Двигательная активность – это одна из важнейших функций человека. Человек обладает двумя биологическими паттернами – актами движения и дыхания. Двигательная активность (от лат. activus – потребность в движениях) проявляется в выполнении определенного количества двигательных актов; важно различать недостаточную (гипокинезия), чрезмерную (гиперкинезия) и оптимальную двигательную активность. При этом в XXI в. человек преимущественно не удовлетворяет биологическую потребность в движении, что обусловливает такие проблемы, как лишний вес, а также недостаточное потребление кислорода, которое нарушает метаболические процессы в клетках, тканях и органах. Двигательная активность снизилась до критичного уровня, поскольку люди в большинстве своем не учитывают, насколько важна она для здоровья и благополучия.
Анализ последних исследований и публикаций
По научным данным, не менее 60 % населения в развитых странах не соблюдает необходимый биологический уровень двигательной активности, соответствующий физиологическим нормам и значимый для положительной динамики относительно состояния общего здоровья. Например, «ситуация с состоянием здоровья студентов становится все хуже и хуже год от года. Так, количество студентов, которые из-за состояния здоровья были освобождены от занятий по предмету "Физическая культура", увеличилось почти в четыре раза, с 12 % до 47 %, что было выяснено посредством рассмотрения данных медицинского осмотра учащихся первого, второго и третьего курсов, проведенного в 2016–2017 учебном году, и полученная динамика позволяет говорить о сохранении подобной тенденции среди студентов Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова» [1].
Отсутствие двигательной активности является катализатором, пробуждающим болезни, в том числе и обладающие высоким риском смертности. В глобальном измерении примерно 6 % наступления смертей связано с тем, что лицо практически не проявляло двигательную активность. По значимости этот фактор уступает только высокому артериальному давлению, табакокурению, высокому содержанию глюкозы в крови [2].
По данным ВОЗ, гипокинезия является независимым фактором риска возникновения и обострения течения хронических болезней. Дефицит двигательной активности населения наносит ущерб экономике большинства современных развитых стран, где физическая активность не рассматривается как фактор добычи пищи и удовлетворения базовых потребностей. Правильное рациональное питание и оптимальная двигательная активность на регулярной основе являются основным фактором укрепления и поддержания высокого уровня здоровья в течение всей жизни.
Формулировка целей статьи
Цель исследования заключается в необходимости проанализировать и обобщить научные данные по организации решения проблемы гипоактивности, исследовать рекомендации отечественных и зарубежных исследователей разных стран относительно двигательной активности, оказывающей положительное влияние на здоровье человека.
Методология и теоретическая основа исследования
В данной статье использовался метод анализа научно-методической литературы с целью изучения основных направлений реализации двигательной активности для развития физической подготовленности. Проанализирована отечественная и зарубежная научная литература по вопросу взаимозависимости возрастных периодов в контексте индивидуального физического развития человека (в онтогенезе), а также преимущественно реализуемых доминирующих форм регулярно реализуемого процесса физического воспитания. Прежде всего, это биологические нормы в контексте классификации возрастной морфологии, физиологии.
Изложение основного материала
Согласно общепринятому подходу, физическая подготовленность представляет собой концентрированный результат тренированности организма, при условии, что в этом результате отражается достигнутая субъектом работоспособность в реализуемых двигательных умениях и навыках, воздействующих на эффективность целевой деятельности, в отношении которой проводится тренировка. Для каждого человека важно гармоничное развитие всех физических качеств и свойств человека, независимо от того, являются ли они врожденными или же были унаследованы генетически. Морфофункциональные свойства, способствующие формированию физической, материально воплощенной активности человека, реализуются в наиболее целесообразной для него двигательной деятельности. К упомянутым физическим качествам следует относить силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость, координацию, мобильность и стабильность. Их анализ позволит раскрыть специфику двигательной активности человека как основы его физической подготовленности, что и составляет цель исследования.
Сила обычно рассматривается как «способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий» [3]. При этом принято выделять силу абсолютную и относительную. В качестве абсолютной силы традиционно характеризуют способность субъекта преодолевать значительное сопротивление либо осуществлять противодействие таковому сопротивлению в произвольном напряжении мышц. Что же касается относительной силы, то она особенно важна для женщин и определяется показателями количества абсолютной силы, соотносимыми с килограммом массы тела.
Под выносливостью принято понимать «способность человека преодолевать усталость в процессе двигательной деятельности» [3].
Сходная с ней категория «мышечная выносливость» традиционно рассматривается как свойство мышц, связанное со способностью выдерживать повторяющуюся однообразную либо систематически воспроизводимую интенсивную или статическую работу. Мышечная выносливость находится в прямой взаимосвязи с силой мышц, а также анаэробными запасами сил.
