Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЭЛЕКТРОННОМУ ЖУРНАЛУ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Васева Е.С. 1 Христова Ю.А. 1, 2
1 Нижнетагильский государственный социально­педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально­педагогический университет»
2 Нижнетагильский машиностроительный техникум Нижнетагильского технологического института (филиала) УрФУ
На сегодняшний день одним из условий организации единого информационного пространства образовательного учреждения является внедрение системы ведения журналов успеваемости в электронном виде. Этот процесс является повсеместным в школах, в то время как в учреждениях среднего профессионального образования – в большей степени перспективным. Нормативно-правовые документы определяют для образовательного учреждения право самостоятельного выбора подобной системы. Целью статьи является формирование требований к электронному журналу, который может быть внедрен в колледже, на примере Нижнетагильского машиностроительного техникума Нижнетагильского технологического института (филиала) УрФУ. Основаниями для построения ряда требований являлись: анализ оценок фактов внедрения в различных образовательных учреждениях, анкетирование потенциальных пользователей (преподавателей, студентов, родителей), обобщение опыта организации образовательной деятельности в Нижнетагильском машиностроительном техникуме. В результате для системы, которую целесообразно внедрять в Нижнетагильском машиностроительном техникуме Нижнетагильского технологического института (филиала) УрФУ, были определены следующие требования: наличие мобильного приложения, возможность настройки и подсчета показателей успеваемости студентов, возможность получать необходимые статистические и аналитические данные, наличие и возможность настройки системы оповещений пользователей, наличие обратной связи между пользователями системы, облачное хранение данных, службы технической поддержки и справочной информации, бесплатное использование системы, организация работы в системе с помощью нескольких ролей (завуч, педагог, администратор, обучающийся, родитель). Сформулированные требования позволят подобрать конкретную систему, которая обеспечит автоматизацию задач управления образовательной деятельностью.
учреждение среднего профессионального образования
электронный журнал
электронный дневник
система ведения журналов успеваемости в электронном виде
формирование требований
1. Опрос: Треть российских школ перешла на электронные журналы. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/08/14/opros-tret-rossijskih-shkol-pereshla-na-elektronnye-zhurnaly.html (дата обращения: 01.07.2021).
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 01.07.2021).
3. Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130669/ (дата обращения: 01.07.2021).
4. Близнюк И.А., Капитонова Т.А. Электронный журнал и электронный дневник как средства интерактивного взаимодействия между участниками образовательных отношений в начальной школе // Образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Индивидуальный предприниматель Краснова Наталья Александровна, 2016. С. 5–9.
5. Якин Ю.П., Филиппов Р.С. Возможности использования электронного журнала в принятии управленческих решений администрацией школы // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Москва, 25 января 2018 года. М.: «5 за знания». Московский педагогический государственный университет, 2018. С. 441–443.
6. Якушина Е.В., Буланов С.В., Гаврилин И.А. Электронный журнал и виртуальный дневник ученика: комплексная информационная система для современной школы // Школьные технологии. 2010. № 4. С. 65–72.
7. Дунов В.Г. Плюсы и минусы электронного журнала на примере школ Грачевского района Оренбургской области // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. С. 5157–5164.
8. Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. электронные дневники и журналы в школе в оценках учителей // Информационное общество. 2017. № 6. С. 54–60.

На сегодняшний день любое образовательное учреждение сталкивается с необходимостью обрабатывать большой поток документов. Преподаватели ежедневно выполняют множество операций по отбору нужной информации, заполнению учебного журнала, составлению необходимых отчетов. Использование средств автоматизации учебного процесса способствует увеличению скорости выполнения подобных операций, уменьшает вероятность ошибок, обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса. Одними из наиболее популярных инструментов для автоматизации повторяющихся операций являются электронный журнал, а также электронный дневник. Большое количество учебных заведений уже внедрили автоматизированные средства учета успеваемости и посещаемости [1]. Появилась необходимость внедрения электронного журнала и в Нижнетагильском машиностроительном техникуме.

