Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Муллер О.Ю. 1 Боталова А.Н. 1
1 БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
Цель статьи – теоретическое обоснование педагогических условий, которые способствуют формированию экономической компетентности студентов педагогического направления. Вопросы формирования данного вида компетентности являются важной задачей при подготовке студентов вузов, что связано с образовательным процессом, который осуществляется с учетом происходящих социально-экономических изменений, отражающихся на содержании науки и образования. Педагогическими условиями являются: разработка дополнительной программы, использование продуктивных технологий, организация самостоятельной деятельности студентов при изучении экономических дисциплин педагогической направленности в вузе. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию экономической компетентности будущих педагогов в условиях вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования экономической компетентности будущих педагогов. Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные педагогические условия приводят к эффективному формированию экономической компетентности будущих педагогов в условиях вуза; предложенные критерии и показатели позволяют диагностировать и оценить уровень сформированности экономической компетентности будущих педагогов. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.
педагогические условия
формирование
экономическая компетентность
педагог
1. Кондратенко Т.В. Экономическая компетентность в сформированности профессиональной компетентности будущего учителя технологии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 5–1 (25). С. 40–43.
2. Петушкова Е.Н. Формирование экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения // Бюллетень науки и практики. 2017. № 1 (14). С. 205–209.
3. Беденко Н.Н., Писарев С.Л. Формирование экономической компетентности студентов в контексте социализации личности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 3. С. 185–193.
4. Кузнецова Н.И. Экономическая компетентность педагога как фактор его профессионального развития // Поволжский педагогический поиск. 2015. № 1. С. 40–42.
5. Шилова О.М. К определению понятий экономическая компетентность и экономические компетенции // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. 2015. № 2. С. 147–151.
6. Глухова Е.Н. Определение содержания экономической компетентности студентов-бакалавров педагогического направления // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 152–155.
7. Булгучева Р.М., Абдуллаева Н.А. Социально-экономическая компетентность педагога как предмет научного анализа // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 2. С. 8–11.
8. Мислицкая А.А. Психолого-педагогический компонент профессиональной компетентности современного педагога. [Электронный ресурс]. URL: http://w.rusnauka.com/40_OINBG_2014/Pedagogica/5_183330.doc.htm (дата обращения: 17.06.2021).
9. Плюта М.В. Педагогические условия формирования экономической компетентности у студентов гуманитарных специальностей вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2010. 22 с.
10. Хаматнурова Е.Н. Критерии оценки сформированности экономической компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Науковедение. 2013. № 5. С. 80.

В рамках процесса реформы образования содержание и структура профессионального обучения в настоящее время адаптируются к современным требованиям рынка труда с целью повышения доступности высококачественных образовательных услуг. Образование, необходимое для обучения и подготовки студентов в традиционной его системе, оказалось неэффективным для обеспечения продуктивности будущих специалистов. Такая ситуация с высшим образованием создана противоречием между потребностями общества в профессиональном обучении в новых социально-экономических условиях и уровнем подготовки преподавателей.

Система образования нуждается в модернизации в контексте инновационного, экономического и социального развития. Кардинально изменилась парадигма образования. Появляются новые методы обучения, современные концепции, теории и идеи, которые, в частности, включены в образовательные стандарты.

Очень важны вопросы воспитания и развития личностных и профессиональных качеств будущих педагогов. Главный результат деятельности высшей школы сегодня – это выпускники, подготовленные к социальной и профессиональной мобильности, саморазвитию и самореализации профессиональной деятельности. Эти черты личности становятся важнейшим показателем качества высшего образования.

Эффективная профессиональная деятельность педагога возможна при совмещении личных экономических ценностей с социальными, отражающимися на результатах образовательной деятельности.

Экономической компетентностью должен обладать выпускник вуза любой специальности, считающийся готовым к ведению профессиональной деятельности в современных условиях нестабильности российской экономики на фоне ее интенсивной цифровизации.

Университет является той деятельностью, в которую включены не только цели, ценности и знания, но и навыки, сильные стороны, которые необходимы такой сфере, как экономика. И именно умения и навыки могут интегрироваться и трансформироваться как характеристика деятельности в сфере экономики.

Профессиональная готовность рассматривается такими учеными, как Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Д.О. Иванов, О.Е. Лебедев, О.И. Панфилова, А.В. Хуторской и др.

Исследования в области подготовки студентов к формированию экономической компетентности студентов педагогического направления были заложены в трудах Н.Н. Беденко, Е.А. Варакиной, И.С. Кобозевой, Г.М. Морозовой, Л.Д. Стариковой и др.