В общую категорию выносливости включается кардио-респираторная выносливость, под которой понимается способность организма выполнять динамическую работу в определенной интенсивности, позволяющей вовлечь в тренировочный процесс максимальное количество крупных групп мышц на протяжении долгого временного промежутка.
Кардиореспираторная выносливость находится в прямой взаимосвязи с аэробными возможностями тренирующихся лиц, способствуя развитию и улучшению качества функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека, тренирующего выносливость в целом и кардиореспираторную выносливость в частности.
Гибкостью принято называть «способность выполнять движения в суставах с максимальной амплитудой» [4]. Это физическое качество зависит от функционального состояния мышц и анатомических особенностей формы, а также строения суставов и суставных сумок. Регулярные растяжения помогут увеличить эластичность мышц, улучшить координацию движений, увеличить амплитуду движений в суставах.
Скоростью называется «способность человека к срочному реагированию на раздражители и умение выполнять движения за минимально короткое время» [5].
Ловкость – это «способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач» [4]. Если человек способен эффективно осуществлять координацию своих движений, реализовать их согласно требованиям определенной техники, эффективно перестраивать свою физическую деятельность в зависимости от тренировочных или иных условий, в которых осуществляется двигательная активность, а также быстро воспринимать и воспроизводить новые физические упражнения, то можно прийти к выводу о его ловкости. Главным компонентом ловкости являются координационные возможности человека.
Координация (движения) представляет собой «способность человека рационально организовывать движения в пространстве, по времени и степени мышечного напряжения, воспроизводить или перестраивать их в зависимости от оперативной ситуации» [6, с. 34].
Мобильность движения – это достижение крайних положений суставов в различных плоскостях; а стабильность движения – это слаженная работа костно-мышечного аппарата без отклонений в траектории. Меткость и реакция относятся к координационным качествам. Общими средствами развития физических качеств являются физические упражнения, которые и составляют двигательную активность, естественные силы природы и факторы личной и общественной гигиены.
В последние десятилетия в разных странах мира двигательная активность стала рассматриваться как мощное средство укрепления здоровья населения. Сегодня двигательная активность преобладает в передовых системах осуществления физического воспитания, служит базисом физической культуры и способствует выработке здорового образа жизни каждого человека. Сведения о рекомендациях относительно двигательной активности в разных странах европейского региона, которые можно использовать для сравнения, стали появляться в результате активных процессов глобализации и интеграции.
Современная система физического воспитания должна основываться на мировых тенденциях, что находит свое подтверждение во многих источниках научной литературы. Так, в соответствии с рекомендациями Американского колледжа спортивной медицины, крайне важным представляется обеспечение баланса программ оздоровительной физической культуры, в том числе направленной на повышение уровня тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной системы, гибкости. Это 3–5 занятий в неделю в течение 15-60 мин [7]. Если в таком режиме двигательной активности в России занимается 6–8 % взрослого населения, то в США – около 60 %, а в Швеции еще больше – примерно 70 %.
Агентство здравоохранения Канады рекомендует накапливать за день 30–60 мин умеренной двигательной активности, возможно, небольшими дозами, например, по 10 мин. Национальное управление здравоохранения Швеции рекомендует двигательную активность умеренной интенсивности каждый день в сочетании с высокой интенсивностью 2–3 раза в неделю.
Управление здравоохранения в Финляндии рекомендует двигательную активность 2 раза в неделю, поскольку такая интенсивность вызывает повышение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания.
В Англии рекомендуется применять двигательную активность средней интенсивности около 60 мин в день, 2 раза в неделю и более для поддержания мышечной силы [5].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует ежедневную двигательную активность в течение 90 мин, из которых 60 мин средней и 30 минут высокой интенсивности; также можно заниматься блоками по 5–10 мин. Достижение эффекта возможно при оптимальном соотношении упражнений на выносливость, гибкость и силу.
Президентский Совет по физической подготовке и спорту США внес рекомендации для детей и подростков, отмечая значимость двигательной активности в течение 60 минут каждый день.
Анализ научных данных поименованных стран позволяет констатировать, что для детей школьного возраста двигательная активность должна включать проведение активных игр, спортивных соревнований, а также бытовой физической активности, в том числе в контексте поездок, осуществления плановых учебных и иных мероприятий.
В рамках осуществления контроля над физической подготовленностью, высокий уровень значимости приобретает учет энергетических затрат в зависимости от видов двигательной активности для детей и подростков, позволит рационализировать ее на пути достижения оптимальных величин. Существует корреляция между двигательной активностью и энергозатратами, что позволяет контролировать пластические процессы организма человека [8]. Результаты энергетических затрат на 1 минуту на 1 кг массы тела сведены в таблицу.