Целью исследования является формирование требований к электронному журналу, который может быть внедрен в Нижнетагильском машиностроительном техникуме Нижнетагильского технологического института (филиала) УрФУ.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании рассматриваются технологии формулирования требований к электронному журналу и дневнику как программному продукту, включающие анализ оценок фактов внедрения в различных образовательных учреждениях, анкетирование потенциальных пользователей (преподавателей, студентов, родителей), обобщение опыта организации образовательной деятельности в Нижнетагильском машиностроительном техникуме Нижнетагильского технологического института (филиала) УрФУ.

Результаты исследования и их обсуждение

Стратегия развития, определенная правительством Российской Федерации, направлена в сторону применения цифровых средств [2]. Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются: создание условий для подготовки кадров цифровой экономики, совершенствование системы образования, обеспечение рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. Если мы говорим о применении новых технологий в профессиональной деятельности, то и при обучении специалистов необходимо применять новые цифровые инструменты. Цифровые инструменты необходимо применять в разных сферах образования: подготовка, обучение, воспитание, контроль качества обученности и обратная связь. Таким образом, происходит привыкание к цифровому взаимодействию и обучающийся получает навык самостоятельного анализа информации, опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, на сегодняшний день не стоит вопрос, использовать или нет систему ведения журналов учета успеваемости в электронном виде, а актуальны вопросы, какую систему выбрать, как внедрить, как правильно использовать.

Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало письмо «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде», в котором говорится о минимальных требованиях, способствующих формированию условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по развитию информационно-образовательной среды образовательных учреждений [3]. Вместе с тем методические рекомендации не ограничивают образовательные учреждения в выборе информационной системы, которая позволила бы фиксировать ход образовательного процесса, отражать основные результаты успеваемости обучающихся, автоматизировать задачи управления образовательной деятельностью.

Таким образом, администрация вправе самостоятельно выбрать систему ведения журналов в электронном виде, исходя их особенностей уровня образования, специфики образовательного учреждения, пожеланий потенциальных пользователей, требований к виду формируемой статистической отчетности и обеспечения безопасности персональных данных.

На сегодняшний день большая часть школ по всей стране активно внедряет системы электронного журнала и дневника. Основываясь на опыте школьного образования, отметим основные преимущества [4–6]:

1. Возможность постоянного доступа к актуальной информации всех пользователей системы.

2. Автоматизированный контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающегося.

3. Контроль образовательного процесса со стороны органов управления образовательного учреждения.

4. Централизованный способ оповещения всех участников образовательного процесса.

5. Получение сводной и детализированной информации в удобном, возможно визуализированном виде, в том числе и в разрезе заданных пользователем измерений.

Вместе с тем существуют определенные трудности, которые могут возникнуть при работе с электронным журналом [7, 8]:

1. Непредвиденные сбои в работе системы.

2. Нестабильная работа интернета.

3. Представление информации в виде, неудобном для восприятия.

4. Неприятие со стороны пользователей необходимости внедрения системы ведения журналов успеваемости в электронном виде.

5. Необходимость в обучении всех пользователей основам работы с системой.

Основными пользователями электронного журнала являются: администрация учебного заведения, педагоги, обучающиеся, родители обучающихся. Для формирования требований к системе ведения журналов успеваемости в электронном виде среди преподавателей, студентов и их родителей в Нижнетагильском машиностроительном техникуме Нижнетагильского технологического института (филиала) УрФУ было проведено анкетирование.

На вопрос «У вас есть возможность работать с компьютером в домашних условиях?» обучающиеся ответили «Да» – 86 %, «Нет» – 14 %, среди педагогов 100 % имеет доступ к компьютеру на рабочем месте, 100 % родителей обучающихся могут воспользоваться компьютером в домашних условиях (рис. 1). Можно сделать вывод, что некоторые ученики не смогут просматривать электронный журнал с помощью компьютера, поэтому при выборе электронного журнала необходимо учесть наличие мобильного приложения.

vaseva1.tif

Рис. 1. Доля пользователей, которые могут воспользоваться компьютером в домашних условиях

На сегодняшний день 50 % педагогов данные об оценках студентов хранят только в бумажном журнале, 50 % педагогов дублируют оценки в блокноте (25 %) или в электронном виде (25 %). Среди педагогического состава 19 % преподавателей используют дополнительные источники хранения информации об успеваемости и посещаемости обучающихся, с целью получения постоянного доступа к необходимым статистическим и аналитическим данным. Поэтому при использовании электронного журнала возможность получения автоматического подсчета необходимых показателей поможет преподавателям сократить время на обработку данных, записанных в бумажном журнале.