Проводя теоретический анализ экономической компетентности, следует обратить внимание, что вопросы формирования данного вида компетентности являются важной проблемой педагогики при подготовке студентов вузов [1; 2]. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс должен осуществляться, учитывая происходящие социально-экономические изменения, которые отразились на содержании науки и образования.

Анализируя научную литературу, многие исследователи рассматривают «экономическую компетентность» как важный компонент, выражающийся в интеграции экономических показателей, навыков и практической подготовки человека, а также способности принимать решения в различных экономических ситуациях в определенной профессиональной деятельности [3–5].

Говоря об экономической компетентности студентов вузов педагогического направления, необходимо понимать, что экономическое сознание и мышление занимают главенствующие позиции, это связано с основой понимания экономической жизни общества [6]. Получение понимания происходит на основании повышения эффективности производства, основных законов экономического развития, улучшения производственных отношений и управления системами.

Основными направлениями развития у студентов экономических навыков обучения являются:

- приоритет обучения студентов по учебной программе, ориентированной на развитие социально-экономической культуры;

- получение мотивации, знаний, активности и рефлексии;

- повышение профессиональных навыков и др.

По мере того как студенты становятся экономически подготовленными, они осознают свой личный потенциал, устраняют сложные функциональные проблемы и приобретают сознательные, ответственные и творческие знания, навыки и способности. Формирование экономической компетентности студентов относится к учебной программе, которая включает как содержание, так и формы, средства и методы обучения, обеспечивающие экономическое развитие социума.

Экономическая компетентность будущих учителей считается важной чертой тех, кто стремится решать экономические проблемы в образовании и жизни на основе знаний, компетентности, ценностной ориентации и ответственного экономического поведения.

В условиях научно-технического прогресса, социально-экономических изменений общества перед российской системой образования выдвигают новые требования к учебному процессу в вузе: обновление содержания учебных программ, разработка новых стандартов, поиск новых форм и методов обучения. От педагога требуются новые знания, в связи с этим эффективность подготовки студентов может быть обеспечена благодаря реализации определенных педагогических условий [7; 8].

Цель данного исследования – организовать работу по изучению курса «Экономика в образовании», опираясь на разработанные педагогические условия формирования у будущих педагогов экспериментальной группы экономической компетентности.

Материалы и методы исследования

Апробация педагогических условий по формированию экономической компетентности проводилась на базе Бюджетного учреждения высшего образования «Сургутский государственный университет», г. Сургут. В исследовании был задействованы студенты-бакалавры 1–4 курсов (профиль «Технологическое образование»). На формирующем этапе эксперимента в экспериментальных группах со студентами проводилась работа по реализации педагогических условий. В контрольных группах работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя научную литературу, в которой «экономическая компетентность» рассматривается как психолого-педагогическая проблема, многие исследователи рассматривают экономическую компетентность как важный атрибут, выражающийся в интеграции экономических показателей, навыков и практической подготовки человека, а также способность принимать решения в различных экономических ситуациях в определенной профессиональной деятельности.

Говоря об экономической компетентности студентов вузов педагогического направления, необходимо понимать, что экономическое сознание и мышление занимают главенствующие позиции, это связано с основой понимания экономической жизни общества. Получение понимания происходит на основании повышения эффективности производства и реорганизации структуры, основных законов экономического развития, улучшения производственных отношений и управления системами.

По мере того как студенты становятся экономически подготовленными, они осознают свой личный потенциал, устраняют сложные функциональные проблемы и приобретают сознательные, ответственные и творческие знания, навыки и способности. Формирование экономической компетентности студентов относится к учебной программе, которая объединяет содержание, формы, средства и методы обучения, которые обеспечивают экономическое развитие и образование для людей. Это отражается на поведении и финансовых навыках студентов.

Основные задачи, которые необходимо решить в практической реализации процесса формирования экономической компетентности студентов педагогического образования, следующие:

- разработка педагогических условий, способствующих формированию навыков экономической компетентности;

- разработка методики определения уровня формирования экономической компетентности студентов педагогического образования;

- проведение опытно-экспериментальной работы.

Большое значение при выполнении данных задач имеют педагогические условия. Под ними подразумеваются педагогические явления как причины, представляющие собой движущие силы процесса формирования экономической компетентности студентов педагогического образования. Это говорит о том, что выполнение педагогических условий необходимо для обеспечения эффективности процесса реализации задач экономической подготовки будущих учителей [9].

Педагогические условия для эффективного планирования экономической деятельности следует понимать как структуру учебной программы, которая предоставляет каждому обучающемуся, занимающемуся управлением образованием, индивидуальный потенциал и возможность развиваться в соответствии с выбранной образовательной программой. Формы и методы выходят за рамки предлагаемого традиционного обучения.

