Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

GENERALIZATION OF FOREIGN DOCTRINAL APPROACHES TO MOTOR ACTIVITY AS A BASIS OF HUMAN PHYSICAL TRAINING

Vagner R.E. 1 Borisova M.V. 1 Musokhranov A.Yu. 1
1 Kemerovo State University
The article provides an analysis in the context of the study of generalized domestic and foreign scientific approaches regarding the essence of physical activity as one of the most important human functions, and also investigates the specificity of the impact of physical activity on the development of human physical qualities. The features of physical activity as a means that have a positive effect on the state of health and general activity of a person, his life expectancy and working capacity have been analyzed. The scientific approaches presented in the Russian and foreign literature regarding the organization of the solution to the problem of hypoactivity in theoretical and practical-applied aspects are generalized. The basic elements of physical fitness have been investigated; it is determined that the main physical qualities include strength, speed, endurance, flexibility, agility, coordination, mobility and stability; disclosed the content of each of the above elements. Sources of scientific information concerning the relationship between the age periods of individual physical development (in ontogenesis) and the dominant forms (types and varieties) of the long-term process of physical education are analyzed. Energy expenditures for various types of physical activity for children and adolescents were taken into account, which made it possible to rationalize the ways of achieving optimal values of physical activity and, accordingly, physical activity as its component.
globalization
integration
physical education
physical activity
physical qualities

Двигательная активность – это одна из важнейших функций человека. Человек обладает двумя биологическими паттернами – актами движения и дыхания. Двигательная активность (от лат. activus – потребность в движениях) проявляется в выполнении определенного количества двигательных актов; важно различать недостаточную (гипокинезия), чрезмерную (гиперкинезия) и оптимальную двигательную активность. При этом в XXI в. человек преимущественно не удовлетворяет биологическую потребность в движении, что обусловливает такие проблемы, как лишний вес, а также недостаточное потребление кислорода, которое нарушает метаболические процессы в клетках, тканях и органах. Двигательная активность снизилась до критичного уровня, поскольку люди в большинстве своем не учитывают, насколько важна она для здоровья и благополучия.

Анализ последних исследований и публикаций

По научным данным, не менее 60 % населения в развитых странах не соблюдает необходимый биологический уровень двигательной активности, соответствующий физиологическим нормам и значимый для положительной динамики относительно состояния общего здоровья. Например, «ситуация с состоянием здоровья студентов становится все хуже и хуже год от года. Так, количество студентов, которые из-за состояния здоровья были освобождены от занятий по предмету "Физическая культура", увеличилось почти в четыре раза, с 12 % до 47 %, что было выяснено посредством рассмотрения данных медицинского осмотра учащихся первого, второго и третьего курсов, проведенного в 2016–2017 учебном году, и полученная динамика позволяет говорить о сохранении подобной тенденции среди студентов Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова» [1].

Отсутствие двигательной активности является катализатором, пробуждающим болезни, в том числе и обладающие высоким риском смертности. В глобальном измерении примерно 6 % наступления смертей связано с тем, что лицо практически не проявляло двигательную активность. По значимости этот фактор уступает только высокому артериальному давлению, табакокурению, высокому содержанию глюкозы в крови [2].

По данным ВОЗ, гипокинезия является независимым фактором риска возникновения и обострения течения хронических болезней. Дефицит двигательной активности населения наносит ущерб экономике большинства современных развитых стран, где физическая активность не рассматривается как фактор добычи пищи и удовлетворения базовых потребностей. Правильное рациональное питание и оптимальная двигательная активность на регулярной основе являются основным фактором укрепления и поддержания высокого уровня здоровья в течение всей жизни.

Формулировка целей статьи

Цель исследования заключается в необходимости проанализировать и обобщить научные данные по организации решения проблемы гипоактивности, исследовать рекомендации отечественных и зарубежных исследователей разных стран относительно двигательной активности, оказывающей положительное влияние на здоровье человека.

Методология и теоретическая основа исследования

В данной статье использовался метод анализа научно-методической литературы с целью изучения основных направлений реализации двигательной активности для развития физической подготовленности. Проанализирована отечественная и зарубежная научная литература по вопросу взаимозависимости возрастных периодов в контексте индивидуального физического развития человека (в онтогенезе), а также преимущественно реализуемых доминирующих форм регулярно реализуемого процесса физического воспитания. Прежде всего, это биологические нормы в контексте классификации возрастной морфологии, физиологии.

Изложение основного материала

Согласно общепринятому подходу, физическая подготовленность представляет собой концентрированный результат тренированности организма, при условии, что в этом результате отражается достигнутая субъектом работоспособность в реализуемых двигательных умениях и навыках, воздействующих на эффективность целевой деятельности, в отношении которой проводится тренировка. Для каждого человека важно гармоничное развитие всех физических качеств и свойств человека, независимо от того, являются ли они врожденными или же были унаследованы генетически. Морфофункциональные свойства, способствующие формированию физической, материально воплощенной активности человека, реализуются в наиболее целесообразной для него двигательной деятельности. К упомянутым физическим качествам следует относить силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость, координацию, мобильность и стабильность. Их анализ позволит раскрыть специфику двигательной активности человека как основы его физической подготовленности, что и составляет цель исследования.

