, материалов периодической печати, методических разработок по теме исследования, наблюдение, проектирование, информативно-целевой анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Социокультурный проект «Театр для всех», приуроченный к году театра в России и реализованный в Москве при помощи фонда Н.П. Кравченко, направлен на создание театральной мастерской, дающей возможность молодым личностям с ОВЗ повысить социальную и культурную компетентность, получить навык практической деятельности.

Проект также помогает формированию социальных навыков. Он не только развивает творческие способности, но и закладывает умения по организации театрального процесса.

Выступление на сцене любительского театрального коллектива людей с ОВЗ на различных муниципальных площадках в различных городах России и залах даёт шанс лицу с ОВЗ принять непосредственное участие в полных циклах по проведению театральных постановок [1]. Особенность таких проектов заключается в том, что молодой человек с особенностями развития выступает не только в роли зрителя и получателя культурных благ, но и автора, постановщика спектакля.

Неблагополучные условия социальной среды и сосредоточенность на заболевании людей с ОВЗ корректируются за счёт театрального искусства. Таким образом, решением проблемы выступает участие личности с ОВЗ в данном социально-культурном проекте. Репетиционные процессы и подготовка в рамках проекта играют большое значение по повышению самооценки статуса людей этой категории. Залог успеха в любительском театральном коллективе заключается в теплых и доброжелательных отношениях к людям с ОВЗ.

Театральная деятельность и появление перед публикой позволяют ощутить коммуникационную связь с творческим театральным коллективом, что будет содействовать социализации и социальной реабилитации людей с ОВЗ. Работа театрального кружка направлена на целостное психофизиологическое развитие личности с ОВЗ: развитие мелкой моторики, тренировка памяти, упражнения по вниманию, улучшение эмоционального интеллекта.

Социально-культурное проектирование для людей с ОВЗ может выполнять функцию причастности личности к традициям классической школы театральной культуры.

Социально-культурный проект «Зазеркалье», реализованный в 2018 г. в г. Ростове, направлен на доступность для человека с ОВЗ театральной среды, содействующей развитию процессов инклюзии и интеграции [2]. Проект направлен на постижение арт-терапевтических и социально-культурных реабилитационных эффектов, получение навыка публичного выступления, снятия психологических барьеров, а также способность «проживать жизнь без слёз».

Человек с ОВЗ занят творческой деятельностью, выходя из узкого круга личных проблем. В проекте затрагивается тема взаимодействия поколений. Говоря о мотивации культурно-досуговой деятельности, нельзя забывать и о пассивной группе инвалидов – зрителях, присутствующих на мероприятиях. Личности с ОВЗ могут познакомиться с новыми людьми, получить определенную информацию, восстановить психологическое равновесие, найти единомышленников [3]. Для людей с нарушением выражения личных мыслей по причине заболевания, есть раздел проекта невербальной практики постановки небольших миниатюр. С помощью жестов и фоновой музыки, звучащей со сцены, люди пытаются донести смысловое содержание творческого фрагмента.

Социокультурный проект «Сказочный домик» в г. Ижевске рассчитан на детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Сюжетно-ролевая театральная игра выполняет функцию содействия для развития разносторонности ребёнка с ОВЗ, полноценных отношений со сверстниками и родителями. Для детей младшего возраста рекомендуется проигрывание и театрализация русских народных сказок. В рамках проекта происходит обсуждение сути содержания сказки по определенным аспектам, которые помогают ребенку представить образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Активизация воображения благотворно влияет на развитие артистичности, подвижности, собранности.

Дети с ОВЗ также благодаря реализации проекта могут выбрать себе любую роль и вместе с взрослыми продумать образ. Они обучаются способности вхождения в роль, постепенно осваивая каждый этап пошагово. Чтобы избежать эмоционального дискомфорта для детей, реализация проекта проходит с педагогами, имеющими не только педагогическое образование, но и медицинское.