Таким образом, экономическая компетентность формируется в процессе вузовского образования, для чего должны быть созданы определенные педагогические условия.

Первое педагогическое условие – разработка дополнительной общеразвивающей программы. Это обязательное требование для развития экономических навыков обучающихся. Так, была разработана программа, содержание которой основывается на целостном представлении об экономической жизни общества и законах его развития и государстве с основными принципами и понятиями экономики, способствующая формированию экономического мышления, способности анализировать факты и события с позиции экономической науки. Изучение программы включает в себя просмотр видео-лекций, тесты, анализ ситуационных заданий, презентации и др.

Второе педагогическое условие – использование продуктивных технологий. Данное условие является очень важным, поэтому требует поиска новых методов и средств, повышающих уровень познавательной деятельности будущих педагогов. Немаловажную роль играют такие продуктивные способы, как включение информационных технологий в учебный процесс для создания новой среды обучения. При изучении предмета устанавливаются внешние и внутренние связи. Применение современных методов обучения дает преподавателю возможность контролировать все действия студентов, благодаря чему имеется возможность скорректировать учебную работу студентов.

Третье педагогическое условие – организация самостоятельной деятельности студентов при изучении экономических дисциплин педагогической направленности в вузе. С учетом требований современной системы образования повышается роль психолого-педагогических, социальных, экономических знаний в содержательной сфере конкретных областей; повышается творческий потенциал; интегрируются социально-экономические и образовательные сообщества; применяется междисциплинарный подход как взаимообусловленная система интеграции знаний.

Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы была проведена проверка эффективности подготовки студентов по курсу «Экономика в образовании». Проверка правильности разработанных теоретических положений осуществлялась на базе Сургутского государственного университета. В данном эксперименте приняли участие 48 студентов, поделенные на экспериментальную (23 чел.) и контрольную (25 чел.) группы. Цель данной опытно-поисковой работы состояла во внедрении педагогических условий формирования экономической компетентности в практику образовательного процесса среди студентов.

Вышеизложенная цель позволила выявить ряд соответствующих задач:

– разработать диагностический аппарат для выявления уровня экономической компетентности;

– выявить уровни сформированности экономической компетентности;

– провести сравнительный анализ результатов уровней экономической компетентности на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы

Данная работа была проведена в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

Цель констатирующего эксперимента – выявление начального уровня сформированности экономической компетентности. Данный этап основывался на теоретических разработках эффективности применения продуктивных технологий формирования компетентности. В экспериментальной работе принимали участие студенты экспериментальной и контрольной групп. Для оценки результатов исследования по повышению эффективности подготовки студентов по формированию экономической компетентности на основе изученного курса был разработан комплекс критериев, оценивающий уровень ее сформированности [10]. Результаты начального исследования показали, что экономическая компетентность студентов находится на низком уровне. Данные, полученные в ходе исследования, определили, что нет существенных различий между показателями критериев экспериментальной группы и контрольной.

Формирующий этап данной опытно-поисковой работы был направлен на внедрение в образовательный процесс разработанных педагогических условий формирования экономической компетентности студентов педагогической направленности. С этой целью была разработана программа курса «Экономика в образовании». В результате разработка программы этого курса как средства формирования экономической компетентности студентов показала, что создание электронного курса «Экономика в образовании» помогло самостоятельной работе студентов. Изучив курс, выполнив конкретные упражнения и другие задания для обработки этого материала, студенты приобрели практические навыки и смогли выполнить контрольные мероприятия для проверки усвоенного материала.

На контрольном этапе повторно проводилась диагностика студентов с целью выявления динамики. Данный этап основывался на теоретических разработках критериев оценивания эффективности применения компетентностного подхода в условиях педагогического образования, а именно на мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный критерии.

Заключение

Анализ по выявлению педагогических условий экономической компетентности показал, что экономическая компетентность современных студентов представляет несомненный интерес для исследователей различной области знаний. Этот факт показывает, что уровень сформированности экономической компетентности студентов различного направления, в том числе и педагогического, показывает перспективы развития личности и его профессиональное становление.

На основании полученных результатов на этапе контрольного эксперимента был сделан вывод, что уровень экономической компетентности значительно выше в экспериментальной группе. Данный анализ позволяет нам сделать вывод, что уровень мотивации, знаний и умений у студентов экспериментальной группы значительно выше группы, в которой занятия проводились традиционно.

Таким образом, в результате исследования были теоретически обоснованы и реализованы педагогические условия формирования экономической компетентности будущих педагогов в условиях вуза.


Библиографическая ссылка

Муллер О.Ю., Боталова А.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 11-15;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2383 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674