Сила обычно рассматривается как «способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий» [3]. При этом принято выделять силу абсолютную и относительную. В качестве абсолютной силы традиционно характеризуют способность субъекта преодолевать значительное сопротивление либо осуществлять противодействие таковому сопротивлению в произвольном напряжении мышц. Что же касается относительной силы, то она особенно важна для женщин и определяется показателями количества абсолютной силы, соотносимыми с килограммом массы тела.

Под выносливостью принято понимать «способность человека преодолевать усталость в процессе двигательной деятельности» [3].

Сходная с ней категория «мышечная выносливость» традиционно рассматривается как свойство мышц, связанное со способностью выдерживать повторяющуюся однообразную либо систематически воспроизводимую интенсивную или статическую работу. Мышечная выносливость находится в прямой взаимосвязи с силой мышц, а также анаэробными запасами сил.

В общую категорию выносливости включается кардио-респираторная выносливость, под которой понимается способность организма выполнять динамическую работу в определенной интенсивности, позволяющей вовлечь в тренировочный процесс максимальное количество крупных групп мышц на протяжении долгого временного промежутка.

Кардиореспираторная выносливость находится в прямой взаимосвязи с аэробными возможностями тренирующихся лиц, способствуя развитию и улучшению качества функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека, тренирующего выносливость в целом и кардиореспираторную выносливость в частности.

Гибкостью принято называть «способность выполнять движения в суставах с максимальной амплитудой» [4]. Это физическое качество зависит от функционального состояния мышц и анатомических особенностей формы, а также строения суставов и суставных сумок. Регулярные растяжения помогут увеличить эластичность мышц, улучшить координацию движений, увеличить амплитуду движений в суставах.

Скоростью называется «способность человека к срочному реагированию на раздражители и умение выполнять движения за минимально короткое время» [5].

Ловкость – это «способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач» [4]. Если человек способен эффективно осуществлять координацию своих движений, реализовать их согласно требованиям определенной техники, эффективно перестраивать свою физическую деятельность в зависимости от тренировочных или иных условий, в которых осуществляется двигательная активность, а также быстро воспринимать и воспроизводить новые физические упражнения, то можно прийти к выводу о его ловкости. Главным компонентом ловкости являются координационные возможности человека.

Координация (движения) представляет собой «способность человека рационально организовывать движения в пространстве, по времени и степени мышечного напряжения, воспроизводить или перестраивать их в зависимости от оперативной ситуации» [6, с. 34].

Мобильность движения – это достижение крайних положений суставов в различных плоскостях; а стабильность движения – это слаженная работа костно-мышечного аппарата без отклонений в траектории. Меткость и реакция относятся к координационным качествам. Общими средствами развития физических качеств являются физические упражнения, которые и составляют двигательную активность, естественные силы природы и факторы личной и общественной гигиены.

В последние десятилетия в разных странах мира двигательная активность стала рассматриваться как мощное средство укрепления здоровья населения. Сегодня двигательная активность преобладает в передовых системах осуществления физического воспитания, служит базисом физической культуры и способствует выработке здорового образа жизни каждого человека. Сведения о рекомендациях относительно двигательной активности в разных странах европейского региона, которые можно использовать для сравнения, стали появляться в результате активных процессов глобализации и интеграции.

Современная система физического воспитания должна основываться на мировых тенденциях, что находит свое подтверждение во многих источниках научной литературы. Так, в соответствии с рекомендациями Американского колледжа спортивной медицины, крайне важным представляется обеспечение баланса программ оздоровительной физической культуры, в том числе направленной на повышение уровня тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной системы, гибкости. Это 3–5 занятий в неделю в течение 15-60 мин [7]. Если в таком режиме двигательной активности в России занимается 6–8 % взрослого населения, то в США – около 60 %, а в Швеции еще больше – примерно 70 %.

Агентство здравоохранения Канады рекомендует накапливать за день 30–60 мин умеренной двигательной активности, возможно, небольшими дозами, например, по 10 мин. Национальное управление здравоохранения Швеции рекомендует двигательную активность умеренной интенсивности каждый день в сочетании с высокой интенсивностью 2–3 раза в неделю.

Управление здравоохранения в Финляндии рекомендует двигательную активность 2 раза в неделю, поскольку такая интенсивность вызывает повышение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания.