Показатели энергетических затрат при различных видах двигательной активности (в ккал на 1 кг массы в 1 мин)
Вид активности |
Энергозатраты за 1 мин на 1 кг массы тела (кКал ) |
|
Сон |
0,0155 |
|
Утренняя гимнастика |
0,0648 |
|
Личная гигиена |
0,0329 |
|
Уборка постели |
0,0329 |
|
Надевание и снимание обуви и одежды |
0,0281 |
|
Еда сидя |
0,0236 |
|
Отдых стоя |
0,0264 |
|
Отдых сидя |
0,0229 |
|
Отдых лежа без сна |
0,0290 |
|
Езда в автомобиле |
0,0267 |
|
Чистка обуви и одежды |
0,0338 |
|
Стирка мелких вещей вручную |
0,0584 |
|
Мытье посуды |
0,0343 |
|
Мытье окон |
0,0583 |
|
Мытье полов |
0,0618 |
|
Глажка белья |
0,0618 |
|
Умственный труд сидя |
0,0246 |
|
Умственный труд стоя |
0,0293 |
|
Черчение, рисование |
0,0292 |
|
Слушание лекций |
0,0243 |
|
Чтение вслух |
0,0250 |
|
Печать текста |
0,0333 |
|
Школьные занятия |
0,0264 |
|
Ходьба: |
||
3 км/ч |
0,0680 |
|
5 км/ч |
0,0714 |
|
7 км/ч |
0,1548 |
|
Бег: |
||
8 км/ч |
0,1357 |
|
11 км/ч |
0,178 |
|
23 км/ч |
0,320 |
|
Вид активности |
Энергозатраты за 1 мин на 1 кг массы тела (кКал ) |
|
Гимнастика: |
||
разминка |
0,0648 |
|
силовые упражнения |
0,0845 |
|
упражнения с мячами |
0,1280 |
|
упражнения со снарядами |
0,1100 |
|
Езда на велосипеде |
0,1285 |
|
Теннис малый |
0,1285 |
|
Теннис большой |
0,2086 |
|
Бокс: |
1,4444 |
|
упражнения со скакалкой |
0,1033 |
|
упражнения с пневматической грушей |
0,1125 |
|
бой с тенью |
0,1733 |
|
удары по мешку |
0,2014 |
|
Борьба |
0,1866 |
|
Плавание со скоростью 50 м/мин |
0,1700 |
|
Аэробика: |
||
интенсивные беговые упражнения |
1,2675 |
|
скоростно-силовые упражнения |
1,5597 |
|
танцевальные упражнения |
1,0125 |
|
прыжки |
0,9247 |
|
базовые шаги |
0,1548 |
|
Степ-аэробика (низкая ударная нагрузка) |
0,9305 |
|
Степ-аэробика (высокая ударная нагрузка) |
0,2416 |
|
Волейбол (умеренная интенсивность) |
0,7916 |
|
Волейбол (высокая интенсивность) |
1,3611 |
|
Футбол |
1,2500 |
|
Катание на роликах (умеренная интенсивность) |
0,7916 |
|
Катание на роликах (высокая интенсивность) |
1,4166 |
|
Работа: |
||
портного |
0,0321 |
|
переплетчика |
0,0405 |
|
столяра, металлиста |
0,0571 |
|
каменщика |
0,0952 |
|
тракториста |
0,0320 |
|
комбайнера |
0,0390 |
|
огородника |
0,0806 |
|
административно-управленческого аппарата |
0,0250 |
|
швеи, парикмахера, сапожника, косметолога |
0,0429 |
|
строителя |
0,0952 |
|
сельскохозяйственных рабочих |
0,0806 |
|
хозяйственно-бытовая |
0,0573 |
Заключение
Таким образом, представленный системный анализ мировой практики позволяет сделать следующие выводы:
1) двигательная активность улучшает физическую форму, положительно влияет на другие составляющие здоровья, способствует гармоничному развитию человека и укреплению здоровья;
2) активный здоровый человек всегда бодрый и жизнерадостный;
3) достаточная двигательная активность – одно из правил здорового образа жизни и условие роста и развития человека;
4) в обществе должно прочно утвердиться убеждение, согласно которому двигательная активность является эффективным средством укрепления и сохранения здоровья.
Библиографическая ссылка
Вагнер Р.Е., Борисова М.В., Мусохранов А.Ю. ОБОБЩЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ДОКТРИНАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОСНОВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 4. – С. 5-10;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2382 (дата обращения: 21.11.2024).