Студенты пользуются электронными средствами, например сайтом Нижнетагильского машиностроительного техникума, для получения информации об оценках, расписании и домашнем задании (88 %), преподаватели (91 %) и часть родителей (47 %) также часто посещают сайт (рис. 2). Поэтому студентам и преподавателям не составит труда использовать другой электронный формат получения информации о расписании и оценках по предметам.

vaseva2.tif

Рис. 2. Доля пользователей, которые используют сайт техникума для получения информации

vaseva3.tif

Рис. 3. Доля пользователей, отмечающих необходимость внедрения электронного журнала

Половина родителей студентов узнает информацию от куратора (50 %), другая половина (50 %) – от своего ребенка. Кураторы смогут освободить часть времени, которую занимает составление отчета по оценкам обучающихся для их родителей. При введении электронного журнала родители получат возможность самостоятельно знакомиться с информацией или получать информацию от куратора с помощью настроенной системы оповещения родителей. Поэтому можно сформулировать еще два требования к системе ведения журналов успеваемости в электронном виде: наличие и возможность настройки системы оповещений пользователей, а также возможность обратной связи между пользователями системы.

На вопрос «Нужно ли в техникуме использовать электронный журнал вместо бумажного?» ответили «Да»:

– педагоги – 36 %;

– обучающиеся – 72 %;

– родители – 94 %.

Результаты распределения ответов представлены на рис. 3.

Большинство (75 %) потенциальных пользователей электронного журнала готовы к внедрению новых технологий, 25 % пока не настроены применять электронный журнал. Отметим, что группа опрошенных «Педагоги» показала самый низкий результат (36 %) из всех групп опрошенных. Основные причины: нежелание менять налаженную систему работы, недоверие к новым технологиям, недоверие к сохранности и безопасности данных, нежелание вести двойную работу по заполнению электронного и бумажного журнала. Исходя из полученных результатов, необходимо учесть проведение методического семинара с педагогическими работниками о важности и специфике использования выбранного электронного журнала, а также необходимо учесть наличие методических рекомендаций для педагогов по правилам использования электронного журнала. Относительно непосредственно самой системы необходимо учесть наличие службы технической поддержки и справочной информации.

Каждое учебное заведение имеет право выбирать электронный журнал, который будет оптимально соответствовать техническим и экономическим возможностям. Исходя из опроса администрации образовательного учреждения, был сформулирован ряд требований, которые связаны со стоимостью, обеспечением безопасности персональных данных, распределением прав доступа.

Учитывая данные опроса и специфику учебного заведения, были сформированы основные критерии для выбора электронного журнала:

– наличие мобильного приложения;

– возможность настройки и подсчета показателей успеваемости студентов;

– возможность получать необходимые статистические и аналитические данные;

– наличие и возможность настройки системы оповещений пользователей;

– наличие обратной связи между пользователями системы;

– облачное хранение данных;

– наличие службы технической под- держки;

– наличие подсистемы справочной ин- формации;

– возможность бесплатного использования системы;

– возможность работы в системе с помощью нескольких ролей: завуч, педагог, администратор, ученик, родитель;

– распределение полномочий с учетом определенной роли.

Заключение

Система ведения журналов успеваемости в электронном виде является частью единого информационного пространства образовательной организации. Такая система позволяет организовать взаимодействие участников образовательного процесса, контроль успеваемости обучающихся со стороны администрации и родителей, доступ к информации в любое время. При формулировании требований к такой системе необходимо учитывать специфику образовательной организации, возможности и запросы потенциальных пользователей, уровень автоматизации, которого необходимо достигнуть. В статье на примере Нижнетагильского машиностроительного техникума Нижнетагильского технологического института (филиала) УрФУ были определены требования с учетом специфики образовательного учреждения, опроса потенциальных пользователей, учета мнения администрации. Предложенные требования являются необходимым условием успешного выбора системы, которая будет являться частью информационного пространства образовательного учреждения.


Библиографическая ссылка

Васева Е.С., Христова Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЭЛЕКТРОННОМУ ЖУРНАЛУ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 21-25;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2385 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674