Реализация социально-культурного проекта «Интегративный театр» в г. Кольцове ориентирована на вовлечение в креативный процесс детей с ОВЗ, не посещающих образовательные учреждения. Освоение образовательных программ у детей с ОВЗ вызывает большую трудность [4]. Уникальность проекта просматривается в том, что освоение образования происходит через рычаги творческого механизма и реализацию программ через искусство. Подача учебно-развивающего материала происходит в игровой форме с элементами театрализации.

В качестве отличительных особенностей данного проекта можно также выделить:

1. Адаптацию театрального репертуара для постановок с детьми с ОВЗ и авторские разработки сценария со спецификой заболевания.

2. Возможности жанровой вариативности в работах с детьми (живые куклы, миниатюры, хореографические зарисовки).

Задачами данного проекта являются:

- ликвидация дефицита общения детей с ОВЗ;

- развитие эстетического восприятия и формирование интеллектуальных основ соображения для людей с замедленным умственным развитием;

- привитие навыков наблюдательности;

- повышение творческой активности.

Постановки проходят в интернатах, домах престарелых и других социальных учреждениях. Протяженность спектакля зависит от возрастной категории воспитанников.

Ещё одним местом социально-культурной активности людей с ОВЗ считается Российский Арзамасский музей, который зарекомендовал себя как учреждение, проводящее множество специальных инклюзивных программ. Сегодня музей – это не только центр исторической памяти, но и культурная форма, которая становится площадкой для реализации социальных проектов для людей с ОВЗ.

Рассматривая социокультурный проект Арзамасского государственного музея «Музей для всех», следует заметить, что работники музея долго трудились над созданием цикла инклюзивных программ под названием «Дверь в искусство», которые направлены на доступность музейной среды для детей с ограничениями здоровья, адаптацию готовых экспозиций и выставок [5]. Для реализации данного проекта больше времени стало уделяться обучению сотрудников работе с лицами с ОВЗ. Основными источниками подготовки программ были онлайн-семинары, конференции и вебинары, на которых анализировались и обсуждались темы инвалидности, коммуникаций с людьми с различными видами и степенью инвалидности, прослушивались доклады в области рекомендаций по проведению специальных программ, учитывая опыт работы мировых и российских музеев. В механизм обучения были вовлечены все категории специалистов музея. При реализации инклюзивного музейного проекта или программы должны учитываться особенности учреждения: его выставочные залы, возможные маршруты и потребность специальной аудитории.

Экскурсионная деятельность и тематические уроки для детей с особыми потребностями должны отличаться меньшей наполняемостью информацией, временем проведения и особенным эмоциональным фоном. Они нацелены на интеграцию детей с ОВЗ в социокультурный музейный мир, на улучшение личностной и межличностной коммуникации. Если говорить об уровнях сложности и конкретных инструментариях, то они определяются после встречи со специалистом или наставником группы [6]. Зачастую методика и приемы проведения мероприятия изменяются после первого же занятия, так как на практике становится понятно, что требует доработки, а от чего стоит вовсе отказаться.

«Страна незнакомых вещей» – одно из первых мероприятий, которое было адаптировано специалистами музея для реализации с детьми с ОВЗ. Данное культурное мероприятие было переделано в специальную программу. Отличием данного мероприятия является то, что оно рассчитано на несколько лет в отличие от стандартных разовых посещений музея выходного дня. По содержанию каждое занятие для детей с ОВЗ зависит от их возрастной группы и степени подготовленности. Данные мероприятия включают в себя мастер-классы по освоению традиционных техник, изменение числа представленных экспонатов и уровень их информационности. Процесс проведения мероприятия всегда включает в себя игры и интерактив, происходит слияние с подлинными музейными предметами среди аутентичной исторической атмосферы. В итоге происходит вовлечение в интеллектуальную, эмоциональную и духовную сферы.

С 2010 г. в историко-художественном музее для людей с ОВЗ практикуется программа «Без границ», которая представляет небольшой цикл из нескольких тематических мероприятий. Смысловое значение которых заключается в том, чтобы знакомить лиц с ОВЗ с музейными культурными коллекциями разной направленности, что делает возможным изучение редких, ценных предметов и получение информации об истории музейного дела. Все занятия по данному проекту проходят в концертных залах музея и состоят из двух частей: первая – «Теоретическая», включает в себя повествование о структуре музея и его фондах, иногда проводится в формате «вопрос – ответ». Вторая часть – закрепляет освоенный материал через творческие задания.