В Англии рекомендуется применять двигательную активность средней интенсивности около 60 мин в день, 2 раза в неделю и более для поддержания мышечной силы [5].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует ежедневную двигательную активность в течение 90 мин, из которых 60 мин средней и 30 минут высокой интенсивности; также можно заниматься блоками по 5–10 мин. Достижение эффекта возможно при оптимальном соотношении упражнений на выносливость, гибкость и силу.

Президентский Совет по физической подготовке и спорту США внес рекомендации для детей и подростков, отмечая значимость двигательной активности в течение 60 минут каждый день.

Анализ научных данных поименованных стран позволяет констатировать, что для детей школьного возраста двигательная активность должна включать проведение активных игр, спортивных соревнований, а также бытовой физической активности, в том числе в контексте поездок, осуществления плановых учебных и иных мероприятий.

В рамках осуществления контроля над физической подготовленностью, высокий уровень значимости приобретает учет энергетических затрат в зависимости от видов двигательной активности для детей и подростков, позволит рационализировать ее на пути достижения оптимальных величин. Существует корреляция между двигательной активностью и энергозатратами, что позволяет контролировать пластические процессы организма человека [8]. Результаты энергетических затрат на 1 минуту на 1 кг массы тела сведены в таблицу.

Показатели энергетических затрат при различных видах двигательной активности (в ккал на 1 кг массы в 1 мин)

Вид активности

 

Энергозатраты за 1 мин

на 1 кг массы тела (кКал )

Сон

 

0,0155

Утренняя гимнастика

 

0,0648

Личная гигиена

 

0,0329

Уборка постели

 

0,0329

Надевание и снимание обуви и одежды

 

0,0281

Еда сидя

 

0,0236

Отдых стоя

 

0,0264

Отдых сидя

 

0,0229

Отдых лежа без сна

 

0,0290

Езда в автомобиле

 

0,0267

Чистка обуви и одежды

 

0,0338

Стирка мелких вещей вручную

 

0,0584

Мытье посуды

 

0,0343

Мытье окон

 

0,0583

Мытье полов

 

0,0618

Глажка белья

 

0,0618

Умственный труд сидя

 

0,0246

Умственный труд стоя

 

0,0293

Черчение, рисование

 

0,0292

Слушание лекций

 

0,0243

Чтение вслух

 

0,0250

Печать текста

 

0,0333

Школьные занятия

 

0,0264

Ходьба:

   

3 км/ч

 

0,0680

5 км/ч

 

0,0714

7 км/ч

 

0,1548

Бег:

   

8 км/ч

 

0,1357

11 км/ч

 

0,178

23 км/ч

 

0,320

Вид активности

 

Энергозатраты за 1 мин

на 1 кг массы тела (кКал )

Гимнастика:

   

разминка

 

0,0648

силовые упражнения

 

0,0845

упражнения с мячами

 

0,1280

упражнения со снарядами

 

0,1100

Езда на велосипеде

 

0,1285

Теннис малый

 

0,1285

Теннис большой

 

0,2086

Бокс:

 

1,4444

упражнения со скакалкой

 

0,1033

упражнения с пневматической грушей

 

0,1125

бой с тенью

 

0,1733

удары по мешку

 

0,2014

Борьба

 

0,1866

Плавание со скоростью 50 м/мин

 

0,1700

Аэробика:

   

интенсивные беговые упражнения

 

1,2675

скоростно-силовые упражнения

 

1,5597

танцевальные упражнения

 

1,0125

прыжки

 

0,9247

базовые шаги

 

0,1548

Степ-аэробика (низкая ударная нагрузка)

 

0,9305

Степ-аэробика (высокая ударная нагрузка)

 

0,2416

Волейбол (умеренная интенсивность)

 

0,7916

Волейбол (высокая интенсивность)

 

1,3611

Футбол

 

1,2500

Катание на роликах (умеренная интенсивность)

 

0,7916

Катание на роликах (высокая интенсивность)

 

1,4166

Работа:

   

портного

 

0,0321

переплетчика

 

0,0405

столяра, металлиста

 

0,0571

каменщика

 

0,0952

тракториста

 

0,0320

комбайнера

 

0,0390

огородника

 

0,0806

административно-управленческого аппарата

 

0,0250

швеи, парикмахера, сапожника, косметолога

 

0,0429

строителя

 

0,0952

сельскохозяйственных рабочих

 

0,0806

хозяйственно-бытовая

 

0,0573

Заключение

Таким образом, представленный системный анализ мировой практики позволяет сделать следующие выводы:

1) двигательная активность улучшает физическую форму, положительно влияет на другие составляющие здоровья, способствует гармоничному развитию человека и укреплению здоровья;

2) активный здоровый человек всегда бодрый и жизнерадостный;

3) достаточная двигательная активность – одно из правил здорового образа жизни и условие роста и развития человека;

4) в обществе должно прочно утвердиться убеждение, согласно которому двигательная активность является эффективным средством укрепления и сохранения здоровья.