Инклюзивная программа «Без границ» включает в себя занятия по следующим темам: Я играю в куклы!». Это мероприятие с компонентами кукольного театра является очень действенным средством сплочения, что особенно нужно в деятельности с особенными детьми. В момент постановки участники становятся более коммуникабельными и активными. Это мероприятие способствует развитию интеллекта, находчивости, речевой и двигательной активности. В сою очередь, занятие «Звуки волшебного смычка» знакомит с коллекцией музыкальных произведений. Музыка – это одно из необходимых средств культурного и гармоничного развития ребенка с ОВЗ. Музыкальный образ – это восприятие музыки, которое осуществляется совместно с работником музея. Ребенку предлагается прослушать определенный музыкальный материал, тем самым выйти из реального мира в мир фантазий и попробовать в своём сознании создать ситуацию или некий визуальный образ. После прослушивания он должен описать тот образ, который у него получился. Занятия такой направленности оказывают помощь в раскрытии своих творческих способностей, нормализовав эстетику чувств и восприимчивости. Дети с огромным удовольствием играют на деревянных ложках, трещотках и бубне. В свою очередь, мероприятия по родному краю «Город родной» формирует у ребят с ОВЗ любовь к промыслам и ремеслами родного края. Также данное мероприятие включает в себя ознакомление с деятельностью по валянию и кожевенному плетению. В структуре мероприятия есть небольшое повествование о резьбе по дереву. Дети с ОВЗ среднего возраста могут побывать на мастер-классе по оригами. В специальной зоне разрешается примерить на себя копии древних доспехов. Данное мероприятие служит дополнением к изучению базового уровня истории России в рамках школьной программы для лиц с ОВЗ, расширяет кругозор, корректирует процесс развития личности, тем самым выводя на более высокую ступень социальной адаптации.

Инклюзивная программа для лиц с ОВЗ «Русская душа» способствует формированию интереса к быту и укладу наших предков. Что за обычаи и традиции существовали у наших прадедов? Как была устроена повседневная крестьянская жизнь? На эти вопросы дети с ОВЗ получают ответы во время общения на мероприятии и с интересом учатся носить деревянное коромысло с полными ведрами, изучают устройство русской печки. Они узнают интересные факты. Так, например, недалеко от печки в избе иногда вешали детскую люльку, приносили кадку с водой, ставя на две лавки. В середине избы стоял стол с самоваром и табуретками. На пол расстилали домотканый половик. В красном углу комнаты часто ставилась икона. Дети с ОВЗ могли попить чай из самовара со сладостями, покачать куклу в деревянной люльке, походить по музею в настоящих лаптях.

Основным атрибутом русской избы считалась прялка. Специалисты музея для детей с ОВЗ проводят небольшой мастер-класс по технике работы за прялкой. В экспозиции также представлены элементы крестьянской одежды. Большим вниманием у детей с особенностями развития пользуется полка с патефоном. Они с интересом слушают старые пластинки. Сотрудники музея для поднятия настроения включают их для посетителей музея. Люди с ОВЗ имеют шанс вживую окунуться в мир прошлого века, изучив законы деревенского быта.

Инклюзивная детская программа «Страна рукоделия». На мероприятии дети с ОВЗ познают специфику и красоту музейных коллекций старинных аксессуаров. В творческой части занятия ребятам предлагается мастер-класс по изготовлению платочка в технике набойки.

Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что география социального проектирования заметно увеличивается. В различных областях формируются специальные программы и мероприятия для лиц с ОВЗ. Разные учреждения включают в свои планы работы мастер-классы и экскурсии для людей с особыми потребностями. Организационно-административные механизмы участвуют в реализации проектов социально-культурной деятельности, направлены на развитие социализирующих и адаптирующих технологий. Проведенное исследование даёт возможность утверждать, что на сегодня в различных сферах культуры и искусства существуют теоретические и практические разработки социального проектирования для людей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговой деятельности. Необходимо грамотное их внедрение в общественно значимую жизнь.